культура искусство государственный управление
Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44) .
Проводимые в российском обществе преобразования не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций, отмеченных в Федеральной целевой программе "Культура России (2001 - 2005 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 955:
1. Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение театров, музеев, творческих коллективов и объединений. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. Соответственно появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных условиях.
2. В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. В результате стало уменьшаться влияние культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан.
Культура в настоящее время, как и много лет назад, является одним из важнейших участков деятельности Российского государства, неразрывно связанным с экономической и социально - политической жизнью общества. С правовой точки зрения в целом законодательная основа для развития культурной сферы в нашей стране уже сформирована.
Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года , в том числе: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие жанры и виды искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
С точки зрения формирования межгосударственной позиции по вопросам регулирования культурной сферы наиболее важны следующие международные правовые акты:
Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (Рим, 24 июня 1995 года), Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе (Стамбул, 6 марта 1993 года), Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве (Страсбург, 2 октября 1992 года), Европейская конвенция о трансграничном телевидении (Страсбург, 5 мая 1989 года), Конвенция об охране архитектурного наследия Европы (Гренада, 3 октября 1985 года), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года), Европейская конвенция об охране археологического наследия (Лондон, 6 мая 1969 года), а также многие другие международные акты, направленные в большинстве своем на охрану различных культурных ценностей, формирование единого культурного пространства (мирового или европейского) в той или иной сфере культурной деятельности .
Внутреннее законодательство Российской Федерации в сфере культуры подразделяется на федеральное законодательство (в свою очередь делящееся на законодательные акты и подзаконные нормативные акты) и законодательство субъектов Российской Федерации, также имеющее деление на законодательные и подзаконные нормативные акты. Кроме того, в структуру внутреннего законодательства страны включаются нормативные акты, принятые на уровне местного самоуправления.
Законодательством о культуре установлено четыре уровня компетенции в указанной сфере:
Первый уровень - компетенция федеральных органов государственной власти и управления в области культуры, предусмотренная п. "е" ст. 71 Конституции РФ и ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, включая обеспечение прав и свобод человека в сфере культуры, установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития и др.
Второй уровень - совместная компетенция федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга в соответствии со ст. 38 Основ законодательства Российской Федерации о культуре. В совместную компетенцию включаются: обеспечение прав и свобод человека в области культуры; обеспечение сохранности культурного достояния народов РФ, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры Российской Федерации; осуществление федеральной культурной политики, разработка и реализация федеральных государственных программ культурного развития, их финансового и материально - технического обеспечения; охрана авторского права и смежных прав, права интеллектуальной собственности, права наследования в области культуры; утверждение требований (стандартов) к профессиональному образованию в области культуры; создание условий для культурного развития всех народов и этнических общностей РФ; проведение государственной финансовой политики в области культуры, политики в сфере труда, занятости и оплаты труда работников культуры; финансирование особо ценных объектов культурного достояния народов Российской Федерации.
Третьим уровнем является компетенция органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере (ст. 39 Основ законодательства о культуре).
Законодательство субъектов Российской Федерации в области культуры регулирует обширный круг вопросов.
Четвертый уровень - компетенция, согласно ст. 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, органов местного самоуправления в указанной области.
Рассмотрим некоторые из названных уровней.
1. Формирование структуры законодательства о культуре в нашей стране в том виде, в каком оно систематизировано в настоящее время, берет свое начало с 1992 г., когда был принят Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Этот нормативный правовой акт признал основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, населяющих территорию Российской Федерации. Основными его задачами были признаны обеспечение и защита конституционных прав граждан на культурную деятельность, создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации, определение принципов и правовых норм субъектов культурной деятельности, а также определение принципов государственной политики в области культуры, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
Кроме того, в Основах были закреплены основные понятия и категории, используемые в законодательстве по вопросам культуры, в частности такие, как "культурная деятельность", "культурные ценности", под которыми понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко - культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Таким образом, если ранее главным для отнесения ценностей к категории "культурных ценностей" являлось наличие такого элемента, как акт творчества, то в соответствии с указанным определением данное понимание "культурных ценностей" представляется несколько зауженным.
Действительно, достаточно сложно найти элемент творчества в нравственных и эстетических идеалах или нормах и образцах поведения, в понятиях "культурные блага", "творческий работник", "культурное достояние народов Российской Федерации".
Но главное - было дано понятие государственной культурной политики (политики государства в области культурного развития) как совокупности принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
В то же время нельзя четко определить место Основ законодательства Российской Федерации о культуре в иерархической системе нормативных правовых актов. Во второй статье Основ говорится, из каких нормативных правовых актов состоит законодательство Российской Федерации о культуре, однако лишь по отношению к законодательным актам субъектов Российской Федерации установлено правило, что в случае возникновения разногласий между законодательными актами субъектов Российской Федерации и указанными Основами действуют нормы Основ. Сложнее разрешаются проблемы в случае возникновения противоречий между федеральными законами, регулирующими различные вопросы сферы культуры, и Основами законодательства Российской Федерации о культуре - в связи с тем, что Основы приняты до утверждения всенародным голосованием Конституции Российской Федерации 1993 г., а подавляющее большинство законодательных актов, регулирующих отдельные вопросы в культурной сфере, увидели свет уже после 1993 года и, соответственно, изначально не противоречили Конституции Российской Федерации. Кроме того, по общему правилу, если в законе не указано иное, то в случае противоречия одного законодательного акта другому предпочтение при решении вопроса отдается более позднему и специальному законодательному акту. Поэтому Министерство культуры Российской Федерации совместно с Комитетом по культуре Государственной Думы Российской Федерации и соответствующим комитетом Совета Федерации ведут активную работу по решению этой проблемы.
Проблемы культуры нашли отражение также во многих базисных законодательных актах, таких как:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: в части вопросов изъятия бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей у собственников, установления общих принципов деятельности учреждений и организаций, в том числе некоммерческих, общих принципов гражданского оборота недвижимого имущества, а также вопросов интеллектуальной собственности;
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях: в части административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав, требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), их территорий и зон их охраны и т.д.;
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: по вопросу ответственности за порчу и разрушение памятников истории и культуры, нарушения авторских и смежных прав, контрабанды культурных ценностей; Земельный кодекс РФ: в части определения и порядка установления земель историко-культурного назначения;
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации: по вопросу сохранения исторических населенных мест, памятников истории и культуры в процессе застройки и реконструкции градостроительной среды;
5. Федеральный закон "О некоммерческих организациях": по вопросам правового статуса организаций культуры;
6. Федеральный закон "О благотворительной деятельности";
7. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности": по вопросу лицензирования работ по проектированию и производству работ по реставрации памятников истории и культуры, кинопоказа, изготовления и распространения аудиовизуальных произведений и фонограмм;
8. Бюджетный кодекс Российской Федерации: в части установления принципа финансирования бюджетных учреждений, разработки долгосрочных федеральных целевых программ;
9. Налоговый кодекс Российской Федерации: в части налоговых льгот для организаций и учреждений культуры, осуществляющих определенные виды работ; Таможенный кодекс Российской Федерации: в части льгот на ввозимое оборудование для нужд музеев и предметов искусства.
Кроме того, действует большое количество подзаконных актов, в том числе:
Постановление Правительства РФ "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации";
Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Культура России" (2001 - 2005 годы)";
Постановление Правительства РФ "Вопросы Государственного академического Большого театра России";
Постановление Правительства РФ "Вопросы Министерства культуры Российской Федерации";
Постановление Правительства РФ "О порядке бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет" и др.
Огромное количество нормативных правовых актов издано федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление и регулирование в сфере культуры.
Таким образом, помимо базового закона - Основ законодательства Российской Федерации о культуре - практически по всем направлениям культурной жизни в стране приняты специальные нормативные правовые акты, регулирующие особенности государственного воздействия в той или иной области.
В федеральных нормативных правовых актах о культуре существует множество противоречивых положений. Выделим следующие проблемные моменты:
В самих Основах присутствуют нормы, которые противоречат друг другу. Например, ст. 37 и 38, комментирующие, соответственно, компетенцию федеральных органов государственной власти и совместную компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повторяют одно и то же положение, касающееся прав и свобод человека в области культуры;
В законодательных и подзаконных актах, изданных в развитие Основ законодательства Российской Федерации о культуре, как правило, не находят отражения льготы в той или иной области (например, по вопросу льготных условий доступа творческих работников к соответствующим учреждениям образования, библиотекам, музеям, архивам и другим организациям культуры). Эта норма присутствует только в Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, остальные нормативные правовые акты вообще умалчивают о такой льготе, не говоря уже об определении механизма ее реализации;
Постановление Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" предусматривает значительный блок льгот для театров. Однако льготы по налогам должны предусматриваться законодательными, а не подзаконными актами;
В сфере культуры действует огромное количество актов, регулирующих большинство направлений культурной деятельности. А вот по вопросам концертной деятельности нет специализированного нормативного акта, несмотря на то что эта сфера крайне специфична, и в процессе деятельности концертных организаций возникает множество проблем, в частности связанных с механизмом государственной поддержки концертных организаций;
В противовес мировой практике из перечня лицензируемых видов деятельности в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" были исключены архитектурная и музейная деятельность, а также оборот антиквариата.
Таким образом, с учетом изменяющейся социально - экономической и психологической атмосферы назрела необходимость внесения соответствующих изменений в действующие правовые нормы, а также принятия новых нормативных правовых актов, отражающих складывающиеся общественные отношения в сфере культуры.
В соответствии с п. "г" и "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности и общие вопросы культуры относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Кроме того, по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации заключаются соответствующие договоры. Разрешение вопросов по разграничению собственности также осуществляется на основании соглашений (договоров) о разграничении собственности между Российской Федерацией и соответствующим субъектом Российской Федерации. Однако несмотря на наличие указанных положений по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, зачастую возникают многочисленные коллизии, так как отсутствуют заключенные соглашения о разграничении собственности между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, особенно по вопросам памятников истории и культуры.
Совокупность законодательных актов, разработанных и принятых субъектами Российской Федерации, включает более 200 законов. Поэтому мы рассматриваем только те, которые регулируют наиболее общие, основные отношения в области организации культурной деятельности.
В субъектах Российской Федерации законодательное регулирование вопросов культуры пошло двумя различными путями.
В республиках приняты законы, основные положения которых практически полностью совпадают с основными положениями федеральных законодательных актов. При этом нередко происходила подмена действия федерального закона на территории республик действием республиканского.
В других субъектах Российской Федерации (областях, краях, автономных образованиях) законодатели стремились закрепить в большинстве своем нормы, конкретизирующие нормы федерального законодательства, а также принять нормы в развитие федерального законодательства.
Следует отметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации вообще не принято на данный момент никаких законов в развитие федерального законодательства. Все регулирование в области культуры здесь осуществляется путем издания главами субъектов и различными органами исполнительной власти подзаконных нормативных актов. Это касается Хабаровского края, Новгородской, Новосибирской, Пензенской, Саратовской, Самарской областей и других регионов.
Первое направление представлено законами субъектов Российской Федерации, в которых дублируются тексты Основ законодательства Российской Федерации о культуре и иных федеральных законов в сфере культуры вплоть до нумерации статей и пунктов в статьях. Законотворчество на уровне субъекта Российской Федерации проявляется лишь в незначительных дополнениях и изменениях исходного документа - текста Основ законодательства Российской Федерации о культуре - и иных федеральных законов в этой сфере.
Наиболее показательными с этой точки зрения являются, в частности, Закон Республики Бурятия "О культуре" от 1 февраля 1996 года N 246-1, Закон Республики Башкортостан "О культуре" от 13 июля 1993 года N ВС-18/19 (в редакции Законов от 28 января 1998 года N 133-з, от 23 июня 2000 года N 78-з), Закон Республики Адыгея "О культуре" от 15 июля 1998 года N 87.
Отметим, что даже незначительные дополнения и изменения исходного текста федерального закона, осуществленные субъектом Российской Федерации и легализованные им в тексте соответствующего закона, демонстрируют общие подходы, господствующие на уровне данного субъекта, и взаимоотношения между центром и территорией. Так, в ст. 7 Основ законодательства РФ о культуре, Законах "О культуре" республик Башкортостан и Адыгея речь идет об обязательности культурных аспектов в государственных или республиканских программах развития. В то же время в Законе "О культуре" Республики Бурятия в указанной статье речь идет лишь о статусе культуры в государственных и иных программах развития Республики.
И подобные примеры можно продолжить. В Основах законодательства Российской Федерации о культуре и разделе втором Закона Республики Башкортостан "О культуре" говорится о правах и свободах человека в области культуры. Однако Закон "О культуре" Республики Адыгея вообще не содержит таких норм. А в Законе Бурятии этот раздел среди прав и свобод народов и иных этнических общностей в области культуры называет право на культурно - национальную автономию, право на открытие культурно - национальных организаций соотечественников за пределами Республики и культурно - национальных организаций иных государств в Республике. А ведь известно, что Российская Федерация самостоятельно реализует на своей территории соглашения и иные акты, регулирующие отношения России в области культуры с другими государствами, объединениями государств, а также международными организациями.
В Законах "О культуре" республик Бурятия и Башкортостан содержится понятие суверенитета в области культуры, хотя согласно Конституции РФ и разъяснениям Конституционного Суда РФ суверенитет является признаком государства, а не национально - территориальных и административно - территориальных образований.
В соответствии со ст. 12 Закона "О культуре" Республики Башкортостан каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются республиканским законодательством. Однако эти нормы должны устанавливаться федеральным законодательством. Таким образом, республиканский законодатель вторгся в компетенцию федерального законодателя, явочным порядком присвоив себе право установления ограничений доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что, казалось бы, незначительные изменения и дополнения в законах субъекта Российской Федерации приводят к тому, что часть норм регионального законодательства вступает в противоречие с федеральным законодательством и Конституцией Российской Федерации, установившей, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 76). Конституцией РФ и законами субъектов РФ установлено, что в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ по предметам совместного ведения действует федеральный закон.
Таким образом, несмотря на сложившуюся на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации систему законодательных и подзаконных нормативных актов по вопросам культурной деятельности, в системе указанных актов существуют пробелы и противоречия и на федеральном, и на региональном уровнях, которые требуют устранения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Итак, после того, как нами были рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организаций культуры и искусства, мы считаем необходимым изучить вопросы управления сферой культуры. Этому посвящен следующий раздел данной работы.
Государственная культурная политика на национальном и региональном уровнях является макроинструментом управления культурным процессом в стране. Культурная политика закладывает систему координат - идейных ориентиров, в соответствии с которыми выстраивается собственно управленческая деятельность государства по отношению к культуре. Эта деятельность осуществляется с помощью ряда инструментов.
Законодательство - система законодательных и нормативных актов, действующих в сфере культуры и регулирующих общественные отношения в сфере культуры. Законодательство включает постановления, указы, приказы, письма, распоряжения, решения и иные законодательные и нормативные акты, принятые федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными органами исполнительной власти.
Собственность - государственное имущество в виде недвижимости (здания, сооружения, земельные участки) и других материальных ценностей, которое государство предоставляет создаваемым (учреждаемым) им учреждениям культуры для использования в их деятельности.
Финансирование - обеспечение денежными средствами из федерального, регионального и местного бюджетов деятельности учреждений культуры и искусства, направленной на выполнение государственного задания, а также на осуществление специальных государственных программ и проектов.
Контроль и организационная поддержка - деятельность государственных органов управления культурой, направленная на методическую, правовую, экспертно-аналитическую, информационную и другую помощь учреждениям культуры и на проверку соответствия их деятельности заявленным целям.
Подготовка кадров - система профессионального обучения и профессиональной переподготовки специалистов в сфере культуры и искусства, осуществляемая в государственных образовательных учреждениях (средних и высших специальных учебных заведениях, на курсах повышения квалификации), и контроля за соблюдением соответствующих государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях и организациях вне зависимости от формы их собственности и ведомственной принадлежности (лицензирование, аккредитация).
Стимулирование меценатства (благотворительности ) - предоставление государством налоговых и иных льгот коммерческим предприятиям и частным лицам, способствующее оказанию организациям и деятелям культуры и искусства финансовой и материальной помощи.
Законодательная база сферы культуры
Государственная культурная политика есть осуществление согласования интересов художника, публики, общества и государства. Основой такого согласования, гарантирующей закрепление прав и обязанностей сторон, являются законодательные акты в сфере культуры и искусства: законы, указы, постановления и другие документы, имеющие силу закона.
Указ Президента от 24.12.2014 № 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" является документом, ознаменовавшим собой начало нового исторического этапа во внутренней политике нашего государства, когда культура возводится в ранг ее приоритетов. Культура признается основой экономического процветания и государственного суверенитета, а государственная культурная политика входит как неотъемлемая часть в стратегию национальной безопасности.
Такая постановка вопроса возвращает культурную политику нашего государства в ее традиционное русло и указывает на совершающийся исторический поворот в оценке культуры, в самой ее трактовке в контексте государственного строительства, особенно в сравнении с предыдущим периодом - от развала СССР в 1991 г. до принятия настоящего закона в 2014 г.
Период становления постсоветского государства был тяжелым для всех сфер жизнедеятельности общества, при этом социально значимые сферы - образование, здравоохранение и культура - оказались в особенно критическом состоянии. Определенные положительные сдвиги в экономике наметились в 2000-х гг. В 2008 г. была принята Концепция долгосрочного развития РФ (Концепция-2020), которая провозгласила переход страны на инновационный, социально ориентированный путь развития. В Концепции говорится о важности развития человеческого потенциала, при этом основной упор делается на науку и образование. Программа антикризисных мер Правительства РФ, принятая вслед за Концеицией-2020, не содержит раздела, посвященного антикризисным мероприятиям в сфере культуры. Проблема дефицита бюджета регулярно оборачивалась сокращением расходов на культуру и искусство.
Отношение к сфере культуры ярко выразилось в том факте, что деятельность организаций культуры и искусства была отнесена в разряд услуг. В результате возникла просто анекдотическая ситуация: в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) "услуги" учреждений культуры попали в раздел "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг".
В течение всего постсоветского 20-летнего периода финансово-экономические ведомства настойчиво пытались оценивать культуру исключительно с точки зрения ее экономической составляющей, втиснуть ее в рамки рыночных отношений. Сфера культуры воспринималась как убыточная для государственного бюджета и обременительная для государства.
Новый законодательный акт преодолевает эти опасные для общества и государства тенденции, освобождает культуру от прокрустова ложа утилитарных рыночных категорий и указывает на ее истинную роль: "Россия - страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала".
Будущее страны тесным образом связывается в документе с будущим ее культуры: "Современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса. Культура России - такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально- экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире".
Указ о государственной культурной политике появился на свет в тот момент, когда в мире углубился кризис капиталистической системы, которая пытается продлить свое существование за счет подавления и подчинения развивающихся стран и стран бывшей социалистической системы. Назревает новый геополитический передел, в котором территория России является для так называемой мировой элиты самым желанным "куском".
В этой связи для нашей страны чрезвычайно возросла необходимость укрепления государственности и национальной безопасности, единения всего народа, сознания собственной цивилизационной самобытности и собственного достоинства. Все эти идеи нашли отражение в Указе Президента "Об утверждении Основ государственной культурной политики". Культура в ее фундаментальном понимании лежит в основе самоидентификации народа, т.е. в отождествлении гражданином себя с историей страны, с ее героическими военными и трудовыми подвигами, нравственными и духовными идеалами. В "Основах" указывается на ценностно-формирующее влияние православия, русского языка и русской культуры на традицию дружественных межнациональных отношений в нашем многонациональном государстве. Путь к более высокому качеству общества видится через "формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности", воспитание патриотизма, через передачу новым поколениям "свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности".
В Указе Президента "Об утверждении Основ государственной культурной политики" излагаются цели и принципы государственной культурной политики, а также ее задачи в следующих областях:
культурное наследие народов Российской Федерации;
осуществление всех видов культурной деятельности и развитие связанных с ними индустрий;
гуманитарные науки;
русский язык, языки народов Российской Федерации, отечественная литература;
расширение и поддержка международных культурных и гуманитарных связей;
воспитание;
просвещение;
детское и молодежное движение;
формирование информационной среды, благоприятной для становления личности.
Для реализации поставленных целей и задач Указ предусматривает комплексное совершенствование системы управления, создание новых структур (институтов). Одним их главных новообразований станет координационный орган , на который будет возложено организационное, аналитическое и информационное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики. Ресурсное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики будет возложено на Российский фонд культурного развития.
Важно запомнить!
Наличие законодательной основы в управлении сферой культуры трудно переоценить, особенно в переходные моменты истории государства.
Огромную роль в сохранении культурного наследия страны сыграли в свое время постановление Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 № 447-1 "О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР" (о запрете на приватизацию ценностей, хранящихся в государственных музеях, архивах и библиотеках, а также на их безвозвратный вывоз за рубеж) и постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 19.04.1991 № 1045-1 "О мерах по социально-экономической защите культуры и искусства в условиях перехода к рыночным отношениям" (о сохранении всех видов налоговых льгот для творческих союзов).
В 1992 г. был принят ключевой документ в законодательной базе сферы культуры - "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". В нем впервые закреплены в развернутом виде права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры, установлены обязанности государства в области культуры, разделены компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, определены принципы государственного финансирования и регулирования экономической деятельности сфере культуры, установлены принципы участия в международных культурных обменах.
В Законе РФ от 09.07.1992 № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (далее - Закон № 3612-1) четко прописаны права и свободы граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации в области культуры (разд. II, III): граждане страны имеют право на культурную деятельность, творчество, личную культурную самобытность, право на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование. Государство гарантирует гражданам право собственности в области культуры, право создавать организации, учреждения, предприятия, общественные объединения в области культуры, вывозить за границу результаты своей творческой деятельности, на культурную деятельность в зарубежных странах. Иностранные граждане и лица без гражданства уравниваются с гражданами Российской Федерации в правах в области культуры.
Народам и иным этническим общностям Российской Федерации гарантируется право на сохранение и развитие их культурно-национальной самобытности, право на культурно-национальную автономию. Государство гарантирует свой протекционизм (покровительство) в отношении культур малочисленных этнических общностей, моральную, организационную и материальную поддержку культурно-национальным организациям соотечественников за пределами Российской Федерации.
Государство в лице Правительства РФ закрепляет в Законе свои обязанности по сохранению культурного достояния народов Российской Федерации, в том числе общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных фондов (разд. IV).
Закон регулирует отношения государства и творческих работников (разд. V), гарантируя творческим работникам свободу, моральные, экономические и социальные права, содействуя созданию творческих союзов и других организаций творческих работников, предоставляя им возможность участвовать в разработке культурной политики. Закон гарантирует невмешательство государства в деятельность этих организаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Закон закрепляет обязанности государства в области культуры (разд. VI), которые включают разработку и ресурсное обеспечение федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, преодоление монополии в области культуры, создание условий для самореализации талантов, особенно по отношению к творческой молодежи, обеспечение приоритетных условий для национальных культур Российской Федерации, ведение статистики культуры, обеспечение независимой оценки качества услуг и информационной открытости организаций культуры.
В разд. VII "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" разграничиваются полномочия в сфере управления культурой между тремя уровнями государственной власти: федеральными органами, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Экономическое регулирование в области культуры (разд. VIII) осуществляется государством с помощью учредительных функций органов государственной власти. При этом Закон предоставляет право учредительства как органам государственной власти (Правительству Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям), так и юридическим и физическим лицам. Особенности управления организацией культуры должны быть изложены в уставе организации культуры.
Закон отрицает возможность приватизации в отношении культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе культурных ценностей, хранящихся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, в картинных галереях, на предприятиях художественной промышленности и традиционных народных промыслов, а также в отношении помещений и зданий, где они расположены.
В отношении финансирования организаций культуры сказано, что организация покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений.
В данном разделе отражены также такие вопросы, как приносящая доходы деятельность государственных и муниципальных организаций культуры, внешнеэкономическая деятельность в области культуры, цены и ценообразование в области культуры, взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности, социальная поддержка работников культуры.
Раздел IX посвящен вопросам культурных обменов Российской Федерации с зарубежными странами.
В разделе X говорится об ответственности за нарушение законодательства о культуре.
Важно запомнить!
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре" стали стимулом интенсивной нормотворческой деятельности в сфере культуры.
Закон многократно редактировался, последняя редакция была проведена в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 256-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования".
Среди других важнейших законов в сфере культуры и искусства следует назвать следующие:
Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей";
Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле" (далее - Закон "О библиотечном деле");
Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
Указ Президента РФ от 01.07.1996 № 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации";
Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации";
Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах"; постановление Правительства РФ от 25.03.1999 № 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации";
Федеральный закон РФ от 25.06.2002 № 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия".
Кроме специальных законов в сфере культуры и искусства, законодательная деятельность в этой области опирается на основополагающие российские законы, такие как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ, "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 № 174-ФЗ, "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 № 24-ФЗ и др.
Большое значение в законотворческом процессе имеет Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, созданный Указом Президента РФ от 01.07.1996 № 1010. Данный Совет "является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, созданным для информирования главы государства о положении дел в сфере культуры и искусства, обеспечения его взаимодействия с творческими объединениями, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции, выработки предложений Президенту Российской Федерации по актуальным вопросам государственной политики в области культуры и искусства" .
В положении о Совете выделяются его основные задачи:
"выработка предложений Президенту Российской Федерации но определению приоритетных направлений государственной политики в области культуры и искусства и мер, направленных на ее реализацию;
систематическое информирование Президента Российской Федерации о положении дел в сфере культуры и искусства в России и за рубежом;
проведение по поручению Президента Российской Федерации экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам культуры и искусства и подготовка соответствующих предложений;
рассмотрение вопросов, касающихся присуждения Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства, и подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
выработка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с творческими объединениями, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции;
обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, относящихся к сфере культуры и искусства и имеющих важное государственное значение".
В подготовке законов используется практика парламентских слушаний". согласно Конституции РФ (ч. 3, ст. 101) обе палаты Федерального собрания (высшего органа законодательной власти) - Совет Федерации и Государственная дума - проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
В парламентских слушаниях участвуют ведущие деятели культуры и искусства, представляющие все регионы страны, представители министерств и ведомств сферы культуры. Итоги парламентских слушаний формулируются в рекомендациях, которые но окончании слушаний отправляются по всем субъектам Федерации для обсуждений на местах. Поступившие предложения тщательно анализируются и учитываются в работе над законом.
Таким образом, законотворческая деятельность в сфере культуры опирается на демократические принципы и волеизъявление самой широкой общественности.
- Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству (Указ Президента РФ от 30.08.2004 № 1132).
Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44), а закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" № 3612-1 от 09.10.1992 г. был первым "отраслевым" законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.
Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:
Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
Создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
Определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
Определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы. Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" .
В настоящее время принято 15 федеральных законов прямого действия относящихся к сфере культуры, имеется 104 действующих постановления Правительства РФ по культуре и искусству, свыше 60 указов Президента Российской Федерации. Принято свыше 140 международных соглашений и договоров. Кроме того в субъектах Федерации принято 150 законов по различным отраслям культуры и искусства. Рассмотрим основные из них.
Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из следующих основных законов:
1. Конституция РФ принята 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 08.05.2010)
3. Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (ред. от 09.02.2009, с изм. и доп., вступивший в силу с 24.02.2009)
4. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (ред. от 30.11.2011, с изм. и доп., вступивший в силу с 01.04.2012)
5. Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (ред. от 23.02.2011) и рядом других .
В случаях, предусмотренных Законом "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре, издаются нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры. .
Конституция РФ закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы в области культуры и культурной деятельности.
Конституционно закреплены принципы гарантирующие свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно Конституции РФ, каждый может заниматься творческой деятельностью; и государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного режима.
Статья 28 Конституции РФ гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Конституция РФ каждому гарантирует свободу мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Руководствуясь основным законом РФ - Конституцией, Федеративным договором, нормами международного права, признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации, выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру, был принял Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.
Согласно Закону "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", культурная деятельность - это "деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей" Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" регулирует культурную деятельность в следующих областях:
Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
Художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
Художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
Самодеятельное (любительское) художественное творчество;
Музейное дело и коллекционирование;
Книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
Телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
Эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;
Научные исследования культуры;
Международные культурные обмены;
Производство материалов, оборудования и других средств, необхо-димых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
Иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
Федеральный закон "О национально-культурной автономии" определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации. Законодательная политика и правовое регулирование в сфере культуры.
Одна из задач современной России - обеспечение на всей ее территории единого культурного пространства, включающего в себя законодательные, институциональные и организационные гарантии устойчивого развития культурной среды. Свободный доступ ко всем культурным благам и освоение всех существующих творческих ресурсов - главные параметры этого развития.
С момента начала демократических преобразований в нашей стране прошло не так много времени. Между тем Россия быстро продвигается по пути реформ и механизмы работы, характерные для мировой практики, становятся актуальными и у нас.
Не секрет, что в настоящее время учреждениям культуры гарантировано только минимальное финансирование из государственного бюджета. Других реальных экономических гарантий не существует. Однако в условиях экономического кризиса, острого дефицита и расстроенной системы государственных финансов, государственный бюджет не способен обеспечить нужды культуры. Вся тяжесть создавшегося положения ложится на субъекты Федерации, органы местного самоуправления, которые остались практически один на один со своими социальными, финансовыми и экономическими проблемами. Поэтому учреждениям культуры в современных экономических условиях приходится рассчитывать на себя, искать возможность дополнительного ресурсообеспечения.
Определенная часть учреждений культуры, такие как крупные музеи, библиотеки, картинные галереи, выставочные комплексы достаточно успешно решают вопросы по привлечению дополнительных средств для сохранения и развития своих фондов и материально-технической базы. Однако, большая часть учреждений культуры - сельские клубы и библиотеки, музеи небольших городов, действуя поодиночке, не имеют возможности выхода на международную арену, привлечения спонсорских средств, оказания платных услуг и т.п..
В этой ситуации социальное регулирование становится одним из приоритетных направлений деятельности органов государственного управления. Именно здесь должна проявляться организующая, регулирующая и координирующая функция регионального органа управления, способного увидеть, проанализировать сложившуюся в регионе ситуацию, предложить оптимальные пути решения, спрогнозировать возможные результаты, учесть негативные последствия предлагаемых действий.
Происходящие в России преобразования способствуют тому, что центр тяжести управленческой деятельности в сфере культуры переносится в регионы.
Функции современного государства предполагают необходимость государственной политики в области культуры (культурной политики). Средства выработки и реализации такой политики - разработка и принятие государственных программ, создание специализированных исполнительных органов (министерств, госкомитетов и т.п.), государственных организаций, учреждений, предприятий культуры.
В Российской Федерации такие функции исполняет Министерство культуры. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.06.97г. N 679, Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия (далее именуется сфера культуры), а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Существование полноценного и самостоятельного Министерства культуры представляется целесообразным в контексте национальных традиций государственного управления. Это обеспечивает отрасли лучшее финансирование, а также - определенное равенство с другими отраслями в государственном механизме и дает свободу инициативы. Существование Министерства необходимо, поскольку государственный сектор в культуре сохраняет свою важность, существует значительное число учреждений культуры, находящихся под государственным управлением, а финансирование из внебюджетных источников только формируется.
В этой ситуации одним из приоритетных направлений деятельности органов государственного управления становится социальное регулирование. Оно необходимо, прежде всего потому, что именно государство по Конституции приняло на себя роль гаранта в обеспечении принципа доступности для своих граждан источников удовлетворения культурных потребностей.
Право человека свободно участвовать в культурной жизни само по себе недостаточно - культурную деятельность необходимо еще и стимулировать. Мировое сообщество осознало, что "культурное развитие должно в возрастающей мере стать заботой и долгом современного государства и всех других институтов, принимающих решения о стратегиях, программах, проектах общественного развития".
Существуют два способа государственного финансирования культуры - прямое выделение бюджетных ассигнований и косвенное финансирование посредством выделения кредитов, предоставления налоговых льгот и т.д. В соответствии со ст.45 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", государство гарантирует создание условий для сохранения и развития культуры посредством прямого финансирования.
В целях создания системы гарантированного государственного финансирования в законе закреплена минимальная доля (норматив) бюджетных ассигнований, направляемых на нужды культуры. Предусмотрено, что на эти цели ежегодно направляется не менее 2% средств республиканского бюджета и не менее 6% средств местных бюджетов.
Однако данная норма не выполняется уже на стадии формирования бюджетов.
Ситуация еще более усугубляется тем обстоятельством, что даже эти средства выделяются не полностью. Практика исполнения бюджета последних лет показала, что бюджет перестал быть законом, в соответствии с которым осуществляется реальное финансирование.
Кризисное состояние культуры в Российской Федерации очевидно, хотя глубина духовной деградации и трудности ее преодоления, видимо, еще осознаны далеко не полностью. Достаточно оснований полагать, что не оценен в должной мере и громадный культурный потенциал России, который, вопреки всему, сохранился, а в некоторых отношениях и возрос.
Современные тенденции развития отрасли культуры в России сопряжены с многочисленными проблемами, часть из которых вызвана несовершенством существующей нормативно-правовой базы. Между тем, сбалансированное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере культуры, потенциально является гарантом создания необходимых условий для эффективного культурного развития общества.
В настоящее время проблема заключается в отсутствии целостного или единого правового механизма, в котором бы все нормативные элементы не противоречили друг другу, а были согласованными, способствующими более эффективной и плодотворной работе учреждений культуры, деятельности творческих людей. Таким правовым ядром в культурной среде является основной закон о культуре, координирующий цели, принципы и приоритеты государственной культурной политики. На сегодняшний день это Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Вместе с тем, явно его несоответствие современным социокультурным, правовым и экономико-политическим условиям.
Правоотношения в сфере культуры приходят в противоречие с многочисленными российскими законами, а периодически вносимые поправки в "Основы законодательства о культуре" сделали этот правовой акт совокупностью разрозненных статей.
Кроме того, стоит отметить и отсутствие некоторых правовых норм, которые бы закрепляли те или иные культурные процессы, практики и новые формы взаимодействий (в частности, касающиеся художественного образования, различного рода партнерств в сфере культуры), и неурегулированную ситуацию со статусом творческих профессий, и проблемы, связанные с разграничением полномочий федеральных и региональных органов власти.
Между тем, существует потребность в своевременном определении ведущих целей государственной культурной политики, в создании единого понятийного пространства, четко структурированной системы финансирования, сохранения и стратегического использования объектов культурного наследия, повышения эффективности института меценатства и благотворительности. В частности, одна из острых проблем в нормативно-правовом пространстве культуры связана с ведомственной разобщенностью: например, процесс образования в области культуры является местом пересечения интересов между министерствами культуры и образования.
Не менее острыми являются и противоречия в законодательстве, которое регламентирует процессы реализации авторских прав, которые во многом не согласуются с основными принципами библиотечной и музейной деятельности.
Разнообразие правовых проблем поражает. В частности, правовые нормы в индустрии культуры на современном этапе действуют таким образом, что, например, уменьшают степень государственной поддержки кинематографии, поскольку поступающие от государства бюджетные средства в соответствующие фонды облагаются налогом.
Важно также подчеркнуть и то, что создавая те или иные нормативно-правовые акты, законодатель не всегда учитывает специфику культурной деятельности. В итоге "пробел" в нормативно-правовой сфере культурной политики России становится причиной стагнации позитивных факторов в развитии российской культуры. Данный факт обуславливает необходимость
реформирования нормативно-правовой базы в отрасли культуры.
Просмотры: 15 200
Бррр вообще вопрос.
Понятие законодательства в сфере культуры
Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из Основ законодательства Российской Федерации о культуре, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре.
В случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре, издаются нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры.
Основные понятия «Основ законодательства Российской Федерации о культуре»
Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.
Творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов — исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).
Достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности и проявление уважения к ним.
Культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Культурное достояние народов Российской Федерации — совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.
Культурные аспекты программ развития — перспективы социально-экономических, научно-технических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.
Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Значение законодательства в сфере культуры
Государственная культурная политика есть осуществление согласования интересов художника, публики, общества и государства. Основой такого согласования, гарантирующей закрепление прав и обязанностей сторон, являются законодательные акты в сфере культуры и искусства: законы, указы, постановления и другие документы, имеющие силу закона.
Указ Президента от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» является документом, ознаменовавшим собой начало нового исторического этапа во внутренней политике нашего государства, когда культура возводится в ранг ее приоритетов. Культура признается основой экономического процветания и государственного суверенитета, а государственная культурная политика входит как неотъемлемая часть в стратегию национальной безопасности.
Такая постановка вопроса возвращает культурную политику нашего государства в ее традиционное русло и указывает на совершающийся исторический поворот в оценке культуры, в самой ее трактовке в контексте государственного строительства, особенно в сравнении с предыдущим периодом - от развала СССР в 1991 г. до принятия настоящего закона в 2014 г.
Период становления постсоветского государства был тяжелым для всех сфер жизнедеятельности общества, при этом социально значимые сферы - образование, здравоохранение и культура - оказались в особенно критическом состоянии. Определенные положительные сдвиги в экономике наметились в 2000-х гг. В 2008 г. была принята Концепция долгосрочного развития РФ (Концепция-2020), которая провозгласила переход страны на инновационный, социально ориентированный путь развития. В Концепции говорится о важности развития человеческого потенциала, при этом основной упор делается на науку и образование. Программа антикризисных мер Правительства РФ, принятая вслед за Концеицией-2020, не содержит раздела, посвященного антикризисным мероприятиям в сфере культуры. Проблема дефицита бюджета регулярно оборачивалась сокращением расходов на культуру и искусство.
Отношение к сфере культуры ярко выразилось в том факте, что деятельность организаций культуры и искусства была отнесена в разряд услуг. В результате возникла просто анекдотическая ситуация: в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) «услуги» учреждений культуры попали в раздел «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг».
Сфера культуры воспринималась как убыточная для государственного бюджета и обременительная для государства.
Новый законодательный акт преодолевает эти опасные для общества и государства тенденции, освобождает культуру от прокрустова ложа утилитарных рыночных категорий и указывает на ее истинную роль: «Россия - страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала».
Будущее страны тесным образом связывается в документе с будущим ее культуры: «Современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса. Культура России - такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально- экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире».
В этой связи для нашей страны чрезвычайно возросла необходимость укрепления государственности и национальной безопасности, единения всего народа, сознания собственной цивилизационной самобытности и собственного достоинства. Все эти идеи нашли отражение в Указе Президента «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Культура в ее фундаментальном понимании лежит в основе самоидентификации народа, т.е. в отождествлении гражданином себя с историей страны, с ее героическими военными и трудовыми подвигами, нравственными и духовными идеалами. В «Основах» указывается на ценностно-формирующее влияние православия, русского языка и русской культуры на традицию дружественных межнациональных отношений в нашем многонациональном государстве. Путь к более высокому качеству общества видится через «формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности», воспитание патриотизма, через передачу новым поколениям «свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности».
В Указе Президента «Об утверждении Основ государственной культурной политики» излагаются цели и принципы государственной культурной политики, а также ее задачи в следующих областях:
- культурное наследие народов Российской Федерации;
- осуществление всех видов культурной деятельности и развитие связанных с ними индустрий;
- гуманитарные науки;
- русский язык, языки народов Российской Федерации, отечественная литература;
- расширение и поддержка международных культурных и гуманитарных связей;
- воспитание;
- просвещение;
- детское и молодежное движение;
- формирование информационной среды, благоприятной для становления личности.
Для реализации поставленных целей и задач Указ предусматривает комплексное совершенствование системы управления, создание новых структур (институтов). Одним их главных новообразований станет координационный орган, на который будет возложено организационное, аналитическое и информационное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики. Ресурсное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики будет возложено на Российский фонд культурного развития.
Важно запомнить!
Наличие законодательной основы в управлении сферой культуры трудно переоценить, особенно в переходные моменты истории государства.
Огромную роль в сохранении культурного наследия страны сыграли в свое время постановление Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 № 447-1 «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР» (о запрете на приватизацию ценностей, хранящихся в государственных музеях, архивах и библиотеках, а также на их безвозвратный вывоз за рубеж) и постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 19.04.1991 № 1045-1 «О мерах по социально-экономической защите культуры и искусства в условиях перехода к рыночным отношениям» (о сохранении всех видов налоговых льгот для творческих союзов).
В 1992 г. был принят ключевой документ в законодательной базе сферы культуры - «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В нем впервые закреплены в развернутом виде права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры, установлены обязанности государства в области культуры, разделены компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, определены принципы государственного финансирования и регулирования экономической деятельности сфере культуры, установлены принципы участия в международных культурных обменах.
В Законе РФ от 09.07.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее - Закон № 3612-1) четко прописаны права и свободы граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации в области культуры (разд. II, III): граждане страны имеют право на культурную деятельность, творчество, личную культурную самобытность, право на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование. Государство гарантирует гражданам право собственности в области культуры, право создавать организации, учреждения, предприятия, общественные объединения в области культуры, вывозить за границу результаты своей творческой деятельности, на культурную деятельность в зарубежных странах. Иностранные граждане и лица без гражданства уравниваются с гражданами Российской Федерации в правах в области культуры.
Народам и иным этническим общностям Российской Федерации гарантируется право на сохранение и развитие их культурно-национальной самобытности, право на культурно-национальную автономию. Государство гарантирует свой протекционизм (покровительство) в отношении культур малочисленных этнических общностей, моральную, организационную и материальную поддержку культурно-национальным организациям соотечественников за пределами Российской Федерации.
Государство в лице Правительства РФ закрепляет в Законе свои обязанности по сохранению культурного достояния народов Российской Федерации, в том числе общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных фондов (разд. IV).
Закон регулирует отношения государства и творческих работников (разд. V), гарантируя творческим работникам свободу, моральные, экономические и социальные права, содействуя созданию творческих союзов и других организаций творческих работников, предоставляя им возможность участвовать в разработке культурной политики. Закон гарантирует невмешательство государства в деятельность этих организаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Закон закрепляет обязанности государства в области культуры (разд. VI), которые включают разработку и ресурсное обеспечение федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, преодоление монополии в области культуры, создание условий для самореализации талантов, особенно по отношению к творческой молодежи, обеспечение приоритетных условий для национальных культур Российской Федерации, ведение статистики культуры, обеспечение независимой оценки качества услуг и информационной открытости организаций культуры.
В разд. VII «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» разграничиваются полномочия в сфере управления культурой между тремя уровнями государственной власти: федеральными органами, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Экономическое регулирование в области культуры (разд. VIII) осуществляется государством с помощью учредительных функций органов государственной власти. При этом Закон предоставляет право учредительства как органам государственной власти (Правительству Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям), так и юридическим и физическим лицам. Особенности управления организацией культуры должны быть изложены в уставе организации культуры.
Закон отрицает возможность приватизации в отношении культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе культурных ценностей, хранящихся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, в картинных галереях, на предприятиях художественной промышленности и традиционных народных промыслов, а также в отношении помещений и зданий, где они расположены.
В отношении финансирования организаций культуры сказано, что организация покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений.
В данном разделе отражены также такие вопросы, как приносящая доходы деятельность государственных и муниципальных организаций культуры, внешнеэкономическая деятельность в области культуры, цены и ценообразование в области культуры, взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности, социальная поддержка работников культуры.
Раздел IX посвящен вопросам культурных обменов Российской Федерации с зарубежными странами.
В разделе X говорится об ответственности за нарушение законодательства о культуре.
Важно запомнить!
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» стали стимулом интенсивной нормотворческой деятельности в сфере культуры.
Закон многократно редактировался, последняя редакция была проведена в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».
Среди других важнейших законов в сфере культуры и искусства следует назвать следующие:
- Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;
- Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»;
- Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (далее - Закон «О библиотечном деле»);
- Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 01.07.1996 № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»; постановление Правительства РФ от 25.03.1999 № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия».
Кроме специальных законов в сфере культуры и искусства, законодательная деятельность в этой области опирается на основополагающие российские законы, такие как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ, «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 № 24-ФЗ и др.
Большое значение в законотворческом процессе имеет Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству , созданный Указом Президента РФ от 01.07.1996 № 1010. Данный Совет «является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, созданным для информирования главы государства о положении дел в сфере культуры и искусства, обеспечения его взаимодействия с творческими объединениями, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции, выработки предложений Президенту Российской Федерации по актуальным вопросам государственной политики в области культуры и искусства».
В положении о Совете выделяются его основные задачи:
- «выработка предложений Президенту Российской Федерации но определению приоритетных направлений государственной политики в области культуры и искусства и мер, направленных на ее реализацию;
- систематическое информирование Президента Российской Федерации о положении дел в сфере культуры и искусства в России и за рубежом;
- проведение по поручению Президента Российской Федерации экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам культуры и искусства и подготовка соответствующих предложений;
- рассмотрение вопросов, касающихся присуждения Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства, и подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
- выработка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с творческими объединениями, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции;
- обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, относящихся к сфере культуры и искусства и имеющих важное государственное значение».
В подготовке законов используется практика парламентских слушаний’. согласно Конституции РФ (ч. 3, ст. 101) обе палаты Федерального собрания (высшего органа законодательной власти) - Совет Федерации и Государственная дума - проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
В парламентских слушаниях участвуют ведущие деятели культуры и искусства, представляющие все регионы страны, представители министерств и ведомств сферы культуры. Итоги парламентских слушаний формулируются в рекомендациях, которые но окончании слушаний отправляются по всем субъектам Федерации для обсуждений на местах. Поступившие предложения тщательно анализируются и учитываются в работе над законом.
Таким образом, законотворческая деятельность в сфере культуры опирается на демократические принципы и волеизъявление самой широкой общественности.
Вконтакте
На начало 2001 г. в Российской Федерации насчитывалось 547 профессиональных театров, в том числе 65 - оперы и балета, 318 - драматических и музыкальной комедии, 151 - кукольных и юного зрителя, 264 концертные организации и самостоятельных филармонических коллектива, 62 цирка, 2047 музеев, 51,2 тыс. общедоступных библиотек, 54,8 тыс. учреждений культурно-досугового типа (дворцы культуры, клубы, центры досуга и т.п.), 542 парка культуры и отдыха. Количество недвижимых памятников истории и культуры, охраняемых государством, составило 84,9 тыс.
Таблица 4.4. Показатели развития сферы культуры
Посещаемость театров на | ||||||
1000 населения | ||||||
Посещаемость музеев на | ||||||
1000 населения | ||||||
Библиотеки, тыс. | ||||||
Численность читателей | ||||||
библиотек на 1000 населения | ||||||
Культурно - досуговые | ||||||
учреждения, тыс. | ||||||
Количество мест в культурно- | ||||||
досуговых учреждениях на | ||||||
1000 населения | ||||||
Количество стационарных | ||||||
киноустановок, тыс. | ||||||
Количество посещений | ||||||
киносеансов в среднем на | ||||||
одного жителя | ||||||
Количество газет (изданий) | ||||||
Разовый тираж газет, млн. экз. | ||||||
Количество журналов и других | ||||||
периодических изданий | ||||||
Годовой тиражжурналов и | ||||||
других периодических | ||||||
изданий, млн. экз. | ||||||
Количество наименований | ||||||
изданных книг и брошюр, тыс. | ||||||
Тираж изданных книг и | ||||||
брошюр, млн. экз. |
Источник: Российский статистический ежегодник. 2001. М. Госкомстат России, 2001. С. 259-265.
Сеть организаций, занимающихся исполнительским искусством, сохранением культурного наследия, клубной деятельностью, формировалась в советское время (табл. 4.4) как сеть государственных учреждений и учреждений, принадлежащих государственным предприятиям. Она строилась в соответствии с определенными принципами и нормативами размещения учреждений культуры. Для городов разной численности и разного статуса (районный центр, город областного подчинения, областной центр, центр автономной республики, столица союзной республики) предусматривался свой определенный минимальный набор учреждений культуры.
Пользование библиотеками и ряд услуг культурно-досуговых учреждений были бесплатными для населения. Цены на входные билеты в музеи, на театральные спектакли и филармонические концерты устанавливались на низком уровне, обеспечивающем доступность этих видов культурной деятельности. Государственные театры, концертные организации, музеи, массовые библиотеки и клубные учреждения финансировались из государственного бюджета по смете доходов и расходов. Расходы на содержание культурно-досуговых учреждений и библиотек, принадлежавших предприятиям и колхозам, покрывались за счет их собственных средств.
В переходный период от плановой к рыночной экономике вышеуказанные отраслевые системы эволюционировали в разных направлениях. Если общее число библиотек, культурно-досуговых учреждений, парков культуры и отдыха уменьшалось, то сеть театров и музеев, наоборот, расширялась (табл. 4.4). Особенностью организации театрального дела в нашей стране в период социализма было использование исключительно модели репертуарного театра (модели МХАТа). С конца 1980-х гг. в стране появилось несколько тысяч небольших по размеру театральных студий, часть которых стала профессиональными репертуарными театрами. Одновременно получила развитие другая, широко применяемая в мире модель организации театральной деятельности - антреприза.
Вместе с тем показатели посещаемости всех видов учреждений культуры в последнее десятилетие снижались. Основными причинами этого стали бурное развитие аудиовизуальной техники, кабельного и спутникового телевидения, расширившие возможности многих людей потреблять культурные блага "на дому" и превратившие многие квартиры в "домашние учреждения культуры". Сыграли свою негативную роль также сокращение туризма внутри страны и ухудшение качественных характеристик благ, предлагаемых населению, обусловленное значительным уменьшением государственного финансирования сферы культуры.
Приватизация экономики затронула рассматриваемые секторы сферы культуры. Учреждения культуры, принадлежавшие приватизируемым промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, были частично переданы в муниципальную и государственную собственность, частично остались в собственности приватизированных предприятий, а некоторые культурно-досуговые организации стали самостоятельными хозяйственными обществами. В настоящее время профессиональные театры, филармонии, библиотеки, музеи, культурно-досуговые учреждения в подавляющей части остаются в рамках общественного сектора экономики и находятся в государственной или муниципальной собственности.
В отличие от деятельности в области исполнительских искусств и сохранения
культурного наследия, выпуск периодических изданий и книг, производство
аудиовизуальной продукции осуществляются теперь по преимуществу негосударственными организациями.
Общее количество издаваемых газет в нашей стране устойчиво растет в течение последних двадцати лет, но разовый тираж, достигнув пика в 1990 г., стал затем сокращаться (табл. 4.4). В 2000 г. выпускалось 5,8 тыс. газет, а их разовый тираж в расчете на 1000 населения составил 109 экз. Это соответствует показателям таких стран, как Италия, Мексика, Турция. Для сравнения: в США значение указанного показателя в два раза выше, в Великобритании - в три раза. Общий тираж издаваемых книг сократился за последние десять лет более чем в три раза. В 2000 г. было издано 471 млн. экз. Но количество наименований издаваемых книг стало расти в последние годы, достигнув в 2000 г. 60 тыс. Разнообразие издаваемых книг увеличивается, но средний тираж одного издания падает.
Таблица 4.5. Показатели деятельности отрасли кинематографии
Выпуск полнометражных игровых | ||||
В том числе с государственным | ||||
финансированием | ||||
Количество посещений киносеансов, | ||||