Публичный конкурс: что это такое и почему мы о нем говорим. Гражданское право россии Публичный конкурс быть предложение организатора

Подписаться
Вступай в сообщество «akvabonus.ru»!
ВКонтакте:

А. ЭРДЕЛЕВСКИЙ
А. Эрделевский, доцент МГЮА.
Сегодня все большее распространение в гражданском обороте получает такое юридическое действие, как объявление публичного конкурса. Обычно публичный конкурс объявляют организации, заинтересованные в достижении наилучшего результата в определенной сфере деятельности. Однако, как показывает практика, далеко не всегда организаторы и участники публичного конкурса отчетливо представляют себе правовую сторону отношений, в которые они вступают в связи с его объявлением.
Такие отношения регулируются ст. ст. 1057 - 1061 ГК. Публичный конкурс представляет собой одну из разновидностей публичного обещания награды, поэтому между ним и публичным обещанием награды как односторонними сделками есть много общего, однако есть и существенные отличия.
Под объявлением публичного конкурса понимается сделанное доступным для сведения неопределенного круга лиц способом сообщение организатора конкурса о принятии им на себя обязательства выплатить имущественное вознаграждение победителю конкурса, т.е. тому, кто в соответствии с условиями конкурса будет признан наилучшим образом выполнившим определенную работу или достигшим иных наилучших результатов. Согласно п. 2 ст. 1057 ГК необходимым признаком результатов действий участников конкурса должно быть их способствование достижению каких-либо общественно полезных целей (например, разработка способа мелиорации земель, создание художественного произведения и т.п.).
Что касается публичного обещания награды, то сообщение об этом, как и в случае публичного конкурса, должно быть доступно сведению неопределенного круга лиц. Однако, в отличие от конкурса, здесь награда может быть обещана за совершение не только общественно полезного, но и любого иного правомерного действия, обычно направленного на удовлетворение интересов частного лица (например, отыскание утраченной вещи, получение необходимой информации). Кроме того, награда должна быть выплачена любому, кто совершит указанное в объявлении действие. Если же требуемое действие совершается несколькими лицами, то право на награду приобретает тот, кто совершил это действие первым, а не тот, кто достиг лучших результатов и признан победителем конкурса.
И публичное обещание награды, и публичный конкурс как разновидность публичного обещания награды традиционно считаются односторонними сделками. Между тем применительно к ним в этом аспекте можно усмотреть некоторое различие.
Квалификация публичного обещания награды в качестве односторонней сделки не вызывает сомнений. Для возникновения обязательства выплатить награду необходимо наличие двух юридических фактов: публичное объявление обещающего лица о выплате награды; совершение другим лицом того действия, которым обусловлена выплата награды. Из этих действий лишь первое должно быть направлено на наступление юридических последствий, свойственных обещанию награды, а именно - возникновению обязанности выплатить награду. Действительная направленность воли лица, совершившего соответствующее действие, для возникновения этой обязанности юридически безразлична, поскольку, согласно п. 4 ст. 1055 ГК, обязанность выплатить награду возникает независимо от того, совершено ли соответствующее действие в связи со сделанным объявлением или независимо от него.
Направленность воли совершающего требуемое действие лица на получение награды имеет правовое значение лишь как основание возникновения его права на возмещение расходов, понесенных в связи с совершением этого действия, в случае правомерной отмены публичного обещания награды, поскольку такое право может возникнуть лишь у лица, "отозвавшегося" на объявление (п. 2 ст. 1056 ГК).
Односторонний характер такой сделки, как публичный конкурс, не столь очевиден. Для возникновения обязанности организатора публичного конкурса выплатить награду необходимо наличие четырех юридических фактов: объявление организатора о публичном конкурсе; выполнение участником конкурса определенной работы или достижение иных результатов; представление результатов конкурсного задания на участие в конкурсе; признание участника конкурса победителем.
Нетрудно заметить, что выполнение конкурсного задания и представление результатов для участия в конкурсе в совокупности образуют то действие, совершением которого обусловлено обещание награды в публичном конкурсе. Совершение первой части этого действия - выполнение конкурсного задания - вполне может не быть связано с объявлением о конкурсе и не направлено на принятие участия в нем. Вывод о том, что представляемая на конкурс работа может быть выполнена не в связи с конкурсом, следует, в частности, из п. 3 ст. 1058 ГК, где последствием этого является освобождение организатора конкурса от возмещения участнику произведенных расходов в случае изменения условий конкурса или его отмены.
Однако вторая часть действия участника конкурса - представление результатов выполненной работы на конкурс - всегда направлена на вступление в обязательственные правоотношения с организатором публичного конкурса и достижение свойственных такому конкурсу правовых последствий. Изложенное дает основания рассматривать публичный конкурс не как одностороннюю сделку, а как своего рода договор, где объявление о конкурсе оказывается разновидностью публичной оферты, становящейся по истечении первой половины установленного для представления работ срока безотзывной, а представление результатов работы на конкурс - акцептом оферты в порядке п. 3 ст. 438 ГК.
Обусловленность выплаты награды совершением требуемого действия или победой в конкурсе не означает, что публичное обещание награды и публичный конкурс являются условными сделками в смысле ст. 157 ГК, поскольку без включения указанных условий, выражающих существо этих сделок, последние вообще не могут быть совершены.
Организаторами публичного конкурса могут быть как юридические лица, так и граждане, а сам публичный конкурс может быть открытым и закрытым (п. 3 ст. 1057 ГК). Открытым конкурс является в случае, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем дачи соответствующего объявления в печати или иных средствах массовой информации. В этом случае адресованное неопределенному кругу лиц сообщение об объявлении конкурса является одновременно предложением принять в нем участие, причем это сообщение должно быть сделано через средства массовой информации. Нарушение этого требования влечет недействительность открытого публичного конкурса.
Хотя объявление об открытом конкурсе адресуется неопределенному кругу лиц, участие в нем может быть обусловлено проведением предварительного квалификационного отбора из числа лиц, откликнувшихся на объявление. Кроме того, сам предмет конкурса может обусловливать участие в нем не любого желающего, а лишь определенных лиц, каждое из которых обладает необходимым для участия в конкурсе признаком (например, является специалистом в той или иной области и может подтвердить это обстоятельство документом о получении соответствующего образования). Но и в этих случаях персональный состав потенциальных участников конкурса, которым адресовано сообщение, остается неопределенным.
В случае закрытого конкурса предложение принять в нем участие направляется заранее определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса. Тем не менее само сообщение об объявлении закрытого конкурса должно быть сделано публично, хотя в этом случае не обязательно через средства массовой информации, а любым способом - например, через стенную печать, вывешивание объявлений, распространение информационных листков. Этот вывод следует из п. 1 ст. 1057 ГК, где публичность объявления о выплате награды указана в качестве обязательного признака любого публичного конкурса, как открытого, так и закрытого.
В п. 4 ст. 1057 ГК установлены требования к содержанию объявления о публичном конкурсе. Оно должно включать условия, предусматривающие существо задания (т.е. какая именно работа должна быть выполнена или какие результаты должны быть достигнуты), критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений (самим организатором конкурса, специально формируемым жюри и т.п.), место, срок и порядок представления результатов на конкурс, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса. Установление критериев оценки результатов необходимо, в частности, для того, чтобы исключить возможность произвольного определения победителя конкурса. Отсутствие в объявлении о конкурсе любого из необходимых условий влечет его недействительность.
Большое значение для защиты прав и законных интересов участников конкурса имеют правила ст. 1058 ГК об изменении условий и отмене публичного конкурса. Как показывает анализ немногочисленной судебной практики по спорам в связи с объявлением конкурса, эти правила не всегда соблюдаются организаторами конкурса, и тогда встает вопрос об их ответственности перед участниками конкурса. По своим фактическим последствиям для конкурсантов тождественным отмене конкурса является такое неправомерное действие организатора конкурса, как неподведение его итогов в установленный в объявлении срок.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 1058 ГК организатор публичного конкурса вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока, причем извещение об этом должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен. В случае изменения условий конкурса или его отмены организатор конкурса должен возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий или отмене конкурса. Заметим, что здесь речь идет только о правомерной отмене конкурса или изменении его условий.
На практике могут возникать сложности при определении момента, с которого участнику конкурса должно стать известно об изменении условий или отмене конкурса. Очевидно, таковым следует считать момент обнародования соответствующего извещения. Пункт 3 ст. 10 ГК устанавливает принцип презумпции разумности действий участников гражданских правоотношений. Действия участника конкурса будут разумными в случае, если он, узнав об объявлении конкурса, например, из газеты "Вечерняя Москва", и исходя из того, что изменение условий или отмена конкурса возможны в течение первой половины срока с обязательным сообщением об этом в той же газете, будет на протяжении этого периода внимательно следить за всеми ее выпусками, чтобы приобрести право на возмещение всех расходов, которые он понесет в связи с участием в конкурсе.
В п. 3 ст. 1058 ГК предусмотрено, что организатор конкурса освобождается от обязанности возмещения расходов, если докажет, что работа была выполнена не в связи с конкурсом, например, до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала его условиям. Это правило объясняется отсутствием в указанных случаях причинной связи между изменением условий или отменой конкурса, с одной стороны, и понесенными участником убытками в виде произведенных расходов - с другой.
Особые сложности возникают в связи с применением п. 4 ст. 1058 ГК ввиду неудачной редакции этой нормы. В ней предусмотрена ответственность организатора конкурса за нарушение правил изменения условий или отмены конкурса, установленных в п. п. 1, 2 ст. 1058 ГК. В этом случае организатор конкурса должен "выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую указанным в объявлении условиям". Нетрудно видеть, что эту фразу можно истолковать и таким образом, будто организатор конкурса, изменивший условия или отменивший его во второй половине срока конкурса, либо сделавший это хотя и в первой половине срока, но иным способом по сравнению с тем, каким конкурс был объявлен, обязан выплатить награду каждому из участников, чья работа соответствует условиям конкурса. Подобное толкование можно встретить и в юридической литературе (например, Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. - М., 1999, с. 1058).
Понятны последствия такого толкования, найди оно поддержку в судебной практике. Представим себе открытый конкурс с объявленной наградой в размере 1 миллион руб., в котором принял участие 1 миллион конкурсантов. Допустим далее, что организатор конкурса, отменяя его, допустил оплошность - поместил объявление не в газете "Вечерняя Москва", где было дано первичное объявление, а в газете "Московская правда". Означает ли это, что вследствие такого нарушения каждый из миллиона участников вправе требовать от организатора конкурса по миллиону рублей? Несправедливость такого последствия и его явная несоразмерность нарушению очевидна. Тем не менее в судах уже появляются подобные иски.
Так, участница конкурса предъявила иск к журналу, объявившему конкурс среди студентов на лучшую статью по профилю тематики журнала. В качестве первого приза победителю конкурса был обещан портативный компьютер. Конкурс был объявлен в начале 1999 г. со сроком представления работ до 31 июля 1999 г. Однако в июле 1999 г., т.е. во второй половине срока, журнал объявил о продлении этого срока до 31 августа 1999 г. Таким образом, требования п. 1 ст. 1058 ГК были явно нарушены. Основываясь на п. 4 ст. 1058 ГК, студентка в исковом заявлении потребовала взыскать с редакции журнала стоимость компьютера. Были ли в данном случае вообще как-либо затронуты интересы конкурсантки? В принципе, да. Во-первых, располагая большим временем на выполнение работы, она могла бы сделать ее лучше. Во-вторых, у нее появились дополнительные конкуренты (те, кто сдал работы в августе 1999 г.), которых по первоначальным условиям конкурса не должно было бы быть.
Для защиты интересов конкурсантки вполне достаточно было бы предъявления требования о признании изменения условий конкурса недействительным и исключении августовских участников из числа конкурсантов при подведении итогов конкурса. До настоящего времени решения по этому делу еще не вынесено. По всей вероятности, участнице будет отказано в иске хотя бы потому, что в объявлении о конкурсе, как это часто бывает и чего не замечают неосмотрительные любители наград, не были указаны критерии оценки работ, а в этом случае объявление о конкурсе, как указывалось выше, оказывается недействительным (ст. 168, п. 4 ст. 1057 ГК).
И все же, не будь этого весьма досадного для нее обстоятельства, как должен был бы быть решен спор? Для ответа на этот вопрос еще раз обратимся к п. 4 ст. 1058 ГК. Следует отметить, что о награде, которая должна быть выплачена всем тем участникам, чьи работы удовлетворяют условиям конкурса, в этой статье говорится в единственном числе. Поэтому награда должна быть выплачена, но одна на всех таких участников. Это вполне справедливо и соответствует требованиям закона. Во-первых, даже если исходить из принципа полного возмещения участнику понесенных убытков, что следует понимать в данном случае под убытками конкурсанта в форме упущенной выгоды? Ведь получение награды обусловлено подведением итогов конкурса, и если организатор конкурса или назначенное им жюри не определили победителя, то никто, в том числе и суд, не может их подменить. Между тем полноценное право на награду может возникнуть только у победителя.
Вывод о правомерности распределения одной награды между всеми участниками конкурса основан также и на том, что, как отмечалось выше, объявление публичного конкурса представляет собой разновидность публичного обещания награды. Согласно п. 5 ст. 1055 ГК в случаях, когда действие, соответствующее обещанию награды, совершили несколько лиц, право на получение награды приобретает то из них, которое совершило соответствующее действие первым. Но если это действие совершено двумя или более лицами и невозможно определить, кто из них совершил соответствующее действие первым, а также в случае, если оно совершено двумя или более лицами одновременно, награда между ними делится поровну или в ином предусмотренном соглашением между ними размере.
Применительно к конкурсу при нарушении правил его отмены возникает аналогичная ситуация. Разница состоит, в частности, в том, что в случае отмены конкурса становится невозможно определить не первенство в совершении действия, а того, кто выполнил требуемое действие лучше. Поэтому в случае неправомерной отмены конкурса вполне допустимо для целей определения упущенной выгоды применение в порядке аналогии закона принципа распределения стоимости награды поровну между теми участниками, чьи работы удовлетворяют указанным в объявлении условиям. Что же касается произведенных участниками конкурса расходов, то они должны быть возмещены каждому из участников в пределах полной стоимости обещанной в объявлении о конкурсе награды применительно к каждому участнику (п. 2 ст. 1056, п. 3 ст. 1058 ГК).
В заключение коснемся ситуации, когда условия конкурса допускают представление работы, выполненной несколькими лицами совместно. Если такая работа признается лучшей, то ее исполнители оказываются коллективным победителем конкурса. Как распределяется награда между ними? На этот вопрос отвечает п. 2 ст. 1059 ГК: награда распределяется между соисполнителями в соответствии с достигнутым между ними соглашением. При недостижении такого соглашения порядок распределения награды определяется судом.
Зачастую предмет публичного конкурса заключается в создании произведения науки, литературы или искусства. В таких случаях, если условиями конкурса не предусмотрено иное, организатор конкурса приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, признанным победителем, договора об использовании произведения с выплатой ему авторского вознаграждения.
Статья 1061 ГК определяет судьбу работ, представленных на конкурс и не удостоенных награды, по его завершении. По общему правилу такие работы (т.е. тот объект, в котором они получили материальное, доступное объективному восприятию воплощение) организатор конкурса обязан в разумный срок возвратить участникам конкурса. Однако ст. 1061 ГК является диспозитивной нормой, поэтому такая обязанность наступает у организатора в случае, "если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы". Под работами, характер которых освобождает организатора конкурса от обязанности их возврата, следует понимать, во-первых, работы, вообще не имеющие материального воплощения (например, конкурс на лучшее исполнение танца), и, во-вторых, работы, хотя и имеющие материальное выражение, но возврат которых противоречил бы разумно понимаемым интересам организатора и участников конкурса (например, конкурс на лучшее изготовление скоропортящегося кулинарного изделия).
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
Законность, N 8, 2000

Слово «конкурс» означает состязательность, соревнование, конкуренцию. Данная категория используется в праве, когда необходимо получить оптимальный (лучший) из числа возможных результат, основанный на правовой модели состязательности, и имеет как межотраслевой, так и внутриотраслевой характер.

За пределами гражданско-правового регулирования конкурсов находятся отношения, которые построены по отраслевому принципу. Таковы, в частности, отношения по конкурсному подбору кадров.

В конкурсы подразделяются на конкурсы-торги и публичные конкурсы.

Публичным конкурсам посвящена гл. 57 ГК РФ. В ГК РСФСР 1964 г. этот институт регламентировался нормами гл. 39 «Конкурс». Безусловно, конструкция публичного конкурса претерпела существенные изменения, так его предметом может быть не только лучшее выполнение работы (как это предусматривалось ранее действовавшим законодательством), но и достижение иных результатов (например, конкурс пианистов или танцоров).

Публичный конкурс как гражданско-правовой институт охватывает отношения, связанные с постановкой задачи, которая разрешается на основе состязания неопределенного круга лиц с выплатой специального вознаграждения победителю. Существует ряд признаков, характеризующих публичный конкурс, которые по своей сути приближают данную модель к публичному обещанию награды.

Во-первых, обещание вознаграждения за лучшее выполнение определенной работы или достижение иных результатов должно быть публичным , т. с. обращенным более чем к одному лицу. Конкурсы бывают открытыми и закрытыми в зависимости от того, к кому обращено предложение участвовать в конкурсе.

При открытом конкурсе предложение принять в нем участие обращено ко всем желающим, и каждый откликнувшийся на него может стать участником конкурса. В этом случае круг участников конкурса может быть более широким (все пожелавшие принять в нем участие) или более узким (конкурс среди лиц определенной профессии), но он всегда характеризуется количественной неопределенностью и неизвестностью для организатора конкурса конкретного состава его участников.

Закрытый конкурс, напротив, характеризуется тем, что предложение участвовать в нем направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса. В этом случае круг участников конкурса всегда ограничен и известен его организатору.

Во-вторых, публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей. В противном случае публичный конкурс признается недействительным с последствиями, предусмотренными п. 2 ст. 167 ГК РФ.

В-третьих, обещанное вознаграждение должно быть не обычной предусмотренной действующим законодательством (трудовым, авторским) платой за выполнение той или иной работы, а специально установленной премией , которая выплачивается победителю конкурса за достигнутый результат независимо от его права на получение иных видов вознаграждения за свой труд. При этом премия должна быть денежной либо вещевой (например, путевка, автомобиль). Всякое иное поощрение победителя соревнования (например, выдача кубков, грамот, дипломов, медалей или иных отличительных знаков), если оно не сочетается с выплатой премии, не признается конкурсным вознаграждением.

В-четвертых, награда должна быть обещана за лучшее выполнение определенной работы или достижение иных результатов, что предполагает возможность сопоставления и выбора одного из многих сравнимых по своим качественным признакам результатов, достигнутых к тому же разными лицами. Следовательно, работа должна отвечать условиям конкурса, а по характеру быть такой, чтобы результат ее при выполнении разными лицами мог быть сопоставим.

Поэтому конкурс должен быть признан несостоявшимся, если представлена только одна работа (один результат) или хотя и несколько, но одним лицом.

Особенности конкурсного объявления

Объявление о проведении конкурса в публичном порядке производится путем публикации в газете, выпуска объявления в общественных местах, извещения по радио, телевидению и в иных средствах массовой информации.

Условия, которые должно содержать конкурсное объявление, определены в п. 4 ст. 1057 ГК РФ. Они делятся на обязательные, т. е. такие, которые должны быть указаны при объявлении любого конкурса, и дополнительные , т. с. такие, которые указываются по свободному усмотрению устроителя конкурса, а их количество и характер зависят от особенностей конкурса. При отсутствии обязательных условий или хотя бы одного из них конкурс считается необъявленным. К числу этих условий относятся:

1. сведения о существе задания (предмете конкурса). Степень детализации этих сведений зависит от цели и характера конкурса. Так, конкурсное задание может выражаться в простой постановке задачи с указанием формы ее разрешения (например, создание памятника воинам-интернационалистам) и может быть детализировано до конкретных показателей и признаков, которым должно отвечать решение конкурсной задачи (создание того же памятника, но на базе определенного сюжета);

2. критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижении. Они устанавливаются в зависимости от сущности самой работы. Критерии оценки определяются организатором конкурса, но в обязательном порядке должны быть объявлены и разъяснены для заинтересованных лиц. Конкурс может проводиться в несколько этапов, по окончании которых производятся оценка и отбор наиболее достойных для участия на следующем этапе работ. Окончательной оценке работы может предшествовать ее предварительное открытое обсуждение в том или ином коллективе, помещение представленных на конкурс работ на выставках для публичного обозрения с целью определения общественного мнения об этих работах. Срок окончательной оценки работы признается и сроком вынесения решения о выплате вознаграждения ее автору;

3. место, срок выполнения и порядок представления работ или иных достижений. Место представления работы указывается в объявлении о конкурсе в числе других условий и имеет существенное значение не только для участников конкурса, но и для привлечения к конкурсу внимания общественности, особенно при проведении конкурсов на исполнительское мастерство. В последнем случае местом представления работ признается место осуществления подлежащей просмотру и оценке деятельности.

Срок может определяться либо отрезком времени, в течение которого должно быть выполнено задание, либо точно фиксированной календарной датой, к которой приурочивается исполнение задания, когда, например, предметом конкурса является деятельность, подлежащая опенке при самом ее исполнении. Могут устанавливаться окончательные и промежуточные сроки.

Невыполнение задания или непредставление работы в установленный срок независимо от их причин влечет отказ в приеме работы на конкурс, который не может быть обжалован ни в административном, ни в судебном порядке.

Порядок представления работы на конкурс определяется характером работы и выражается либо в передаче участником конкурса его устроителю определенного результата своего труда в виде материализованного объекта, либо путем исполнения работы при непосредственном восприятии этого исполнения устроителем конкурса. Отказ в приеме работы на конкурс может последовать только по мотиву несоответствия ее условиям конкурса либо нарушения порядка и сроков се представления;

4. размер и форма вознаграждения. Они устанавливаются обычно в виде определенной денежной суммы (возможна вариация размера вознаграждения в зависимости от занятого места), но может выражаться и в какой-то другой форме: ценная вещь (автомобиль, квартира), туристическая путевка, право на заключение договора;

5. порядок и сроки объявления результатов конкурса. Определение результатов конкурса производится в решении об оценке конкурсных работ. О принятом решении участники конкурса могут быть уведомлены в той же форме, в какой конкурс объявлен, либо иным образом (например, путем письменного уведомления всех соискателей либо только победителей конкурса и т. д.).

Дополнительные условия конкурса устанавливаются его устроителем и детализируют отдельные его положения для внесения определенности во взаимоотношения сторон. Чаще всего они касаются оформления представленных на конкурс работ; состава жюри; порядка и сроков выплаты вознаграждения; порядка использования премированных произведений науки, литературы или искусства и выплаты авторам этих произведений гонорара; порядка возврата участникам конкурса работ, не удостоенных премии, и т. д.

Изменение условий и отмена публичного конкурса допускаются только в пределах первой половины срока, установленного для представления работ (п. 1 ст. 1058 ГК РФ).

Изменение условий конкурса или его отмена должны быть доведены до сведения участников тем же способом, каким конкурс был объявлен (п. 2 ст. 1058). Выполнение этого требования освобождает устроителя конкурса от обязанности принять на конкурс работу, выполненную на первоначально указанных условиях, хотя бы автор этой работы по уважительной причине и не знал о внесенных в условия конкурса изменениях либо о его отмене. Однако в силу п. 3 ст. 1058 устроитель в этом случае обязан возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу, до того как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса или о его отмене. Устроитель конкурса освобождается от обязанности возмещения таких расходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, в частности до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса.

Нарушение требований о порядке изменения условий конкурса или его отмены влечет в соответствии с п. 4 ст. 1058 ответственность устроителя в форме выплаты награды тем участникам конкурса, которые выполнили работу, удовлетворяющую указанным в конкурсном объявлении условиям.

Право на получение награды возникает у соискателя лишь в случае признания его работы лучшей и (или) достойной вознаграждения в соответствии с условиями конкурса. Если указанные в объявлении результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. Если такое соглашение не достигнуто, порядок распределения награды определяется судом (п. 2 ст. 1059 ГК РФ).

Законодатель дополнительно обеспечивает интересы лица, объявившего публичный конкурс на создание произведения науки, литературы и искусства. Согласно ст. 1060 ГК РФ за лицом, объявившим такой конкурс, если иное не предусмотрено его условиями, признается преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, договора об использовании произведения с выплатой автору определенного вознаграждения. Договор, который в случае, предусмотренном ст. 1060, организатор заключает с автором произведения, по общему правилу представляет собой лицензионный договор (ст. 1286 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1061 ГК РФ лицо, объявившее публичный конкурс, обязано возвратить участникам конкурса работы, которые не были удостоены награды. Лицо, объявившее публичный конкурс, освобождается от этой обязанности тогда, когда соответствующие указания на этот счет содержались в объявлении о конкурсе либо вытекают из характера выполненной работы. Так, если был объявлен конкурс на выполнение лучшего кулинарного произведения с последующей дегустацией данной продукции, то остается только «догадываться» о дальнейшей судьбе результатов работы.

Статья 1057. Организация публичного конкурса

1. Конкурсы получают все большее распространение в России. Они преследуют цель наилучшего разрешения определенных задач, стоящих в сферах духовной жизни и материального производства. Конкурс в той или иной области человеческой деятельности предполагает обращение к неопределенному количеству людей, его открытость. Поэтому он назван "публичным". Конкурс означает соревнование, соперничество, состязание. В результате проведенного конкурса первенство отдается лучшему. В зависимости от характера конкурса речь может идти о выявлении лучшего участника или работы.

Конституция (ст. 43) вводит понятие "на конкурсной основе" применительно к получению высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Применение этого понятия значительно шире. Оно встречается во многих законах, принятых в последнее время, и затрагивает различные стороны жизни государства и общества.

По своей юридической природе конкурс представляет собой одностороннюю сделку, для которой характерно изъявление воли одной стороны. Объявление конкурса - односторонняя сделка, ибо для ее возникновения достаточно изъявления воли устроителя конкурса. Представление лицом выполненной согласно условиям конкурса работы - тоже односторонняя сделка, поскольку выражается желание лица участвовать в соревновании без предварительного согласования вопросов, относящихся к конкурсу.

Односторонние сделки, совершенные сторонами конкурса (объявившим конкурс и его участником), в некоторых случаях перерастают в конкурсное правоотношение. В своем развитии оно проходит несколько стадий, как-то: а) объявление конкурса, б) представление работы, выполненной согласно условиям конкурса, в) сравнительная оценка работ, г) принятие оценочного решения, д) выплата награды. Каждая стадия конкурса порождает для его участников соответствующие права и обязанности.

Субъектами конкурсного правоотношения выступают лица, объявившие публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды, а также участники конкурса, т.е. лица, выполнившие и представившие на смотр определенную работу.

Ранее действовавшее гражданское законодательство (ст. 439 ГК РСФСР) признавало, что публичное обещание вознаграждения (премии) могло исходить от государственной, кооперативной или общественной организации, т.е. от юридического лица. Но не всякое юридическое лицо могло объявить конкурс, а лишь то, для которого проведение конкурса являлось элементом его специальной правоспособности. Гражданину или организации, не являвшейся юридическим лицом, право проведения конкурса не предоставлялось.

Теперь в качестве устроителя конкурса выступает лицо, публично объявившее о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной премии. Понятие "лицо" дает основание говорить об устроителе конкурса в широком смысле. Под ним подразумеваются как физические, так и юридические лица. Из ст. 18 ГК, раскрывающей содержание правоспособности граждан, следует, что граждане могут совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах. Это право можно отнести и к проведению конкурса.

Правоспособность юридического лица означает, что оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (ст. 49 ГК). Право проведения конкурса может быть оговорено в учредительных документах, уставах, положениях творческих союзов, научно-технических обществ, редакций газет, журналов и др. В то же время той или иной организации право проведения конкурса может быть предоставлено специальным гражданским законодательством России, иными актами, содержащими нормы гражданского права.

Участвующими в конкурсе могут быть как граждане, так и юридические лица. Дееспособность граждан-участников конкурса определяется общими нормами гражданского права. Никаких ограничений в отношении возраста не установлено. Это значит, что в конкурсе могут участвовать не только совершеннолетние граждане, но и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, ибо они вправе самостоятельно без согласия родителей, усыновителей и попечителей осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (ст. 26 ГК). За несовершеннолетних до 14 лет, согласно ст. 28 ГК, сделки могут совершать от их имени законные представители (родители, усыновители, опекуны).

Граждане участвуют в конкурсе единолично или коллективно. Участниками конкурса могут быть иностранные граждане, а также лица без гражданства, правоспособность которых определена гражданским законодательством. В качестве соискателей могут выступать юридические лица. Если конкурс объявляется на лучшее решение технической задачи, то в ее разработке вправе участвовать научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, технические общества и т.д.

Из содержания объявления о конкурсе должно быть видно, кто приглашается к участию в нем: либо только граждане (например, артисты-исполнители), либо только организации (самодеятельные коллективы). Возможна ситуация, когда приглашаются и те, и другие. Так, из сообщения о конкурсе "Экология-96" следует, что в конкурсе могут принять участие журналисты, коллективы газет, радио- и телекомпании (РГ. 1996. 19 апр.).

Обещание вознаграждения за выполнение определенной работы, как правило, должно быть публичным. Это предполагает обращение к неопределенному кругу лиц. Обещаемое вознаграждение - это специально установленная премия или иная награда, которая выплачивается победителю конкурса за достигнутый результат. Получение победителем награды не исключает его права на получение других видов вознаграждения за свой труд. Конкурсное вознаграждение может быть в денежном выражении или в виде конкретной вещи (автомашина, телевизор и т.д.). Иные формы поощрения победителя конкурса (грамоты, дипломы, медали и другие отличительные знаки) возможны только в сочетании с выплатой премии. Выдача указанных поощрений без выплаты премии не является конкурсным вознаграждением.

Публичный конкурс является видом публичного обещания награды, который ранее не был урегулирован гражданским законодательством (подробно см. коммент. к гл. 56 ). Объединяет эти виды публичного обещания награды то, что в обоих случаях публично обещается награда за совершение правомерных действий в определенный срок. Но между публичным обещанием награды и публичным конкурсом есть различия. У них разные цели. Публичное обещание награды связано с совершением любого правомерного действия (например, обнаружение потерянной вещи, животного, сообщение лицу необходимых сведений и т.д.). Публичный конкурс предполагает достижение лучшего результата в выполнении творческой работы лицом, пожелавшим участвовать в конкурсе. Кроме того, публичному конкурсу присущ характер состязательности и соперничества, что отсутствует при публичном обещании награды.

Если в публичном конкурсе всегда должен быть определен победитель, то при публичном обещании награды он не устанавливается, хотя действие, указанное в объявлении, может быть совершено двумя или более лицами одновременно. В этом случае усилия лиц, принявших участие в совершении названного выше любого правомерного действия, вознаграждаются поровну.

2. Публичный конкурс преследует достижение каких-либо общественно полезных целей. Выражение "каких-либо" дает возможность широко определять общественно полезные цели. Они могут затрагивать области духовной жизни и материального производства.

Подготовка специалистов обеспечивается путем получения высшего образования. Как отмечалось, ст. 43 Конституции закрепляет положение о том, что каждый вправе на конкурсной основе получить высшее образование в государственном и муниципальном образовательном учреждении.

В сфере трудовых правоотношений публичный конкурс связан с подбором кадров и регулируется нормами трудового законодательства. Конкурс позволяет выявить высококвалифицированных специалистов, способных эффективно участвовать в решении задач, стоящих перед организатором конкурса.

В природоохранных правоотношениях тоже используется конкурс, но с другой целью. Согласно Закону о недрах лицензии на пользование недрами предоставляются на основе проведения конкурсов и аукционов. В данном случае определяющим является рациональное использование недр.

При пользовании недрами отношения, возникающие в процессе поиска, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции и т.д., регулируются соглашением о разделе продукции. Эти соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона (ст. 6 Закона о разделе продукции).

Переход к рыночным отношениям раздвинул границы применения конкурса. Если раньше конкурс как гражданско-правовой институт охватывал отношения, связанные с выполнением определенной творческой работы или выявлением лучшего участника, то теперь он находит применение при купле-продаже, подряде, в строительстве и т.д.

На конкурсе продаются предприятия как имущественные комплексы или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, составляющие более чем 50% уставного капитала общества, если в отношении указанного имущества покупателю придется выполнить какие-либо условия (Закон о приватизации).

Необходимость эффективного расходования средств федерального и других бюджетов требует производить закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд на основе конкурсного размещения заказов, но Федерального закона об организации торгов пока нет. ГК тоже не регулирует отношения по конкурсному размещению заказов на закупку продукции для государственных нужд. Этот пробел в законодательстве восполняет Указ Президента РФ от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд"*(246) , который определяет порядок проведения торгов и одновременно ставит перед законодателями задачу дополнить гражданское законодательство нормами о конкурсах, носящих коммерческий характер.

Кроме того, Федеральный закон от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 06.10.03)*(247) предписывает осуществлять размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

Для конкурсов, конечной целью которых является получение разрешения на пользование чем-либо, права приобретения, характерна состязательность с элементом конкуренции. Здесь определяется не лучший участник, не победитель, а тот, кто обеспечит наиболее рациональное использование чего-то, экономическую выгоду от приобретения чего-либо.

Конкурс сочетает в себе материальные и моральные стимулы к достижению общественно полезной цели. Он порождает деятельность его участников, которая должна носить творческий характер. Итогом этой деятельности становится произведение литературы и искусства или решение иных задач, содействующих культурному и техническому прогрессу.

3. Лицо, объявившее о публичном конкурсе, обращается к неопределенному кругу лиц. Число его участников может быть достаточно широким, а может ограничиваться работниками одной организации или одной профессии.

Конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. Открытый конкурс предполагает обращение ко всем желающим участвовать в нем. Сообщение об объявлении публичного конкурса дается в средствах массовой информации (печати, передается по радио, телевидению). Соответствующие объявления могут быть развешены в общественных местах. При проведении открытого конкурса его устроители вправе заранее производить отбор участников, пожелавших принять в нем участие. Это связано с предварительной оценкой квалификации участников (например, артистов-исполнителей, музыкантов). Но как бы круг участников открытого конкурса ни был ограничен отбором, он должен оставаться неопределенным.

К участию в закрытом конкурсе привлекается ограниченный круг лиц, т.е. специально приглашенные. Выбор участников производится организатором конкурса, а предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц. Если конкурс проводится среди строго определенного круга специально приглашенных лиц, он характеризуется сочетанием элементов конкурса и авторских договоров. По сути, такой конкурс представляет собой заказ конкретным лицам на выполнение определенного задания. Выплата вознаграждения производится тому, чье произведение будет отвечать условиям задания.

Отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, регулируются нормами авторского права. Для конкурсного отбора лучших произведений создается жюри, авторам выплачиваются установленные премии, тем самым здесь применимы нормы о конкурсе.

4. Объявление о конкурсе должно содержать ряд условий. Одни из них являются обязательными, другие таким качеством не обладают. К обязательным условиям относятся: существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений; место, срок и процедура их представления; размер и форма награды; порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Существо задания - это, по сути, сведения о предмете конкурса или "определенной работе". Характер этих сведений зависит от цели конкурса.

В объявлении о конкурсе на лучший материал, призванный освещать выборы Президента РФ в 1996 г. (РГ. 1996. 24 февр.), задание было определено следующим образом: материалы о выборах, представленные на конкурс, должны содействовать дальнейшему развитию демократии, повышению политической активности, сознательному участию граждан Российской Федерации в управлении делами государства, более полному использованию ими своих избирательных прав.

Конкурсное задание может выражаться в простой постановке задачи, в которой дается идея, тема, а также указывается форма ее разрешения. Возможна детализация признаков, которым должно отвечать решение конкурсной задачи.

Порядок и срок сравнительной оценки работ предопределены особенностями самой работы. Возможны проведение предварительного отбора и оценка проспектов работ и заявок.

Конкурс может проходить в несколько этапов (туров). На каждом из них дается оценка работ, что позволяет отобрать лучшие работы для последующего тура. Окончательной оценке работы может предшествовать открытое обсуждение либо помещение на выставку для публичного обозрения и выявления общественного мнения.

К числу обязательных условий конкурса относится место представления работы. Его указание имеет значение не только для участников конкурса, но и для общественности. Особенно это касается конкурсов на исполнительскую деятельность, на которых присутствует зрительская аудитория.

Срок реализации конкурсного задания должен быть такой продолжительности, чтобы участник имел реальную возможность выполнить его. Время, для этого отведенное, может определяться соответствующим периодом (например, с 15 февраля по 15 июля 1996 г. или в течение 6 месяцев со дня объявления конкурса) либо точно зафиксированной календарной датой.

Могут устанавливаться окончательные и промежуточные сроки, например, промежуточный срок предварительного просмотра или прослушивания исполнителей; срок представления проспектов выполнения конкурсного задания.

Форма представления работы на конкурс определяется ее характером. Возможна передача участником конкурса результата своего труда в виде материализованного объекта (рисунка, картины, медали, рукописи, проекта и т.д.) при создании произведения науки, литературы, искусства или выявления технического решения.

Особой формой представления работы может быть вокал, исполнение танца, стихотворения при непосредственном восприятии этого исполнения самим устроителем конкурса.

Отказ в приеме работы на конкурс может иметь место только по мотиву несоответствия ее условиям конкурса либо нарушения порядка и сроков ее представления.

Размер и форма награды являются обязательным условием конкурсного объявления. Они устанавливаются в виде денежной суммы или другой имущественной ценности. Может быть учреждено несколько премий в соответствии с занятым призовым местом (например, первая премия - 15 тыс. руб., меньшие суммы для двух вторых премий, двух третьих). На каждое место может быть установлена не одна, а несколько премий: одна первая премия, две вторых, две третьих и т.п. Одновременно с премиями для победителей конкурса могут быть предусмотрены поощрительные премии. Они предназначаются для награды тех, кто не занял призового места, но создал произведение, достойное быть отмеченным.

Число премий и их размеры устанавливаются устроителями конкурса в пределах средств, отведенных на эти цели.

Порядок и сроки объявления результатов конкурса отнесены к обязательным условиям. Определение результатов конкурса вытекает из оценки представленных работ. Срок объявления результата дается в сообщении о конкурсе. Премированные и принятые к использованию устроителем конкурса произведения литературы, науки или искусства могут становиться предметом договорных отношений между устроителем конкурса и авторами этих произведений.

Необязательные условия конкурса определяются свободным усмотрением самого устроителя. Количество и характер подобных условий зависят от особенностей конкурса. Необязательные условия могут касаться порядка представления работы под девизом, когда имя автора сохраняется в тайне до оценки его работы, или за подписью автора; количества экземпляров предоставляемых на конкурс работ; необходимости и срока предварительного представления проспекта работ и т.д.

5. Устроитель конкурса может использовать произведение, удостоенное награды, на основе договора с соответствующим участником. Если устроитель конкурса уклоняется от заключения договора, предусмотренного условиями конкурса, то участник, получивший награду (премию), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Одновременно ставится вопрос о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения. Правила, предусмотренные комментируемой главой, применяются в данном случае, поскольку они не противоречат ст. 447-449 ГК.

Статья 1058. Изменение условий и отмена публичного конкурса

1. В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 440 ГК РСФСР) в настоящее время расширены возможности устроителя конкурса. Ему предоставляется право не только изменять условия конкурса, но и отменять его. Внесение поправок допустимо во все условия, кроме того, которое касается существа конкурса (цели, задачи). Изменение существа конкурса практически приводит к его отмене.

Иное изложение условий конкурса может затрагивать интересы потенциальных участников, которые приступили к выполнению означенного задания. Поэтому закон разрешает устроителю конкурса изменять условия или отменять его только в первой половине срока, установленного для представления работ.

Не исключены и более поздние изменения условий конкурса, но лишь в том случае, если они улучшают положение будущих участников (например, увеличены размер и количество премий).

Отмена правомерно объявленного конкурса может быть связана с усмотрением его устроителя, у которого возникли препятствия для его проведения (например, невозможность обеспечить условия пребывания иногородних участников или отказ спонсоров от оказания финансовой поддержки).

Устроитель конкурса не может изменять условия или отменять конкурс, если кто-либо из участников представил работу в пределах первой половины установленного срока. После извещения об изменении условий конкурса в соответствии с п. 2 комментируемой статьи участник конкурса не может требовать принятия работы на первоначальных условиях или признания недействительными внесенные в них изменения. Его дальнейшее участие в конкурсе возможно в результате исправления работы согласно новым условиям конкурса.

2. Изменение условий конкурса или его отмена должны быть доведены до сведения возможных его участников. Имеется в виду неопределенный круг лиц, которому было адресовано объявление о публичном конкурсе. Возможные участники должны быть информированы об изменениях условий конкурса или его отмене тем же способом, каким конкурс был объявлен (публикации в газетах, сообщения по радио, телевидению, распространение информационных листков на уличных стендах и т.д.).

Соблюдение этого требования устроителем конкурса освобождает его от обязанности принять работу, выполненную на первоначально указанных условиях. Не принимается во внимание обстоятельство, что автор этой работы по уважительной причине не знал об изменениях условий конкурса или его отмене.

3. После объявления публичного конкурса лица, пожелавшие в нем участвовать и выполнившие работу, несут определенные затраты (например, приобретают писчую бумагу, полотно, краски, кисти и т.д.). Работа может быть сделана участником конкурса до сообщения об изменении условий или отмене конкурса. Расходы, понесенные любым участником конкурса, должны быть ему возмещены. Лицо, объявившее конкурс, в случае его отмены или изменения условий должно возместить расходы, понесенные лицом, выполнившим конкурсную работу, если она была готова до того, как ее автору стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и его отмене.

Устроитель конкурса может быть освобожден от обязанности возместить расходы. Для этого он должен доказать, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, а именно до его объявления. Другим основанием освобождения устроителя конкурса от обязанности возместить расходы участнику является выполнение им работы, заведомо не отвечающей условиям конкурса.

4. Независимо от причин, заставивших лицо, объявившее конкурс, изменить его условия или отменить вовсе, оно должно соблюдать определенные требования. Последние касаются срока и порядка уведомления участников конкурса о происходящих переменах в проведении конкурса. Эти требования изложены в п. 1 и 2 комментируемой статьи.

Если они нарушены устроителем конкурса, то он должен выплатить награду тем, кто выполнил работу в соответствии с оговоренными условиями.

Статья 1059. Решение о выплате награды

1. Объявление о конкурсе в числе обязательных должно содержать условие о порядке и сроке выплаты награды. Решение о выплате награды доводится до сведения участников конкурса. Делаться это должно своевременно и с соблюдением порядка и срока выплаты награды. Объявляя конкурс, устроитель указывает, сколько он учреждает премий и в каком размере.

При подведении итогов конкурса устроитель, исходя из количества назначенных премий, может принять одно из следующих решений: а) о выплате премий согласно их числу по каждому призовому месту; б) об отказе в присуждении премий, за отдельные призовые места (при объявлении нескольких); в) о присуждении поощрительных премий вместо присуждения премий за призовые места; г) о неприсуждении премий вообще, если ни одна из представленных работ не признана быть отмеченной или ни одна из них не отвечает требованиям, изложенным в условиях конкурса. При отказе в выплате наград или ином решении устроитель конкурса не обязан мотивировать свои решения.

Оценка конкурсных работ может осуществляться самим устроителем, быть поручена другим организациям либо специально созданной конкурсной комиссией или жюри из высококвалифицированных специалистов в данной области деятельности.

Об образовании конкурсной комиссии (жюри) сообщается в объявлении, но состав ее с поименным перечислением не указывается. Конкурсная комиссия или жюри оценивает представленные работы и определяет победителей. Присуждение премий производит устроитель конкурса. Победителями конкурса признаются только лица, которым присуждены премии за призовые места.

Несоблюдение срока объявления результатов проведенного соревнования и выплаты премий является нарушением обязанности устроителя. Участники конкурса, чьи работы признаны удовлетворяющими условиям конкурса и подлежащими премированию, вправе обратиться в суд с требованием о выплате премии.

2. Работа, представленная на конкурс, может быть выполнена двумя или более лицами. В случае присуждения премии авторскому коллективу сумма премии не увеличивается. Она распределяется между участниками, выполнившими работу в соответствии с достигнутым ими соглашением. При отсутствии такого соглашения порядок распределения награды определяется судом.

Решение выплатить награду участникам конкурса, чьи работы премированы, доводится до них путем письменного извещения, а также публикации результатов конкурса в печати или оглашения в других средствах массовой информации.

При несогласии с решением конкурсной комиссии (жюри) о результатах конкурса и выплате награды участники конкурса обращаются с жалобой к его устроителю. Повторно жалоба может быть подана в вышестоящий орган, решение которого является окончательным.

Статья 1060. Использование произведений науки, литературы и искусства, удостоенных награды

Публичный конкурс может объявляться с целью создания произведения науки, литературы или искусства. Устроитель конкурса, удостоив обусловленной наградой созданное произведение, приобретает преимущественное право на заключение договора об использовании произведения с победителем конкурса.

Если в планы лица, объявившего конкурс, не входит намерение использовать премированные произведения, авторы этих произведений должны быть поставлены об этом в известность. При объявлении условий конкурса может быть оговорено, что премированные произведения не будут использоваться устроителем. Это дает автору возможность использовать произведение по своему усмотрению, а именно искать лицо или организацию, с которой можно заключить договор.

Закон не определяет срока, в течение которого лицо, объявившее публичный конкурс, должно реализовать возникшее у него преимущественное право на заключение договора с автором произведения, удостоенного награды. Задержка на неопределенный срок оформления договора с победителем конкурса позволяет последнему обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При необоснованном уклонении от заключения договора устроитель конкурса должен возместить автору премированного произведения причиненные этим убытки (см. п. 4 ст. 445 ГК).

В зависимости от решения суда о понуждении устроителя конкурса заключить договор с автором премированного произведения право устроителя либо погашается, либо он заключает договор в соответствии с нормами авторского права (ст. 31 Закона об авторском праве).

При заключении договора между устроителем конкурса и автором оговаривается срок, на который он передал право на премированное произведение, как, впрочем, и другие условия договора. Если в авторском договоре отсутствует условие о сроке, договор может быть расторгнут автором по истечении 5 лет с даты его заключения с письменным уведомлением об этом пользователя за 6 месяцев до расторжения договора.

Закон (п. 4 ст. 1057 ГК) не оговаривает способ использования произведения, удостоенного награды на конкурсе. Он определяется либо при заключении авторского договора, либо используется способом, вытекающим из цели конкурса, например: музыкальное произведение - для исполнения перед публикой; литературное произведение - для опубликования, художественного чтения и т.д.

Выдача обусловленной награды участнику - победителю конкурса не лишает его права получить соответствующее вознаграждение по заключенному с ним договору об использовании произведения.

Статья 1061. Возврат участникам публичного конкурса представленных работ

Помимо обязательных условий (см.

Гражданский кодекс, N 14-ФЗ | ст. 1057 ГК РФ

Статья 1057 ГК РФ. Организация публичного конкурса (действующая редакция)

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку статьями 447 - 449 настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 1057 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена организации публичного конкурса. Публичный конкурс - разновидность публичного обещания награды. При его объявлении лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение других результатов, должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с проведением конкурса признан лучшим исполнителем работы или достиг лучших результатов.

2. В отличие от публичного обещания награды публичный конкурс направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей и может быть обращен ко всем желающим (открытый конкурс) и к определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса (закрытый конкурс).

Так, например, целью проведения открытого публичного конкурса на лучший урок по истории на тему: "Первая мировая война на карте Союзного государства" выступила потребность найти новые форматы проведения уроков по истории в целях формирования и воспитания военно-патриотических чувств у молодого поколения, выявления общих исторических корней российского и белорусского народов.

Цель публичного конкурса "БАМ в истории моей семьи" - популяризация истории России, пропаганды патриотизма и достижений отечественного строительства железных дорог.

Целевое назначение Всероссийского конкурса на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений Минсельхоза России - поддержка талантливой молодежи, пропаганда научных знаний и творческих достижений, выявление и развитие у российской молодежи творческих способностей, интереса к научной деятельности (см. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17.07.2014 N 283).

3. Объявление о конкурсе может иметь место в печати или иных средствах массовой информации. Это объявление, как и обещание награды, является односторонней сделкой или публичной офертой. В пользу последней говорит п. 4 ст. 1057 ГК РФ, а именно то обстоятельство, что объявление о публичном конкурсе должно содержать условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы и иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, порядок и сроки выполнения результатов конкурса.

Так, например, объявление об открытом публичном конкурсе работ на соискание премий Правительства РФ в области образования в 2014 году было опубликовано 15.01.2014 в "Российской газете" (федеральный выпуск N 6278), а также на сайте Минобрнауки России.

Объявления о проведении конкурса "БАМ в истории моей семьи" и на лучший урок по истории на тему: "Первая мировая война на карте Союзного государства", а также соответствующие положения о проведении этих конкурсов были опубликованы на сайте ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда" в сети Интернет по адресу: www.kp.ru.

4. Поскольку конкурс - соревнование, которое определяет лучших из числа его участников, он предполагает наличие нескольких участников, которые принимают во внимание объявленные условия и представляют на конкурс работы - результаты авторского, исполнительского мастерства, спортивные достижения, научные труды и т.д.

Представление работ, достижений на конкурс является акцептом и моментом заключения договора (ст. 433 ГК РФ). Это условная сделка с отлагательным условием, поскольку обязанность выплаты награды наступает лишь для победителя. Форма договора может быть любая. Чаще всего доказательством его заключения является письменное оформление представления результатов работы или иных достижений. Существенное условие такого договора - его предмет: вышеназванные работы или достижения, критерии и порядок их оценки, размер и форма награды, порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Награда может быть выплачена не только в денежной форме. В качестве награды вручаются памятные знаки. Выдаче награды могут сопутствовать награждение различного рода грамотами, присуждение почетных званий лауреата или дипломанта конкурса. Однако это лишь меры морального поощрения, которые сами по себе конкурсной наградой не являются.

Субъектами договора могут быть любые физические и юридические лица. В качестве организатора конкурса могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления.

5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, применяются положения о публичном конкурсе и, соответственно, статьи о заключении договора на торгах (ст. ст. 447 - 449 ГК РФ).

6. Применимое законодательство:

Постановление Правительства РФ от 28.08.2013 N 744;

Распоряжение Министерства транспорта РФ от 08.09.2014 N МС-127-р;

Распоряжение Министерства транспорта РФ от 08.09.2014 N МС-126-р;

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2014 N 516;

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17.07.2014 N 283;

Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 13.05.2014 N 224;

Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 17.03.2014 N 60;

Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 12.03.2014 N 56;

Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 12.03.2014 N 50;

Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 07.03.2014 N 61;

Приказ Федеральной службы судебных приставов от 15.01.2014 N 3;

Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 13.01.2014 N 6;

Приказ МВД России от 10.08.2013 N 612;

Положение о конкурсе "За производство высококачественной пищевой продукции" (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 20.08.2014);

Положение о Всероссийском конкурсе "За служение спорту" (за вклад в развитие физической культуры и спорта) (утв. Министерством спорта РФ 21.07.2014);

Положение о Всероссийском конкурсе "Спортивная солидарность" (за укрепление международных спортивных отношений) (утв. Министерством спорта РФ 01.07.2014);

Судебная практика по статье 1057 ГК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 74-АПГ17-2, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Вместе с тем Судебная коллегия считает ошибочной позицию суда первой инстанции о противоречии Положения статье 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации и о неопределенности содержащегося в нем правового регулирования, влекущего широту дискриминационных полномочий и свидетельствующего о наличии в региональном нормативном правовом акте коррупциогенных факторов...

  • Решение Верховного суда: Определение N 74-Г09-17, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    При этом обязательным условием конкурса является также форма и размер награды, подлежащей выплате победителю. Однако, в нарушение ч.4 ст. 1057 ГК РФ в Положение отсутствуют критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, порядок объявления результатов конкурса, которые являются существенными условиями...

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС17-3374, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Суды, исследовав обстоятельства спора и представленные доказательства пришли к выводу, что оспариваемый сбор ответчиком предложений по формированию списка национальных проектов не являлся публичным конкурсом в смысле статьи 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации Отбор заявок проводился ответчиком во исполнение поручения Правительства Российской Федерации, ответственным за реализацию которого является специальный публичный субъект – Минэкономразвития...

+Еще...

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку статьями 447 - 449 настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

Комментарий к статье 1057 Гражданского Кодекса РФ

1. Настоящая статья дает понятие публичного конкурса, его общие характеристики.

Как следует из названия, данный договор является публичным. Отличительной особенностью договора является указание в публичном обещании награды о ее выплате лицу, которое справится с определенным заданием лучше всех.

Цель объявления публичного конкурса - достижение общественно полезных результатов.

Награда за лучшее выполнение задания по конкурсу может быть не только в виде денежного вознаграждения, но и в виде иного вознаграждения.

2. Публичный конкурс может быть открытым или закрытым. В первом случае объявление о конкурсе размещается в СМИ и принять участие в нем может каждый желающий. Правда здесь может быть предусмотрен предварительный отбор участников для выявления лиц, наиболее подходящих по квалификации. Во втором случае предложение принять участие в конкурсе рассылается заранее определенному кругу лиц.

3. Пункты 4 и 5 настоящей статьи содержат более подробные требования к объявлению о публичном конкурсе. Так, объявление должно содержать условия конкурса, из которых просматривается существо задания. Также в объявлении должны быть указаны:

Критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений;

Место, срок и порядок представления результатов выполненного задания,

Размер и форма награды;

Порядок и сроки объявления результатов конкурса.

4. К публичному конкурсу, в котором содержится обязательство организатора заключить с победителем договор, применяются правила статей Гражданского кодекса, регулирующих отношения по поводу заключения договора на торгах, если в статьях 447 - 449 ГК РФ не указано иное.

Другой комментарий к статье 1057 ГК РФ

1. Публичные конкурсы получили достаточно широкое распространение на практике: конкурсы в творческой области, конкурсы исполнителей, научные, спортивные конкурсы, конкурсы на право заключения договора, а также конкурсы в других сферах человеческой деятельности, где существует возможность выбора организатором конкурса одной или нескольких работ, иных результатов, в наибольшей степени отвечающих условиям конкурса и являющихся лучшими. Термин "конкурс" (от латинского concursus) означает соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников (Словарь иностранных слов. М., 1980. С. 251). Публичный конкурс в гражданско-правовом смысле, за исключением закрытого конкурса, всегда рассчитан на неопределенное число лиц, как бы ни был ограничен круг его участников. Обещание выплатить награду тому, кто лучше других выполнит условия конкурса, достигнет лучшего результата, должно быть обращено к неограниченному кругу лиц. Конкурс, в отличие от публичного обещания награды, проводится тогда, когда возможно качественное сравнение результатов и определение победителя, который вправе претендовать на обещанную награду.

Объявление публичного конкурса является односторонней сделкой и само по себе не порождает обязательства выплатить вознаграждение. Обязательственное отношение, вытекающее из объявления публичного конкурса, возникает при наличии сложного юридического состава, включающего ряд односторонних сделок: во-первых, объявление публичного конкурса; во-вторых, предоставление работ участниками конкурса и, в-третьих, принятие решения о признании одного из участников победителем конкурса и выплате ему вознаграждения.

2. Субъектами конкурсного обязательства выступают прежде всего организаторы конкурса - лица, публично объявившие о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды. Это могут быть любые физические и (или) юридические лица, а также публично-правовые образования. При этом следует учитывать, что в ряде случаев юридические лица обладают специальной правоспособностью (некоммерческие организации, унитарные предприятия), и поэтому они могут объявлять публичный конкурс только в пределах своей правоспособности. Публичный конкурс может объявляться несколькими лицами совместно.

Откликаться на объявление о публичном конкурсе могут также физические и (или) юридические лица, отвечающие требованиям, установленным в объявлении о выплате вознаграждения за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов.

Возможна как письменная, так и устная форма объявления публичного конкурса; как правило, такое объявление осуществляется в средствах массовой информации.

3. Пункт 2 коммент. ст. устанавливает обязательное правило, в соответствии с которым публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей. Гражданское законодательство не содержит понятия общественно полезной цели. Традиционно к общественно полезным целям относят достижение гуманитарных, социальных или научно-технических задач, имеющих общественное значение: это может быть создание произведений науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д. Однако не могут быть отнесены к публичному конкурсу и поэтому не регулируются гражданско-правовыми нормами объявления о выплате вознаграждения за разработку универсальной отмычки; "лучших" правил боев между собаками или другими животными; "тараканьих бегов"; состязаний любителей пива и т.д.

В случае несоответствия конкурса общественно полезным целям он может быть признан недействительным.

4. Публичный конкурс может быть открытым или закрытым. При открытом конкурсе предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем размещения объявления в печати или в иных средствах массовой информации. Поскольку к участию в конкурсе приглашаются, как правило, участники, отвечающие определенным требованиям, то их круг не является абсолютно неопределенным, но главное для открытого конкурса заключается в том, что приглашение к участию в нем должно быть всегда неперсонифицировано.

Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников. Требования, предъявляемые при предварительном отборе лиц, пожелавших принять участие в конкурсе, могут содержаться либо в самом объявлении о проведении конкурса, либо в специальной документации организаторов, с которой вправе ознакомиться любой пожелавший участвовать в конкурсе. Например, к участникам конкурса могут предъявляться дополнительные требования к профессии, возрасту, месту проживания и т.д. Возможно проведение публичного конкурса в несколько этапов или туров. К участию в последующем туре допускаются лица, прошедшие первоначальный тур (туры). Победитель (победители) определяются в окончательном туре.

При закрытом конкурсе предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса, т.е. такие предложения носят персональный характер, в их основе лежат пожелания организатора конкурса, который также определяет и способ объявления о проведении закрытого публичного конкурса.

5. Объявление о проведении конкурса может быть сделано в любой форме, однако оно обязательно должно содержать условия, предусмотренные в коммент. ст. Условия, которые содержатся в объявлении, подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательные условия перечислены в п. 4 коммент. ст. и должны присутствовать в любом объявлении о публичном конкурсе; при отсутствии хотя бы одного из них конкурс считается необъявленным. Факультативные условия носят производный характер и включаются организатором конкурса по своему усмотрению. К таким условиям можно отнести, например, условие о предварительном отборе участков публичного конкурса; условие, предусматривающее освобождение организатора конкурса от обязанности возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, и др.

К обязательным условиям конкурса закон относит сведения о существе задания; критериях и порядке оценки результатов работы или иных достижений; месте, сроках и порядке их представления; размере и формах награды, а также о порядке и сроках объявления результатов конкурса.

Под существом задания понимаются требования, предъявляемые к результату работ, иному достижению конкурса. Степень их детализации может быть различной и зависит от усмотрения организатора, а также от цели и характера самого конкурса.

Критерии и порядок оценки результатов работы, иных достижений также зависят от характера конкурса. Организатор либо самостоятельно оценивает работы, представленные на конкурс, либо может привлечь для этого третьих лиц - конкурсную комиссию, жюри.

В коммент. гл. не содержатся нормы, регулирующие порядок работы комиссии, поэтому ее деятельность должна достаточно подробно регламентироваться организатором конкурса в специальном документе.

Место, срок и порядок представления работ определяются организатором в объявлении о проведении конкурса. Он может устанавливать промежуточные и окончательные сроки выполнения работ, достижений, а также их форму представления на конкурс.

Форма представления работы зависит, как правило, от характера работы и может выражаться либо в передаче участником конкурса организатору определенного материального объекта (картины, проекта, рукописи), либо путем исполнения при непосредственном восприятии этого исполнения организатором (музыкальные конкурсы, конкурсы исполнителей песни, танцев и т.д.).

Работы могут представляться участниками под определенными девизами (зашифрованными обозначениями), либо автор полностью указывает свои данные.

Несоблюдение участниками конкурса условий о месте, сроках и порядке представления работ может повлечь за собой отказ организатора в их приеме.

Следующее обязательное условие, содержащееся в объявлении о публичном конкурсе, - это размер и форма награды. В объявлении организатор должен конкретно определить награду, ее размер, количество присуждаемых премий. Вознаграждение обязательно должно носить имущественный характер, оно может выражаться как в денежной, вещественной, так и в иной форме, но обязательно имущественной. Моральные поощрения (присуждение званий, награждение дипломами, грамотами) могут сопутствовать присуждению премий, однако они не могут носить самостоятельный характер. Если участники награждаются только грамотами без выплаты имущественной награды, то такие отношения не подпадают под регулирование нормами гл. 57 ГК и не являются гражданско-правовыми.

К обязательным условиям, которые также должны содержаться в конкурсном объявлении, относятся порядок и срок объявления результатов конкурса. Право на получение награды возникает у соискателя в случае признания его работы лучшей или достойной получения одной из наград, о чем он должен быть уведомлен организатором конкурса либо в той же форме, в какой было сделано объявление о конкурсе, либо иным образом.

Как правило, для рассмотрения и оценки представленных работ организатор создает конкурсную комиссию (жюри), однако он может это сделать и самостоятельно либо поручить какой-либо третьей организации. Гражданский кодекс не содержит норм, посвященных конкурсной комиссии, поэтому ее деятельность должна быть регламентирована организатором в специальном документе, при этом следует учитывать определенные этические требования, например о недопустимости участия в конкурсной комиссии заинтересованных лиц или самих участников конкурса.

6. В коммент. ст. установлено правило, в соответствии с которым к публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, нормы о публичном конкурсе (гл. 57 ГК) применяются постольку, поскольку нормами о торгах в форме конкурса (ст. 447 - 449 ГК) не предусмотрено иное, т.е. установлен приоритет законодательства о торгах в форме конкурса над нормами о публичном конкурсе, поэтому в случае их расхождения следует применять нормы о торгах в форме конкурса.

Следует иметь в виду, что правовая регламентация проведения конкурсов на заключение отдельных видов договоров в отношении определенного имущества для достижения определенных целей осуществляется специальными законами и принятыми в их развитие нормативными актами. Так, в частности, порядок проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления, договоров аренды, договоров безвозмездного пользования государственного или муниципального имущества и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса должен быть установлен Правительством РФ. Однако поскольку в настоящее время Правительство РФ не приняло соответствующий нормативный акт, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях. Конкурсы по продаже государственного или муниципального имущества проводятся в соответствии с требованиями Закона о приватизации и Положения о проведении конкурса по продаже государственного и муниципального имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 (СЗ РФ. 2002. N 33. Ст. 3228). Порядок проведения конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регламентируется Законом о размещении заказов.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «akvabonus.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «akvabonus.ru»