Подвижный пункт управления
составной элемент КП и самостоятельный ВПУ, предназначен для наращивания возможностей управления мобильными формированиями и группировками войск, действующими на сухопутных участках ГГ. Он развертывается на короткий период времени и включает: оперативный состав, группу командно-штабных машин с техническими средствами связи, и группу обеспечения. Основное отличие ПдПУ от подвижного ВПУ заключается в том, что первый развертывается при необходимости решения внезапно возникающих задач, не требующих значительного усиления органов управления и создания промежуточной управленческой инстанции. Подвижный же ВПУ создается как дополнительное управленческое звено при выездах высшего должностного лица для непосредственного руководства формированиями, группировками на отдельных направлениях, а также при перемещениях его с одного пункта управления на другой.
Пограничный словарь. - М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .
Смотреть что такое "Подвижный пункт управления" в других словарях:
См. Пункт управления подвижный РСЧС. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …
Подвижный пункт управления РСЧС - пункт управления соответствующего органа руководства или непосредственного управления РСЧС, расположенный на средствах передвижения по воде, воздуху и суше … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Подвижный (мобильный) пункт управления - см. Пункт управления подвижный. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Пункт управления подвижный - специально подготовленные и оснащенные средствами связи места, размещаясь в которых органы управления осуществляют свои функции в зоне чрезвычайной ситуации; оборудуются на специальных машинах, вертолётах и самолётах, в поездах. Типовой состав… … Словарь черезвычайных ситуаций
Подвижный отряд заграждений (ПОЗ) - временное воинское формирование, создаваемое в сухопутных войсках для устройства мпнно взрывных заграждений и производства разрушений в ходе операции (боя); элемент оперативного построения (боевого порядка) войск. Основу ПОЗ составляют… … Словарь военных терминов
ПОДВИЖНЫЙ - ПОДВИЖНЫЙ, ая, ое; жен, жна. 1. Связанный с оперативным передвижением, с быстрой передислокацией. Подвижная группа войск. Подвижная оборона. П. пункт управления. 2. Живой, лёгкий, быстрый в движениях. П. ребёнок. Подвижные игры игры, связанные… … Толковый словарь Ожегова
Восстановление управления в военное время - совокупность мероприятий, проводимых после воздействия на систему управления средств поражения противника, в том числе: передача управления на пункт управления дублер; восстановление разрушенных пунктов управления, узлов и линий связи; передача… … Словарь черезвычайных ситуаций
Много чего интересного есть в «закромах» у нашей Родины, среди множества интересных мест и объектов скрытых от посторонних глаз с которыми я стараюсь по мере возможности знакомить своих читателей, есть и некий – Подвижной пункт управления Тверской областью на базе МЧС. Про эту спец -автоколонну на случай ЧС и ЧП в Тверском регионе мой фоторепораж..
А дело было так.. Тверская область приняла участие во Всероссийской тренировке по гражданской обороне. Она проходила в два этапа: проведение оповещения органов власти и сбор руководящего состава, а также отработка практических вопросов.
4 октября, согласно тактическому замыслу учений, тверские спасатели ликвидировали последствия условного пожара с последующим выбросом трёх тонн аммиака. Специалисты развернули и привели в готовность пункты выдачи средств индивидуальной защиты, приема эвакуируемого населения и полевые пункты питания, а также посты радиационного и химического контроля, создали штабы пожаротушения. Координацию всех действий осуществляла оперативная группа Правительства Тверской области с развернутого подвижного пункта управления на базе МЧС. Была организована и видеоконференция, во время которой глава Правительства РФ Дмитрий Медведев проконтролировал ход учений. В видеоконференции принял участие Губернатор Тверской области Андрей Шевелёв. Главной целью подобной тренировки была проверка организации выполнения первоочередных мероприятий по Гражданской Обороне как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти на местах.
4 октября Тверские спасатели отметили 80-летие системы гражданской обороны, в честь этой знаменательной даты для всех желающих был открыт доступ на подвижной пункт управления (далее как ППУ) Тверской областью на базе МЧС. Так же в честь этого события в рамках всероссийских юбилейных мероприятий в Тверской области была проведена показательная тренировка по Гражданской Обороне.
В 10.00 на территории пожарной части № 2 по адресу: г. Тверь, ул. М. Конева, д. 69 был развернут передвижной пункт управления с которого и осуществлялось оперативное управление и планирование сил и средств в ходе учений.
Основой действующей системы гражданской обороны страны послужила сформированная в тридцатые годы прошлого столетия местная противовоздушная оборона (МПВО), главными задачами которой явились защита тыла от ударов с воздуха и проведение необходимой оборонно-массовой работы среди населения.
В историю местной противовоздушной обороны вписано немало героических страниц. Наиболее яркой из них стал вклад воинов МПВО в победу в Великой Отечественной войне. Достойными их преемниками стали военнослужащие войск гражданской обороны, а ныне военнослужащие спасательных воинских формирований.
После завершения Великой Отечественной войны МПВО решало задачу ликвидации последствий фашистской агрессии, помогала на местах восстановлению народного хозяйства.
Создание ядерного оружия и средств его доставки в любую точку тыла воюющих стран заставило поднять вопросы защиты населения на более высокий уровень. В связи с этим в 1961 году была создана гражданская оборона страны.
Первоначальным назначением гражданской обороны была защита мирного населения в условиях военных действий, но сегодня круг решаемых ею задач значительно расширен.
В современных условиях она решает широкий спектр задач, направленных на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей от опасностей мирного и военного времени. Силы и средства гражданской обороны постоянно привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Общий вид ППУ на местности (Фото)
4 октября 2012 года юбилейные мероприятия прошли по всей стране. В Твери на территории пожарной части № 2 в этот день был развернут максимально оснащенный подвижный пункт управления по которому была проведена обширная экскурсия.
О подвижном пункте управления Главного управления МЧС России –
Подвижный пункт управления Главного управления МЧС России по Тверской области (далее – Главное управление) – это специально оборудованные и оснащенные техническими средствами связи, оповещения и автоматизации транспортные средства и места для размещения и обеспечения функционирования оперативной группы Главного управления при возникновении чрезвычайных ситуаций и социально-значимых происшествий (далее – ЧС) на территории ТО.
Подвижный пункт управления (далее – ППУ) Главного управления приводится в готовность к применению по предназначению за счет штатной численности Главного управления и () при приведении в ГОТОВНОСТЬ №1 в полном составе, по решению начальника Главного управления.
С целью обеспечения работы оперативной группы Главного управления в районе ЧС ППУ оборудуется на базе автомобильной техники повышенной проходимости с соответствующими техническими средствами, системами жизнеобеспечения, программным обеспечением, позволяющим вести информационный обмен в реальном масштабе времени с обеспечением всех возможных видов связи.
Состав техники, комплект документов, оснащение имуществом, средствами связи и объективного контроля ППУ определяется приказом Главного управления в соответствии с требованиями приказа ЦРЦ от 31.05.2010 №222 «О порядке приведения Центрального регионального центра МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время».
Работа ППУ организуется в соответствии с оперативным расчетом посменно с целью управления, взаимодействия и координации действий, привлекаемых к ликвидации ЧС сил и средств, организации непрерывного сбора, обобщения и анализа данных обстановки, выработки предложений в решение начальника Главного управления, выполнения оперативных расчетов, доведения поставленных задач и контроля за их выполнением.
Подвижный пункт управления должен обеспечивать:
Устойчивое управление подчиненными силами и средствами при ликвидации ЧС;
надежную связь с вышестоящими органами управления, подчиненными и взаимодействующими силами, привлекаемыми для ликвидации ЧС. Связь должна быть организована как на месте ЧС, так и в движении автомобильной колоны в район ЧС (в пункт постоянной дислокации);
автономный режим работы оперативной группы регионального центра до 3-х суток;
круглосуточную работу оборудования технических, технологических и телекоммуникационных систем.
ППУ считается развернутым и подготовленным к работе, если весь личный состав оперативной группы занял свои рабочие места и готов к работе, с вышестоящими органами управления организована связь, между элементами ППУ (машинами, кунгами, модулями и палатками) организована связь, системы жизнеобеспечения (электропитания, теплоснабжения) включены.
Была организована и видеоконференция, во время которой глава Правительства РФ Дмитрий Медведев проконтролировал ход учений. В видеоконференции принял участие Губернатор Тверской области Андрей Шевелёв.
Автомобили спецсвязи правительства России находятся в подчинении другого ведомства, их охраняли автоматчики из спец отдела, сфотографировать их из нутри мне не удалось т к допуск в них разрешён только лицам с высшим уровнем допуска к гос. тайне.
Внутри примерно они выглядят вот так..
Одним из основных элементов системы управления РСЧС являются пункты управления (ПУ), которые создаются на всех уровнях управления от объекта экономики до федерального.
Пункты управления РСЧС – это специально оборудованные сооружения (помещения) или транспортные средства, оснащенные необходимыми средствами связи и жизнеобеспечения и предназначенные для размещения и обеспечения работы органов управления как в мирное, так и в военное время.
Все пункты управления можно подразделить на стационарные и подвижные, размещенные в различных транспортных средствах.
Стационарные ПУ, в свою очередь, можно разделить на:
повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время и для управления силами РСЧС при ликвидации ЧС;
запасные ПУ, необходимые для защиты органов управления от современных средств поражения и обеспечения устойчивого управления в военное время. По месту своего размещения они могут быть городскими и загородными.
Пункты управления обслуживаются постоянным и переменным составом. Постоянный состав пункта управления включает штатный состав ПУ (оперативные дежурные, операторы, личный состав узла связи), обеспечивающий работу ПУ при повседневной деятельности. При введении режима повышенной готовности функционирования РСЧС или режима чрезвычайной ситуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение на ПУ дополнительно размещается переменный состав, включающий руководителей органов управления РСЧС и ГО, должностных лиц из состава администрации, органов управления по делам ГОЧС, военного командования и др.
В связи с этим на повседневном ПУ предусматривается наличие помещений для размещения и работы оперативной дежурной смены, технических средств управления, средств связи и оповещения, средств спецсвязи, а также всего переменного состава.
Запасные ПУ (ЗПУ) должны иметь защищенные помещения для размещения личного состава органов управления и технических средств управления, узлы связи и станции оповещения, системы жизнеобеспечения и электроснабжения. Большое внимание обращается на наличие автономных источников питания, обеспечивающих электроснабжение всех элементов ПУ на достаточно длительное время, в условиях нарушения централизованного электроснабжения.
Особые требования по размещению, защите и оборудованию предъявляются к загородным запасным ПУ.
Загородные запасные ПУ организуются в субъектах Российской Федерации, городах особой группы, министерствах и ведомствах. Они размещаются в загородных зонах, имеющих развитые сети связи и хорошую транспортную сеть, вне зон возможных разрушений и зон возможных катастрофических затоплений.
Узел связи ЗПУ должен иметь одну или несколько линий привязки к опорным узлам связи общего пользования, по возможности дополнительные линии привязки к ведомственным узлам связи, размещенным на данной территории. С загородного ЗПУ должна обеспечиваться связь по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и возможность выхода на старшие и взаимодействующие органы управления. При этом основным условием обеспечения устойчивости связи с загородного ЗПУ является ее организация в обход системы связи административных центров и других категорированных городов.
Загородные запасные ПУ, как правило, включают: защищенные рабочие помещения; узлы связи; помещения для аппаратуры централизованного оповещения и спецсвязи; пункты приема и передачи информации; радиопередающий центр; автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения; наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники; места стоянки машин; посадочные площадки для вертолетов.
Вместимость защищенных рабочих помещений должна составить 30- 40 % от общей численности работающих.
В составе загородного ЗПУ обязательно создается центр оповещения, обеспечивающий централизованное оповещение населения.
В защищенных помещениях оборудуются рабочие места со средствами связи для размещения главы администрации, членов комиссии по ЧС, рабочей группы органа управления РСЧС, представителей администрации, военного гарнизона, военного комиссариата и др.
Для обеспечения устойчивой и надежной работы запасных ПУ планируются и проводятся специальные тренировки по занятию рабочих мест на ПУ и отработке задач по учебной обстановке с обязательным задействованием средств связи и оповещения.
В отдельных случаях загородные запасные ПУ могут быть использованы и в мирное время по прямому назначению в случае невозможности обеспечения управления силами РСЧС в полном объеме непосредственно с повседневных ПУ при ликвидации ЧС.
Подвижные пункты управления (ППУ) являются составными элементами стационарных и запасных ПУ. Они создаются заблаговременно, оборудуются на специальных командно-штабных машинах, штабных машинах, автобусах, других специально оборудованных транспортных средствах и должны быть способны быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу. Состав, оборудование и оснащение подвижных ПУ на каждом уровне управления различны с учетом их предназначения. На транспортных средствах подвижных ПУ оборудуются рабочие места для глав администраций, членов комиссий по ЧС и оперативной группы органа управления РСЧС, устанавливаются средства связи, обеспечивающие поддержание непрерывной связи с подчиненными и старшими органами управления.
Подвижные ПУ помимо автомобильных средств могут оборудоваться также на средствах воздушного, морского (речного) и железнодорожного транспорта.
Подвижные ПУ должны обеспечить непосредственное управление подчиненными органами и силами при ликвидации ЧС в любом районе данного субъекта РФ (муниципального образования).
В зависимости от типа транспортных средств базирования подвижные ПУ могут быть:
воздушными ПУ – на базе вертолетов или самолетов;
мобильными ПУ – на базе автомобильной техники высокой проходимости или автобусов, а также других транспортных средств.
На воздушных пунктах управления размещаются группа должностных лиц и комплекс технических средств с обслуживающим персоналом. Они применяются для управления в тех случаях, когда управление с наземных ПУ затруднено или невозможно. Наиболее перспективными являются воздушные ПУ (ВзПУ), оборудованные на вертолетах (Ми-8, -6 ВзПУ), что обуславливается условиями их взлета, посадки и базирования.
В состав мобильного ПУ, как правило, входят несколько автомобилей для размещения личного состава оперативной группы и всех представителей, штабной автобус для работы смены оперативной группы, мобильный узел связи, подвижная звукоусилительная станция.
В целом в системе управления РСЧС предусмотрено создание следующих пунктов управления:
на федеральном уровне - повседневного ПУ, запасных ПУ (городского и загородного) и подвижных ПУ (воздушного на базе самолета, вертолета и мобильного на базе автомобилей повышенной проходимости);
на региональном уровне – повседневного ПУ, запасных ПУ (городского и загородного) и подвижных ПУ (воздушного ПУ на базе вертолета и мобильного на базе автомобилей повышенной проходимости);
на территориальном и местном уровне – повседневного ПУ, запасных ПУ (городского и загородного) и подвижного (мобильного) ПУ на базе автомобилей повышенной проходимости.
специально подготовленное и оснащённое средствами связи место, размещаясь в котором орган управления осуществляет свои функции в зоне чрезвычайной ситуации; оборудуется на специальных машинах, вертолётах и самолётах, в поездах. Типовой состав ПУП регионального (территориального) уровня включает следующие машины: экстренного реагирования; комплексной разведки; оперативного управления; руководителя; связи; специальной связи; обеспечения питанием; электроснабжения; водоснабжения; контейнеровоз. Состав ПУП (ППУ) МЧС России: салон Министра; салон старшего оперативной группы (ОГ); рабочий зал оперативной группы; конференц-зал; модуль оперативной службы; жилой блок. Для работы ПУП в зоне чрезвычайной ситуации ему придаются: мобильные средства обеспечения жизнедеятельности ОГ; мобильный информационно-управляющий центр АИУС РСЧС; подвижный узел связи. Основные виды оборудования ПУП (ППУ): комплекс средств связи; комплекс средств автоматизации; комплекс средств разведки; комплекс средств защиты, охраны и обороны; комплекс средств обеспечивающих систем. В системе МЧС России используются ППУ-45-04, ППУ-45-05.
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к аварийно-спасательным машинам, используемым при проведении аварийно-спасательных работ в качестве подвижного пункта управления. Подвижной пункт управления выполнен на базе грузового автомобиля, несущего кузов-фургон, включающий металлический каркас и имеющий отсеки. Металлический каркас кузова-фургона служит основой для пятислойных сэндвич-панелей толщиной 65-75 мм с двухсторонним пластиковым покрытием и пенополистирольным наполнителем. Внутреннее пространство кузова-фургона разделено на три равных по объему отсека, последовательно расположенных по ходу движения: оперативный, отсек руководителя и вспомогательный. Общая входная дверь установлена на оперативном отсеке. Перегородки между отсеками снабжены раздвижными дверями. Изобретение позволяет обеспечить эффективность работы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 1 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.
Рисунки к патенту РФ 2313463
Предлагаемое изобретение относится к аварийно-спасательным машинам (АСМ), используемым при проведении аварийно-спасательных работ (АСР), к транспортным средствам доставки оборудования и персонала в зону ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), и может быть использовано для оперативной работы комиссии по ЧС в полевых условиях при возникновении аварий и катастроф, для обеспечения выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мероприятий по оказанию медицинской помощи пострадавшим, связи и оповещения в ходе ликвидации последствий ЧС, наращивания усилий по ликвидации ЧС (во втором эшелоне сил и средств), а также для работы комиссии в тяжелых природно-климатических условиях.
Известны машины для перевозки оснащения и оборудования в зону ЧС с дополнительными элементами фиксации и элементами крепления перевозимого оборудования и устройств (патенты 2006392 С1, В60R 7/00, 1994 г.; А.С.625955, В60R 7/12, 1978 г. и др.). Однако кузова этих машин и характер распределения оснащения внутри кузова не обеспечивают их использование как подвижной пункт управления.
Известны автобусы, оборудование как подвижной пункт управления для ликвидации ЧС. Однако они также не обеспечивают требований, предъявляемых к подобным объектам.
Ближайшим прототипом предлагаемого изобретения «Подвижной путь управления» является полезная модель «Аварийно-спасательная машина» по патенту РФ от 4.12.2003 г. №36316, 003 B60R 27/00, которая имеет металлический кузов-фургон, разделенный на грузовой и обитаемый отсеки. АСМ по этому патенту служит для перевозки аварийно-спасательных средств (АСС) и персонала в зону ЧС, но не может быть использована как подвижной пункт управления (ППУ) из-за недостаточных размеров отсеков неоптимального соотношения их объемов, из-за отсутствия надежной термоизоляции фургона и по ряду других причин.
Целью предлагаемого изобретения «Подвижной пункт управления» является обеспечение эффективной работы комиссии по ЧС, осложненной различными факторами (бездорожье, удаленность от мест дислокации, погодные и климатические условия и т.д.).
Эта цель достигается за счет того, что металлический каркас кузова служит основой для пятислойных сэндвич-панелей толщиной 65-75 мм с двухсторонним пластиковым покрытием и пенополистирольным наполнителем, а внутреннее пространство фургона разделено на три равных по объему отсека, последовательно расположенных по ходу движения (оперативный, отсек руководителя и вспомогательный), при этом общая входная дверь установлена на оперативном отсеке, перегородки между отсеками снабжены раздвижными дверями, а также за счет того, что отсеки оборудованы и оснащены в соответствии с их предназначением для оперативной работы комиссии по чрезвычайным ситуациям устройствами связи, питания, отдыха, оповещения, освещения, организации аварийно-спасательных работ.
На фиг.1 показана планировка подвижного пункта управления, на фиг.2 изображен общий вид на ППУ с правого борта, на фиг.3 - вид сверху, на фиг.4 - вид сзади.
Монтажная база ППУ - шасси 1 КАМА3-43118 с кабиной 2, имеющей одно спальное место.
Специализированный кузов-фургон (далее по тексту фургон) оснащен необходимым оборудованием для оперативной работы комиссии по ЧС: связь, организация аварийно-спасательных работ, питание и отдых. Фургон 3 разделен на три отсека: оперативный - 4, отсек руководителя - 5 и отсек вспомогательный - 6. Оборудование размещается внутри и на внешней стороне фургона, в металлических ящиках под фургоном, а также внутри кабины водителя.
Основание фургона состоит из металлического каркаса лестничного типа и несущего пола. Пол фургона представляет собой сэндвич-панель, выполненную из склеенных между собой фанерных обкладок, фанерного каркаса и утеплителя из экструдированного пенополистирола. Наружная поверхность пола ламинирована. Изнутри пол фургона покрыт линолеумом.
Фургон изготавливается из пятислойных сэндвич-панелей общей толщиной 65-75 мм с двухсторонним пластиковым покрытием и пенополистирольным наполнителем. Цвет фургона и кабины - белый.
Такое исполнение фургона обеспечивает его надежную термоизоляцию. За счет эластичного наполнителя создается «мягкая» подушка, воспринимающая и нейтрализующая температурные деформации, что в свою очередь исключает коробление стенок кузова.
Экспериментально установлено, что пять слоев сэндвич-панелей необходимо и достаточно для достижения указанных характеристик фургона, при этом толщина стенки фургона должна составить 65÷75 мм. В результате создаются благоприятные условия для работы комиссии по ЧС при температуре окружающего воздуха от -40° до +40°С и относительной влажности воздуха до 96% при температуре +25°С.
Оперативный отсек 4 предназначен для посменной работы оперативной группы и отдыха двух человек, размещения средств связи и оповещения, оргтехники и другого оборудования.
Вход в отсек и фургон - через дверь 7 на правой стене фургона. В двери установлено окно 8. Входная дверь укомплектована датчиком сигнализации открытой двери. Дверь закрывается замком на ключ и фиксируется в открытом положении. Под дверью находится раскладная лестница 9 для входа в отсек. Слева от входа установлен поручень.
Вдоль левой стены располагается мягкий двухъярусный лежак (диван) 10. Верхний лежак 11 откидывается вниз и является спинкой для нижнего лежака. Размеры лежаков 1980×600 мм. Под диваном располагается вещевой ящик. К потолку прикреплена штора для изолирования отдыхающей смены от отсека.
Под диваном устанавливается автономный дизельный отопитель 12. Подача воздуха от отопителя в отсеки - по воздуховоду, расположенному вдоль левой стены фургона. Пульт управления отопителем находится на боковой стенке вещевого ящика.
В перегородке между отсеками установлены раздвижные двери 13 (845×735 мм), в которые вставлены зеркала.
На левой стене фургона предусмотрено окно с открывающейся створкой (состоит из пластиковых рам и стеклопакета из «каленых» стекол). Створка окна открывается вдоль вертикальной и горизонтальной осей.
Слева от входной двери располагается шкаф 14 для одежды. Шкаф имеет три отдела. Верхний отдел - для головных уборов, средний отдел - для верхней одежды, нижний отдел - для обуви.
По передней стенке установлены две стойки 15 и 16 для размещения средств связи, документации и оргтехники с индивидуальной подсветкой.
В правой стойке внизу установлен сейф для документов. Доступ к сейфу осуществляется через дверцу с торца стойки. Дверца закрывается ключом на замок.
На передней стенке в проеме между стойками размещаются антенны моноблока, переговорное устройство кабина-фургон, вентилятор 12 В и стенд для оформления доски документации.
В середине отсека располагается рабочий стол 17 операторов, который одной стороной примыкает к большой стойке для размещения средств связи. Крышка стола состоит из неподвижной и дополнительной откидывающейся части. Размер стола 900х500, а в разложенном положении 900×1000 мм. На полу между стойками устанавливается поворотное кресло 18 оператора. На стойке справа от входа размещается электрошкаф и вешалка для одежды, на полу закреплен огнетушитель.
Отсек руководителя 5 предназначен для проведения заседаний комиссии по ЧС и отдыха 1 человека, для размещения специального бытового оборудования и документации.
Отсек размещен в средней части фургона и отделен от других отсеков перегородками с раздвижными дверями, с врезными замками и двусторонними ручками.
На левой и правой стене установлены окна с открывающейся створкой (состоит из пластиковых рам и стеклопакета из «каленых» стекол). Створки окон открываются вдоль вертикальной и горизонтальной оси петель.
По левому борту вдоль перегородок установлены развернутые друг к другу мягкие сиденья 19 со спинкой и подголовниками, а под ними оборудованы рундуки для оборудования.
Между сиденьями установлен стол 20 с металлическим сейфом для документов. Крышка стола состоит из неподвижной и дополнительной откидывающейся частей 21. Размер стола 1000×700, а в разложенном положении 1600×700 мм. Доступ к сейфу осуществляется через дверцу с правой стороны стола. Дверца закрывается ключом на замок.
Вдоль правой стены располагается мягкий диван со спинкой 22. Размер сиденья дивана 1915×650 мм. В рундуке под диваном установлен бак 23 для воды, выполненный из нержавеющей стали, емкостью 210 л, с запорной арматурой.
Над диваном выше окна предусматривается антресоль с четырьмя отсеками для документов, посуды и постельного белья. В углу на специальной подставке установлен стационарно телевизор 24. Туда же выведен штекер телевизионной антенны, установленной на крыше фургона.
На перегородках выше подголовников установлены стенды для оформления досок документации.
На потолке отсека монтируется кондиционер, на левой стене - вентилятор.
Вспомогательный отсек 6 предназначен для размещения специального оборудования, а также кухонного, технического и сантехнического модулей.
В правой стене установлено окно 25 (оно же аварийный выход) с открывающейся створкой (состоит из пластиковых рам и стеклопакета из «каленых» стекол). Створка окна открывается вдоль вертикальной и горизонтальной осей.
На потолке отсека смонтирован вентиляционный люк 26 (он же аварийный выход).
Вдоль правой стенки установлен шкаф 27 для одежды и кухонный модуль, который представляет собой комбинированный стол, а над ним навесной шкаф для посуды и продуктов.
Размеры кухонного стола 1550×620 мм, он состоит из трех отсеков - слева мойка, под ней установлена канистра для питьевой воды на 20 л и ведро для мусора, в центре - холодильник, справа - шкаф с двумя выдвижными ящиками для посуды и нижний отсек, в котором закреплены два термоса (3 л).
На кухонном столе закреплена микроволновая печь 28. Над печью установлен вытяжной зонт.
Над мойкой установлен проточный водонагреватель. Мойка оборудована насосом для подачи воды (24 В) На дверце мойки расположен выключатель насоса. Слив воды из мойки через пол на грунт.
Вдоль левой стены установлен сантехнический модуль и шкаф для белья, одежды и средств личной защиты.
Сантехнический модуль отделен от отсека перегородками. В нем установлены: поддон душа 29; смеситель, биотуалет 30, проточный водонагреватель, умывальник, полка для туалетных принадлежностей, держатель туалетной бумаги, зеркало, крючки для одежды и полотенец, вытяжной вентилятор 12 В с пультом управления, выключатель водяного насоса 24 В, розетка 220 В.
У задней стены к сантехническому модулю примыкает технический модуль, который представляет собой металлический шкаф с отсеками для размещения оборудования и инвентаря. Дверь шкафа распашная и закрывается на замок.
Между кухонным и техническим модулями на задней стенке установлены крючки для спецодежды и кухонных полотенец. На стенке технического модуля закреплено откидное сиденье.
Дверцы всех шкафов, ящиков, откидные; столешницы столов, а также лежаки спальных мест в отсеках в транспортном положении фиксируются защелками. На всех окнах установлены тканевые сдвижные шторы.
Сзади автомобиля под фургоном установлены герметичные металлические ящики для оборудования. Дверцы ящиков имеют проушины для запирания на навесной замок. В ящике справа установлен дизель-генератор. В ящике слева уложены два штыря заземления с кабелем, силовой кабель длиной 40 м, канистра для топлива емкостью 20 л, подставки для стержневых вех, катушка с телефонным кабелем, буксирный трос и часть ЗИП базового автомобиля. На ящике закреплены два противооткатных упора.
На крыше фургона смонтирована рабочая площадка с нескользящим покрытием и ограждением высотой 150 мм. В передней части установлены два рупорных громкоговорителя, антенны KB радиостанции, антенна радиомодема; в середине правого борта - телевизионная антенна; в задней части - два проблесковых маяка.
На передней стене фургона расположена лестница для подъема на крышу и топливный бак отопителя. Фургон оборудован габаритными фонарями.
ППУ укомплектовывается буксирным тросом длиной 6 метров и жестким буксиром. Буксир закреплен на кронштейнах к ящикам фургона, а трос уложен в ящик для инструментов.
Фургон крепится к раме шасси при помощи упругих опор в передней части и жестких опор в средней и задней частях фургона.
Для организации работ по ликвидации последствий ЧС и оповещения населения, передачи специальных световых и звуковых сигналов, речевых команд и сообщений, ППУ комплектуется средствами связи и оповещения.
Радиостанция «MOTOROLA GM160» установлена в кабине, предусмотрена возможность переноса выносной панели в фургон. Радиостанция «ICOM-706» установлена в фургоне, в большой стойке для оборудования.
Фургон оборудован комплектом бесшнуровых телефонов стандарта DECT GOODWIN LUND, телефоном с выносной трубкой PANASONIC, телефаксом и портативными радиостанциями Р-080.
На крыше кабины автомобиля установлена сигнально-громкоговорящяя установка СГУ-120/3. Пульт управления СГУ расположен в кабине на передней панели.
Громкоговорители, установленные на крыше фургона, подключены к усилителю мощности типа SYS-2240 с тюнером, магнитолой, CD. Проблесковые фонари ФП-1 установлены на крыше фургона в задней части
Сигнально-громкоговорящая установка и проблесковые маяки подсоединены к блоку предохранителей в кабине водителя. Выключатель проблесковых маяков расположен на панели приборов в кабине водителя. Фургон укомплектовывается электромегафоном ЭМ-12, который закреплен в кабине автомобиля.
В основу компановочного решения ППУ положен принцип разделения фургона на отсеки по функциональному признаку и их последовательное расположение от входной двери. При этом учитывается частота востребованности (посещаемость) отсеков и степень важности решаемых задач.
Так, в оперативный отсек 4 поступает вся информация, там же формируются ответственные командные решения и указания, он является наиболее посещаемым. Поэтому он расположен первым по ходу движения и снабжен общей входной дверью.
Следующий отсек 5 - отсек руководителя комиссии по ЧС, он предназначен для проведения совещаний, для отдыха, может использоваться также для доставки персонала на место действия.
Третий отсек 6 - вспомогательный, он обеспечивает решение санитарно-бытовых вопросов и организацию питания. Отсек характерен регулярно повторяющейся востребованностью и играет вспомогательную роль.
Таким образом, принятое последовательное расположение отсеков вытекает из их функционального назначения, оно логично и оправданно.
Объемы всех трех отсеков должны быть примерно равны между собой, этим достигаются следующие положительные качества и преимущества:
1) наиболее рациональное использование площади, т.к уменьшение площади какого-либо отсека ведет к резкому снижению его возможностей;
например, сокращение площади на 20÷30% снижают возможность отсека на 40÷50%, становится вообще невозможным разместить в нем спальное место, столы и т.д.;
2) наиболее благоприятное морально-психологическое восприятие обстановки;
3) при раскрытых раздвижных дверях, расположенных между отсеками, создается впечатление единого большого пространства, единого комплекса, с помощью которого могут решаться и решаются очень сложные задачи по обеспечению эффективного руководства работами по ликвидации ЧС.
Примером исполнения ППУ по предлагаемому изобретению может служить вариант пункта управления, основные характеристики которого приведены в таблице.
Рассмотренный вариант ППУ изготовлен и прошел испытания, в результате которых полностью подтвердил все заявленные характеристики и преимущества.
ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ
1. Подвижной пункт управления на базе грузового автомобиля, несущего кузов-фургон, выполненный из металлического каркаса и имеющий отсеки, отличающийся тем, что металлический каркас кузова-фургона служит основой для пятислойных сэндвич-панелей толщиной 65-75 мм с двухсторонним пластиковым покрытием и пенополистирольным наполнителем, а внутреннее пространство кузова-фургона разделено на три равных по объему отсека, последовательно расположенных по ходу движения, - оперативный, отсек руководителя и вспомогательный, при этом общая входная дверь установлена на оперативном отсеке, перегородки между отсеками снабжены раздвижными дверями.
2. Подвижной пункт управления по п.1, отличающийся тем, что отсеки оборудованы и оснащены в соответствии с их предназначением для оперативной работы комиссии по чрезвычайным ситуациям устройствами связи, питания, отдыха, оповещения, освещения, организации аварийно-спасательных работ.