11.1. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.
11.2 Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:
две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 - 760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 - 15 градусов);
ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;
опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находится провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;
отсутствие ящиков;
увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.
11.3. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви (Приложение 4).
11.4. При наличии высокого стола и стула, несоответствующего росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.
11.5. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать +-5 градусов, допустимое +-10 градусов.
11.6. Рабочее место с ПЭВМ оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту обучающихся в обуви (Приложение 5).
XII. Требования к оборудованию и организации помещений с пэвм для детей дошкольного возраста
12.1. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.
12.2. Конструкция одноместного стола должна состоять из двух частей или столов, соединенных вместе: на одной поверхности стола располагается ВДТ, на другой - клавиатура.
Конструкция стола для размещения ПЭВМ должна предусматривать:
плавную и легкую регулировку по высоте с надежной фиксацией горизонтальной поверхности для видеомонитора в пределах 460 - 520 мм при глубине не менее 550 мм и ширине - не менее 600 мм;
возможность плавного и легкого изменения угла наклона поверхности для клавиатуры от 0 до 10 град, с надежной фиксацией;
ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее 600 мм;
ровную без углублений поверхность стола для клавиатуры;
отсутствие ящиков;
пространство для ног под столом над полом не менее 400 мм.
Ширина определяется конструкцией стола.
12.3. Размеры стульев для занятий приведены в Приложении 5. Замена стульев табуретками или скамейками не допускается.
12.4. Поверхность сиденья стула должна легко поддаваться дезинфекции.
XIII. Требования к организации медицинского обслуживания пользователей пэвм
13.1. Лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
13.2. Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных настоящими санитарными правилами. Трудоустройство беременных женщин следует осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13.3. Медицинское освидетельствование студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных учебных заведений, детей дошкольного и школьного возраста на предмет установления противопоказаний к работе с ПЭВМ проводится в установленном порядке.
Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ по отношению к световым проектам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.
Схемы размещения рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ должны учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), которое должно быть не мене 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
Оконные проемы в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
Экран видеомонитора должен находиться на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом алфавитно-цифровых знаков и символов, рис. 7.5.
Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями.
Рис. 5. Схема расположения рабочих мест относительно светопроемов
Требования к клавиатуре
Конструкция клавиатуры должна предусматривать:
Исполнение в виде отдельного устройства с возможностью свободного перемещения;
Опорное приспособление, позволяющее изменять угол наклона поверхности клавиатуры в пределах от 5°до 15°;
Высоты среднего ряда клавиш не более 30 мм;
Расположение часто используемых клавиш в центре, внизу и справа, редко используемых - вверх и влево;
Выделение цветом, размером формой и местом расположения функциональных групп клавиш;
Минимальный размер клавиш - 13 мм, оптимальный - 15 мм;
Клавиши с углублением в центре и шагом 19 ± 1 мм;
Расстояние между клавишами не менее 3 мм;
Одинаковый ход для всех клавиш с минимальным сопротивлением нажатию 0,25 Н и максимальной - не более 1,5Н;
Звуковую обратную связь от включения клавиш с регулировкой уровня звукового сигнала и возможностью его отключения.
Таблица 11 – Время регламентных перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида и категории трудовой деятельности с ВДТ И ПЭВМ
Требования к организации медицинского обслуживания пользователей ВДТ и ПЭВМ
Профессиональные пользователи ВДТ и ПЭВМ должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические осмотры в порядке и в сроки, установленные Минздравмедпромом России и Госкомсанэпиднадзором России.
К непосредственной работе с ВДТ и ПЭВМ допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний.
Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ВДТ и ПЭВМ, не допускаются. Трудоустройство беременных женщин следует осуществлять в соответствии с «Гигиеническими рекомендациями по рациональному трудоустройству беременных женщин».
Выводы
В главе рассмотрено влияние аппаратно-технических средств сети на человека. Непосредственная эксплуатация разработанного программного обеспечения производится на ЭВМ и для производственных целей, поэтому при работе необходимо руководствоваться правилами техники безопасности.
Пользователь ЭВМ сталкивается с таким воздействием физических факторов, как повышенный уровень шума, недостаточная освещенность рабочих мест, электрический ток, статическое электричество, неправильная эргономика места, состояние производственного помещения.
Заключение
В современных условиях поиск оптимального решения проблемы организации интерфейса взаимодействия приобретает характер комплексной задачи, решение которой существенно осложняется необходимостью оптимизации функционального взаимодействия работников предприятия между собой и с техническими средствами АСУ в условиях изменяющегося характера их профессиональной деятельности.
Особый упор при внедрении данных задач, проектирование и разработка АИС следует, конечно, придавать современным CASE-средствам разработки программ, так как они наиболее оптимально позволяют проектировать решения в основе которых лежат, в первую очередь, требования к согласованному пользовательскому интерфейсу, каковым и является интерфейс Windows. Никакие продукты других фирм, доступные сегодня, не обеспечивают одновременную простоту использования, производительность и гибкость в такой степени, как Delphi. Этот язык заполнил брешь между языками 3-го и 4-го поколений, соединив их сильные стороны и создав мощную, и производительную среду разработки.
В данной дипломной работе была спроектирована автоматизированная система учета продаж Аптеки «Ригла».
В ходе написания дипломной работы было выполнено следующее:
8 Проанализирована деятельность Аптеки «Ригла»;
9 Изучены функциональные обязанности работников и сущность процесса учета продаж;
10 Выбраны средства разработки;
11 Спроектирована структура разрабатываемой системы;
12 Разработан пользовательский интерфейс;
13 Реализована и протестирована АС на данных конкретного примера;
14 Рассчитан экономический эффект от внедрения
Спроектированная АС занимает минимум пространства и памяти при условии всех связей между данными. В нее легко можно вводить новые данные. База данных полностью удовлетворяет требованиям клиента, так как она удобна в использовании и выдает нужную информацию.
Все поставленные цели в результате выполнения работы достигнуты.
Требования к освещению помещений и рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ
7.2. Искусственное освещение в помещениях эксплуатации ВДТ и ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами, допускается применение системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов).
7.3. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 лк. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк.
7.8. В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ. При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп мощностью до 250 Вт. Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения.
7.9. Общее освещение следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении ВДТ и ПЭВМ. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализованно над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору.
7.15. Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.
8.1. Общие требования
8.1.1. Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.
8.1.2. ... расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2м.
А очень часто компьютеры стоят буквально вплотную друг к другу...
8.1.4. Оконные проемы в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
8.1.5. Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, следует изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 - 2,0 м.
8.1.11. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
8.1.12. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, неэлектризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
8.1.13. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
8.1.14. В помещениях с ВДТ и ПЭВМ ежедневно должна проводиться влажная уборка.
8.1.15. Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями.
8.2. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для взрослых пользователей
8.2.1. Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680 - 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.
8.2.3. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.
8.2.4. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а так же - расстоянию спинки от переднего края сиденья. Конструкция его должна обеспечивать:
Ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;
Поверхность сиденья с закругленным передним краем;
Регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400 - 550 мм и углам наклона вперед до 15 град. и назад до 5 град.;
Высоту опорной поверхности спинки 300 ± 20 мм, ширину - не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости - 400 мм;
Угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах ±30 градусов;
Регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 - 400 мм;
- стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной - 50 - 70 мм;
Регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 ± 30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350 - 500 мм.
8.2.5. Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.
8.2.6. Рабочее место с ВДТ и ПЭВМ должно быть оснащено легко перемещаемым пюпитром для документов.
8.2.8. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
8.3. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для учащихся средних и высших учебных заведений
8.3.1. Помещения для занятий с использованием ПЭВМ и ВДТ в средних и высших учебных заведениях должны быть оборудованы одноместными столами, предназначенными для работы на ПЭВМ и ВДТ.
8.3.5. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ и ВДТ, и высота пространства для ног должна соответствовать росту учащихся или студентов в обуви.
8.3.6. При наличии высокого стола и стула, несоответствующего росту учащихся или студентов, необходимо обязательно пользоваться регулируемой по высоте подставкой для ног (см. п. 8.2.5).
8.3.7. Уровень глаз при вертикально расположенном экране ВДТ должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ±5 градусов, допустимое ±10 градусов.
8.3.8. Рабочее место с ПЭВМ и ВДТ должно оборудоваться стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту учащихся или студентов в обуви.
8.4. Требования к оборудованию и организации помещений с игровыми комплексами на базе ПЭВМ для детей дошкольного возраста
Дипломные, курсовые и контрольные работы можно скачать со страницы "Учёба ", а со страницы "Содержание " возможен переход на все страницы пояснительной записки дипломного проекта.
8.3.2 Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ
Рабочие места с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Схемы размещения рабочих мест должны учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами, которое должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м. Рабочие места в залах электронно-вычислительных машин или в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом.
Оконные проемы в помещениях должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
Т.к обучение связано с выполнением творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, следует изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5-2 м.
Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы.
Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы, позволять изменять позу с целью снижения статистического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, неэлектризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений
Экран видеомонитора от глаз пользователя должен находиться на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
В помещениях ежедневно должна проводиться влажная уборка.
Помещения должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями.
Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680 - 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.
Модульными размерами рабочей поверхности стола для ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм.
Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.
Конструкция его должна обеспечивать: ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм; поверхность сиденья с закругленным передним краем; регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400 - 500 мм и углом наклона вперед до 15 и назад до 5 градусов; высоту опорной поверхности спинки 300 ± 20 мм, ширину- не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости - 400 мм; угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0 + 30 градусов; регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 - 400 мм; стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной - 50 - 70 мм; регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 ±30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350 - 500 мм.
Рабочее место учащегося должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.
При организации рабочих мест следует предусматривать: пространство по глубине не менее 850 мм; пространство для стоп глубиной и высотой не менее 150 мм и шириной не менее 530 мм; расположение устройств ввода-вывода информации, обеспечивающее оптимальную видимость экрана; расположение экрана ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ в месте рабочей зоны, обеспечивающее удобство зрительного наблюдения в вертикальной плоскости. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
8.3.3 Требования к организации режима труда и отдыха при обучении за ПЭВМ
Режимы обучения и отдыха должны организовываться в зависимости от вида и категории учебной деятельности. Виды учебной деятельности разделяются на 3 группы: группа А - считывание информации с экрана ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ с предварительным запросом; группа Б - ввод информации; группа В - творческая работа в режиме диалога с ЭВМ. При комбинированном обучении, за основу следует принимать такой тип обучения, который занимает не менее 50% времени в течение сеанса обучения.
Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, которые определяются: для группы А - по суммарному числу считываемых знаков за сеанс, но не более 60000 знаков за сеанс; для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за сеанс, но не более 40 000 знаков за сеанс; для группы В - по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ за сеанс, но не более 6 часов за сеанс.
Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья пользователей на протяжении сеанса обучения должны устанавливаться регламентированные перерывы.
Время регламентированных перерывов следует устанавливать в зависимости от продолжительности сеанса обучения, вида и категории учебной деятельности (табл. 8.4).
Таблица 8.4 Время регламентированных перерывов
Категория работы ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ | Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ с ВДТ | Суммарное время регламентированных перерывов, мин | |||
группа A количество знаков | группа Б количество знаков | группа В, час | при 8-часовой смене | при 12-часовой смене |
|
I | до 20000 | до 15000 | до 2,0 | 30 | 70 |
II | до 40000 | до 30000 | до 4,0 | 50 | 90 |
III | до 60000 | до 40000 | до 6,0 | 70 | 120 |
Примечание. При несоответствии фактических условий труда требованиям настоящих правил время регламентированных перерывов следует увеличить на 30%. |
Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов. При работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ в ночное время (с 22 до 6 часов), независимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут.
При 8-часовой работе на ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:
для II категории - через 2 часа от начала сеанса и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час обучения;
для III категории - через 1,5-2 часа от начала сеанса и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час обучения.
При 12-часовом сеансе регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-часовом сеансе, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут.
Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотонического утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений.
С целью уменьшения отрицательного влияния монотонии целесообразно применять чередование операций осмысленного текста и числовых данных (изменение содержания работы), чередование редактирования текстов и ввода данных (изменение содержания работы).
В случаях возникновения у работающих с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических, эргономических требований, режимов труда и отдыха, следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работ, коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую.
Женщинам со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью не рекомендуется проходить обучение на ПЭВМ. Конструкция ВДТ и ПЭВМ должна обеспечивать мощность экспозиционной дозы рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м от экрана и корпуса ВДТ при любых положениях регулировочных устройств.
Проведенный анализ показал, что в целом условия труда на изучаемом объекте соответствуют нормам. Требуется снизить уровень шума на 5 дБ, что можно достигнуть применением звукопоглощающий материалов. Выполняя требования к организации режима труда и отдыха при обучении за ПЭВМ, можно обеспечить безопасность и сохранность здоровья обучаемых, использующих разработанный программный продукт.
с ВДТ и ПЭВМ
8.1. Общие требования
8.1.1. Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева (Приложение 10).
8.1.2. Схемы размещения рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ должны учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), которое должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
8.1.3. Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ в залах электронно - вычислительных машин или в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом.
8.1.4. Оконные проемы в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей (п. 6.5), внешних козырьков и др.
8.1.5. Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, следует изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 - 2,0 м.
8.1.6. Шкафы, сейфы, стеллажи для хранения дисков, дискет, комплектующих деталей, запасных блоков ВДТ и ПЭВМ, инструментов следует располагать в подсобных помещениях, для учебных заведений - в лаборантских.
При отсутствии подсобных помещений или лаборантских допускается размещение шкафов, сейфов и стеллажей в помещениях непосредственного использования ВДТ и ПЭВМ при соблюдении требований к площади помещений и требований, изложенных в настоящем разделе.
8.1.7. В подсобных помещениях или в лаборантских должны размещаться рабочий стол и радиомонтажный стол, оборудованный местным отсосом на телескопическом воздуховоде с шарнирным соединением, позволяющим устанавливать воздухоприемник в нужном положении, с исходной скоростью 5 - 6 м/с во всасывающей плоскости.
8.1.8. При конструировании оборудования и организации рабочего места пользователя ВДТ и ПЭВМ следует обеспечить соответствие конструкции всех элементов рабочего места и их взаимного расположения эргономическим требованиям с учетом характера выполняемой пользователем деятельности, комплексности технических средств, форм организации труда и основного рабочего положения пользователя.
8.1.9. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей (размер ВДТ и ПЭВМ, клавиатуры, пюпитра и др.), характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики.
8.1.10. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ВДТ и ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно - плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
Тип рабочего стула (кресла) должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с ВДТ и ПЭВМ с учетом роста пользователя.
8.1.11. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно - поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
8.1.12. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, неэлектризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
8.1.13. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно - цифровых знаков и символов.
8.1.14. В помещениях с ВДТ и ПЭВМ ежедневно должна проводиться влажная уборка.
8.1.15. Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями.
8.2. Требования к организации и оборудованию рабочих мест
с ВДТ и ПЭВМ для взрослых пользователей
8.2.1. Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680 - 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.
8.2.2. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ВДТ и ПЭВМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм.
8.2.3. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.
8.2.4. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно - поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также - расстоянию спинки от переднего края сиденья.
Конструкция его должна обеспечивать:
Ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;
Поверхность сиденья с закругленным передним краем;
Регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400 - 550 мм и углов наклона вперед до 15 град. и назад до 5 град.;
Высоту опорной поверхности спинки 300 +- 20 мм, ширину - не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости - 400 мм;
Угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0 +- 30 градусов;
Регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 - 400 мм;
Стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной 50 - 70 мм;
Регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 +- 30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350 - 500 мм.
8.2.5. Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.
8.2.6. Рабочее место с ВДТ и ПЭВМ должно быть оснащено легко перемещаемым пюпитром для документов.
8.2.7. При организации рабочих мест для работы на технологическом оборудовании, в состав которых входят ВДТ или ПЭВМ (станки с программным управлением, роботизированные и технологические комплексы, гибкое автоматизированное производство, диспетчерские пульты управления и др.), следует предусматривать:
Пространство по глубине не менее 850 мм с учетом выступающих частей оборудования для нахождения человека - оператора;
Пространство для стоп глубиной и высотой не менее 150 мм и шириной не менее 530 мм;
Расположение устройств ввода - вывода информации, обеспечивающее оптимальную видимость экрана;
Легкую досягаемость органов ручного управления в зоне моторного поля: по высоте - 900 - 1300 мм, по глубине - 400 - 500 мм;
9.3.3. При организации односменных занятий в учебном заведении следует организовывать в середине учебного дня (после 3 - 4 уроков) перерыв длительностью 50 - 60 минут для обеда и отдыха учащихся.
9.3.4. При работе на ВДТ и ПЭВМ для предупреждения развития переутомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
Проводить упражнения для глаз через каждые 20 - 25 минут работы на ВДТ и ПЭВМ (Приложение 16); а при появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п. упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;
Для снятия локального утомления должны осуществляться физкультурные минутки целенаправленного назначения индивидуально или организованно под контролем физорга или педагога (Приложение 17);
Для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног следует проводить физкультпаузы (Приложение 18)
Комплексы упражнений следует менять через 2 - 3 недели.
9.3.5. Общая продолжительность кружковой и факультативной работы с использованием ВДТ или ПЭВМ не должна превышать 2 часов в неделю, а непосредственные работы на ВДТ и ПЭВМ - не более 1 часа при соблюдении режима работы на ВДТ и ПЭВМ (п. 9.3.1) и профилактических мероприятий (п. 9.3.4) как при проведении учебных занятий.
9.3.6. Кружковые и факультативные занятия с использованием ВДТ или ПЭВМ следует проводить после окончания учебных занятий не ранее чем через 50 - 60 минут.
9.3.7. Длительность работы с использованием ВДТ или ПЭВМ во время производственной практики, без учебных занятий, не должна превышать 3 часов в день при соблюдении режима работы (п. 9.3.1) и профилактических мероприятий (п. 9.3.4).
9.4. Требования к организации режима учебных и внеучебных
занятий с ВДТ и ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с
игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного
возраста
9.4.1. Для учащихся X - XI классов по основам информатики и вычислительной техники должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов - 1 урока в неделю с использованием ВДТ и ПЭВМ.
9.4.2. Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать:
Для учащихся I классов (6 лет) - 10 минут;
Для учащихся II - V классов - 15 минут;
Для учащихся VI - VII классов - 20 минут;
Для учащихся VIII - IX классов - 25 минут;
Для учащихся X - XI классов на первом часу учебных занятий - 30 минут, на втором - 20 минут.
9.4.3. Работа на ВДТ и ПЭВМ должна проводиться в индивидуальном ритме и темпе.
9.4.4. После установленной длительности работы на ВДТ и ПЭВМ (п. 9.4.2) должен проводиться комплекс упражнений для глаз (Приложение 16), а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления (Приложение 18).
9.4.5. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета).
9.4.6. При производственном обучении учащихся старших классов с использованием ПЭВМ и ВДТ в учебно - производственном комбинате или других учреждениях 50% времени следует отводить на теоретические занятия и 50% времени - на практические. Режим работы должен отвечать требованиям, изложенным в п. п. 9.4.1 и 9.4.2, с обязательным проведением профилактических мероприятий (п. 9.4.4).
9.4.7. Время производственной практики учащихся старших классов во внеучебное время с использованием ПЭВМ и ВДТ должно быть ограничено для учащихся старше 16 лет тремя часами, а для учащихся моложе 16 лет - двумя часами с обязательным соблюдением режима работы (п. п. 9.4.1, 9.4.2) и проведением профилактических мероприятий: гимнастики для глаз через 20 - 25 минут (Приложение 16) и физических упражнений через 45 минут во время перерыва (Приложения 17, 18).
9.4.8. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
9.4.9. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
Для учащихся 2 - 5 классов (7 - 10 лет) - не более 60 минут;
Для учащихся 6 классов и старше - до 90 минут.
Недопустимо отводить время всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью до 10 минут для учащихся 2 - 5 классов и 15 минут - для более старших учащихся.
Режим занятий в кружках должен соответствовать требованиям, изложенным в п. п. 9.4.2, 9.4.3, с обязательным проведением профилактических мероприятий (п 9.4.4).
9.4.10. Условия и режим дня в школах "Юных программистов", организуемых в период школьных каникул в течение 2 - 4 недель, должны соответствовать санитарным нормам и правилам "Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей".
9.4.11. Занятия с ПЭВМ и ВДТ в школах "Юных программистов" не должны быть более 6 дней в неделю, седьмой день недели должен отводиться для отдыха, без работы на ПЭВМ и ВДТ.
9.4.12. Общая продолжительность занятий с ПЭВМ или ВДТ в школах "Юных программистов" должна быть в течение дня ограничена:
Для учащихся 8 - 10 лет - одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 минут;
Для учащихся 11 - 13 лет - двумя занятиями по 45 минут: одно - в первой половине дня и другое - во второй половине дня;
Для учащихся 14 - 16 лет - тремя занятиями по 45 минут каждое: два - в первой половине дня и одно - во второй половине дня.
9.4.13. Через 20 минут работы на ПЭВМ и ВДТ следует проводить гимнастику для глаз (Приложение 16). Между двумя занятиями следует устраивать перерыв в течение 15 минут, во время которого организовывать подвижные игры или физические упражнения с проведением комплекса упражнений для снятия локального и общего утомления (Приложения 17, 18 и др.).
9.4.14. В школах "Юных программистов" "компьютерные игры" с навязанным ритмом допускается проводить не более одного раза в день продолжительностью:
До 10 минут - для детей младшего школьного возраста;
До 15 минут - для детей среднего и старшего школьного возраста.
Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.
9.4.15. В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет - 10 минут.
9.4.16. Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятий следует проводить гимнастику для глаз.
9.4.17. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ и ВДТ в дошкольных учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.
9.4.18. Занятия дошкольников с использованием ПЭВМ или ВДТ должны проводиться методистом или в его присутствии.
9.4.19. Занятиям с ПЭВМ или ВДТ должны предшествовать спокойные игры, проводимые в зале, расположенном смежно с помещением, где установлены компьютеры.
rtf -> Алена Либина Психология современной женщины: и умная, и красивая, и счастливая… Алена Либина
rtf -> Панарин а с православная цивилизация а с панарин
rtf -> Н. В. Васильева жизненные планы молодых инвалидов в современной россии: социологический анализ москва 2007 Научная монография