При фотографировании трупа задача состоит в том, чтобы запечатлеть:
его положение относительно окружающей обстановки,
его позу и состояние одежды,
повреждения и различные следы на одежде и теле трупа,
приметы лица умершего или убитого человека, если личность его неизвестна.
В соответствии с перечисленными задачами трупы фотографируют: 1) с охватом окружающей обстановки, 2) изолированно от окружающей обстановки, 3) крупномасштабно (некоторых участков тела трупа), 4) по правилам опознавательной съемки.
Если труп замаскирован какими-либо предметами (ветками, соломой, одеждой, тряпьем и т. д.), то сначала надо его сфотографировать с закрывающими труп предметами, не извлекая из-под них трупа. После этого надо убрать эти предметы и сфотографировать сам труп.
При эксгумации фотографируют общий вид могилы до разрытия, гроб в могиле, гроб, извлеченный из могилы, труп, лежащий в гробу (после снятия крышки гроба), и могилу после ее восстановления.
При эксгумации труп снимается изолированно от окружающей обстановки, крупным масштабом фотографируются отдельные части, а иногда применяются правила опознавательной съемки (см. ниже).
Фотографирование трупа с охватом окружающей обстановки применяется для того, чтобы запечатлеть его положение относительно отдельных деталей места происшествия. Такими деталями могут быть, например, кровать, часть пола или участок территории на открытой местности, где находится труп, следы и предметы - вещественные доказательства, находящиеся около трупа. Количество снимков зависит от характера обстановки и размеров места происшествия. Труп с охватом окружающей обстановки фотографируют обычно с одной, двух или четырех сторон. При съемке трупа с четырех сторон позиции фотоаппарата располагают по противолежащим углам воображаемого прямоугольника, в котором как бы заключен труп. Необходимо, чтобы средняя линия трупа " была перпендикулярна одной из сторон прямоугольника. Линии направления оптической оси объектива при съемке с четырех сторон будут пересекаться в середине трупа. Они соответствуют диагоналям воображаемого прямоугольника (рис. 90).
Расстояние между фотоаппаратом и трупом должно быть таким, чтобы длина изображения трупа в кадре равнялась, примерно, третьей части длины кадра, что позволяет полнее запечатлеть окружающую обстановку. Это контролируется с помощью видоискателя.
При фотографировании трупа на снегу или около воды желательно применение желтого или оранжевого светофильтра. Это позволяет получить более четкий снимок и выявить следы на снегу, имеющиеся около трупа. Качество снимков повышается за счет того, что фильтр поглощает фиолетовые, синие и голубые лучи света, в большом количестве отражающиеся от воды и снега.
Фотографирование трупа изолированно от окружающей обстановки обеспечивает изображение на снимке всего трупа крупным планом, при этом фиксируется поза трупа, а также положение и состояние одежды на нем.
При съемке необходимо добиться того, чтобы изображение трупа было объемным и в то же время лишенным сильно затемненных мест. Рекомендуется двустороннее освещение - мягкое, рассеянное сверху и более сильное сбоку. Тени можно ослабить с помощью отражательных экранов.
Изображение трупа в кадре надо разместить так, чтобы средняя линия трупа совпадала с продольной осью кадра. Между изображениями ног и головы трупа и границами фотокадра должны быть минимальные промежутки.
Такая съемка называется вертикальной. Для производства вертикальной съемки нужен треножный штатив с панорамной головкой. Фотоаппарат устанавливают объективом вниз. Объектив должен находиться над серединой трупа. При помощи широкоугольного объектива вертикальную съемку трупа можно произвести на один кадр. Съемка посредством объектива с нормальным углом изображения производится способом панорамной съемки.
Кроме вертикальной съемки производят съемку трупа сбоку. Рекомендуется сфотографировать труп с двух противоположных сторон. Наиболее удобно такое положение фотоаппарата, при котором оптическая ось объектива перпендикулярна средней линии трупа. В случаях, когда по условиям места происшествия это невозможно, труп фотографируют со стороны ног или со стороны головы. При таком аспекте съемки снимок желательно увеличить до размера не менее 13X18 см. При рассматривании увеличенного фотоснимка меньше чувствуется перспективное искажение фотографического изображения.
В случаях, когда желательно запечатлеть на едином снимке весь труп более крупно, чем допускает кадр, а также, когда незначительные размеры помещения не дают возможности отойти от трупа на такое расстояние, при котором изображение помещается в кадре, труп фотографируют панорамным способом.
Панорамная фотосъемка трупа (вертикальная и боковая) производится с нескольких точек, находящихся на одинаковом расстоянии от трупа. Фотоаппарат перемещают по линии, параллельной средней линии трупа (рис. 92).
Рис. 91. Схема фотосъемки трупа изолированно от окружающей обстановки
Рис. 92. Схема панорамной фотосъемки трупа
Расстояние между объективом аппарата и трупом должно быть одинаковым для всех позиций фотоаппарата. Оно измеряется при помощи мягкого метра. Если фотоаппарат имеет оптический дальномер, равенство расстояний между фотоаппаратом и трупом можно обеспечить с помощью дальномера и метражной шкалы. Установив контрольную риску шкалы на нужное деление, наводку на резкость производят не путем перемещения поводка объектива, а путем приближения фотоаппарата к трупу или удаления от него до тех пор, пока изображение в середине поля зрения оптического дальномера не перестанет раздваиваться. Количество частей панорамы может быть различным в зависимости от задач и условий съемки. Чаще всего панорамный снимок трупа составляют из двух частей. При съемке одной части трупа фотоаппарат устанавливают так, что оптическая ось объектива соответствует линии, проходящей через грудные соски, а при съемке другой части- линии, проходящей через колени ног (рис. 92).
Трупы, находящиеся в сидячем положении, следует, по возможности, фотографировать с 4-х сторон.
Трупы, находящиеся в висячем положении, рекомендуется фотографировать дважды--спереди и сзади. Если на этих двух снимках некоторые существенные данные не передаются, целесообразна также фотосъемка трупа сбоку.
При обнаружении расчлененного трупа части его надо сфотографировать на месте обнаружения в их первоначальном виде. Затем надо сфотографировать каждую часть отдельно. Кроме того, желательно собрать все части в одно целое и произвести съем<ку всего трупа, составленного из частей.
Замерзший труп фотографируется дважды - до и после оттаивания его при комнатной температуре.
Если труп сильно испачкан грязью, он фотографируется до обмывания и после обмывания.
Если труп находится под слоем воды, фотосъемка несколько затрудняется из-за образующихся на воде бликов. Чтобы не допустить появления на снимке изображения бликов, при фотосъемке рекомендуется применять поляризационный светофильтр.
При съемке обгоревших трупов рекомендуется сильное освещение. В противном случае изображение трупа на снимке может быть слишком темным, лишенным подробностей. Свет необходимо сконцентрировать на трупе. Для повышения четкости изображения обгоревшие трупы фотографируют обычно на светлом фоне. Во избежание вуалирования негатива фотосъемка производится с солнечной блендой.
Крупномасштабное фотографирование отдельных участков тела трупа применяется для запечатления их расположения, а также фиксации тех участков тела трупа и его одежды, которые имеют характерные особенности (раны, ссадины, кровоподтеки, трупные пятна, повреждения на одежде и т. д.).
Повреждения на теле трупа и признаки трупных явлений (трупные пятна, признаки разложения) фотографируют в их первоначальном виде, без удаления грязи, копоти и различных приставших частиц.
Повреждения и признаки трупных явлений надо сфотографировать гак, чтобы фотоснимок давал ясное представление об их расположении, форме и характерных особенностях. Их целесообразно фотографировать в двух масштабах - на одних снимках (в меньшем масштабе) надлежит показать главным образом расположение повреждений и признаков трупных явлений, а на других - форму, размеры и характерные особенности. Фотосъемку необходимо произвести по правилам измерительной фотографии с миллиметровым масштабом (рис. 93).
Одни повреждения характеризуются лишь цветовыми изменениями кожных покровов, другие - как цветовыми, так и объемными (рельефными). Первые фотографируются при прямом рассеянном освещении, вторые - при комбинированном освещении - прямом и боковом. Боковое освещение имеет своим назначением выявление деталей рельефа повреждения.
Прямое освещение должно быть слабее бокового.
Повреждения на теле трупа следует фотографировать на изопанхро-матических или панхроматических материалах.
Для съемки повреждений желательно применять цветную фотографию.
При фотографировании ссадины боковой свет рекомендуется направлять под малым углом к повреждению, так как это позволяет передать на снимке его рельеф.
При обнаружении трупа со следами удавления нужно сфотографировать расположение петли на шее и странгуляцион-ную борозду (после снятия петли). Для лучшего запечатления странгу-ляционной борозды боковой свет целесообразно направить не вдоль, а поперек борозды.
При съемке ушибленной, резаной или рубленой раны, имеющей продолговатую форму, боковой свет рекомендуется направить перпендикулярно продольному направлению раны. При таком освещении на снимке хорошо передается форма повреждения. На другом снимке желательно запечатлеть внутренний вид раны (признаки повреждения кости, состояние соединительнотканного слоя, наличие или отсутствие перемычек и т. д.). Для этого боковой свет надо направить вдоль раны.
При наличии сквозного ранения, причиненного огнестрельным оружием, рекомендуется сфотографировать как входное, так и выходное отверстия. Следует добиваться того, чтобы на снимке входного отверстия были хорошо переданы следы действия факторов выстрела (поясок осаднения, поясок обтирания, опале-ние, оканчивание, внедрившиеся порошинки). Указанные следы выявляются лучше при помощи бокового освещения.
Повреждения на одежде трупа целесообразно фотографировать после раздевания трупа. Чтобы четко выявить на снимке форму краев отверстия, с противоположной стороны ткани одежды надо подложить материю белого цвета, если одежда темная, черного цвета, - если одежда светлая.
На снимке огнестрельного повреждения на
одежде необходимо запечатлеть следы действия факторов выстрела. Если ткань одежды светлая, фотосъемка этих следов не вызывает затруднений. Для выявления следов выстрела на темных тканях следует попытаться использовать возможное различие в отражательной способности материала одежды и приставших к ней частиц. Для этого свет направляют на фотографируемый участок под углом, близким к прямому. Несгоревшие порошинки можно иногда выявить при помощи сильного косонаправленного, скользящего освещения. Для выявления следов выстрела вокруг повреждения на одежде можно применить микрофотосъемку и фотосъемку в инфракрасных лучах.
При обнаружении трупа утоп ленника рекомендуется крупным планом сфотографировать пену, появляющуюся иногда у отверстия носа и рта, имеющиеся на трупе повреждения и участки кожи, подвергшиеся вымачиванию (мацерации). Для лучшей передачи на снимке рельефа кожи необходимо косое освещение.
При смерти от обморожения крупным планом фотографируются очаги обморожения, при смерти от действия высокой температуры - ожоги, при смерти от электричества - электрометки и фигуры молнии на коже.
В случаяхотравлений фотографируют рвотные массы и следы ядов на теле и одежде трупов.
Отдельно, крупным планом надо сфотографировать руки трупа, если они связаны или в них зажаты какие-нибудь предметы (клочок материи, пуговица, прядь волос и т. д.), татуировку, кольцо на пальце и т. п. Крупным планом фотографируются следы крови на трупе. Фотосъемку следов крови, имеющихся на фоне того или иного цвета, целесообразно производить со светофильтрами. При выборе фотоматериала и светофильтра рекомендуется пользоваться таблицей, используемой при фотографировании кровяных следов пальцев (см. стр. 168).
При судебномедицинском вскрытии трупа целесообразно запечатлеть характерные признаки на некоторых внутренних органах. Для устранения бликов, образующихся на гладких влажных слизистых оболочках внутренних органов, рекомендуется освещение электролампой с матовой колбой или обычной лампой накаливания, загороженной матовым стеклом, а также съемка <с поляризационным фильтром.
Опознавательная фотосъемка трупа применяется в целях установления личности неопознанного трупа. Если лицо трупа сильно обезображено, необходимо восстановить его. Восстановление лица трупа по заданию следователя производит судебломедицинский эксперт. Лицо трупа должно быть сфотографировано до восстановления и после него. Для целей опознания труп фотографируют в одежде, в которой он обнаружен. Если одежда отсутствует, труп надо прикрыть какой-нибудь тканью. Одевать на труп чужую одежду не рекомендуется, так как это может осложнить последующее опознание трупа по фотоснимку. Труп в опознавательных целях фотографируют в фас и правый профиль. Кроме того, целесообразно сделать дополнительные снимки - левого профиля и в три четверти поворота лица.
Труп располагают одним из следующих способов:
1) его кладут на стол или на пол лицом вверх: для съемки в профиль труп надо уложить на стол, а для съемки в фас - на стол или на пол;
2) если трупное окоченение не исчезло, труп прислоняют к стене и поддерживают во время съемки;
3) труп сажают на стул и привязывают веревкой к спинке стула, а голову поддерживают руками.
Остальные правила опознавательной съемки трупа - те же, что и при съемке живых людей.
После изобретения дагерротипа в конце 19 века, фотография начала стремительно вытеснять дорогую и не столь реалистичную живопись. В период викторианской эпохи вокруг семейных фотографий сложились весьма странные практики. Пожалуй, самой странным из них стал обычай фотографировать умерших людей непосредственно в контексте их обычной жизни. Впрочем, странным это выглядит с точки зрения современного человека - для нас кажется естественным, что умершие находятся за границами нашего предметного мира. Мы избегаем физического контакта с мертвыми, мы прячем факт смерти от детей (считая что они будут чересчур "переживать" или получат "травму"), мертвые внушают нам страх и ужас. Иными словами, умерший человек - это Чужой, образ пугающий и активно вытесняемый на периферию общественного внимания: в фильмы ужасов, в кошмары, в комиксы. Современная культурная матрица явно тяготеет к бессмертию: образы совершенного, божественного тела, которое не страдает и не болеет, не испытывает боли и не умирает, явно пропагандируются всей мощью современных медиа. Фокус внимания - на юных и здоровых. Гонку вооружений заменила гонка совершенства: невероятными темпами развивается косметология и отрасли хирургической медицины. Цель - одна: омоложение тела. Морщины, старость, умирание - все это немного постыдно, неуместно. Достаточно открыть любой глянцевый журнал, включить телевизор, посмотреть любую программу - их героями и основными действующими лицами будут люди, лишенные физических недостатков, с идеальной на вид кожей, зачастую немножко даже как бы не вполне материальные.
История показывает нам совершенно другое отношение к смерти.
Умерший традиционно был неотъемлемой частью мира, в котором он жил. Его тело хоронили (в очень многих культурах) - поблизости от того места, где он жил. С ним разговаривали, как с живым, с ним прощались, призывали и оплакивали, его провожали, трогали и одевали. Некоторое время умерший находился среди живых и его права на имущество, на одежду и на постель сохранялись, он никого не пугал, но некоторое время был частью мира живых. То, что для современного человека выглядит как "глумление", для вполне морального и религиозного человека викторианской эпохи было поучительным и трогательным христианским жестом по отношению к умершему. При том, что подавляющая часть современных визуальных образов с точки зрения викторианского человека является абсолютно "неприличным" и немыслимым. Обнаженные тела, поцелуи, прямые выражения страсти и похоти - все это было под строжайшим моральным запретом и резко осуждалось. Доходило до того, что считалось крайне неприличным статусной даме совершать какие-то телодвижения в момент, когда муж реализовал свой супружеский долг.
Интересно, что эмансипация политической борьбы, выражения чувств, женщин, секса, расы и труда на протяжении последнего столетия привела частично к обратным процессам: дискриминации смерти, а также вытеснению на обочину социальных трендов визуальных изображений смерти, болезни, старости, уродства.
Мода на посмертные фотографии началась в викторианскую эпоху и окончательно выродилась вместе с самой кровавой войной ХХ века.
Младенцы и дети
Надо сказать, что детская смертность была очень высокой и посмертная фотография зачастую была единственным напоминанием об ушедшем ребенке.
Живые дети зачастую фотографировались вместе с умершим братом или сестрой. Мертвым часто открывали глаза. Активно использовали белила и румяна, чтобы придать живой вид. В руки вставляли букетики цветов. Одевали в лучшие костюмчики.
Была еще отдельная мода ставить умерших в положение стоя - для этого применялись металлические специальные держатели, невидимые зрителю.
Умершему часто придавали положение естественного сна.
В окружении братьев и сестер.
Умершая сестра, по-видимому.
В окружении любимых кукол.
Умершая девушка с букетом
Семейные портреты
На этой фотографии - умершая девушка.
Фотографии с гробом
Король Баварии Людвиг II - истинный герой Вагнера.
Взрослые
Джон О"Коннор был сфотографирован через 2 года после смертии за 5 дней до захоронения.
Устройство с помощью которого тело умершего человека фиксировалось стоя.
В интернете полно фальшивых новостей и поддельных фотографий — такой уж он, сетевой мир. Здесь любят выдергивать картинки из контекста и сочинять про них абсолютную чушь. Особенно очевидно это в случае со старыми снимками пост-мортем — совершенно обычной для викторианских времен традиции делать памятные снимки умерших людей, особенно детей. Однако не все старые фотографии, на которых люди выглядят странно и неподвижно, — действительно посмертные.
Довольно часто фотография этих упитанных близнецов всплывает в качестве примера посмертного снимка, потому что младенцы сидят неподвижно на фоне довольно странной и зловещей задрапированной штуки. Эта штука — их мать. В то время для фотографирования непоседливых детишек использовали такой прием, как «невидимая мать»: чтобы удержать ребенка перед фотокамерой в течение долгого времени, позади него усаживалась мама, накрытая покрывалом.
Вывод: на этой фотографии живые дети.
На снимке мы видим двух одинаково одетых близнецов, один из которых будто уснул, а второй его обнимает. Понятно, что парню такого возраста фотографировать спящим и в такой неуклюжей позе было незачем — только если он на самом деле не мертв.
Это непохоже на посмертный снимок, и вот почему. Во-первых, одежда на отце ребенка не соответствует траурной. Во-вторых, на столике позади стоит кружка с детской ложкой, а на ребенке слюнявчик — вряд ли он нужен мертвому младенцу. И в третьих, детская ручка схватилась за ткань одежды. А что до того, что родители на этой фотографии не выглядят веселыми, так люди в то время на снимках вообще улыбались крайне редко, не было принято.
Вывод: ребенок просто наелся и уснул.
Молодой мужчина сидит на стуле, его голова слегко наклонена набок и, похоже, специально подвязана платком для удержания в нужном положении. Глаза выглядят пустыми и мертвыми, но такой эффект мог произойти и из-за вспышки. Тем не менее, положение головы и общая поза вынуждают предположить, что это снимок покойника.
Вывод: настоящая посмертная фотография.
Мальчик на этом снимке, безусловно, жив, но вот его питомец, скорее всего, нет. В викторианскую эпоху собаки были самыми популярными домашними животными, любимейшими членами семьи. И когда собака умирала, некоторые хозяева делали ее посмертный снимок на память. А чем животное хуже человека?
Вывод: это посмертная фотография горячо любимой собаки.
Эта девочка мертва? Ничего подобного. На снимке — Александра Китчин (Экси), которую часто фотографировал никто иной как Льюис Кэрролл, автор «Алисы в Стране чудес». У Льюиса Кэрролла (настоящее имя — Чарльз Доджсон) было много девочек-друзей, которых он фотографировал в разных позах и даже обнаженными. Для нас это звучит ужасающе, но для людей викторианской эпохи не было чем-то страшным и воспринималось как вид искусства, а не как сексуальная распущенность. Маленькая Экси выросла, вышла замуж и родила шестерых детей.
Вывод: при съемке этой фотографии ни одной маленькой девочки не пострадало.
Ну кто поверит в то, что викторианцы были настолько отмороженными, чтобы наряжать гниющий труп и фотографироваться рядом с ним? А главное, даже если это было бы настоящим снимком, кому такой нужен на память? Конечно же, это, как говорится, «голимый фейк».
Вывод: это не посмертная фотография, а чья-то злая шутка.
Запавшие глаза, бледное лицо, спокойная и холодная красота, белые лилии рядом с телом, драпировка из тафты и плечи, украшенные искусственным мехом… Стоп. У викторианцев не было искусственного меха. Это современная фоторабота под названием «Бриджетт» с вебсайта Deviant Art, и она выглядит притягательно и мрачно.
Вывод: современная дань уважения искусству пост-мортем фотографии.
Мы видим двух красивых девочек. Одна пристально смотрит в объектив, а вторая мирно спит. Она очевидным образом мертва. Об этом говорит книга, подложенная под ее спину, чтобы удержать девочку в нужном положении, и аккуратно сложенные на груди руки. А главным образом об этом говорит грусть в глазах ее живой сестры.
Вывод: это настоящая посмертная фотография.
Это милая фотография, сюжет которой понятен без слов. Викторианцы любили готику и все сверхъестественное, и поприкалываться они любили тоже, в том числе с фотографиями. То, что мы здесь видим, — подделка, но подделка того времени. Тут все настоящее, кроме чужой «отрубленной» головы.
Вывод: для викторианцев смерть была в том числе и поводом для шуток.
Про эту фотографию говорят, что на ней или мать мертва (это не так, мать удерживает ребенка, чтобы сидел спокойно), или девочка в клетчатом платье — потому что ее глаза якобы выглядят странно. Странность легко объясняется воздействием яркой вспышки — в те времена она была гораздо ярче, чем сегодня, и буквально слепила. И светло-голубые, например, глаза на снимках выходили не очень хорошо. А еще ретушеры частенько исправляли недочеты с прикрытыми или ослепленными вспышкой глазами, и из-за этого снимок тоже мог выглядеть не вполне естественно. А почему закрашено лицо матери? Ну, возможно, кто-то ее не любил и не хотел видеть на фотографии… но это, конечно, домыслы.
Вывод: все люди в момент снимка были живы и здоровы.
Викторианцы широко использовали цветы в качестве символов по тому или иному поводу, и цветы рядом с умершим — конечно же, символ. Можно с уверенностью утверждать, что девочка мертва, так как она лежит в постели полностью одетой и чьи-то заботливые руки придали ей позу мирно спящего человека. Это торжественная и трогательная фотография горячо любимого ребенка, который покинул своих близких слишком рано.
Вывод: это настоящая посмертная фотография.
Здесь мы видим пятерых детишек, четверо из которых очень похожи внешне, а пятая — самая маленькая — выглядит довольно смешной. Кстати, не факт, что это девочка: в те времена и маленьких девочек, и маленьких девочек наряжали в платья и отращивали им локоны. Почему они стоят так ровненько и держат руки по швам, понятно: взрослые сказали им вести себя смирно, чтобы не испортить фотографию. Ну и малышка (малыш?) немного перестаралась…
Вывод: детская групповая фотография, на которой все живы.
Юноши на снимке выглядят неподвижно и строго, и многие полагают, что парень на стуле — покойник, а рядом стоят его хмурые друзья. Но это не так. Молодой человек сидит на стуле так неподвижно и неестественно, потому что четко следует указаниям фотографа не шевелиться и смотреть в одну точку. Троица явно устала позировать, поэтому и выглядит такой несчастной и напряженной. Ну а улыбаться на викторианских фотографиях было не принято, о чем мы уже упоминали выше.
Вывод: это не посмертная фотография.
Еще один наглядный пример фотографии с «невидимой матерью». Мать, накрытая покрывалом, удерживает ребенка, чтобы его можно было сфотографировать. Мертвого ребенка не нужно удерживать, он и так неподвижен. А этот малыш явно в растерянности от происходящего и с недоверием смотрит в объектив.
Вывод: это живой ребенок и все у него хорошо. И мама рядом, правда зачем-то покрывало на себя нацепила
вт, 08/10/2013 - 15:37
Жуткая, по современным меркам, традиция была популярна в Викторианской эпохе XIX века. А именно -традиция делать фотографии недавно умерших родных, под названием «Memento mori», что в переводе означает «помни о смерти».
ВНИМАНИЕ! Данная статья содержит фотографии мёртвых людей и не предназначена для просмотра лицами с неустойчивой психикой.
Посмертная фотография (англ. Post-mortem photography) - обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагеротипа. Такие снимки были привычным делом в конце позапрошлого века, а в настоящее время являются объектом изучения и коллекционирования.
Из истории посмертной фотографии.
В 1839 на гладко полированной металлической пластине был напечатан первый дагерротип, изобретенный французом Луи-Жаком Дагерром. Американцы с готовностью взяли его на вооружение. Фотографировать усопших начали практически тогда же, когда появились первые дагерротипы. До этого великого изобретения только состоятельные люди могли себе позволить иметь посмертные портреты своих близких. Их рисовали именитые художники, но с появлением фотографии создание памятных картин стало доступнее. Несмотря на точность воспроизведения образов, процесс дагерротипии требовал кропотливой работы. Экспозиция могла занимать до пятнадцати минут, чтобы фотография получилась резкой. Занимались подобным родом фотографии, как правило, те же самые фотоателье, которые изготавливали портреты. В первые годы своего существования дагерротипы - маленькие фотографии на полированном серебре - были такими дорогими, что часто человек мог фотографироваться лишь один раз в жизни, вернее, после смерти. В 1850-е популярность дагерротипа снизилась в связи с заменой его более дешевым аналогом, известном как амбротип. Амбротип был ранней версией фотографии, изготавливался он отображением негатива на стекле, за которым располагалась темная поверхность. Также применяли ферротипию. Ферротипией называли фотографии-позитивы, которые делались непосредственно на железную пластину, покрытую тонким чувствительным слоем. В шестидесятых годах XIX века фотография стала доступна почти всем слоям общества. Появились фотокарточки на бумажной основе. С изобретением фотографий в паспарту (англ. Carte de visite) у родственников появилась новая возможность - отпечатывать с одного негатива несколько фотографий и отправлять их родственникам.
Невозможно по-настоящему разобраться в причинах, которые привели к появлению посмертной фотографии, не раскрыв более детально отношение людей в первой половине XIX века к смерти как таковой. В Европе и Америке первой половины XIX века, как уже было сказано выше, наблюдалась очень высокая смертность, особенно среди новорожденных и младенцев. Смерть всё время была где-то рядом. В те времена умирающего не отвозили в больницу - люди, как правило, болели и умирали дома, в кругу своих близких. Более того, зачастую в течении последних дней брат или сестра могли делить с умирающим ребенком одну постель. Подготовка к погребению тоже происходила в доме покойного и занимались этим родные и близкие. После всех приготовлений тело оставалось ещё какое-то время в доме, дабы все могли проститься с усопшим. Всё это достаточно хорошо объясняет отношение людей Викторианской эпохи к смерти. В отличии от наших современников, они не видели в смерти что-то особенное, её не чурались, как не чурались собственно и самого тела покойного. Их сознание фокусировалось на потере, на разлуке с любимым человеком, а не на мертвом теле. Именно поэтому коммерческие фотографы тех времен и могли предложить им свой необычный товар - увековечивание памяти о любимом в виде фотографического портрета.Фотография покойного, с семьей или без, не была напоминанием о смерти, а скорее сувениром сохраняющем память об усопшем, о любимом и дорогом для близких человеке. Зачастую эта посмертная фотография была единственным изображением покойного.
На рубеже XVIII-XIX веков формирование изысканных погребальных и траурных традиций викторианской Англии, с одной стороны, и высочайшая детская смертность в Европе и Северной Америке, с другой, фактически подготовили благодатную почву для создания концептуального прототипа посмертной фотографии в живописи. В этот период в Европе создаётся множество небольших по размеру посмертных детских портретов. Как правило, на этих портретах ребенок изображался либо сидящим, либо до плеч, при этом самая важная характеристика работ такого рода то, что ребенок изображался живым. По этим портретам практически невозможно узнать о драматических предпосылках приведших к их созданию. Но дабы выделить эти работы из общей массы живописных портретов, художники вносили визображение четко регламентированные символы, однозначно указывающие на то, что изображенный ребенок уже мертв: перевернутую розу в руках малыша, цветок с надломленным стеблем, цветы «утреннее сияние» (morning glories) - цветок расцветающий, увядающий и осыпающийся в течении одного дня, а так же тщательно проработанные и выделяющиеся часы, стрелки которых указывают на время смерти. Так же использовались такие символы, как плакучая ива и надгробные плиты. Иногда, чтобы намекнуть на то, как именно умер ребенок, использовался мотив лодки: в спокойной воде - легкая, спокойная смерть; шторм - тяжелая и мучительная.
На большинстве посмертных фотографий викторианской эпохи покойный изображается мирно спящим. Фотографии умерших детей были особенно дороги, потому что при жизни их почти не снимали или не снимали совсем. Многих из них усаживали и окружали игрушками, чтобы они были похожи на живых детей. Иногда родители или братья и сестры позировали вместе с умершим ребенком. Можно было получить множество отпечатков с одного негатива, поэтому семьи могли посылать фотографию другим родственникам. Большинство из них считались скорее памятными подарками, чем тревожными напоминаниями о недавней смерти. Отсутствие сделаных при жизни портретов также может служить дополнительной причиной к попытке «оживления» портрета умершего человека. В силу этого зачастую доминировали клоузапы или поясные портреты, как лежачие, так и сидящие. Иногда, фотографируя лежащего человека, карточка снималась таким образом, чтобы потом её можно было развернуть, дабы создать впечатление того, что портретируемый сидит. Нередко встречаются работы, в которых портретируемый изображен «спящим». При соответствующей постановке кадра закрытые глаза умершего могли сойти за моргнувшие глаза живого, что было характерным «побочным явлением» фотографического портретирования в те времена в силу использования длинных выдержек. Зачастую поверх век мастерски рисовались глаза с выразительным взглядом. После появления амбротипии и тинитайпов во второй половине XIX века многие фотографы стали раскрашивать лица на портретах в естественные «живые» цвета. Всё это позволяло достаточно легко стереть грань между изображением живого человека и мертвеца. Особенно заметно это по фотографиям, сделанным в студии, что впрочем не являлось частой практикой. Иногда с целью придать портретируему вертикальной положение и изобразить его стоящим. использовались специальные распорки-крепления, в которых закрепляось тело усопшего.
Коллекционирование посмертных фотографий.
Сегодня существует большое количество постоянно пополняющихся коллекций посмертных фотографий викторианской эпохи. Томас Харрис, нью-йоркский коллекционер, так объясняет свою страсть: «Они (фотографии) успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни». Одной из наиболее известных коллекций посмертной фотографии является архив Бёрнса. Всего там содержится более четырех тысяч фотографий. Фотографии именно из этого архива были использованы в фильме «Другие». Коллекция «Умирание и смерть» состоит из 4000 фотографий (1840-1996), представляющих различные мировые культуры. Она содержит один из самых обширных архивов ранних изображений умирания и смерти и особенно примечательна своими дагерротипами. Многочисленные выставки, а также «Лучшийфотоальбом 1990 года», книга «Спящая красавица: Мемориальная фотография в Америке» были составлены при помощи этой коллекции. В настоящее время готовятся к выпуску новые альбомы. Главный акцент коллекции - личные, мемориальные фотографии, сделанные семьей усопшего или по ее заказу. Другие разделы коллекции включают сцены гибели на войне, казни, смерти, которые попадают в блоки новостей и связаны с насилием, несчастными случаями и прочими примерами насильственной смерти. В наличии также ограниченный выпуск отпечатков ряда стандартных изображений.
Виды посмертной фотографии.
Есть несколько подвидов посмертной фотографии. В некоторых случаях умерших фотографировали «как живых». Старались посадить на стул, дать в руки книгу, в некоторых случаях даже глаза были открыты. В коллекции Бёрнса существует фотография девушки, сделанная по прошествии девяти дней после ее смерти. На ней, она сидит с раскрытой книгой в руках, и смотрит в объектив. Если бы не надпись на фотографии, было бы нелегко понять, что она умерла. Иногда усопших усаживали на стул, с помощью подушек укладывали, полулежа, на постели, а иногда и сажали, задрапировав гроб тканью.
На других фотографиях усопшие запечатлены лежащими в постели. Иногда эти снимки делали сразу после смерти, иногда усопшего, уже одетого к погребению, укладывали на кровать для прощания. Попадаются снимки, где тело покоится на кровати рядом с гробом.
Еще один, наиболее часто встречающийся вид снимков можно назвать «гробовым». Усопшие запечатлены в гробах или рядом с ними. В этом случае глаза почти всегда закрыты. Тело уже облачено в погребальную одежду, часто покрыто саваном. Внимание, как правило, акцентируется на лице покойного, а иногда лицо видно с трудом из-за ракурса фото-графии или закрывающих гроб со всех сторон цветов и венков. Иногда фотограф старался подчеркнуть роскошь и убранство гроба и комнаты.
В редких случаях изображен закрытый гроб и венки, возможна также прижизненная фотография усопшего, вмонтированная в один из венков.
Существовал обычай фотографировать усопшую женщину и срезать локон ее волос. Этот снимок вместе с локоном помещали в медальон и носили на груди. Снимки делали в доме, где лежал усопший, в похоронном бюро и на кладбище.
Посмертная фотография сегодня.
В последнее время посмертная фотография считается тяжелой для восприятия. Стараются избегать подобных снимков. Автору статьи известен веб-сайт, содержащий две версии статьи - одна с фотографией усопшей, другая - без фотографии, специально для тех, кого подобные фотографии отталкивают. В наши дни зачастую фотографирование умерших воспринимается как странный викторианский обычай, однако оно было и остается важным, если не признанным явлением американской жизни. Это такой же род фотографии, как эротика, которую снимают супружеские пары в домах среднего класса, при этом, несмотря на широкое распространение этой практики, снимки редко выходят за пределы узкого круга близких друзей и родственников. Наряду с надгробными камнями, похоронными открытками и другими изображениями смерти, эти фотографии представляют собой способ, которым американцы попытались сохранить свои тени. Американцы снимают
и используют фотографии покойных родственников и друзей вопреки общественному мнению о неуместности таких
снимков.
Посмертная фотография очень часто практикуется в современном обществе, ею интересуются множество людей. Очевидно, что она играет важную роль для следователей по уголовным делам и всей системы правосудия в целом.
Данная подборка не для впечатлительных!
В конце 19 века фотографировать мертвых детей стало определенной традицией. Карточки с умершими мертвыми младенцами матери берегли, как самое дорогое, что у них есть.
Когда фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Малышей одевали в самые нарядные платья и украшали цветами.
Просматривать чужому такие подборки, конечно, жутко. Но для родных это были милые сердцу памятки. Есть несколько объяснений, зачем делались эти фотографии. Прежде всего, это была мода - люди просто копировали поведение друг друга.
Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека - его рождение, праздники, при покупке дома или машины, на свадьбу, при рождении уже его детей. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.
Но главное - таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека. В XIX–XX вв. семья значила гораздо больше, чем сегодня. Поэтому же были традиции хранить локоны, кусочки одежды умерших. А в случае с детьми - это могли быть и вовсе единственные их снимки. Родители не всегда успевали снять их при жизни. А так им на память оставалось хоть что-то.
И, между прочим, когда родственников спрашивали про такие фотографии, они всегда вспоминали не смерть усопшего, не его муки, не свое горе, а то, каким он был при жизни. Вспоминали только хорошее. Сегодня уже трудно понять такой способ увековечить любимых - ведь в наши дни, когда практически у всех есть «мыльницы», за жизнь человека скапливаются сотни его карточек. Так что нет необходимости делать посмертные.
9. На фото русская семья. Глаза у мертвого мальчика нарисованы поверх закрытых век.
13. По центру мертвая девочка-подросток.
18. На фото девочки-близнецы. Та, что слева - мертва.