Почему число победителей грантов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в 2017 году уменьшилось почти в два раза, как не надо ограничивать объем финансирования науки и почему важно сделать отчетность и экспертизу по грантам более открытыми, читайте в материале, подготовленном Обществом научных работников.. Комментарий от РФФИ на момент публикации материала получить не удалось.
23 мая 2017 г. Общее собрание межрегионального Общества научных работников (ОНР) приняло резолюцию , в которой содержалась критика некоторых аспектов политики Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и были высказаны предложения по увеличению прозрачности работы фонда. 23 июня резолюция была направлена в РФФИ, Минобрнауки и Администрацию Президента РФ. Через полтора (вместо предусмотренного законодательством одного) месяца ОНР получило ответ РФФИ , который трудно назвать иначе, чем отпиской. Важно отметить, что это уже не первый раунд переписки между ОНР и РФФИ. Резолюция Общего собрания ОНР стала реакцией на отсутствие ответа руководства РФФИ на письмо Совета ОНР Министру образования и науки РФ (Исх. № 16-10 от 29.11.2016), под которым поставили свои подписи около 750 человек, в том числе грантополучатели фонда. Об этом письме и реакции на него сайт уже писал осенью 2016 г.
О чем же не могут договориться научная общественность и руководство РФФИ?
ОНР озабочено тем, что доля средств фонда, выделяемых на инициативные гранты научных групп без ограничения тематики исследования и возраста участников (конкурс «а»), снизилась до 40% за счет увеличения доли финансирования «ориентированных фундаментальных междисциплинарных» («офи-м») конкурсов, с узкой тематикой и зачастую легко угадываемыми победителями. Одновременно фондом принято решение сделать объем финансирования грантов по конкурсу «а» одинаковым для всех проектов (700 тысяч рублей) вне зависимости от состава коллектива и содержания выполняемых исследований. В результате такой политики руководства РФФИ процент победителей конкурса «а» 2017 году составил всего 15-18% от числа поданных заявок в отличие от 30% в предыдущие годы, а сотни научных групп и тысячи ученых, работающих на мировом уровне, потеряли возможность продолжить свои исследования. Ведь в бюджете большинства научных организаций и университетов финансирование науки ограничено выплатой зарплаты, а средств на приобретение оборудования, материалов и оплату командировок нет.
ОНР настаивало на реализации следующих мер:
Установить уровень расходов на инициативные проекты научных групп без ограничения тематики и возраста руководителя (конкурс «а») в объеме не менее 70% бюджета Фонда.
Прекратить практику определения победителей конкурсов Фонда без участия профильных профессиональных экспертных советов по отраслям знания: такие советы должны проводить экспертизу всех проектов, включая молодежные. Что касается междисциплинарных проектов, то они должны рассматриваться несколькими профильными экспертными советами.
Прекратить коррупциогенную практику проведения конкурсов с узкой тематикой, которую формирует ограниченная группа лиц.
Отменить фиксированный объем гранта в рамках конкурса «а» и вернуться к практике назначения объема финансирования в зависимости от состава научного коллектива и реальных потребностей проекта.
Обязать руководство РФФИ публиковать краткие аннотации отчетов по всем завершенным проектам, поддержанным Фондом, вместе с полным перечнем всех публикаций по проекту.
Ни одно из этих предложений ОНР не получило сколько-нибудь содержательного ответа. Более того, требование обнародования аннотаций отчетов по законченным проектам РФФИ вместе с перечнем всех публикаций по проекту в ответе РФФИ даже не было упомянуто, хотя оно представляет собой норму действующего законодательства, которую обязаны выполнять все получатели бюджетных средств. Почему руководство РФФИ затягивает решение этого вопроса, вступая в конфликт с законом, можно только догадываться. По-видимому, дело в том, что обнародование списка публикаций по многим крупным грантам «офи-м» может вызвать серьезные вопросы научного сообщества.
Ответ РФФИ содержит следующий пассаж: «Что касается доли конкурсов по ориентированным фундаментальным исследованиям, то РФФИ при формировании соотношения между инициативными и тематически ориентированными конкурсами опирается на необходимость отказа от практики распределения ограниченных бюджетных средств тонким слоем между всеми проектами. Средства должны выделяться на основе конкурсного отбора для получения нужного конечного результата».
Оставляя на совести руководителей РФФИ представления о том, что целью фундаментальной науки является не получение новых знаний, а «нужного конечного результата», проанализируем статистику конкурсов «офи-м» 2015-2016 гг., чтобы понять, как они проводили конкурсы на получение этих более крупных, «намазанных толстым слоем» грантов.
1.Хотя конкурсы «офи-м» позиционируются как ориентированные фундаментальные междисциплинарные исследования по наиболее актуальным прорывным проблемам, анализ показывает, что их междисциплинарность часто носит искусственный характер, а тематика большинства из них хорошо описывается основным рубрикатором РФФИ по направлениям 01-08 (см. Табл. 1).
Таблица 1. Соответствие конкурсов «офи-м» 2015-2016 гг. основным направлениям рубрикатора РФФИ 01-08.
№ | Научное направление по рубрикатору РФФИ | Номера конкурсов «офи-м» |
---|---|---|
1 | Математика, информатика и механика | |
2 | Физика и астрономия | , , , |
3 | Химия | , , , |
4 | Биология и медицинская наука | , , , , , |
5 | Науки о Земле | , |
6 | Науки о человеке и обществе | |
7 | Информационные технологии и вычислительные системы | |
8 | Фундаментальные основы инженерных наук | , |
2.Согласно уставу, РФФИ поддерживает исключительно открытые гражданские исследования. В связи с этим вызывает серьезные вопросы конкурс «офи-м» № 609 «Безопасность и противодействие терроризму». Его тематика тесно примыкает к закрытым исследованиям и разработкам, о чем говорит не только сама тема конкурса, но и тот факт, что названия проектов победителей этого конкурса и имена их руководителей, по-видимому, засекречены. Во всяком случае, на сайте РФФИ приведены лишь номера заявок-победителей.
3.В 12 из 23 случаев, т.е. более чем в половине конкурсов «офи-м» 2015-2016 гг., доля победителей составила более 30% от числа поданных заявок, т.е. конкуренция за эти большие гранты была меньше, чем «размазываемые тонким слоем» гранты РФФИ конкурса «а» 2015-2016 гг. (см. Табл. 2). Лишь в 3 из 23 конкурсов «офи-м» 2015-2016 гг. процент победителей был меньше 18% от числа заявок, что немного выше доли победителей основного конкурса РФФИ «а» в 2017 г.
В 3 из 23 конкурсов «офи-м» гранты получили 50% и более участников конкурса, что представляется совершенно недопустимым для грантов по приоритетной тематике, размер которых существенно превосходит размер грантов конкурса «а».
Таблица 2. Процент победителей конкурсов «офи-м» 2015-2016 гг.
№ конкурса | Количество участников | Количество победителей | % победителей |
---|---|---|---|
501-502 | 776 | 111 | 14,30 |
503 | 30 | 14 | 46,67 ** |
504 | 54 | 24 | 44,44 ** |
505 | 40 | 14 | 35.00 ** |
506 | 143 | 18 | 12,59 |
507 | 94 | 23 | 24,47 |
601 | 75 | 26 | 34,67 ** |
602 | 21 | 8 | 38,10 ** |
603 | 107 | 32 | 29,91 |
604 | 69 | 23 | 33,33 ** |
605 | 64 | 19 | 29,69 |
606 | 41 | 17 | 41,46 ** |
607 | 20 | 10 | 50,00 |
608 | 28 | 15 | 53,57 |
609 | 216 | 39 | 18,06 |
610 | 63 | 22 | 34,92 ** |
611 | 98 | 27 | 27,55 |
612 | 181 | 25 | 13,81 |
613 | 27 | 14 | 51,85 |
614 | 48 | 19 | 39,58 ** |
615 | 60 | 20 | 33,33 ** |
КОМФИ* | 120 (385) | 31 (107) | 26 (28) |
** - Количество комплексных проектов (количество научных групп). В каждом комплексном проекте КОМФИ участвовали не менее трех научных групп из разных организаций. Жирным выделены конкурсы, в которых доля победителей составила 50% участников и больше, двумя звездочками помечено те конкурсы, где доля победителей от 30% до 50% и курсивом - конкурсы с долей победителей менее 18%.
В аннотации конкурса 608 «Создание интеллектуальных сенсорных и биомехатронных технологий реабилитации для пациентов с тяжелыми поражениями сенсомоторной системы на основе интеграции новейших достижений наук о мозге, современных методов адаптивной обработки и декодирования сигналов мозга и успехов в развитии мехатроники» указаны 7 из 11 организаций, в которых работают победители этого конкурса. Чем, как не предсказуемым результатом, можно назвать такую прозорливость тех, кто предложил тематику этого конкурса. Еще одна организация, ООО «Центр авиакосмической медицины и технологий», находится на территории ИМБП РАН. Ее руководитель (она же грантополучатель) защищала диссертацию под руководством другого победителя этого конкурса, которая работает в ИМБП РАН. Еще два победителя работают в одной и той же лаборатории ИФ РАН им. И.П. Павлова, причем один руководит этой лабораторий, а другая является его подчиненной. Процент победителей конкурса 608 составил рекордные 53,6%, т.е. конкуренция была примерно втрое меньше, чем за гранты конкурсов «а» 2017 г., при том что объем гранта «офи-м» превосходит размер гранта конкурса «а» в четыре-пять раз.
В чем состоит разница между молодежной и взрослой наукой? Чем определяется необходимость формирования отдельного «молодежного» междисциплинарного экспертного совета в обход основных тематических экспертных советов 01-08, в которых представлены специалисты по всем разделам науки?
Чем мотивировано решение РФФИ уравнять величину инициативных грантов «а» и почему проект группы из 1-3 теоретиков должен получать такое же финансирование, как исследование коллектива из 10 экспериментаторов, которым, кроме компьютера и командировок нужно покупать оборудование и материалы?
Заметим, что речь идет о наиболее массовом и по идее самом демократическом российском научном фонде, который финансирует работу десятков тысяч ученых и обеспечивает львиную долю российских публикаций в изданиях, индексируемых международной базой данных Web of Science. Ответы на эти вопросы имеют государственное значение и во многом определят будущее нашей науки.
Опыт «диалога» ОНР с руководством РФФИ вызывает неизбежный вопрос: как будет взаимодействовать с научной общественностью руководство РАН, если Председатель Совета РФФИ В.Я. Панченко будет избран Президентом РАН?
Поскольку конструктивное обсуждение с руководством РФФИ, к сожалению, пока не складывается, мы считаем необходимым привлечь к нему в качестве третейского судьи учредителя РФФИ - Правительство РФ и Министерство образования и науки РФ. Именно эти органы исполнительной власти несут ответственность за эффективность расходования средств налогоплательщиков на фундаментальные научные исследования в России.
Гранты - это денежные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»). Бюджетное учреждение на основании тройственного договора, заключенного между ним, Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и грантополучателем, участвует в реализации научных проектов. В статье мы поговорим о действиях, совершаемых учреждением при реализации научных проектов, а также о бухгалтерском учете операций, выполняемых учреждением в рамках данного договора.
Отношения между учреждением, физическим лицом - грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным между участниками правоотношений в соответствии с нормами законодательства РФ. Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014 (далее - Правила), установлены действия грантополучателя, учреждения и фонда на этапе реализации проекта (разд. 3 Правил ). Рассмотрим действия грантополучателя и учреждения, представив их в форме таблицы.
Действия грантополучателя | Действия учреждения |
Выполнение работ для достижения научных целей, заявленных в проекте, представленном на конкурс | Принятие на счет денежных средств (гранта), предоставленных фондом по результатам конкурса грантополучателю |
Расходование денежных средств, выделенных фондом, в соответствии с условиями договора | Ведение расчетов в соответствии с поручениями грантополучателя |
Предоставление в фонд в установленные сроки необходимых отчетов по проекту | Учет расходов по каждому отдельному проекту, реализуемому в учреждении |
Незамедлительное информирование фонда об обстоятельствах научного и организационного характера, препятствующих продолжению работ по проекту, в том числе в случаях, если это связано с неисполнением обязательств учреждения перед грантополучателем | Обеспечение безопасного ведения работ, в том числе знакомство грантополучателя с действующими в учреждении локальными нормативными актами по технике безопасности, пожарной безопасности и т. д. Проведение соответствующих инструктажей |
Информирование фонда о результатах проекта, которые имеют признаки патентоспособности или возможности коммерческого использования, а также о результатах, которые могут представлять собой государственную тайну | Ведение учета оборудования, изготовленного и (или) приобретенного за счет гранта, по правилам, существующим в учреждении, по окончании проекта (если работы по проекту не продолжаются или не получили дальнейшей поддержки фонда) оборудование остается на балансе учреждения |
Опубликование результатов исследований в рецензируемых научных изданиях | Составление и представление в фонд сводного финансового отчета |
Создание необходимых условий для осуществления фондом контроля расходования гранта | |
Создание грантополучателю условий для выполнения работ по проекту | |
Оформление договоров от своего имени на выполнение работ с третьими лицами за счет средств гранта по поручению грантополучателя |
Документальное оформление расчетов
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете)). Общие требования к оформлению первичных учетных документов в отношении государственных (муниципальных) учреждений установлены Инструкцией № 157н . Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Приказом Минфина РФ № 52н , а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых содержится в п. 7 Инструкции № 157н , ст. 9 Закона о бухгалтерском учете .С учетом изложенного перечисление денежных средств грантополучателю - физическому лицу на его банковский счет или выдача их из кассы учреждения, так же как и поручения на перечисление, должны быть оформлены первичными учетными документами. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, следует установить локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом - получателем гранта и бюджетным учреждением (Письмо Минфина РФ от 23.07.2015 № 02‑07‑10/42612 ).
Грантополучатель поручил учреждению заключить договор с контрагентом на проведение монтажных работ.
Документами, подтверждающим факт расходования денежных средств в этой ситуации будет распоряжение грантополучателя, составленное в письменной форме на заключение договора с организацией, договор на выполнение работ, акт выполненных работ, составленный в произвольной форме, но содержащий все обязательные реквизиты. Внутренними локальными актами учреждения устанавливается, у кого (у учреждения или грантополучателя) хранятся подлинники документов-оснований (договоры, первичные учетные документы), подтверждающие правомерность совершения расходования средств гранта. Распоряжения грантополучателя, составленные в письменной форме, должны храниться у учреждения, поскольку являются документами, подтверждающими выполнение учреждением условий договора, заключенного между ним, РФФИ и грантополучателем.
Грантополучатель поручил учреждению выдать ему денежные средства в размере 5 000 руб. на приобретение материалов, необходимых для проведения исследования.
Поручение на выдачу наличных денежных средств из кассы учреждения на совершение расходования средств в рамках проводимого исследования оформляется в письменной форме и прикладывается к расходно-кассовому ордеру. Документы, подтверждающие приобретение материалов (товарные накладные (ф. Торг-12), кассовые чеки, товарные чеки и др.), если это установлено внутренним локальным актом учреждения, могут:
- прилагаться к авансовому отчету, составленному грантополучателем и храниться в учреждении;
- представляться в бухгалтерию учреждения без оформления авансового отчета, и уже бухгалтер делает на них пометки относительно даты и размера расчетов с грантополучателем по приобретенным материалам;
- оставаться у грантополучателя.
Бухгалтерский учет операций
Последние разъяснения по вопросам отражения в учете операций по поступлению и расходованию средств гранта, выделенных физическому лицу и поступивших на лицевой счет учреждения, приведены в письмах Минфина РФ от 23.07.2015 № 02‑07‑10/42612 , от 24.07.2015 № 02‑07‑10/42728 (далее - Письмо № 02‑07‑10/42612, Письмо № 02‑07‑10/42728). Согласно изложенной в данных письмах информации и нормам инструкций № 174н и 157н средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, отражаются по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении», поскольку не являются средствами учреждения.Корреспонденция счетов по получению и использованию средств грантов следующая:
*Учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета.
Корреспонденция счетов, приведенная в таблице, в силу норм п. 34 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н, в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) не отражается (Письмо № 02‑07‑10/42728).
С учетом характера средств (грантополучателями являются физические лица) их использование по своей экономической сущности не является расходами учреждения (Письмо № 02‑07‑10/42728). В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ. Компенсация затрат учреждения на выполнение научного проекта, предусмотренного договором о предоставлении гранта, в случаях, определенных условиями договора, отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
Учреждение заключило тройственный договор на участие в реализации научного проекта, по которому грантополучателем является работник учреждения. На лицевой счет учреждения поступил грант в размере 1 000 000 руб. Грантополучатель представил поручение о выдаче ему денежных средств в размере 10 000 руб. на закупку химических реагентов, необходимых для проведения исследования. По правилам, установленным в учреждении, документы, подтверждающие расходы грантополучателя, остаются у него и в бухгалтерию не представляются.
В бухгалтерском учете операции по получению гранта и списанию денежных средств отражаются следующим образом:
Учреждению предоставлено право компенсировать свои расходы на создание условий выполнения проекта в размере, согласованном с грантополучатем, но не превышающем 20% от суммы гранта (п. 3.7 Правил).
По условиям договора, заключенного между РФФИ, грантополучателем и учреждением, последнему выплачивается вознаграждение в размере 20% от суммы гранта - 200 000 руб.
В бухгалтерском учете операции по получению вознаграждения за участие в реализации научного проекта отражаются следующим образом:
Налог на доходы физических лиц
В соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ.Таким образом, доходы физических лиц - грантополучателей в виде гранта (его части), предоставленного на проведение научных исследований в соответствии с договором, заключенным с фондом, включенным в перечень Правительства РФ, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 6 ст. 217 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 30.03.2015 № 03‑04‑06/17268). В Перечень российских организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602, включен Российский фон фундаментальных исследований, в связи с чем гранты, из этого фонда, не подлежат обложению НДФЛ.
Страховые взносы
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам поименованы в ст. 9 данного закона. Выплаты, производимые физическим лицам за счет средств грантов, в названной статье не указаны. Таким образом, доходы выплачиваемые грантополучателю за счет средств гранта, подлежат обложению страховыми взносами.В завершение статьи сформулируем следующие выводы:
- Отношения между учреждением, физическим лицом - грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным в соответствии с нормами законодательства РФ, Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014.
- Средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, отражаются по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении» и не являются средствами учреждения.
- Расходование средств гранта производится по поручению грантополучателя и отражается с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.
- Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, устанавливается локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом - получателем гранта и бюджетным учреждением.
- Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, не подлежат обложению НДФЛ.
- Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, подлежат обложению страховыми взносами.
Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
1.2.1. Поддержка Cookies
Для отслеживания сессий при работе с подсистемой используются Cookies. Соответственно, в Вашем браузере должна быть включена опция "Разрешить Cookies". Как правило, эта опция установлена в браузерах по умолчанию.
1.2.2. Поддержка протокола SSL
Поскольку работа с сервером происходит по защищенному протоколу SSL, то в Вашем браузере поддержка SSL должна быть включена. Для обоих браузеров эта опция установлена по умолчанию.
1.2.3. Настройка шрифтов.
Для работы системы необходимо, чтобы используемый браузер правильно воспроизводил русифицированные шрифты. В частности, важно, чтобы русский текст правильно выводился во всех элементах форм.
1.2.4. Размер экрана.
Рекомендуемый размер экрана монитора при работе с системой - не менее 600х800.
По вопросам, связанным с настройкой Вашего браузера для работы с системой Вы можете обращаться по адресу: [email protected]
Выбрав пункт меню "Ваши проекты" слева на Вашей персональной странице, Вы попадаете на страницу со списком всех проектов РФФИ, в которых Вы участвовали в качестве руководителя или исполнителя. Если имеются еще неподписанные или незарегистрированные в РФФИ заявки с Вашим участием, подготовленные через систему "Интра-Грант", то они также будут показаны в конце этого списка.
Для каждого проекта приводится его номер, название, год начала - год окончания, статус проекта и степень Вашего участия (руководитель или исполнитель). Поле "Статус проекта" может принимать следующие значения:
"закончен" | - проект был поддержан и его срок уже закончен; |
"поддержан" | - проект поддержан и продолжается в настоящее время; |
"не поддержан" | - была подана заявка, но проект не был поддержан; |
"заявка" | - заявка зарегистрирована в РФФИ, но решения о финансировании или отклонении еще нет; |
"новая заявка, подписана" | - подготовлена и подписана руководителем проекта новая заявка, но еще не зарегистрирована в РФФИ; |
"новая заявка, не подписана" | - заявка создана, но еще не подписана руководителем проекта (и, возможно, еще не полностью заполнена). |
Для начала работы с конкретным проектом или заявкой необходимо предварительно выделить соответствующую строку в таблице.
Назначение кнопок:
"Создать" | - создание новой заявки; |
"Заявка" | - для новых неподписанных заявок - переход к списку заявочных форм с возможностью их заполнения и редактирования; для всех остальных - просмотр в новом окне информации из заявочных форм проекта; |
"Отчеты" | - только для поддержанных проектов - переход к списку отчетов по данному проекту (для незаконченных проектов - с возможностью создания нового отчета); |
"Финансирование" | - только для поддержанных проектов - информация о финансировании проекта; |
"Выход" | - возврат на персональную страницу. |
Вы можете просмотреть содержание заявочных форм, нажав на кнопку "Заявка" на странице со списком Ваших проектов. При этом открывается новое окно, содержащее в левой части перечень форм, относящихся к данному виду конкурса, а в правой части - содержание конкретной формы, выбранной в списке слева.
Для удобства работы приведены не только номера, но и названия полей форм. Для форм, допускающих несколько экземпляров (например, информация об исполнителях или организациях), вначале выводится общий список, из которого уже можно просмотреть подробную информацию по каждому объекту.
В конце перечня форм слева имеется ссылка, позволяющая вывести все формы сразу в отдельном окне в виде, готовом для печати или сохрания в файле.
Для создания новой заявки необходимо нажать на кнопку "Создать" на странице со списком Ваших проектов.
Вам будет предложен для выбора список видов конкурсов, по которым в настоящий момент времени принимаются заявки. Выбрав вид конкурса, Вы попадаете на страницу со списком форм, требуемых при оформлении заявки по этому виду конкурса.
При создании новой заявки система автоматически подставляет Ваши персональные данные в Форму 2 и присваивает Вам статус "Руководитель проекта". Заявка должна заполняться только с персональной карточки руководителя. При заполнении заявки с пероснальной карточки исполнителя невозможно будет подписать заявку.
Аналогично в заявку автоматически включаются данные об организации, в которой Вы работаете, со статусом "Место работы руководителя проекта". При редактировании заявки Вы можете изменить статус, например, присвоить Вашей организации также статус "Организация финансирования проекта".
В списке форм новой заявки для каждой формы приводится следующая информация: код формы (номер формы из объявления о конкурсе), название формы, комментарий и статус формы. В комментарии приводится дополнительная информация, в частности об обязательности заполнения конкретных форм, или в каких случаях форма должна быть представлена.
Поле "Статус" может принимать следующие значения:
Для форм, допускающих несколько экземпляров (например, информация об исполнителях проекта) в поле "Статус" приводится информация о количестве созданных форм данного типа и их общем статусе (например, "все проверены" или "не все проверены").
Для перехода в режим редактирования конкретной формы необходимо в списке форм щелкнуть на ее названии. При этом откроется окно, содержащее все требуемые поля данной формы (часть из них может быть не обязательна для заполнения).
После заполнения формы, нажмите кнопку "Проверить" в конце страницы. Вы можете также выйти без сохранения изменений, нажав кнопку "Выход", либо сохранить форму без проверки в том виде, в каком она в данный момент находится, нажав кнопку "Сохранить".
После нажатия кнопки "Проверить" производится формальная проверка на полноту и правильность заполнения полей формы. Если обнаружены ошибки, то открывается дополнительное окно с перечнем найденных ошибок и указанием названий полей, в которых были допущены ошибки. Для быстрого перехода к этим полям в окне редактирования формы Вы можете просто щелкнуть мышью на названии поля в дополнительном окне.
Исправив ошибки, нажмите повторно кнопку "Проверить". Повторите эти операции до тех пор, пока ошибок в заполнении формы не останется. После успешного прохождения формальной проверки Вы опять попадете на страницу со списком форм заявки и можете продолжить работу с другими формами. При этом проверенная форма получает статус "Проверена".
Порядок заполнения форм не имеет значения. Кроме того, Вы можете в любой момент времени приостановить работу и выйти из системы, выбрав пункт "Закончить сессию" в меню слева. Позже Вы сможете снова войти в систему и продолжить работу.
При заполнении форм, содержащих большие текстовые поля, Вы можете копировать подготовленный заранее текст в эти поля из текстового редактора (например, Microsoft Word или др.) через буфер обмена. Если Вы заполняете такие поля вручную, рекомендуем периодически сохранять редактируемую форму, нажав на кнопку "Сохранить" внизу страницы.
При работе с формами, допускающими несколько экземпляров, Вы переходите вначале на страницу, содержащую список экземпляров форм этого типа (например, список Форм 2 для исполнителей и руководителей проекта). С помощью кнопок "Создать", "Изменить" и "Удалить" на этой странице Вы можете соответственно создать новый незаполненный экземпляр формы, отредактировать или удалить его.
Вы можете также с помощью кнопки "Копировать" открыть в дополнительном окне список Ваших коллег, которые участвовали в Ваших предыдущих проектах. Щелкнув на фамилии человека, которого Вы хотите включить в новую заявку, Вы автоматически создатите новый экземпляр формы, уже заполненный его персональной информацией. Аналогичным образом Вы можете добавить организации в Форме 3, но при этом Вы можете выбирать из полного списка организаций, зарегистрированных в базе данных.
Если Вы по какой-либо причине раздумали отправлять новую заявку на регистрацию, Вы можете удалить ее, нажав на кнопку "Удалить" на странице, содержащей список форм заявки.
После того, как все формы заполнены и прошли проверку, т.е. имеют статус "Проверена", Вы можете подписать заявку. Для этого нажмите на кнопку "Подписать" на странице со списком требуемых форм. При этом Ваша заявка подвергается окончательной проверке, и, если ошибок не найдено, получает статус "Подписана". Если ошибки будут обнаружены, то откроется дополнительное окно с перечнем найденных ошибок и указанием названий форм, в которых были допущены ошибки. Для быстрого перехода к редактированию формы Вы можете просто щелкнуть мышью на названии формы в дополнительном окне.
После подписания заявка поступает на регистрацию в научный отдел РФФИ, соответствующий области знаний и виду конкурса, указанным в Вашей заявке.
После того, как заявка подписана, Вы уже не сможете вносить изменения в формы заявки. Если все же такая необходимость возникла, необходимо связаться с соответствующим научным отделом РФФИ. Если заявка еще не зарегистрирована, то сотрудник отдела может снять статус "Подписана" с заявки.
Кроме того, статус "Подписана" может быть снят сотрудником научного отдела РФФИ, если он обнаружит, что в заявке не хватает какой-то существенной информации. В этом случае Вы получите сообщение по электронной почте с просьбой доработать заявку, а в списке Ваших проектов заявка опять окажется со статусом "Не подписана".
После того, как Ваша заявка будет успешно зарегистрирована, ее статус в списке Ваших проектов изменится (вместо "Новая заявка" появится "Заявка"). После этого Вам необходимо распечатать заявку и титульный лист, подписать их и отправить в РФФИ в течение 5 дней. Для вывода на печать всех форм заявки нажмите на кнопку "Заявка" в списке Ваших проектов, а затем в нижней части левой рамки открывшегося окна щелкните на пункте "Все формы". Из открывшегося окна Вы сможете распечатать или сохранить в файле полный текст Вашей заявки. Аналогичным образом распечатывается титульный лист заявки.
Обратите также внимание на то, что после регистрации у Вашей заявки появляется номер, который уже указан на распечатанных Вами экземплярах заявки. Вы можете также ссылаться на него при контактах с РФФИ.
Для регистрации отчета по гранту РФФИ необходимо перейти к списку отчетов по проекту, нажав на кнопку "Отчеты" на странице со списком Ваших проектов. Если в данный момент времени принимаются отчеты по данному проекту, то внизу страницы Вы обнаружите кнопку "Создать". Нажав на нее, Вы перейдете к списку отчетных форм, требуемых РФФИ для представления отчетов по данному виду конкурса в данном году.
В дальнейшем Ваши действия по заполнению форм, их проверке и подписанию отчета аналогичны Вашим действиям при работе с заявками.
Если Ваш отчет содержит графики, формулы, рисунки, таблицы, фотографии и другие элементы, необходимые для адекватного представления результатов, полученных в процессе выполнения проекта, Вы можете подготовить дополнительный файл в формате RTF (например, с помощью Microsoft Word) или PDF (например, с помощью Adobe Acrobat Exchange). В этот файл необходимо включить следующую информацию:
- номер проекта;
- название проекта;
- ФИО руководителя проекта;
- краткую аннотацию на русском языке (в соответствии с Формой 501);
- краткую аннотацию на английском языке (в соответствии с Формой 502);
- развернутый научный отчет (в соответствии с Формой 503).
Вы можете также включить список научных публикаций, подготовленных в рамках работы по проекту.
Для отправки этого файла выберите строку "Полнотекстовый научный отчет в формате PDF или RTF" в списке отчетных форм. На открывшейся странице нажмите на кнопку "Browse.." рядом с полем "Местонахождение файла" и найдите нужный файл у себя на компьютере. Затем нажмите кнопку "Отправить" в конце страницы. После этого необходимо дождаться подтверждения системы об успешной загрузке. Это может занять некоторое время, зависящее от размера Вашего файла и скорости соединения.
Вы можете прикрепить только один файл к проекту. Если файл уже был загружен, Вы можете его заменить, отправив новый файл.
После успешной загрузки можно для проверки просмотреть файл, нажав на кнопку "Просмотр" на этой же странице.
Отчет можно распечатать в любое время, в том числе и до подписания или регистрации отчета. Для этого служит кнопка "Печать" в списке отчетов по проекту. При нажатии на нее открываются два окна, в одно из которых выводятся все заполненные формы по отчету, а в другое - готовая титульная страница. Отправлять в РФФИ нужно формы, распечатанные после подписания отчета (на них должна быть метка "Подписан"), в двух экземплярах.
Перед отправкой печатной версии в РФФИ нужно проставить на титульной странице и после соответствующих форм все необходимые подписи (руководителя проекта, его участников, главного бухгалтера организации) и печати.
При экспертизе грантовых заявок в российские фонды поддержки фундаментальной науки я обратил внимание на повторяющиеся ошибки подготовки таких проектов, которые часто приводят к их проигрышу в конкурсе. Подготовленные мной по собственному опыту небольшие пояснения, конечно, не сгенерируют новые научные идеи, зато помогут облечь их в ту форму, которую лучше воспримут эксперты фондов.
Так вышло, что за последние 2–3 года я рецензировал около ста пятидесяти заявок на гранты РФФИ и РНФ - двух главных российских фондов по поддержке фундаментальных исследований в области естественных наук. Для РФФИ, при работе в научных советах по некоторым конкурсам, я также просмотрел аннотации более 300 заявок на гранты по фундаментальной медицине. Система работы фондов не лишена недостатков, однако, если вы работаете в России, в государственном научном учреждении, получение гранта от этих фондов - почти единственный способ получить относительную независимость и проводить исследования, которые вы сами задумали.
Для чего я готовлю этот текст? Несмотря на многочисленные разъяснения участников процесса, заявки, поданные от молодых (и не очень) исследователей, содержат повторяющиеся ошибки, которые заставляют экспертов снижать оценки по отдельным характеристикам заявок. В итоге потенциальные победители с достаточно яркими идеями, но недостаточно проработанными заявками, проигрывают конкуренцию более простым, иногда тривиальным по мысли, но правильно сконструированным проектам.
В этом материале я поделюсь своим опытом рецензирования заявок по биологическим и медицинским наукам. Надеюсь, мои предложения помогут исследователям улучшить свои заявки и более успешно конкурировать на поле битвы за гранты. Замечу, что я выступаю неофициально, вне связи с позицией других рецензентов и представителей фондов. Сам я не сверхуспешен в выигрывании грантов - почти сапожник без сапог, - тем не менее поделюсь своими ощущениями с другого берега этой, довольно вялотекущей, грантовой реки.
Как оценивают гранты
Вначале определяют условия конкурса. В них входят тематические, финансовые (то есть, количество денег на проект) и иногда возрастные ограничения, требования к составу коллективов и тому подобное. В международных проектах прибавляются требования к зарубежному коллективу. Сейчас деньги по ним выдают «билатерально» - соответствующие части совместной заявки независимо финансируют российский и зарубежный фонды.
До установленного дедлайна проекты поступают в созданную онлайн-систему подачи заявок, а их бумажные версии направляются в фонды. На первом этапе очень маленькую часть заявок снимают по формальному признаку - например, из-за ошибок в оформлении документов. Затем заранее назначенный фондом совет по конкретному конкурсу или выделенная из него инициативная группа начинает подбирать экспертов для оценки заявок. Эксперты подбираются полуавтоматически из списка кандидатов по тематическим областям (имеются специальные классификаторы с кодами) и по ключевым словам, которые указали авторы заявки. Потенциальным рецензентам - их обычно от двух до пяти на каждую заявку в зависимости от конкурса - направляют запрос на доступ к материалам в специальной системе экспертизы. Если эксперт согласится оценивать проект, то должен это сделать в течение определенного времени. Экспертиза оплачивается, но достаточно скромно, поэтому для тех, кто ее делает, это сродни общественной нагрузке.
По каждой заявке эксперт заполняет анкету, разработанную фондом, которая дает сумму баллов, а в конце пишет рецензию, предоставляемую авторам заявки, и еще ставит оценку проекту в целом, примерно по школьной четырехбалльной шкале.
Когда по всем проектам, поданным на конкурс, проведена экспертиза, для окончательного решения собирается упомянутый выше - обычно тематический, то есть только по биологии, химии и т.д., - совет. Его члены, как правило, сами выступают в качестве наиболее активных экспертов. Так как заявок обычно много, а решающее заседание только одно, совет обычно ориентируется на оцененный заранее проходной балл, полученный при усреднении результатов экспертизы. Проходной балл, очевидно, определяется размером гранта и общим бюджетом, который фонд готов потратить по данному конкурсу. Совет, по сути, необходим, чтобы рассмотреть сложные случаи (например, когда оценки экспертов сильно расходятся) и тогда вероятно выявить конфликт интересов. По конкурсам обычно формируется небольшая часть заявок с «полупроходным» баллом, среди которых на совете коллегиально выбирают лучшие и тоже поддерживают. Моя практика показывает, что в 90% случаев оценки экспертов очень близко сходятся. Остальные случаи как раз требуют внимания участников совета, чтобы в реальном времени решить, что с ними делать.
А стоит ли подавать?
Грантовая заявка - это большая работа, сопоставимая с подготовкой хорошей публикации. Если у вас получилось не так, шансы сокращаются. Недавно я подавал заявку совместно с партнерами из Штатов и поразился, насколько подробно, обстоятельно там готовят литобзор, какого качества предоставляют рисунки.
Поэтому перед тем как начать готовить проект, хорошо бы обрести ви дение проекта целиком, точное представление о том, что вы хотите сделать за время выполнения проекта, и, конечно, время на его написание. Пишите о том, что понимаете и знаете, - в противном случае эксперты уличат вас в неточности и снизят баллы. Иногда исследователи недооценивают экспертизу, привыкнув, например, к работе в ведомственных программах, где часто для успеха нужно (как правило, искусственно!) увеличить значимость проекта, прямо суля скорейшее внедрение результатов. В случае лукавства вы, скорее всего, будете разоблачены, о чем вас оповестят в рецензии.
Конечно, в научном поиске вы не можете быть уверены в том, какой результат у вас получится в итоге. Но предвидеть его хотя бы гипотетически для успеха проекта необходимо.
Поэтому подавайте заявку по той теме, в которой вы разбираетесь лучше других, не погружайтесь в чужие, пусть и модные, области. Ведь даже если вы выиграете грант, исполнять его, заново знакомясь с какой-то темой, будет очень тяжело.
Лиха беда начало: аннотация
Аннотация, реферат, абстракт, если угодно, - это то, что читают люди, ответственные за назначение экспертов, и с помощью информации из аннотации выбирают этих самых экспертов. Важны и тематические рубрикаторы - то есть, к какой конкретно области науки относится ваш проект, - а также ключевые слова. В некоторых грантовых системах они автоматически определяют репертуар возможных рецензентов. Дело идет в страшной спешке, и, если аннотация составлена нечетко, она может попасть к экспертам в смежной области. Последние не всегда полностью ориентируются в «чужой» теме, способны не заметить достоинств проекта и занизить ему баллы. И вообще будут злиться оттого, что не всё понимают. Поэтому очень важно внимательно отнестись к этим формальностям, правильно назначить ключевые слова. В реферате проекта нужно писать о том, что вы хотите сделать, а на предпосылки работы оставить одну фразу в начале. Иначе получится то, о чем написано в следующем разделе.
«Рак - это страшная болезнь»
В жизни ученых бывают моменты, когда им нужно убедить в чем-то чиновников. А чиновники, в основном, понимают только что-то простое или общественно полезное. Пишешь, что изучение белка с цинковыми пальцами № 127 вылечит всех пациентов и решит проблемы здравоохранения на ближайшие сто лет, и у тебя есть шанс. Многие исследователи, пообщавшись с ведомственными программами, прямо переносят из них свой опыт и заполняют рассуждениями о важности и нужности всей области больше половины заявки. Тем не менее экспертизу проводят не чиновники, а действующие исследователи. И если вы начинаете свой текст с того, что «рак - это страшная болезнь», они начинают злиться. Уважайте экспертизу. Не объясняйте, с какой частотой возникает болезнь в популяции, как ее лечить и т.д., если вы хотите исследовать фосфорилирование некоторых отвлеченных киназ в одной клеточной линии.
Даже маленькое приукрашивание актуальности работы не добавит зачетных баллов в копилку проекта. Кроме того, отвлеченной значимостью работы не нужно заполнять бóльшую часть аннотации. Нередко приходилось читать реферат, в котором только последняя фраза - как вывод из предыдущего - относилась к тому, что все-таки хотят сделать авторы. Начало же и середина были посвящены тому, как это нужно, полезно и важно. Лучше не надо - в заявке есть специальное место, которое примерно называется «состояние дел в этой области». Правда, его тоже надо снабжать информацией, из которой прямо вытекает суть вашего проекта. Если вы захотели изучить компоненты важного молекулярного каскада, связанного с развитием опухолей, то нужно написать, что известно об этом каскаде, а не о раке в целом, его эпидемиологии и социальном значении.
«ABCD/E-области гена xyZ фланкированы сайтами, модифицированными белком FegH»
Случается обратная ситуация - авторы заявки с места в карьер начинают писать специализированный текст, обильно снабжая его аббревиатурами и англицизмами, скорее напоминающими научный жаргон. Тем не менее удобный для чтения, связный текст значительно облегчает работу с заявкой. Разбираться с хитросплетениями мысли, когда сложноподчиненные предложения составляют целые абзацы, даже специалисту в вашей области тяжело. Конкретика не должна затмевать общий замысел, который вы отражаете в заявке. Тяжесть восприятия может вызвать критику и снижение рейтинга работы.
Новизна в науке - не все однозначно
В формах грантовых заявок имеются разделы, где нужно описать научную новизну исследования. Установить ее, даже в современной науке, довольно сложно. Небольшие проекты часто дополняют существующие знания, иногда копируя по дизайну первые исследования в этой области. Этого не нужно стесняться - сегодня результаты экспериментов почти во всех областях естественных наук должны пройти дополнительное подтверждение в независимых лабораториях. В особенности это касается медицины. Повторение одних и тех же анализов на различных популяциях и группах пациентов - нормальная практика доказательной медицинской науки. При описании предпосылок вашего исследования и его новизны скрывать это не надо. Пусть эксперт оценит вашу осведомленность. Это лучше, чем пытаться показать, что вы первые во всем, и вокруг вас - пустыня.
Нобелевская премия за полмиллиона рублей
Часто приходится встречаться с хорошо написанными и спланированными заявками, но совершенно невозможными, если сравнить объемы работы и количество выдаваемых денег. Многие гранты очень скромные, например, массовый конкурс РФФИ с литерой «а» выдает в этом году по 700 тыс. руб. Конечно, это очень мало, но верхний предел одного гранта, как правило, известен заранее. Подаются заявки, где стоимость одних реагентов в несколько раз превосходит верхний предел финансирования! Такое достаточно строго штрафуется при оценке, даже если написан прекрасный по всем другим признакам проект. Ведь нельзя же сделать исследование на Нобелевскую премию за полмиллиона рублей! Не стоит также механически переносить проигранную заявку на другой конкурс, если объем финансирования грантов между конкурсами сильно различается. Это заметит эксперт и снизит баллы.
Другая похожая ошибка при описании работы - неконкретное описание объема работ. Например, люди пишут, что образцы плазмы крови от пациентов больных такой-то болезнью будут сопоставлены с образцами от здоровых людей, а сколько пациентов они будут привлекать в исследование, не указывают. Это хитрость, потому что когда ничего точно не указываешь, с тебя взятки гладки. Тем не менее такой план работ эксперт не одобрит. Потому что 10 тысяч пациентов - это статья в условный Nature , а 5 человек - это уже вопрос к проекту.
Что делать новичку?
При изучении заявки оценивают задел, который есть у ее авторов. Значит ли это, что получить грант по новой теме, по которой этот исследователь раньше не работал, невозможно? Конечно, это не так. Конечно, это будет сложнее, поскольку за небольшой задел будут снижены баллы. Но если остальные части заявки хороши, шансы, безусловно, есть. В грантовой политике, как и во многих других областях, действует принцип «деньги к деньгам». То есть если коллектив успешен, у него большой задел и много грантов по этой тематике, ему проще получить следующие. Начинающим исследователям важно знать, могут ли они получить свой первый грант без публикаций в послужном списке. Скажем так: это сложнее. А иногда прямо запрещено условиями конкурса. Если они проходили стажировку в научном коллективе, будь то курсовая или диплом, которые закончились совместной статьей с их шефами, у них, как считается, больше шансов хорошо сделать свой проект. Поэтому наличие хороших публикаций даже в первой заявке на грант нравится экспертам.
Фонд | Конкурс | Размеры гранта, млн ₽ в год | Основные требования к руководителю |
---|---|---|---|
Российский научный фонд | «Молодежные» конкурсы конкурс инициативных исследований | 1,5–2 | Кандидатская степень, не более 33 лет на момент окончания срока подачи заявки, 3 публикации в изданиях, реферируемых библиотечными системами Scopus или Web of Science. |
Российский научный фонд | «Молодежные» конкурсы Президентской программы исследовательских проектов - конкурс научных групп под руководством молодых ученых | 3–5 | Кандидатская или докторская степень, не более 35 лет на момент окончания срока подачи заявки, 5 публикаций в изданиях, реферируемых Scopus или Web of Science. |
Российский фонд фундаментальных исследований | Конкурс мол-а «Мой первый грант » | 0,5 | Максимальный возраст 35 лет на конец календарного года подачи заявки |
Президиум Российской академии наук | Молекулярная и клеточная биология и постгеномные технологии | 1,4–2,8 | Руководитель должен работать в РАН и иметь приличную публикационную активность, так как заявки оцениваются, в основном, по списку статей. Другое требование - создание своей научной группы. |
Я все прочитал, теперь я выиграю грант?
Как и любой конкурс, борьба за гранты в известном смысле - лотерея. Доля выигранных грантов от числа заявок колеблется в известных мне конкурсах от 5 до 20%. Это значит, что часто фильтр не проходят и очень хорошие заявки. Эксперты тоже люди, и они могут субъективно относиться к тем или другим направлениям внутри области их специализации. Нередки и скрытые конфликты интересов. Важно не опускать руки и выставлять проект на все доступные конкурсы, к которым подходит созданная вами заявка, учитывая замечания экспертизы. А если, не дай бог, в рецензии на проект вы обнаружили некомпетентность или предвзятое отношение, не стесняйтесь информировать об этом фонды. Апеллировать, чтобы пересмотреть итоги конкурса, у нас невозможно, но пожаловаться на плохую работу эксперта необходимо. Это могут отметить в соответствующих научных советах и принять меры: например, исключить этого эксперта из списка для будущих конкурсов.
ВНИМАНИЕ! Порядок оформления Согласия на признание электронных документов, подписанных в КИАС РФФИ простой электронной подписью
- Согласия на признание электронных документов оформляются в соответствии с Порядком оформления Согласия на признание электронных документов, подписанных в КИАС РФФИ простой электронной подписью, равнозначными документам, составленным на бумажных носителях, и подтверждении сведений, указанных Пользователями в КИАС РФФИ (далее – Согласие), опубликованном в личных кабинетах КИАС РФФИ.
- Уполномоченным лицом для заверения подписи Пользователя КИАС – сотрудника (аспиранта, студента) МГУ на Согласии могут быть декан/директор, заместитель декана/директора по научной работе или ученый секретарь структурного подразделения, подпись которого заверяется печатью подразделения. Ответственность за достоверность заверенных сведений возлагается на уполномоченное лицо.
- Оформленные Согласия (заверенные и с печатью) можно отправлять в РФФИ в том числе и партиями как по почте, так и через почтовый ящик в здании РАН.
I. Оформление Заявок на участие в конкурсах РФФИ
Заявка на Конкурс подается Руководителем проекта в установленном Фондом порядке (http://www.rfbr.ru/rffi/ru/): в электронном виде через информационную систему - КИАС РФФИ.
Если выполнение проекта планируется в МГУ, то при оформлении заявки в КИАС РФФИ для правильного оформления Формы 3 (Сведения об организации) в качестве организации, через которую будет финансироваться проект, необходимо выбрать организацию:
ИНН/КПП 7729082090/772901001
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»;
краткое наименование организации: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, МГУ имени М.В.Ломоносова, Московский университет или МГУ
В соответствии с Правилами предоставления федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» грантов за счет целевой субсидии из федерального бюджета в качестве организации, в которой реализуется научный проект, может выступать только юридическое лицо. В связи с этим, финансирование проектов через филиалы, представительства и иные обособленные учреждения, не являющиеся юридическими лицами, не допускается.
Если в качестве организации финансирования будет указано подразделение МГУ, то Формы Заявки будут сформированы системой КИАС некорректно.
Указывать организацию финансирования нужно при формировании заявки. Это можно сделать не меняя информацию о месте работы в личном кабинете.
В соответствии с «Порядком выполнения проектов, поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований», утвержденным Приказом МГУ от 12 марта 2019 года, для получения согласия организации предоставить условия для реализации проекта в Московском университете необходимо оформить заявление Грантополучателя, согласованное с руководителем (заместителем руководителя по научной работе) структурного подразделения по основному месту работы руководителя проекта.
! Для участия в Конкурсе на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, выполняемые молодыми учеными, обучающимися в аспирантуре («Аспиранты») Заявление для участия в конкурсе РФФИ «АСПИРАНТ»
!
Для участия в Конкурсе на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, выполняемые молодыми учеными - кандидатами наук в научных организациях РФ («Перспектива»)
, необходимо получить согласие Московского университета представить в РФФИ заявку. Для этого надо оформить Заявление молодого ученого , согласовать его с руководителем (заместителем руководителя по научной работе) структурного подразделения, в котором планируется выполнение проекта, а затем представить его в Управление научной политики и организации научных исследований (ГЗ МГУ, комн. 1010).
Внимание!
Победителям конкурсов РФФИ «Аспирант» и «Перспектива», не получившим согласие МГУ при подаче заявки, в подписании договора между РФФИ и МГУ может быть отказано
.
IV. Порядок подписания отчетов по грантам РФФИ
Информация о проекте должна быть внесена в ИАС «Наука-МГУ» («ИСТИНА») до представления отчета на подпись проректору.
Отчеты оформляются Руководителем проекта в установленные Фондом порядке и сроки.
Для получения корректных сведений при оформлении Приложения 4 (Сведения о выплатах, произведенных организацией по поручениям руководителя проекта) необходимо обратиться в финансовые службы подразделения. Печатная форма Приложения 4 оформляется в 3-х экземплярах: 1-й экземпляр предоставляется в РФФИ в составе общего отчета по гранту, 2-й экземпляр подлежит хранению руководителем проекта в течение 3-х лет после окончания проекта, 3-й экземпляр подлежит хранению в МГУ.
Приложение 4 подписывается заместителем главного бухгалтера МГУ Е.Н. Загрецкой и проректором - начальником УНПиОНИ.
Для получения подписей заместителя главного бухгалтера МГУ и проректора на Приложении 4 должны быть визы (с расшифровкой подписи):
- руководителя проекта;
- главного бухгалтера подразделения (для подразделений, обслуживаемых ЦБ МГУ - уполномоченного сотрудника Центральной бухгалтерии МГУ (1 учебный корпус, комн. 330, приемные часы: Пн – Чт с 14:00 до 17:00);
- руководителя (заместителя руководителя по научной работе) подразделения.
Документы на подпись заместителя главного бухгалтера МГУ принимают в Центральной бухгалтерии МГУ (1 учебный корпус, комн. 348, приемные часы: Пн – Чт с 14:00 до 17:00).
На подпись проректору одновременно с Приложением 4 предоставить распечатанный из ИАС «Наука-МГУ» («ИСТИНА») Лист контроля данных проекта (Распоряжение № 108 от 13.06.2017).
Документы на подпись проректору принимают в УНПиОНИ.