Профессиограмма специалиста по социальной работе таблица. Профессиональные черты социального работника. Тип и класс профессии

Подписаться
Вступай в сообщество «akvabonus.ru»!
ВКонтакте:

Профессиограмма – это требование профессии к личностным качествам, психологическим особенностям, психологическим возможностям человека, а так же требования, которые описывают необходимые для данного вида деятельности человека личности, составляющие основу профессионального вида деятельности ядром являются психограмма, которая представляет собой “портрет” профессии, составленный на основе интерпретационного психологического анализа операционально-технологического содержания конкретной трудовой деятельности

Профессиограмма – это документ, содержащий описание, во-первых, содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), во-вторых, требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества). Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.

Профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:

1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;

2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.

Составление профессиограммы не всегда возможно в массовых профессиях (таких как в социальной работе) часто приходится говорить об обществе, о программе труда, но не о профессионализме. Важность проблема видна либо для профессионала и из вне не всегда видны несколько вариантов развития профессии.

Примерный образец профессиограммы для профессии "Социальный работник", которая по предмету труда относится к типу - "человек-человек", а по характеру труда является профессией творческого класса.

1. Назначение профессии : оказание помощи и поддержки нуждающимся гражданам (детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, одиноким престарелым людям, страдающим от алкоголизма и наркомании и т.д.).

2. Основные решаемые задачи : изучение личности и ее окружения, анализ различных ситуаций, предвидение и предотвращение конфликтов, установление контакта с детьми, создание атмосферы доброжелательности, индивидуальный подход в работе с людьми, исследование личности, межличностных отношений в микросоциуме, выявление конфликтных ситуаций, отклонений в поведении, составление рекомендаций по консультативно-коррекционной работе, деятельность по реабилитации и реадаптации людей, имеющих отклонение от нормы в физическом, психическом и социальном развитии, профилактика явлений дезадаптации социальной, культурной, психологической, работа с людьми девиантного поведения, помощь в реализации прав и свобод личности, помощь в адаптации личности к конкретным жизненным условиям, консультирование, организация совместной социально-значимой деятельности, поддержка и стимулирование социальных инициатив личности и микросреды.

Профессия требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпритацию данных, предложение новых решений, координацию работ, согласование действий.

3. Основой профессии выступают как школьные знания, так и специальные знания: общественные науки, возрастная психология, социальная психология, психология девиантного (отклоняющегося), делинквентного поведения, педагогика, социология;

Специалист осуществляет деятельность в помещении, чаще мобильный, реже за рабочим местом. Деятельность осуществляется неотрывно от коллектива. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно.

4. Профессионально-важные качества: инициативность, оптимизм, доминирование положительных эмоций, самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка, способность аргументировано отстаивать свое мнение, способность к переключениям с одной деятельности на другую, старательность, исполнительность, стремление к профессиональному совершенству, экстравертированность (ориентация на взаимодействие с людьми, общительность), речевой слух (восприятие устной речи), внимание к деталям, способность к созданию образа по словесному описанию, способность к образному представлению предметов, процессов и явлений, абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления, аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления, понятийное мышление, предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления, стратегическое мышление, память на лица, эмоциональная память, коммуникативные способности (способности общения и взаимодействия с людьми), способность речевого аппарата к интенсивной и длительной работе, умение грамотно выражать свои мысли, способность контролировать свои эмоции, умение работать в условиях ненормированного графика, умение хранить тайну.

5. Заболевания, противопоказанные для профессии : заболевания сердца или нарушения артериального давления, нервно-психические расстройства, судороги, потери сознания, употребление наркотиков, зависимость от алкоголя, некорректируемое снижение остроты зрения, расстройства слуха, вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия, расстройства координации движений, расстройства речи, хронические инфекционные заболевания, кожные заболевания, выраженные физические недостатки.

6. Уровень образования: Для овладения профессией необходимо высшее профессиональное образование по специальности: 0205 - Социальная работа. Квалификация - Социальный работник

7. Учебные заведения, обучающие данной профессии .

C пециалист по социальной работе

Тип и класс профессии

Профессия социального работника относится к типу «Человек-Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.
Дополнительный тип профессии: «Человек-Природа», поскольку она связана с заботой и уходом за живыми людьми, с профилактикой и лечением заболеваний. Для этого требуется высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, физической выносливости, склонности и интерес к работе с людьми, которые нуждаются в помощи и заботе.
Профессия социального работника относится к классу исполнительских, она связана с исполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям. Она требует организованности, исполнительности, умения заниматься конкретными делами.

Презентация профессии

Социальный работник – милосердная, добрая профессия, которая официально появилась в России всего 20 лет назад. С переходом страны к рыночной экономике труднее всех было справиться незащищенным слоям населения: одиноким немощным старикам, одиноким мамам и папам, инвалидам, тяжелобольным и детям, лишенным родительской заботы. На помощь им пришли представители новой профессии – социальные работники.
Конечно, у них были исторические предшественники (попечители, сиделки, патронажные сестры, тимуровцы и т.п.). На Руси издревле было принято заботиться о бедных и немощных. Обычно одинокими стариками, инвалидами, беспризорными детьми занимались монастыри, где все страждущие могли рассчитывать на приют, уход и пропитание. Уважительное, заботливое отношение к старикам – важный критерий уровня развития человеческого общества.
Социальный работник – квалифицированный специалист, который работает в общественной сфере, имеет отношение к жизни людей и их отношениям в обществе. Это врач, священник, психолог в одном лице. Многие из пожилых людей сегодня одиноки, беспомощны и бедны. Оказать им эмоциональную поддержку – это самое главное. Они нуждаются не только в медицинской помощи, в лекарствах, но порой в элементарном уходе и решении бытовых вопросов. Трудно найти более благородную профессию, в ней работают по призванию, случайные люди здесь не задерживаются. В западных странах профессия социального работника входит в тройку самых уважаемых в обществе, наряду с профессиями врача и адвоката. Главная обязанность сотрудника органов социальной защиты населения – помогать тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии.
В этой профессии выделяют разные специальности: социальная работа, организация сурдокоммуникации, организация работы с молодежью.
Преимущества профессии: доступность получения профессии; возможность каждый день совершать добрые поступки; высокая социальная значимость.
Ограничения профессии: низкий уровень заработной платы; не подходит для людей брезгливых, не имеющих терпения и не умеющих сострадать.

Деятельность социального работника включает оказание материально-бытовой помощи и морально-правовой поддержки инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, бедствующим гражданам, находящимся в состоянии депрессии в связи с экологическими катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких.
Социальный работник чаще всего обслуживает закрепленных за ним лиц, нуждающихся в помощи, от 8 до 16 человек. Он навещает подопечных по месту жительства, оказывает им моральную поддержку, обеспечивает каждого продуктами и лекарствами по его просьбе по заранее составленному и согласованному списку, оплачивает коммунальные услуги, получает пенсии и пособия, начисленные на имя подопечного. Социальный работник оказывает помощь по дому: производит уборку и косметический ремонт квартиры, при необходимости готовит еду, кормит подопечного. В случае болезни подопечного оказывает ему экстренную доврачебную медицинскую помощь. Вызывает врача на дом, сопровождает на прием в поликлинику. В случае госпитализации подопечного посещает его в больнице. По просьбе подопечного пишет письма, делает телефонные звонки родственникам, а также решает других вопросы, с которыми сталкиваются одинокие, пожилые и больные люд

Требования к знаниям и умениям специалиста

Для успешного освоения профессии социального работника необходима общая осведомленность в социально-гуманитарных и нравственных вопросах, полезны базовые знания по истории, русскому языку, обществознанию.
Квалифицированный социальный работник должен знать:

  • основы этики, психологии;
  • основы медицины;
  • основы экономики;
  • правовые нормы.

Квалифицированный социальный работник должен уметь:

  • устанавливать душевный контакт с подопечными;
  • проявлять заботу, оказывать им моральную поддержку;
  • выполнять бытовые работы по дому (совершать покупки, готовить, стирать);
  • при необходимости оказывать доврачебную медицинскую помощь.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве социального работника необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • практическое логическое мышление предметно-действенного склада;
  • оптимистичность;
  • порядочность;
  • пунктуальность;
  • сострадательность;
  • выраженное чувство ответственности;
  • выраженная склонность к работе в сфере обслуживания;
  • склонность к сервисной работе;
  • лексические способности;
  • активность и физическая подвижность;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

Условия труда

У социального работника активная, мобильная работа, многочисленные контакты, посещение подопечных на дому и разных инстанций и магазинов.
Основные средства труда социального работника: ручные инструменты, «золотые руки» и «доброе сердце».
Социальный работник выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает стандартные, типичные задачи.
Социальный работник выполняет поставленные другими задачи, согласно заданным стандартам, правилам, алгоритмам.
Из особых условий труда следует отметить моральную ответственность за подопечных и высокую психоэмоциональную нагрузку при интенсивном контакте с представителями неблагополучных слоев общества.

Базовое образование

Базовые знания по профессии социального работника можно получить в учреждениях высшего профессионального образования.

Пути получения профессии

В профессию социального работника приходят люди с выраженным альтруизмом, умелыми руками и ведущим интересом оказывать помощь и поддержку тем, кто в ней более всего нуждается. Можно начать свою деятельность в этой профессии с рядовой должности в центре социальной защиты, затем получить профильное образование.
Повысить уровень своих знаний можно на семинарах, на курсах повышения квалификации.

Области применения профессии

Социальные работники имеют широкие возможности для трудоустройства, их услуги востребованы во многих организациях:

  • в федеральных и муниципальных органах власти;
  • в органах социальной защиты населения (центры социального обслуживания;
  • в центрах занятости населения, социальной помощи семье и детям;
  • в государственных учреждениях в системе органов внутренних дел и юстиции;
  • в образовательных учреждениях;
  • в реабилитационных центрах различного профиля;
  • в государственных и частных страховых и пенсионных организациях и фондах;
  • в организациях и учреждениях по делам молодежи;
  • в центрах образования и профориентации;
  • в домах детского творчества;
  • в церковных приходах.

Перспективы карьерного роста

Специализация и освоение смежных областей.
Со временем можно повышать свою квалификацию, осваивать новые специальности в рамках профессии либо родственные профессии: медсестра/медбрат , воспитатель школы-интерната, преподаватель. В случае выбора данного направления развития карьеры рекомендуется осваивать навыки влияния, преподавания, дополнительно познакомиться с содержанием таких профессий, как: учитель , мастер производственного обучения , психолог .
Управленческое карьерное развитие.
Социальный работник с высшим базовым образованием и желанием развиваться как менеджер и управленец, со временем может стать руководителем, возглавить отдел социальной службы в системе социальной помощи. В случае выбора административного направления развития карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.

Предпринимательское развитие

Со временем возможно открытие негосударственного благотворительного фонда, привлечение средств частных инвесторов. В таком случае рекомендуется дополнительно осваивать профессию предпринимателя.

1. Презентация профессии
Социальный работник – милосердная, добрая профессия, которая официально появилась в России всего 20 лет назад. С переходом страны к рыночной экономике труднее всех было справиться незащищенным слоям населения: одиноким немощным старикам, одиноким мамам и папам, инвалидам, тяжелобольным и детям, лишенным родительской заботы. На помощь им пришли представители новой профессии – социальные работники.
Конечно, у них были исторические предшественники (попечители, сиделки, патронажные сестры, тимуровцы и т.п.). На Руси издревле было принято заботиться о бедных и немощных. Обычно одинокими стариками, инвалидами, беспризорными детьми занимались монастыри, где все страждущие могли рассчитывать на приют, уход и пропитание. Уважительное, заботливое отношение к старикам - важный критерий уровня развития человеческого общества.
Социальный работник – квалифицированный специалист, который работает в общественной сфере, имеет отношение к жизни людей и их отношениям в обществе. Это врач, священник, психолог в одном лице.
Многие из пожилых людей сегодня одиноки, беспомощны и бедны. Оказать им эмоциональную поддержку – это самое главное. Они нуждаются не только в медицинской помощи, в лекарствах, но порой в элементарном уходе и решении бытовых вопросов. Трудно найти более благородную профессию, в ней работают по призванию, случайные люди здесь не задерживаются. В западных странах профессия социального работника входит в тройку самых уважаемых в обществе, наряду с профессиями врача и адвоката. Главная обязанность сотрудника органов социальной защиты населения - помогать тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии. Например, в одном из городов России действует автобусная служба «Милосердие», в зимнее время они эвакуируют с улиц замерзающих бездомных людей. Ежегодно сотрудники этой службы спасают от переохлаждения и голодной смерти сотни людей.
В этой профессии выделяют разные специальности: социальная работа, организация сурдокоммуникации, организация работы с молодежью.
Преимущества профессии: доступность получения профессии; возможность каждый день совершать добрые поступки; высокая социальная значимость.
Ограничения профессии: низкий уровень заработной платы; не подходит для людей брезгливых, не имеющих терпения и не умеющих сострадать.

2. Тип и класс профессии
Профессия социального работника относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.
Дополнительный тип профессии: «Человек- Природа», поскольку она связана с заботой и уходом за живыми людьми, с профилактикой и лечением заболеваний. Для этого требуется высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, физической выносливости, склонности и интерес к работе с людьми, которые нуждаются в помощи и заботе.
Профессия социального работника относится к классу исполнительских, она связана с исполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям. Она требует организованности, исполнительности, умения заниматься конкретными делами.

3. Содержание деятельности
Деятельность социального работника включает оказание материально-бытовой помощи и морально-правовой поддержки инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, бедствующим гражданам, находящимся в состоянии депрессии в связи с экологическими катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких.
Социальный работник оказывает и организует материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, бедствующим гражданам, Проводит работу в неблагополучных семьях. Разрабатывает программу реабилитационных мероприятий. Координирует усилия различных государственных и общественных структур. Проводит беседы, наблюдение за жизнью и бытом своих подопечных.
Социальный работник чаще всего обслуживает закрепленных за ним лиц, нуждающихся в помощи, от 8 до 16 человек. Он навещает подопечных по месту жительства, оказывает им моральную поддержку, обеспечивает каждого продуктами и лекарствами по его просьбе по заранее составленному и согласованному списку, оплачивает коммунальные услуги, получает пенсии и пособия, начисленные на имя подопечного. Социальный работник оказывает помощь по дому: производит уборку и косметический ремонт квартиры, при необходимости готовит еду, кормит подопечного. В случае болезни подопечного оказывает ему экстренную доврачебную медицинскую помощь. Вызывает врача на дом, сопровождает на прием в поликлинику. В случае госпитализации подопечного посещает его в больнице. По просьбе подопечного пишет письма, делает телефонные звонки родственникам, а также решает других вопросы, с которыми сталкиваются одинокие, пожилые и больные люди.

4. Условия труда
У социального работника активная, мобильная работа, многочисленные контакты, посещение подопечных на дому и разных инстанций и магазинов.
Основные средства труда социального работника: ручные инструменты, «золотые руки» и «доброе сердце».
Социальный работник выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает стандартные, типичные задачи.
Социальный работник выполняет поставленные другими задачи, согласно заданным стандартам, правилам, алгоритмам.
Из особых условий труда следует отметить моральную ответственность за подопечных и высокую психоэмоциональную нагрузку при интенсивном контакте с представителями неблагополучных слоев общества.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии социального работника необходима общая осведомленность в социально-гуманитарных и нравственных вопросах, полезны базовые знания по истории, русскому языку, обществознанию.
Квалифицированный социальный работник должен знать:

  • основы этики, психологии;
  • основы медицины;
  • основы экономики;
  • правовые нормы.

Квалифицированный социальный работник должен уметь:

  • устанавливать душевный контакт с подопечными;
  • проявлять заботу, оказывать им моральную поддержку;
  • выполнять бытовые работы по дому (совершать покупки, готовить, стирать);
  • при необходимости оказывать доврачебную медицинскую помощь.

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве социального работника необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • практическое логическое мышление предметно-действенного склада;
  • оптимистичность;
  • порядочность;
  • пунктуальность;
  • сострадательность;
  • выраженное чувство ответственности;
  • выраженная склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к сервисной работе;
  • лексические способности;
  • активность и физическая подвижность;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для социального работника:

  • нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
  • нарушения речи, зрения и слуха;
  • нарушение координации движений;
  • серьезные хронические заболевания, вызывающие быструю утомляемость (анемия);
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • нервно-психические заболевания.

8. Пути получения профессии
В профессию социального работника приходят люди с выраженным альтруизмом, умелыми руками и ведущим интересом оказывать помощь и поддержку тем, кто в ней более всего нуждается. Можно начать свою деятельность в этой профессии с рядовой должности в центре социальной защиты, затем получить профильное образование.
Базовые знания по профессии социального работника можно получить в учреждениях высшего профессионального образования.
Повысить уровень своих знаний можно на семинарах, на курсах повышения квалификации.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

9. Области применения профессии
Социальные работники имеют широкие возможности для трудоустройства, их услуги востребованы во многих организациях:

  • в федеральных и муниципальных органах власти;
  • в органах социальной защиты населения (центры социального обслуживания;
  • в центрах занятости населения, социальной помощи семье и детям;
  • в государственных учреждениях в системе органов внутренних дел и юстиции;
  • в образовательных учреждениях;
  • в реабилитационных центрах различного профиля;
  • в государственных и частных страховых и пенсионных организациях и фондах;
  • в организациях и учреждениях по делам молодежи;
  • в центрах образования и профориентации;
  • в домах детского творчества;
  • в церковных приходах.

10.Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития социального работника.
Специализация и освоение смежных областей
Со временем можно повышать свою квалификацию, осваивать новые специальности в рамках профессии либо родственные профессии: медсестра/медбрат, воспитатель школы-интерната, преподаватель. В случае выбора данного направления развития карьеры рекомендуется осваивать навыки влияния, преподавания, дополнительно познакомиться с содержанием таких профессий, как: учитель, мастер производственного обучения, психолог.
Управленческое карьерное развитие
Социальный работник с высшим базовым образованием и желанием развиваться как менеджер и управленец, со временем может стать руководителем, возглавить отдел социальной службы в системе социальной помощи. В случае выбора административного направления развития карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Предпринимательское развитие
Со временем возможно открытие негосударственного благотворительного фонда, привлечение средств частных инвесторов. В таком случае рекомендуется дополнительно осваивать профессию предпринимателя.

11. Родственные профессии
Медсестра/медбрат, воспитатель школы-интерната, преподаватель, учитель, мастер производственного обучения, психолог.

Федеральное агентство по образованию

Курсовая работа

по курсу теория социальной работы

"Профессиональные требования к социальному работнику. Личностные черты социального работника"

Выполнил:

Проверил:

Рязань 2008

Введение

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом изменили социальную сферу жизни общества. Растущая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, появление беженцев, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация - это реалии сегодняшнего дня.

В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельного человека, различных групп и сообществ. Человек сегодня нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает настоятельную потребность в профессиональных кадрах - специалистах социальной работы. Закономерность институирования социальной работы на современном этапе подтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что процессы развития экономических основ, рыночных отношений и профессионализация социальной работы идут параллельно, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи.

В связи с этим социальная защищенность человека, различных групп и сообществ может быть достигнута, в первую очередь, благодаря социальной политике и развитию государственных форм социальной помощи и поддержки. Все это приводит к активизации деятельности социальных служб, учреждений, а также усилению внимания к вопросам профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, социальных работников.

В современных условиях происходят качественные изменения и в самом человеке, в его потребностях, запросах; они приобретают более индивидуально-личностную окраску социокультурного, экономического, национально-этнического материально-бытового характера. Это также подтверждает острую необходимость развития института социальной работы и подготовку профессиональных кадров, специалистов социально сферы.

Социальная работа, имея многовековую традицию в отечественном и мировом опыте, как специфический вид профессиональной деятельности, впервые у нас в России узаконена в 1991 г. Нормативными документами Госкомитета по труду и социальным вопросам и Госкомитета по народному образованию была открыта специальность "социальная работа".

С этого периода обозначился активный интерес философов, социологов, педагогов, психологов, правоведов, медиков и представителей других наук к проблематике социальной педагогики, социальной работы, социальной помощи населению.

Между тем подготовка специалиста по социальной работе в контексте его профессионально-личностного становления и развития до настоящего времени не получила в педагогической науке сколько-нибудь систематического освещения, что порождает противоречие между теорией и объективными потребностями общественной практики.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия и ведущие тенденции профессионально-личностного развития социального работника?

Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - система социального образования. Предмет исследования - процесс профессионально-личностного развития социального работника. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предстояло решить следующие задачи:

разработать и обосновать совокупность положений, определяющих теоретические основы профессионально-личностного развития социального работника;

выявить сущностные и структурно-содержательные характеристики социальной работы как профессиональной деятельности;

определить базовые основания личности социального работника;

вскрыть и обосновать ведущие тенденции и педагогические условия профессионально-личностного развития социального работника;

опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки и повышению квалификации социальных работников.

Общая гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс профессионально-личностного развития социального работника станет в определенной мере управляемым, если будут:

подвергнуты системно-функциональному анализу содержание и структура личности социального работника и его профессиональная деятельность;

разработана обобщенная прогностическая модель профессионально-личностного развития социального работника;

реализованы личностно-ориентированные педагогические технологии, обеспечивающие формирование профессиональной деятельности социального работника в единстве с развитием его профессиональной идентификации, актуализации, саморегуляции, самокоррекции, самореализации.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидуальности, о социальной детерминации его общего и профессионального развития.

В качестве специальной методологии исследования выступают системно-целостный, личностно-деятельностный, культурологический, индивидуально-творческий, акмеологический подходы к общему и профессиональном у образованию.

Ведущая идея исследования - субъектное развитие и саморазвитие социального работника в процессе его подготовки и профессионального функционирования.

Научная новизна и теоретическое значение исследования. Совокупность полученных в нем объективных результатов заключает в себе решение крупной научной проблемы - педагогического управления профессионально-личностным развитием социального работника

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают реальные возможности для педагогического управления профессионально-личностным развитием социального работника в процессе его подготовки и профессионального функционирования. Они могут служить базовым основанием для разработки личностных, профессиональных и квалификационных характеристик социального работника. Предложенные в исследовании и прошедшие опытно-экспериментальную проверку учебные планы, программы, пособия, методические рекомендации могут быть использованы и находят применение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников.

Глава 1. Теоретические основы профессиональной деятельности социальных работников

1.1 Исторические традиции развития социальной деятельности в России

Развитие социальной работы в России имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение - основные, специфические понятия отечественного опыта) и в содержании, и в формах. Эта специфика формировалась в условиях цивилизационного своеобразия России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т.п.).

Выделение основных этапов дореволюционной деятельности по призрению и благотворительности связано с характером участия в ней различных сил: церковь, государство, общественность.

Так, первый этап: X - сер. XVIII вв. - отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся. Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т.д. Различаются два типа призрения: “закрытое" - в специально созданных для этого учреждениях (приюты, богадельни и т.п.), “открытое" - вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение.

Второй этап: сер. XVIII - сер. XIX вв. - функционирование государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной базы призрения (открытие приказов общественного призрения); развитие системы закрытого призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного призрения (создание общественных благотворительных обществ, таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т.п.).

Третий этап: реформы 1861 г. - 1917 г. - период общественного призрения. В пореформенный период общественное призрение и благотворительность претерпели серьезные изменения: появились качественно новые принципы организации и деятельности обществ и учреждений призрения. Отличительными чертами благотворительной деятельности становятся децентрализация, “открытость" и общественность призрения, установка на профилактику в социальной деятельности, появление и распространение оригинальных форм и методов работы с широким контингентом населения, а также рост числа частной благотворительности. Несмотря на многочисленные недостатки системы российского благотворения (важнейшие из которых - это рассредоточение средств и усилий, отсутствие единой программы), это время стало периодом расцвета в истории отечественной социальной помощи.

Послереволюционный и советский период характеризуется развитием, в основном, системы социального обеспечения, которая сложилась в целом к концу 20-х гг. В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.

Время становления теоретических основ социальной работы - конец XIX - нач. XX вв. Среди причин, которые активизировали этот процесс можно выделить две группы.

Социально-экономические причины связаны с процессами развития капиталистических отношений и их влиянии на социальную сферу:

Изменения в характере общественного производства (повышения роли ответственности человека в производстве, наличие больших коллективов трудящихся, включение женщин и детей в производство) привлекли особое внимание к личности рабочего и условиям его жизни.

Массовая урбанизация, сопровождающаяся миграциями, изменяла коренным образом стереотипы жизнедеятельности больших масс людей и обострила проблемы адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям.

Существующая социальная ситуация на производстве сопровождалась углублением социальных конфликтов (борьба трудящихся за свои права) и как следствие ростом революционных настроений.

Формирование глобальных проблем человечества (экологических, демографических, опасность самоуничтожения и др.).

Рост образованности, информированности населения, усложнения структуры жизнедеятельности человека.

В условиях массового “девиантно-революционного поведения" актуальным становится поиск механизмов социального маневрирования через принятие социального законодательства и формирование теоретически обоснованной социальной политики.

Собственно-научные причины связаны с процессами саморазвития теоретического знания в это время. Эволюция теории социальной работы определяется, с одной стороны - процессами дифференциации, свойственными науке на рубеже XIX и XX вв.: в этот период психология, социология, психотерапия оформляются как самостоятельные научные отрасли, в философии актуализируются социальные проблемы, усложняется педагогическое знание (в нем появляется теория воспитания, социальная педагогика и т.д.). С другой стороны в это время формируется комплекс проблем, которые невозможно объяснить и проанализировать в рамках какой-то одной существующей научной дисциплины: например, социальная помощь мигрантам и т.п. Все это способствует выделению самостоятельного объекта и предмета исследования новой отрасли научного знания - теории социальной работы.

Разработка теоретических основ зарождающейся науки связана, прежде всего, с именем М. Ричмонд и всей американской школы социальной работы. Её работы “Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях” (1899) и “Социальные диагнозы” (1917) заложили основы теории социальной работы, научных методов и важнейших категорий.

Для современной теории социальной работы характерен интегративный и междисциплинарный подход. Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идёт в трёх направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди родственных социальных дисциплин: философии, истории, политологии, социальной психологии, культурологии и т.д. Во-вторых, ведётся поиск собственно теоретического обоснования социальной работы как специфического объекта исследования, и, наконец, в-третьих, выявляется взаимодействие последней с другими науками о человеке и обществе. Наибольшее влияние на её развитие, по-прежнему, оказывает социология и психология, а также такие научные дисциплины как педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция и др. Это проявляется, прежде всего, в том, что существует многообразие моделей теории социальной работы. Как область научного знания теория социальной работы обладает всеми методологическими показателями науки: собственный объект, предмет, категории, принципы, методы.

Своеобразие теории социальной работы сказывается и в том, какое место занимает эта наука среди других.

На сегодняшний день теория социальной работы выступает как самостоятельная отрасль социального гуманитарного знания в системе общественных наук, для которой характерна интегративность и прикладная направленность.

1.2 Деятельность социальных работников в современных условиях

23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: “социальный педагог”, “социальный работник” и “специалист по социальной работе”. С самого начала потребовалось определить: кто такой профессиональный социальный работник в России накануне нового тысячелетия? что, на самом деле, имеет отношение к сфере его профессиональной компетенции? каковы особенности отечественной модели профессиональной социальной работы на современном этапе? При этом за всеми этими вопросами, целями и задачами хотелось бы не потерять конкретного человека с его горестями и проблемами - того самого человека, во имя и для которого начиналась эта многотрудная деятельность по созданию/возрождению системы социальной работы/педагогики в России.

Каковы же особенности российской модели социальной работы на современном этапе? В истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что возрождение профессий “социальная работа” и “социальная педагогика” идёт отнюдь не на пустом месте. Становление и развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы.

Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой - эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально - слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, - а потому результативность любого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна как когда-то. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, - хотя и не на пустом месте - создавать современную национальную систему социальной работы.

Третья особенность органично связана со второй; т.к груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность столь сложных явлений, как социальная работа - социальная педагогика.

И, наконец, четвёртая особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как “социальная работа” и “социальная педагогика". Исторически так сложилось, что социальная работа в России - это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте. Социальная работа/педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы. Итак, что такое социальная работа? До сих пор в науке нет единства мнений по этому вопросу. Ясно одно: суть социальной работы несводима к пониманию её только как одного из видов помощи или к части социальной системы всего общественного устройства, или же к теоретическим исследованиям специфики оказываемой помощи и способам её организации. В связи с многообразием толкований в научной литературе понятия “социальная работа” необходимо сформулировать то её понимание, которое положено в основу данного пособия.

Для нас социальная работа - это сложное общественное явление, самостоятельная область научно-практического знания, профессия и учебный предмет. В качестве общественного явления социальная работа представляет собой своеобразную модель помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития. Это - предельно широкое толкование социальной работы.

Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов.

В основе социальной работы - профессии находится определенный функциональный стандарт, связанный с оказанием конкретных видов помощи разнообразным группам в соответствии с задачами и основами экономической, политической и правовой политики конкретного социально ориентированного государства. В связи с введением образовательного стандарта по подготовке социальных работников в него включён и специальный предмет - “социальная работа", задачи которого связаны с формированием профессионального самоопределения.

Социальная работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Сущность эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. В сегодняшней России сформировано достаточно обособленное от других сегментов пространство, в котором осуществляется нормативно-правовое, но и реальное, материально и организационно оформленное пространство социальной работы - система учреждений социальной работы населения.

Глава 2. Профессиональные черты социального работника

2.1 Этические аспекты социальной работы

В своей основе социальная работа предстает как нормативная деятельность. Она непосредственно связана с нравственными ценностями и социальными нормами, с поведением человека, которое может быть социально одобряемым или неодобряемым, "хорошим " или "плохим", агрессивным и девиантным или конформным и правопослушным. Процесс оказания помощи почти всегда призван содействовать клиенту сделать этический выбор и принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю и целостность.

Ценностные ориентации имеют важнейшее значение для функционирования индивидуума и общества. Ценности - способы отношения к миру и к людям. Они представляют связь между оценивающим субъектом и оцениваемым объектом.

Ценностная система координат в социальной работе становится краеугольным камнем в построении любой осмысленной практики: только в ней наблюдаемые факты обретают смысл, и только так социальные действия оформляются в целенаправленную деятельность. Социальный работник не может занимать нейтральную позицию внешнего наблюдателя по отношению к клиенту и его проблемам, руководствуясь классическими принципами научной объективности. Он включен в ситуацию взаимодействия. Эффективность социальной работы зависит от степени взаимной включенности работника и клиента в процесс совместного целеполагания и целедостижения. Ключевыми для социальной работы становятся понятия и категории "социальное благосостояние" и "социальное функционирование". Они несут в себе ценностно-нормативный подтекст и подразумевают жизнедеятельность в обществе по его нормам и в соответствии с его ценностями. Нарушение социального функционирования можно рассматривать как нарушение исключительно с точки зрения существующей иерархии общественных ценностей. Улучшение социального функционирования - развитие того, что соответствует социальной норме.

Посредническая миссия социальной работы в системе социальных отношений сделала неуместным однополярный этический ригоризм "или-или". Поэтому система профессиональных ценностных ориентаций начала строиться по принципу "как то, так и другое". Такой подход учитывает взаимозависимость и взаимообусловленность благосостояния личности и общества, свободы и ответственности, прав и обязанностей. Здесь взаимосвязаны ценности самореализации личности и общественного блага. Личностная автономия рассматривается как необходимое условие социальной включенности и ответственности.

Подобное положение дел заставляет социального работника в каждом конкретном случае искать баланс, меру взаимной непротиворечивости между личным и социальным, идеальным и реальным, должным, возможным и желательным. Социальная работа в этом понимании становится инструментом демократического общества - она стремится согласовать и примирить часто противоречивые интересы государства, общества, социальных групп и личности.

Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие из которых, как отмечают У. Фридлендер и Р. Эпт это:

1) твердая вера в ценность, достоинство и творческие возможности каждого индивида;

2) вера в несомненное право каждого иметь собственное мнение и убеждения, свободно их выражать и воплощать в жизнь в той степени, в которой это не ущемляет прав других людей;

3) непоколебимая убежденность в неотъемлемом и неотчуждаемом праве каждого человека делать свой выбор и действовать на его основе в рамках меняющегося и развивающегося, но при этом стабильного общества.

Нормативно-ценностная природа социальной работы проявляется, например, в том, каким образом клиенты невольно включаются в систему профессиональных ценностных ориентаций. Социальный работник, работая с клиентом, неизбежно транслирует ему свои ценностные установки и свое понимание проблем. По сути, социальный работник предлагает клиенту осознать себя и свое психологическое пространство в системе таких категорий, как тревожность, агрессия, конфликт, чувство вины, мотив. В свою очередь он должен суметь увидеть и принять базовые ценности клиента, нормы его культуры и субкультуры и уметь вести диалог с клиентом в терминах его культурного окружения. Поэтому особую важность в социальной работе имеет процесс взаимовлияния ценностных систем.

Имманентная морально-этическая природа консультирования в социальной работе проявляется в том, как клиент аккультурируется к принятию системы ценностей социальной работы, в рамках которой определяется и интерпретируется его проблема. Постановка индивида или группы в позицию клиента означает начало нормированного взаимодействия с социальным работником, в ходе которого проситель становится клиентом. По сути, это предполагает, что клиент включается в контекст ценностей, суждений, допущений, теоретических представлений и, в некоторых случаях, профессионального языка социальной работы. Возможно, что клиент скорее будет обращаться в новую веру, чем включаться в открытое договорное и осознанное общение. Но в этом случае различия взглядов и точек зрения социального работника и клиента могут оказаться слишком значительными. Тогда процесс работы имеет мало шансов на успех.

Можно ли транслировать ценности, если сам не очень в них веришь?

С точки зрения взаимодействия ценностных систем интересны наблюдения, сделанные С. Халлеком относительно взаимодействия социальных работников с подростками. С его точки зрения, многие случаи бунтарства подростков можно соотнести с тем фактом, что они начинают осознавать, что значимые в их жизни взрослые постоянно лгут. Это особенно касается подростков, воспитывающихся в специальных учреждениях, таких, например, как интернаты, исправительные учреждения и т.д. Работая с такими проблемными подростками, социальный работник должен постоянно задумываться над вопросом: возможно ли транслировать информацию, ценности или нравственные установки подросткам, если сам не до конца в них веришь? Взрослые (социальные работники в том числе) зачастую пытаются внушать детям ценности и убеждения, которые сами в полной мере не разделяют. Такая ложь иногда рефлексируется, но чаще даже не осознается.

Рефлексия - профессиональное качество социального работника.

С. Халлек выделил несколько наиболее часто встречающихся видов профессиональной лжи социальных работников.

1. Ложь как особая нравственность взрослых. Взрослые демонстрируют, что обладают более высокими морально-нравственными качествами, так как не делают предосудительных вещей или, по крайней мере, не демонстрируют свои пороки. На самом деле, взрослые просто более умело скрывают свои негативные качества.

2. Ложь как необходимость принять помощь от профессионала, поскольку "…мы это делаем для твоего же блага. Мы просто хотим тебе помочь". Социальный работник представляет определенный социальный заказ, который, чаще всего, в отношении подростка подразумевает необходимость сделать его поведение социально приемлемым. Он не должен притворяться, что действует только на основе симпатии и чувства долга.

3. Ложь как конфиденциальность. "Расскажи мне, что случилось, это останется между нами". Социальный работник не имеет право скрывать значимую информацию от людей и организаций, вовлеченных в процесс работы. Профессионально честным будет прямо сказать подростку о том, кто, кроме социального работника, сможет получить доступ к материалам и информации, полученной в ходе работы и общения с ним.

4. Ложь как вознаграждение за конформность. "Сделай, это в твоих же интересах. Тебе станет проще жить". То, что требуют от подростка, часто отвечает интересам общества, но может противоречить его личностным потребностям и запросам.

5. Ложь как отказ от ограничений. "Ты сможешь все, если захочешь". Многие подростки могут иметь ограниченный потенциал. Убеждая, что все возможно, социальный работник может подтолкнуть подростка к постановке заведомо не реалистичных целей и амбиций.

6. Ложь безграничной помощи. "Доверься мне, и все будет хорошо. Я буду всегда тебе помогать". Подросток должен знать и понимать, что контакт с социальным работником ограничен рамками профессиональных функций. Социальный работник не обязан стать другом и предлагать подлинную эмоциональную близость.

7. Ложь безусловного принятия. "Ты нравишься мне, но не твое поведение". Базовый принцип гуманистического подхода в воспитании: оценивать в категориях "нравится - не нравится" можно только поведение, но не личность - она всегда вне-ценна и не может быть предметом оценочных суждений. Подросток должен чувствовать безусловное принятие со стороны взрослых. Однако реальность такова, что, работая с подростками, трудно не испытывать в определенных ситуациях гнев, раздражение, обиду и злость. В этих ситуациях социальный работник, считая, что испытывать такие эмоции по отношению к подростку есть признак профессиональной некомпетентности, несоответствия высоким гуманистическим идеалам профессии, может стремиться подавить или неосознанно рационализировать их и переносить свои чувства на другие объекты (например на родителей подростка). Профессионально честным в этой ситуации будет дать понять подростку валентность, знак своих эмоций, в пределах возможностей профессиональной этики и отрефлексировать их. Гнев тоже может быть частью терапевтической и педагогической ситуации, поводом для интенсификации и углубления взаимодействия.

Предложенная С. Халлеком классификация должна помочь заинтересованному в личностном и профессиональном развитии социальному работнику, эта классификация - хороший повод для развития рефлексии.

Социальным работникам необходимо связать воедино многие, часто противоречивые требования, возложенные на него профессией. Это становится источником многочисленных ценностных дилемм и противоречий в профессиональной деятельности. Одним из центральных противоречий такого рода для социального работника является необходимость быть инструментом одновременно и социального контроля, и социального изменения. Социальный работник сталкивается с зачастую трудно разрешимыми противоречиями между интересами личности и общества. Ему приходится искать баланс между поощрением самореализации и самодетерминации клиента и ограничением его свободы в контексте социальной ответственности; между терпимостью (даже снисходительностью) и принуждением; между формальным долгом перед бюрократической системой и потребностью клиента в той или иной помощи; между правами детей и родителей, мужа и жены. Одна из старых дилемм, стоящих перед социальной работой, - как облегчить тяготы социально депривированных групп населения, но при этом избежать социального иждивенчества, оказывать помощь, не забывая принципов опоры на самого себя.

Социальные работники предлагают людям помощь в связи со сложными нравственными вопросами и затруднениями, переплетенными с социально-экономическими реалиями их жизни и деятельности в обществе. Они выступают одновременно трансляторами норм и их реформаторами, расширяя рамки толерантности по отношению к тем, кто не соответствует общепринятой социальной норме, к тем, кто просто "иной". Многие из их диагностических выводов предстают как этические суждения, оценивающие личность, поведение, межличностные отношения. Очевидно, что социальных работников нужно учить делать такие суждения эксплицитно и брать за это ответственность.

Содержание и направленность профессиональных действий социального работника следует рассматривать в системе ценностных координат, важнейшими элементами которой являются обусловленность взаимодействия гуманистическими ценностями. Рефлексия ценностных диспозиций должна рассматриваться как ключевая характеристика профессионального самосознания социальных работников.

2.2 Профессиональные требования к социальному работнику

Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т. ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением.

Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде.

Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз";

прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;

правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;

организационная - способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;

предупредительно-профилактическая - приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом и профессиональном кодексе.

Так, к числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:

эмпатийность;

психологическая компетентность;

деликатность и тактичность;

Человечность и гуманность, милосердие;

организаторские и коммуникативные способности, экстравертированность;

высокая духовная культура и нравственность;

социальный интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);

умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;

направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;

учение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;

стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;

честность, моральная чистота в профессиональных делах, соблюдение этики взаимоотношений с людьми и т.п.

2.3 Профессиограмма социальной работы

Профессиограмма - описательно - технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающих обоснование дисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста.

Профессиограмма специальности "Социальная работа"

1. Общая характеристика специальности. Социальная работа - это современная, чрезвычайно востребованная в обществе область деятельности. Специалист в области социальной работы ведет профессиональную практическую деятельность с отдельными лицами, семьями, группами населения и общностями, нуждающимися в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.

В круг обязанностей специалиста входит организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями.

Специалист в области социальной работы участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений, а так же содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению.

В обязанности специалиста по социальной работе входит ведение воспитательной деятельности в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).

3. Необходимые знания и умения. Специалист по социальной работе должен быть достаточно широко образован в различных областях.

Кроме знания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (истории, философии, культурологии, политологии и др.), он должен знать основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом, знать понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы.

Специалист по социальной работе должен знать сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения.

В круг его обязанностей входит знание основ психологии, педагогики, социальной медицины, правового обеспечения социальной работы.

Специалист по социальной работе должен иметь представление об организации и управлении в социальных учреждениях и службах, уметь получать и обрабатывать информацию, необходимую в профессиональной деятельности, проводить анализ и мониторинг состояния и развития объектов социальной работы.

В обязанности специалиста входит организация и проведение психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.

4. Требования к личности специалиста. Деятельность специалиста по социальной работе отличается прежде всего общением с особым контингентом населения. Как правило, люди, обращающиеся за помощью, по ряду причин эмоционально неуравновешенные, легкоранимые и нуждаются в особом подходе.

Для того чтобы успешно работать в организациях системы социальной защиты населения, необходимо обладать терпением и коммуникабельностью. Профессионально важными качествами специалиста являются доброжелательность, порядочность, бескорыстность, честность, развитое чувство интуиции, наблюдательность и трудолюбие, эмоционально-волевая устойчивость.

Специалисту в области социальной работы необходимо иметь развитые интеллектуальные качества: аналитический склад ума, умение работать с большим объемом информации.

5. Трудоустройство. Сферами профессиональной деятельности специалиста по социальной работе являются государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т.п.

Глава 3. Личностные черты социального работника

3.1 Профессиональный портрет социального работника

Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

Для описания социального работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.

Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

Таким же образом выявлены психологические "противопоказания" к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.

Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида.

Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

Раскрывая личностные качества социального работника, Е.Н. Холостова разделяет их на три группы:

первая - психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

вторая - психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;

третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.

В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.

Как показывает зарубежный опыт, от социального работника ожидается очень много. В соответствии со "Стандартами классификации практической социальной работы в США" ему необходимо иметь представление о:

теории и методике работы с отдельным клиентом и их группой;

ресурсах и услугах, предоставляемых обществом (общиной);

программах и целях социальных служб как в штате, так и на федеральном уровне;

организации местной инфраструктуры и развитии служб здравоохранения и социального обеспечения;

основах социально-экономической и политической теории;

расовых, этнических и других культурных группах в обществе (их морально-нравственных ценностях, жизненных укладах и вытекающих отсюда проблемах);

результатах профессиональных и научных исследований, которые можно использовать в практической работе;

концепциях и методах социального планирования;

теории и практике проведения наблюдений, в частности, за практической социальной работой;

теории и практике управления персоналом;

социальных, психологических, статистических исследовательских методах и методиках;

теории и концепции управления службами социальной защиты населения;

факторах окружающей среды и общества, влияющих на клиента;

теориях и методах психосоциальной оценки различных видов и форм вмешательства со стороны социальных служб, а также дифференциальном диагнозе состояния клиента;

теории и практике организационных и социальных систем и методов поощрения улучшения их работы;

теории и методах адвокатской практики;

этических стандартах и практике профессиональной социальной. работы;

теории и методах преподавания и обучения;

тенденциях в проводимой политике социальной защиты населения;

законах и постановлениях на местном, федеральном уровнях, а также на уровне штатов, влияющих на различные виды социальных услуг.

"В Финляндии социальный работник обязан проводить в жизньследующие принципиальные установки.

1. Быть корректным.

2. Помогать клиенту избавиться от комплекса неполноценности.

3. Обеспечивать свободу выбора.

4. Конфиденциальность.

5. Превентивный характер.

6. Поощрение самостоятельности"

Социальные работники заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

воспитательный подход - выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;

фасилитативный подход - осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;

адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.

Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.

Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь:

анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;

анализировать и выявить проблемы и концепции;

применять на практике свои знания и понимание проблем;

применять на практике исследовательские находки.

Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работникдолжен быть в состоянии:

создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;

выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;

выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;

распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессиюи враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и длядругих;

содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;

наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;

общаться вербально, невербально и письменно;

организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;

вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;

ставить себя в роль адвоката своего клиента.

Конструктивные умения.

вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;

выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;

действовать в алгоритме выработки решения;

вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.

Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

нести четкие и лаконичные записи;

проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;

готовить доклады и докладывать;

организовывать, планировать и контролировать работу;

добывать информацию с помощью доступной технологии;

исследовать и распознавать потребности в услугах;

расширять сферы своих услуг;

использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;

оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.

3.2 Этический кодекс и стандарты социальной работы

Этический и профессиональный кодекс социального работника отвечает международным нормам социальной работы, принятым во всем мире. На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994г) был принят профессионально - этический кодекс соц. работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.

Этические стандарты социального работника.

Суммируя все вышесказанное, а также используя приемлемый для нашей страны опыт социальной работы за рубежом, где существует даже этический кодекс, разработанный НАРС, можно выделить основные этические стандарты социального работника.

К главным его положениям относятся:

быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиента;

делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиента;

уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;

в отношениях с коллегами быть доброжелательным, уважительным;

в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;

служить своей профессией на благо окружающих.

К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующее:

социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом;

социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника;

социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего;

социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных и дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей;

социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей;

социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей; убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем; информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования);

социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен защитить своих подчиненных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав;

социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними;

информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной.

Что касается непосредственных этических обязательств социального работника перед клиентом, то:

интересы клиента всегда должны быть на первом месте;

социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки;

недопустимо использование взаимоотношений с клиентом для достижения личной выгоды;

не следует проявлять, способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации, на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, личностными характеристиками, условиями, статусом;

социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, предоставляемых ему социальной службой;

следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;

социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб;

социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов "лечения";

социальному работнику не следует участвовать от имени своего клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.

Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, социальный работник должен:

уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;

информировать клиента о границах конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, о целях получения информации и ее использования;

получить согласие клиента на печатание, запись разговоров и участие третьего лица.

В отношениях с коллегами:

нужно быть уважительным, справедливым, честным, корректным;

следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов;

относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания своих суждений за этот счет;

если социальный работник замещает коллегу, то он должен действовать с учетом его интересов, характера и репутации;

социальный работник, руководящий своими коллегами, должен выполнять свои обязанности в справедливой взвешенной манере, оценивать их деятельность в соответствии с четко сформулированными критериями.

Этическая ответственность перед профессией:

социальный работник должен придерживаться и умножать ценности, этику, знания и миссию социальной работы;

социальному работнику следует защищать достоинство целостность профессии;

социальный работник должен быть в курсе знаний, касающихся социальной работы и уметь их критически оценивать;

социальный работник должен участвовать в накоплении знаний социальной работы, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами;

социальная работа, как и любая отрасль знаний, находится в процессе постоянно развития и обогащения.

Приведенные выше этические стандарты не являются единственно верными и всеобъемлющими, но они могут оказать некоторую помощь социальным работникам в их повседневной работе, главной целью которой является оказание помощи людям; стремление сделать общество более процветающим и совершенным.

Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

Заключение

В России сложился и функционирует институт "специалистов социальной работы". С 1991 года началась профессиональная подготовка по специальности "социальная работа".

В настоящей работе сделана попытка проанализировать некоторые аспекты подготовки специалистов по социальной работе, специфику их деятельности и профессионального мастерства Эффективность социальной работы рассматривается как максимально возможное в данных условиях достижения целей по удовлетворению социальных потребностей населения при оптимальных затратах

Большое значение в повышении эффективности социальной работы имеет микроуровень - непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента. Она имеет первостепенное значение для формирования профессиональной мотивации, для защиты клиентов, для смягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.

Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности: психологическую, педагогическую, организаторскую и др.; он осуществляет цели социальной работы (увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация людей в обществе и, наконец, достижение такого состояния, когда необходимость в помощи социального работника отпадает и т.д.).

Социальный работник должен владеть не малым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, право, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.

Профессионально важные качества в работе рассматриваются как проявления психологических особенностей личности социальных работников. Социальные работники всегда интерпретируют объективную реальность через структуру своей личности. Личностные качества специалистов по социальной работе являются базисными при становлении профессионального мастерства.

Наиболее точным инструментом социального работника всегда будет его способность к пониманию смыслов заложенных в жизнедеятельности клиентов. Такая способность - искусство, которое обеспечивается нерефлексируемыми механизмами, интуицией, заложенной в подсознании человека. Эти способности нельзя сформировать лишь на основании профессионального обучения, но они всегда будут тем более действенны, чем выше культурный и интеллектуальный уровень социального работника, гуманистической направленности его личности.

Выполненная работа и полученный фактический материал обращают внимание на особую важность при профессиональном обучении, переподготовке, повышении квалификации, работы с сознанием социальных работников. Именно сознание - важнейший ресурс совершенствования профессионального мастерства. Другими словами становится чрезвычайно важной работа по формированию образа мира сотрудников социальных служб.

Профессиограмма (от латинского profession - специальность, gramma - запись) - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, предъявляемых специалисту.

Включает в себя описание условий трудовой деятельности, а также психофизиологические требования, предъявляемые профессией человеку.

Профессиограмма описывает психологические, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности профессии. Она включает в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, и психологическую профессиограмму - психологического анализа профессиональной деятельности.

В общем виде профессиограмма отражает:

  • 1. требования к должностным обязанностям работника;
  • 2. требования к рабочему месту;
  • 3. возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
  • 4. варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации.

Профессиограмма разрабатывается на принципах:

  • 1. системность - в ней отражается специфика и значимость конкретной должности, а также возможный профессиональный маршрут работника;
  • 2. целостность - оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;
  • 3. практичность - результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии;
  • 4. научность и современность - методология исследования должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;
  • 5. эффективность - в результате должно быть предложено практическое решение работы с персоналом.

Применительно к социальной работе, под профессиограммой принято понимать требования к личностным качествам специалиста.

Личностные качества специалиста по социальной работе принято подразделять на три группы.

К первой группе относятся психофизиологические характеристики, ко второй - психологические качества, к третьей - психолого-педагогические качества.

Качества первой группы отражают психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение), состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность).

Психологические несоответствия требованиям профессии особенно сильно проявляются в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, нестандартной задачи.

Чем труднее профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности.

Ко второй группе относятся такие психологические качества как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих действий, физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.

К третьей группе относятся коммуникабельность, эмпатичность, красноречие и др. Байденко В.И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса//Профессиональное образование и личность специалиста. - М., 2002

Иногда выделяются профессиограммы в рамках отдельной группы личностных качеств.

Например, профессия социального работника связана с умением вести диалог. Поэтому выделяется ряд характеристик, составляющих коммуникативный портрет социального работника. Эти характеристики можно назвать коммуникативной профессиограммой, она включает в себя следующие знания и умения:

  • 1) знать речевой этикет и уметь его использовать;
  • 2) организовать требуемый вид общения и управлять им;
  • 3) анализировать предмет общения, его цели и задачи;
  • 4) корректно ставить вопросы и точно на них отвечать;
  • 5) уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику и др.;
  • 6) уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их;
  • 7) иметь навык доказывать и обосновывать, критиковать и опровергать, аргументировать и убеждать, достигать соглашений и компромиссов;
  • 8) владеть техникой речи, уметь использовать риторические фигуры и приемы;
  • 9) уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;
  • 10) знать служебный этикет и уметь его использовать;
  • 11) уметь с помощью слова осуществлять психотерапию в общении, снимать стресс, напряжение, адаптировать клиента к условиям, корректировать его поведение и оценки http://soc-work.ru/article/309.

Для выполнения предписанных социальным работникам функций необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы.

Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, обще культурный и нравственный потенциал.

Наличие таких качеств позволяет социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях, предвидеть последствия своих действий, уметь контактировать с разными категориями людей, быть профессионально тактичным, обладать эмоциональной устойчивостью, добросовестно выполнять свой долг.

В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатия, готовность понять других, эмоциональная устойчивость личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Профессионально значимые качества являются важной предпосылкой формирования профессионала и, соответственно, его компетентности.

Именно личностные качества являются определяющим критерием профессиональной компетентности специалиста по социальной работе.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «akvabonus.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «akvabonus.ru»