1. Какими чертами характера должен обладать такой архетип управляющего как «администратор»?
А) быть общительным и уметь вдохновлять людей на максимальную самоотдачу
В) иметь аналитический склад ума
С) быть предельно объективным и полагаться на факты и логику +
D) методичность в работе, прогнозирование будущего
2. Реальное влияние при управлении по целям имеют руководители
А) среднего уровням
В) низшего уровня
С) высшего, среднего и низшего уровня
D) высшего уровня +
3. Основные функции управления
А) планирование, контроль
В) планирование, организация, мотивация, контроль +
С) организация, мотивация
D) организация, мотивация, контроль
4. Чем характеризуется компромисс при принятии решения?
А) установление некоего среднего в результате спора двух сотрудников
В) уменьшением выгоды в одной области с целью уменьшения нежелательных последствий в другом +
С) принятием решения аудитивно, учитывающего мнения всех заинтересованных сторон
D) уменьшением выгоды
5. Целью планирования деятельности организации является
А) обоснование затрат
В) обоснование сроков
С) определение целей, сил и средств +
D) обоснование численности работников
6. Основное отличие открытой системы от закрытой заключается в
А) отсутствии упорядоченного взаимодействия между отдельными подсистемами
В) наличии взаимодействия отдельных подсистем с внешним миром
С) замкнутости элементов системы самих на себя
D) наличии взаимодействия с внешней средой +
7. Что относится к категории «внутреннего вознаграждения»?
А) зарплата
В) карьера
С) сама работа +
D) признание окружения
8. Основным правилом при определении уровня зарплаты является:
А) определенный законом минимальный уровень
В) определенная штатным расписанием ставка
С) уровень оплаты в фирмах конкурентах
D) абсолютно точное и объектное определение характера вложенного труда и исследующая всесторонняя и беспристрастная его оценка +
9. Для чего осуществляется делегирование своих полномочий другим руководителям?
А) для оптимального решения комплексной задачи +
В) для сохранения «группового» стиля работы
С) для проверки квалификации рабочих
D) все перечисленное
10.Какой из перечисленных ниже методов распределения обязанностей в организации принят по функциональному признаку?
А) созданы филиалы предприятия в пяти городах
В) созданы отделы по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам +
С) созданы цеха на предприятии по производству печенья, шоколадных конфет, карамели
D) созданы отделы на предприятии, равные по численности
11.Из чего состоит экономический механизм менеджмента?
(А) все перечисленное +
В) внутрифирменное управление, управление производством
С) управление персоналом, управление производством
D) внутрифирменное управление, управление персоналом
12.Планирование действий - это
А) создание следующего звена меду постановкой цели и программой ее реализации +
В) уточнение ролей
С) выявление обстоятельств, которые необходимо учитывать для достижения цели
D) оценка затрат времени для каждой операции
13.Из перечисленных менеджеров: 1. Генеральный директор и члены правления. 2. Руководители самостоятельных органов. 3. Руководители цехов. К высшему звену управления относятся:
14.Поведение, ориентированное на контроль - это
А) действия подчиненных направленные на то, что хочет увидеть руководство при проверке их деятельности +
В) ориентирование на заниженные цели
С) использование того, что контролеры не знают досконально деятельность подчиненных им сотрудников
D) ориентирование на завышенные цели
15.Что означает «принять решение»?
А) перебрать все возможные альтернативы
В) перебрать несколько альтернатив, дающих наиболее эффективные возможности решения проблемы
С) отдать распоряжение о выборе возможной альтернативы
D) отдать распоряжение к реализации конкретного плана +
16.Ключевым фактором в любой модели управления являются:
В) средства производства
С) финансы
D) структура управления
17.На что в первую очередь должна опираться система контроля качества на современном предприятии?
А) на четко определенные нормы и допущения для конкретных процессов
В) на оценку качества продукции рабочими в ходе производственного процесса +
С) на жесткий аппарат контроля на выходе продукции
D) на проверку готовой продукции
18.Целью классической школы управления было создание
А) методов нормирования труда
В) универсального принципа управления +
С) условий трудовой деятельности работников
D) методов стимулирования производительности труда
19.В чем основное отличие предварительного, текущего и заключительного контроля?
А) в объеме
В) во времени осуществления +
С) в методах
D) в объеме и методах
20.Внешняя среда прямого воздействия на организацию - это:
А) акционеры, конкуренты, поставщики
В) потребители, торговые предприятия, местные органы
С) все перечисленное +
D) правительственные органы, местные органы
21.Что должно содержаться в документе «Распределение обязанностей»?
А) название должности и отдела, в котором имеется эта должность
В) все перечисленное +
С) описание выполняемых функций, обязанностей и прав
D) взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными
22.«Отцом научного управления» часто называют:
В) Фрэнка и Лилиан Гильбертов - они выделили семнадцать основных микродвижений рабочих, назвав их терблигами; а также они разработали метод анализа микродвижений, в основу которого была положена кинограмма движений рабочего
Г) Ф. Тейлора - он пытался обосновать дневную норму рабочего методами хронометража и изучения его трудовых движений +
D) Г. Ганта - он создал график, который позволял планировать, распределять и проверять работу. Этот график явился предшественником системы сетевого планирования ПЕРТ, в которой сейчас используют ЭВМ. Он же знаменит своей системой материального стимулирования за выполненное задание
23.Каково оптимальное число подчиненных?
А) чем больше подчиненных, тем легче работать
В) 15-30 человек
С) 7-8 человек +
D) 3-5 человек
24.Ступени мотивации по Маслоу - это
А) потребность развития и признания
В) потребность развития и признания, социальная потребность и потребность в защищенности, основные потребности +
С) социальная потребность и потребность в защищенности
D) основные потребности
25.На какие составляющие традиционно делятся задачи организации?
А) работа с людьми
В) работа с людьми и информацией
С) работа с предметами и людьми
D) работа с людьми, работа с людьми и информацией и работа с предметами и с людьми +
26.Что является первоочередной необходимостью успешной работы сотрудника на новом месте?
А) соответствие специализации
В) справедливое вознаграждение
С) социальная адаптация +
D) перспектива роста
27.Любое предприятие независимо от его правовой формы обязано иметь
А) помещение, офис
В) руководство +
С) средства, оборудование
D) штатных сотрудников
28.Какими основными чертами должен обладать такой архетип управляющего как «лидер»?
А) способность определить место сбоя и принять корректирующие меры
В) умение решать личностные конфликты, которые возникают при волевых решениях
С) быть общительным
D) умение общаться с людьми, способность распознавать потенциал каждого человека и заинтересовывать его в полном использовании этого потенциала +
29.Какова важнейшая функция управления?
А) получение максимальной прибыли
В) создавать условия для дальнейшего успешного функционирования предприятия +
С) минимизация налоговых платежей
D) завоевывание новых рынков сбыта
30.Какой смысл вкладывается в слово «риск» при принятии решений?
А) степень значимости проблемы для общей деятельности фирмы
В) степень влияния неправильно решенной проблемы на служебное положение руководителя
С) уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат +
D) уровень превышения своих полномочий
31.Почему методы прямого принуждения и страха наказания вытесняются методами социального принуждения?
А) механизм принуждения перестал обеспечивать развитие производства +
В) стало невыгодно содержать большой штат сотрудников
С) трудно подготовить менеджера способного эффективно их использовать
D) рабочее движение добилось определенной защищенности рабочих от прямого принуждения
32.Тактика - это
А) долгосрочная стратегия
В) краткосрочная стратегия +
С) среднесрочный план, результаты проявляются через 3-4 года
D) среднесрочный план, результаты проявляются через 1-2 года
33.В чем заключается принцип единства управления?
А) у любого служащего (работника) может только один руководитель
В) полную и абсолютную ответственность за деятельность всего предприятия должен нести один человек +
С) число лиц, находящихся в эффективном управлении лимитировано
D) ответственность за работу коллектива несет группа руководителей
34.Конечной целью менеджмента является
А) развитие технико-экономической базы фирмы
В) обеспечение прибыльность фирмы +
С) рациональная организация производства
D) повышение квалификации и творческой активности работника
35.Чем опасно чрезмерное число подчиненных?
А) потерей управляемости коллектива +
В) разрастанием бюрократического аппарата
С) дублирование усилий
D) все перечисленное
36. Управлением можно назвать:
а) особый вид профессиональной деятельности человека, который появился в ходе развития общественного производства
б) деятельность по целевому изменению траектории движения управляемого объекта
в) процесс разработки и реализации управленческих решений
г) ответ «а» и ответ «б»
д) ответ «а», «б» и «в» +
е) нет правильного ответа
37. Совокупность социальных (сотрудники), материальных (мебель, компьютеры, принтеры, факсы, бумага и т.п.) и нематериальных элементов (компьютерные программы, имидж предприятия), находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости, называется
а) производственная система
б) организация +
в) менеджмент
г) управление
д) группа людей
е) нет правильного ответа
38. Целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность работающих в ней сотрудников для достижения поставленных перед организацией целей называется:
а) управление организацией
б) менеджмент +
в) управление коллективом
г) координация
д) планирование
е) нет правильного ответа
39. Использование руководителем приказов, распоряжений, устных указаний означает:
а) планирование
б) организация
в) формальное воздействие +
г) неформальное воздействие
д) ответ «а» и ответ «б»
е) нет правильного ответа
а) планирование
б) организация
в) формальное воздействие
г) неформальное воздействие +
д) ответ «а» и ответ «б»
е) нет правильного ответа
41. Источник управленческого воздействия называется:
а) объект управления
б) субъект управления +
в) система управления
г) менеджмент
д) ответ «а» и ответ «б»
е) нет правильного ответа
42. Часть социально-экономической системы, на которую направлено управленческое воздействие называется:
а) объект управления +
б) субъект управления
в) система управления
г) менеджмент
д) ответ «а» и ответ «б»
е) нет правильного ответа
43. Перечень, состав видов деятельности по управлению организацией отражает:
а) структурно-содержательный аспект управленческой деятельности +
б) процессуально-содержательный аспект управленческой деятельности
д) ответ «а» и ответ «б»
е) нет правильного ответа
44. Последовательность управленческих действий отражает:
а) структурно-содержательный аспект управленческой деятельности
б) процессуально-содержательный аспект управленческой деятельности +
в) механизм управленческой деятельности
г) принципы управленческой деятельности
д) ответ «а» и ответ «б»
е) нет правильного ответа
45. Выявление и оценка достигнутых в процессе работы результатов называется в менеджменте:
а) организация
б) планирование
в) координация
г) регулирование
д) контроль +
е) мотивация
46. Распределение между работниками функций и задач, предоставление им всего необходимого для выполнения рабочих заданий называется в менеджменте:
а) организация +
б) планирование
в) координация
г) регулирование
д) контроль
е) мотивация
47. Средства, технологии, методы и принципы, которые использует руководитель для воздействия на исполнителя, называются:
а) организация управления
б) система управления
в) механизм управления +
г) ответ «а» и ответ «б»
д) ответ «а» и ответ «в»
е) нет правильного ответа
48. Функция менеджмента, направленная на стимулирование членов организации для выполнения своей работы в соответствии с возложенными на них обязанностями и планом, называется:
б) планирование;
в) мотивация (мотивирование); +
г) контроль;
д) регулирование;
е)координация.
49. Функция менеджмента, направленная на установление отклонений от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности, называется:
а) организация (организовывание);
б) планирование;
в) мотивация (мотивирование);
г) контроль; +
д) регулирование;
е) координация.
50. Внутреннее состояние физиологического или психологического ощущения недостаточности чего-либо называется:
а) восприятием;
б) потребностью; +
в) ожиданием;
г) желанием;
д) дискомфортом;
е) недостатком.
51. Какую функцию менеджмента можно охарактеризовать как процесс обеспечения согласованности действий всех звеньев системы управления:
а) мотивация
б) контроль
в) координация +
г) планирование
д) коммуникация
е) организация
52. Функция управления, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы:
а) контроль; +
б) организация;
в) мотивация;
г) планирование.
д) коммуникация
е) нет правильного ответа
53. Для какой функции управления главной задачей является формирование структуры организации:
а) планирование.
б) координация;
в) мотивирование;
г) контроль;
д) организовывание; +
е) нет правильного ответа
54. Экстраполяция, моделирование и экспертные оценки относятся к методам;
а) планирования
б) прогнозирования;
в) организации;
г) контроля;
д) мотивации;
е) ответ «а» и «б».+
55. Какую мотивационную модель разработал ученый А. Маслоу:
а) иерархия потребностей; +
б) концепцию «ситуационного анализа»;
в) концепцию жизненного цикла;
г) двухфакторная модель. «Х» и «У»
д) системную модель
е) нет правильного ответа
56. Мотивационный цикл включает в себя следующие элементы в указанной последовательности :
а) потребность - поведение - побуждение - цель;
б) поведение - потребность - побуждение - цель;
в) потребность - побуждение - поведение - цель. +
г) нет правильного ответа
57. Миссия это:
а) координация в структуре управления организацией
б) проблема, решаемая организацией
в) совокупность способов выполнения определенных задач
г) смысл существования организации +
д) набор определенных функций и действий
е) нет правильного ответа
58. Полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным называются:
а) линейными полномочиями; +
б) чрезвычайными полномочиями;
в) штабными полномочиями.
г) матричными полномочиями
д) дивизиональными полномочиями
е) стратегическими полномочиями
59. Какая организационная структура подразумевает наличие отдельных подразделений, специализирующихся на выполнении конкретных видов деятельности:
а) линейная
б) функциональная +
в) дивизиональная
г) матричная
д) проектная
е) линейно - функциональная.
60. Элементами организационной структуры являются:
а) звенья
б) уровни управления
в) бизнес - процессы +
г) связи подчинения
д) вертикальное разделение труда
е) горизонтальное разделение труда
61. Система управления организацией - это:
а) совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование; +
б) непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для достижения наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели;
62. Управление организацией это:
а) совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование;
б) непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для достижения наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели; +
в) это различные производственные и функциональные подразделения, занятыеобеспечением производственного процесса.
63. Теория, основанная на том, что в коллективе есть люди, которые могут хорошо работать только в том случае, если поставленные руководителем цели будут достигаться, т.е. если их ожидания будут реализовываться - это:
б) теория реализации целей; +
в) теория потребностей;
г) теория справедливости.
64. Теория, основанная на стимулировании деятельности человека путём удовлетворения его потребностей и интересов - это:
а) теория выбора руководителей;
б) теория реализации целей;
в) теория потребностей; +
г) теория справедливости.
65. Теория, основанная на субъективном ожидании каждым человеком поощрения за его работу - это:
а) теория выбора руководителей;
б) теория реализации целей;
в) теория потребностей;
г) теория справедливости. +
66. Прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства характерно для следующей структуры организации:
а) линейно-функциональная;
б) линейная; +
в) линейно-штабная;
г) матричная.
67. Отсутствие согласия между двумя или более сторонами, конкретными людьми или группами называется:
а) проблема;
б) конфликт +
в) компромисс
г) конфронтация
д) групповая динамика
е) нет правильного ответа
68. Устоявшая манера поведения руководителя называется:
а) харизма
б) принцип управления
в) стиль управления +
г) метод управления
д) механизм управления
е) нет правильного ответа
69. Каков стиль управления руководителя, считающего, что самое главное в управлении - сохранить хорошие межличностные отношения в коллективе:
а) автократичный
б) демократичный
в) либеральный +
г) социально - психологический
д) ответ «а» и «г»
е) нет правильного ответа
70. Возможность влиять на поведение сотрудников называется:
а) влияние
б) убеждение
в) власть +
е) нет правильного ответа
71. Поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение других индивидов называется:
а) влияние +
б) убеждение
в) власть
е) нет правильного ответа
72. Главной функцией любого менеджера (по продажам, по кадрам, финансового менеджера и т.д.) является:
а) определение целей организации
б) определение должностных обязанностей подчиненных
в) делегирование
г) определение структуры организации
д) подготовка, принятие и реализация управленческих решений +
е) нет правильного ответа
73. Специалист в области управления, наемный управляющий, организующий работу предприятия, руководящий деятельностью подчиненных ему работников и выполняющий одновременно определенные управленческие функции называется:
а) бизнесмен
б) акционер
в) учредитель
г) сотрудник
д) клиент
е) менеджер +
74. Сотрудник, обладающий творческой направленностью, богатым воображением, неординарным мышлением, являющийся источником новых идей для команды, называется:
а) «Мыслитель» +
б) «Исполнитель»
в) «Оценщик»
г) «Исследователь ресурсов»
д) «Специалист»
е) нет правильного ответа
75. Сотрудник, претворяющий идеи в практику, который вносит упорядоченность в деятельность команды, называется:
а) «Мыслитель»
б) «Исполнитель» +
в) «Оценщик»
г) «Исследователь ресурсов»
д) «Специалист»
е) нет правильного ответа
76. Элементы внутренней среды организации:
а) состояние экономики страны
б) потребители
в) корпоративная культура +
г) поставщики
77. Какое государство является родиной менеджмента?
a) Германия.
б) Франция;
г) Россия;
д) Англия;
78. Менеджмент-это:
a) наука, практика и искусство; +
б) наука и искусство;
в) практика и управление.
г). нет правильного ответа.
79. Что такое менеджмент?
a) главный принцип управления;
б) теория и практика управления; +
в) исключительно теория управления;
г) исключительно практика управления.
80. Какое из утверждений, верно характеризует понятие менеджмент:
a) менеджмент - это управление хозяйственной деятельностью; +
б) менеджмент - это государственное управление;
в) менеджмент - это общественное управление;
г) менеджмент - это управление предприятием по найму;
81. Что такое процесс управления?
a) последовательная деятельность менеджера;
б) совокупность непрерывных, взаимосвязанных функций; +
в) совокупность принципов и методов управления.
г). нет правильного ответа.
82. Основные характеристики управления в американских компаниях:
а) коллективная ответственность
б) замедленная оценка деятельности
в) непродолжительная работа сотрудника в одной фирме +
г). нет правильного ответа.
83. Предметом труда менеджера является...
а) информация +
б) решение
в) власть
г) обязательство
84. Что означает профессионализм менеджера?
a) знание технологии отрасли;
б) опыт практической работы в отрасли;
в) работу на постоянной профессиональной основе.
г) управленческую подготовку; +
85. Кем прежде всего должен быть менеджер?
a) экономистом.
б) специалистом данной отрасли;
в) специалистом по управлению; +
г) социологом;
д) психологом;
86. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?
- М. Фоллетт;
- А. Файоля;
- Д. Гетти;
- Ф. Тейлора; +
87. На чем основывается научная организация труда?
- на использовании опыта других менеджеров;
- на четком разделении труда.
- на использовании исследований и передового опыта; +
- на строгом соблюдении дисциплины, регламента;
88. Какую функцию менеджмента можно охарактеризовать как процесс обеспечения согласованности действий всех звеньев системы управления:
а) мотивация
б) контроль
в) координация +
г) планирование
д) коммуникация
е) организация
89. Функция управления, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы:
а) контроль; +
б) организация;
в) мотивация;
г) планирование.
д) коммуникация
е) нет правильного ответа
90. Для какой функции управления главной задачей является формирование структуры организации:
а) планирование.
б) координация;
в) мотивирование;
г) контроль;
д) организовывание; +
е) нет правильного ответа
91. Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?
- все уровни.
- низовой;
- высший; +
- средний;
92. Организационная структура - это
- искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевым, материальными ресурсами
- вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей посредством обмена
- система управления, определяющая состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов +
- метод имитации выработки управленческих решений по заданным правилам в различных производственных ситуациях
93. При какой структуре предприятия фирмы ориентируются на производство продукции для определенной группы покупателей?
- Территориальной.
- Функциональной.
- Проектной.
- Рыночной. +
- Инновационной.
94. В чем заключается основная роль управления в организации?
- В упорядочении технологических процессов деятельности организации.
- В обеспечении действий элементов структуры организации.
- В поддержании баланса между основными процессами жизнедеятельности организации и мобилизации ее ресурсов.
- В выработке управляющих воздействий. +
- Нет правильного ответа
95. Какая задача, решаемая управлением, является главной?
- Снижение неопределенности положения организации в своем окружении.
- Обеспечение внутриорганизационных процессов.
- Стабилизация структуры организации.
- Воспитание культуры организации. +
- Определение задач и функций.
96. В чем заключается главная роль организации в управлении?
- В выборе цели.
- В создании условий для управляющих воздействий.
- В подборе функций управления.
- В упорядочении управления, в создании его как системы. +
- В снятии неопределенности при решении задач.
97. Организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде:
- Дивизиональная
- Линейная
- Функциональная
- Адаптивная +
98. Что включает в себя система управления в элементарном виде?
- принципы, методы и функции управления;
- субъект, объект управления и связи; +
- совокупность объектов управления.
- совокупность органов управления;
99. Какой способ разрешения конфликта не рекомендуется использовать на ранней стадии конфликта
а) уклонение +
б) сглаживание
в) принуждение +
г) компромисс
д) решение проблемы
е) нет правильного ответа
100. На чем основываются социально-психологические методы управления?
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, соблюдение которых обеспечивает эффективное функционирование организации. Эти правила определяют философию и стратегию руководства предприятием. Неукоснительное следование принципам менеджмента обеспечивает высокое качество управленческих решений. Реализация принципов осуществляется посредством рабочих методик, инструкций, нормативов, формирующих механизмы управления организацией.
Управленческая мысль
на протяжении 20 столетия предложила не менее тридцати классификаций
принципов менеджмента. В ходе общественного развития некоторые принципы теряли свою актуальность и появлялись новые принципы. Наиболее популярными и эффектными для прошлого столетия стали 14
следующих принципов управления предложенные Анри Файолем
в работе «Общее и промышленное управление» в 1916 году:
разделение труда
– специализация работ для эффективного использования рабочей силы,
полномочия и ответственность
– каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы,
дисциплина
– работники должны подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины,
единоначалие
– работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником,
единство действий
– все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану,
подчиненность личных интересов
– интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов,
вознаграждение персонала
– получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд,
централизация и децентрализация
– лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией,
иерархия
– цепь управленческих команд должна быть как можно короче,
порядок
– рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте,
справедливость
– установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех ступенях иерархии,
стабильность персонала
– высокая текучесть снижает эффективность,
инициатива
– поощрение работников к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ,
единение персонала
– гармония интересов персонала, корпоративный дух является важным фактором успеха организации.
В 1993 году Питер Друкер
издал свою работу «Труд и управление в современном мире». В этой работе он изложил следующие принципы
современного менеджмента, дополнившие и уточнившие принципы Файоля:
управление должно позволить реализовать сильные стороны работника, а слабые – сгладить,
управление должно предоставить каждому работнику возможности личного и карьерного роста,
управление должно установить в организации такую систему целей и ценностей, чтобы сделать всех работников союзниками работодателя (через участие в прибылях, социальные программы и др.),
управление должно обеспечить ответственность каждого работника за свой участок работы,
управление должно контролировать положение на рынке, инновационную активность, производительность, качество, финансовые результаты,
управление и национальная культура глубоко взаимосвязаны,
главный конечный итог деятельности компании – это удовлетворение потребностей клиента.
Понятие принципа управления. Общие и частные принципы менеджмента. Принципы административного менеджмента. Принципы производительности труда. Принципы эффективного делегирования полномочий в организации. Принципы формирования и рационализации оргструктур и оргпроцессов. Структурные принципы, принципы процесса и принципы конечного результата. Принципы статической и динамической организации, принципы организационного аудита.
Слово "принцип" происходит от латинского principium начало, основа. В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач.
Принципы управления (в том числе управления в органах внутренних дел) представляют собой проявление объективных законов в субъективной форме общественного сознания. Они отражают закономерности и отношения общественно - политической природы и содержания. Выявление и обоснование принципов управления должно соответствовать определенным требованиям. Требования к принципам таковы: 1) отражение главных, объективно необходимых проявлений управления; 2) характеристика устойчивых отношений и связей; 3) охват отношений и взаимосвязей, присущих управлению как целостному явлению; 4) отражение специфики и различий видов управления.
Таким образом, принципы менеджмента отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов -- это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.
Принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные . К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.
Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.
Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.
Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).
Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры. -
Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п. Все это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.
Основным частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении . Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.
Принцип сочетания централизации и децентрализации предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По существу, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления и реализации персональной ответственности. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.
Соблюдение правильного соотношения между единоначалием и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.
Принцип научной обоснованности управления предполагает наличие у руководителя научного предвидения, умения планировать во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель его состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.
Суть принципа плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.
Принцип сочетания прав , обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами и несет ответственность за порученное ему дело.
Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободнодействующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т.п.
Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те же в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно, цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.
Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По существу, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.
Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.
Создателем классического (административного) менеджмента является Анри Файоль (1825-1925).
По утверждению Файоля, принципы - это маяк, помогающий ориентироваться. Он сформулировал 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления:
1. Разделение труда , т.е. специализация, необходимая для эффективного использования рабочей силы, применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.
2. Власть и ответственность . По мнению Файоля, власть и ответственность связаны между собой, причем последняя является следствием первой.
3. Дисциплина , т.е. уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее про - явление уважения. Самым действенным средством воздействия на подчиненных в целях укрепления дисциплины Файоль считал личный пример начальника.
4. Единоначалие . Единоначалие, по мнению Файоля, имеет по сравнению с коллегиальностью то преимущество, что оно обеспечивает единство точки зрения, действия и распорядительства.
5. Единство руководства . Виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться единым планом.
6. Подчинение частных интересов общим . Интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан.
7. Вознаграждение . Методы стимулирования труда должны быть справедливыми и доставлять максимальное возможное удовлетворение сотрудникам и работодателям.
8. Централизация . Не прибегая к термину "централизация власти", Файоль говорит о степени концентрации или рассредоточения власти. Конкретные обстоятельства будут определять, какой вариант "даст лучший общий результат".
9. Скалярная цепь , т.е., по определению Файоля, "цепь начальников" от самого высшего до самого низшего ранга.
10. Порядок , т.е. "всему (каждому) свое место, и все (каждый на своем (его или ее) месте".
11. Справедливость . Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.
12. Стабильность рабочего места для персонала . Файоль считал, что излишняя текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием плохого управления.
13. Инициатива , т.е., по определению Файоля, обдумывание и выполнение плана. Поскольку это "доставляет большое удовлетворение всякому мыслящему человеку", Файоль призывает администраторов "поступиться личным тщеславием", с тем чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу.
14. Корпоративный дух , т.е. принцип "В единении - сила".
Файоль подчеркивал, что эти принципы надо применять с учетом специфики организации и конкретных условий, отмечая, что система принципов никогда не может быть завершена, - напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразований, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому количество принципов управления не ограничено.
Понятие производительности , или эффективности, есть то основное, что внес Эмерсон в науку управления. Эффективность- это максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результами.
12 Принципов производительность Гаррингтона Эмерсона:
1. Точно поставленные идеалы или цели , к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления.
2. Здравый смысл , т. е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей.
3. Компетентная консультация , т. е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением. Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным.
4. Дисциплина - подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку.
5. Справедливое отношение к персоналу.
6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями.
7. Диспетчирование , обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива.
8. Нормы и расписания , позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери.
9. Нормализация условий , обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты.
10. Нормирование операций , предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции.
11. Письменные стандартные инструкции , обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ.
12. Вознаграждение за производительность , направленное на поощрение труда каждого работника.
Десять принципов эффективного делегирования полномочий
1. Начинайте с конечной цели . Менеджеры должны ясно установить результаты, которых они ожидают от подчиненного, наделяемого полномочиями. Ясное представление о том, чего нужно достичь и почему это важно, является необходимой предпосылкой делегирования с одновременным наделением правами. Мы не можем работать, учиться или выполнять какие-то иные действия, пока не осознаем целей и следствий своей деятельности. Чтобы убедиться, что результат, которого ожидает менеджер, не противоречит желаниям других сотрудников, его следует связать с личными выгодами работников и с миссией организации, обратить внимание на смысл и значение задания (например, оказание услуги, обучение, развитие).
2. Делегирование полномочий должно быть всесторонним . В дополнение к желаемым конечным результатам, менеджеру нужно четко определить условия, в которых должно выполняться задание. Любая организация обладает правилами и процедурами и определенным количеством ресурсов; всегда существуют некие пределы, ограничивающие возможности исполнителя. Все это необходимо объяснить при делегировании полномочий.
3. Предложите работнику принять участие в рассмотрении вопроса о делегировании полномочий. Обычно менеджеры не в состоянии предоставить подчиненным возможность полного выбора, но могут позволить им решать, когда работа должны быть выполнена, каков уровень ответственности, когда следует приступить к работе, как ее выполнить, какие ресурсы задействовать. Все это расширяет сферу влияния работников. Такое соучастие работников в процессе принятия решения не должно носить манипулятивного характера, то есть не должно сводиться к доведению до них заранее принятых решений. Скорее, менеджерам следует обеспечить соучастие работников, если этого требует задание, и если результатом выполнения работы может быть личностное развитие работников.
Подчиненному следует не только дать возможность получить всю интересующую его информацию о задании, но и позволить ему свободно высказывать свои соображения относительно параметров работы.
4. Установите паритет между правами и ответственностью . Самый известный и общий принцип делегирования полномочий. Для того чтобы подчиненным сопутствовал успех, их следует обеспечить всеми правами, необходимыми для выполнения порученного им задания. Менеджер ни в коем случае не должен наделять подчиненных избыточными правами, то есть давать им излишние власть, свободу, ресурсы и информацию.
5. Работайте в пределах существующей организационной структуры . Другим важным принципом делегирования с одновременным предоставлением прав является передача полномочий на самый нижний организационный уровень, на котором может быть выполнено данное задание. К решению задачи следует привлекать лиц, принимающих непосредственное участие в работе и в принятии решений. Они, как правило, обладают самой точной и самой полной информацией о предмете.
6. Обеспечьте адекватную поддержку при выполнении заданий. При делегировании полномочий подчиненным менеджеры должны гарантировать им всяческую поддержку. Для этого им необходимо выступать с публичными сообщениями и объяснять, чего они ждут от сотрудников. Помимо прочего, им следует постоянно снабжать подчиненных информацией и ресурсами, нужными для решения поставленной задачи. Следует обеспечить доступ подчиненных к отчетам, сводкам новостей, данным о потребителях, статьям, имеющим отношение к поставленной задаче.
7. Обращайте особое внимание на ответственность за результаты работы. После делегирования полномочий и наделения работника правами менеджер должен отказаться от пристального контроля над процессом выполнения задания подчиненным. Следует помнить, что основной целью делегирования является успешное решение задачи, а не отработка менеджером своих излюбленных методов работы.
8. Делегирование полномочий должно осуществляться последовательно. Менеджеру нужно принимать решения о делегировании полномочий заранее. Если менеджер обладает достаточным количеством времени, он самостоятельно проделывает и ту работу, которую можно и нужно бы передать подчиненным.
9. Избегайте возврата делегированных полномочий . В процессе обсуждений менеджерам приходится сталкиваться и с так называемым «возвратом делегирования», когда подчиненные, наделенные определенными полномочиями, пытаются вернуть эти полномочия. Менеджер должен пресекать такие попытки открыто и честно. Менеджерам, которым не удается совладать с ситуацией, приходится тратить время не на выполнение своей работы, а на решение задач своих подчиненных.Один из способов, позволяющих избежать возврата полномочий, состоит в том, чтобы объяснить работникам: они должны сами воплощать в жизнь собственные решения. Нужно не обсуждать саму проблему или давать советы, а рассматривать предлагаемые подчиненным варианты ее решения и их допустимость.
10. Объясните сотрудникам, какие перспективы содержит в себе решение поставленной задачи . Подчиненные должны осознавать последствия выполнения переданных им заданий. Они лучше поймут поставленную задачу и проявят большую инициативу, если будут знать, какая награда, какие перспективы ожидают их в случае успеха, как это повлияет на конечного потребителя или на миссию организации и так далее. В частности, менеджер должен помочь подчиненным осознать связь между успешным выполнением задания и финансовым вознаграждением, возможностью продвинуться по службе и повысить квалификацию, получить неформальное признание и так далее.
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования структуры управления , разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.
1. Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации , а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками , обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.
(Файоль)Структурные принципы лежат в основе создания системы взаимосвязанных задач, прав и ответственности.
Правильные ответы выделены курсивом и +
1. Управление – это:
2. Менеджмент – это:
Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;
Эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.
3. Кто является родоначальником классической школы менеджмента:
Ч. Бебидж;
М. Вебер;
Ф. Тейлор.
4. Первый учебник по управлению был написан английским предпринимателем М. Веберов в:
Ч. Бебидж;
М. Вебер;
Ф. Тейлор.
6. Какие бывают виды разделения труда менеджеров?
Функциональное;
Горизонтальное;
Вертикальное;
7. Сколько существует иерархических уровней менеджмента?
8. Кто относится к среднему уровню менеджеров?
Заместители;
Руководители подразделений;
Руководители групп.
9. Функции менеджмента бывают:
Общие, индивидуальные;
Групповые, специфические;
Конкретные, расширенные;
Правильного ответа нет.
10. Выберите правильные функции менеджмента:
Планирование;
Коодинирование;
Распределение;
Стимулирование;
Все ответы верны.
Тесты по менеджменту с ответами 2-ой вариант
1. Планирование – это:
Управленческая деятельность, отраженная в планах и фиксирующая будущее состояние менеджмента в текущее время;
Перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;
2. Сформулируйте задачи планирования:
Перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;
Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её подразделений.
Создание базы для эффективного контроля путем сравнения показателей.
3. По форме планирование бывает:
Тактическое;
Конкретное;
Перспективное.
4. Необходимость планирования заключается в определении:
Конечных и промежуточных целей;
Задач, решение которых необходимо для достижения целей;
Средств и способов решения задач;
Правильного ответа нет.
5. При какой форме планирования осуществляется выбор средств для выполнения целей на период от 1 года до 5 лет?
Перспективное;
Среднесрочное;
Оперативное.
6. При какой форме планирования осуществляется определение целей деятельности на срок больше 5 лет:
Перспективное;
Среднесрочное;
Оперативное.
7. Организация – это:
Процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;
Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;
Это управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.
8. Установление постоянных и временных связей между всеми подразделениями организации осуществляет функция:
Планирования;
Организации;
Контроля.
9. Выберите основные принципы организации менеджмента:
Непрерывность;
Ритмичность;
Надежность;
Все ответы верны.
10. Функции административно-оперативного управления:
Определение структуры предприятий;
Периодическое или непрерывное сравнение;
Установление ответственности.
Тесты по менеджменту 3-ий вариант
1. Регулирование – это:
Управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления;
Процесс выработки корректируемых мер и реализации принятых технологий;
Функция менеджмента.
2. Принципы регулирования:
Рациональность;
Ритмичность;
Надежность;
Достоверность.
3. Задача регулирования:
Обновление планируемых заданий;
Обеспечение своевременного эффективного достижения организацией своих целей;
Корректировка результатов деятельности;
4. Виды регулирования:
Реактивное;
Операционное;
Упреждающее.
5. При каком виде регулирования проблема рассматривается как потенциальная возможность:
Реактивное;
Операционное;
Упреждающее.
6. Назовите этапы регулирования:
Определение структуры предприятия.
7. Дайте правильное определение функции координации:
Управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы рабочих подразделений;
8. Назовите функции менеджмента:
Ритмичность;
Мотивация;
Законность;
9. Тип власти, который может использовать менеджер:
Экспертная;
Эталонная;
Законная;
Все ответы верны.
10. Влияние – это:
Поведение одного человека, которое вносит изменение в поведение другого человека;
Волевое отношение между людьми, основанное на силе;
Убеждение человека в чем-либо.
Тесты по теория менеджмента тесты с ответами вариант 4
1. Назовите форму влияния, которая может побудить человека к более тесному сотрудничеству:
Убеждение;
Принуждение;
Участие сотрудников в управлении.
2. Задачи контроля:
Сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности;
Оценка состояния и значимости полученных результатов;
Разработка и принятие решений.
3. Анализ – это:
Это управленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и осуществляющая разработку мер по устранению выявленных недостатков;
Управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления;
Это управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.
4. Кто является продолжателем теоретической работы Тейлора о менеджменте:
А. Файолль;
Ч. Бебидж;
М. Вебер.
5. Назовите психологические методы управления:
Метод профессионального отбора;
Метод социального нормирования;
Метод гуманизации труда.
6. Какие приемы используются при психологических методах управления?
Интервью;
Наблюдения.
7. Назовите социальные методы управления:
Метод профессионального отбора;
Метод социального нормирования;
Метод гуманизации труда.
8. Управление – это:
Эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.
Процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;
Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;
9. Назовите этапы регулирования:
Определение структуры предприятия;
Информационная подготовка для принятия решений;
Разработка и принятие решений;
10. Социальные методы управления:
Метод управления группами;
Метод ролевых изменений;
Метод управления групповыми явлениями;
Все ответы верны.
Итоговое тестирование по менеджменту с ответами:
1 Тест. Что такое менеджмент?
1. Разновидность науки управления.
2. Группа руководителей.
3. Разновидность управленческой деятельности.
4. Это отношение, складывается в процессе управленческой деятельности.
5. Совокупность принципов, методов, форм и средств управления, особый вид деятельности, связанный с руководством людьми, умелым использованием их труда и знаний.
2. Задачами менеджмента являются:
1. Тактическая.
2. Стратегическая
3. Оперативная
4. Поддержание устойчивости фирмы и всех ее элементов и ее развитие.
5. Контроль результатов деятельности и внесение коррективов.
3. Функции менеджмента – это …
1. Виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование управленческого влияния.
2. Отдельные виды управленческой деятельности, которые увеличивают эффективность руководства.
3. Отдельные управленческие процессы, направленные на увеличение продуктивности труда подчиненных.
Тест № 4. Функции менеджмента
1. Инновационный менеджмент.
2. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления.
3. Организация, планирование, контроль, мотивация.
4. Перевод фирмы в качественно новое состояние.
5. Целенаправленность.
5. Тест. Процесс менеджменту – это …
1. Последовательное выполнение функций менеджмента, конкретно: планирование, организация, мотивация, контроль и регулирование.
2. Последовательность определенных оконченных этапов, выполнение которых способствует обеспечению: управленческого влияния руководящей системы на руководимую для достижения целей организации.
3. Последовательное выполнение функций и методов менеджмента.
4. Правильные ответы 1 и 3.
6. Выберите понятие, относящиеся к принципам менеджмента.
1. Единоначалия и коллегиальность.
2. Организация.
3. Достижение цели.
4. Планирование.
7. Среди условий, что перечислены ниже, выберите такие, которые определяют успех организации.
1. Наличие формальных и неформальных организаций.
2. Выход на внешний рынок.
3. Способность к выживанию, результативности, практической реализации.
4. Наличие современных технологий.
8. В чем состоит основное отличие формальных и неформальных организаций.
1. В количестве членов организаций.
2. В контактах с внешней средой.
3. В способе возникновения.
4. В связях между членами организации.
9. Организация – это:
1. Группа людей, которые владеют определенными ресурсами.
2. Группа людей, которые владеют определенными ресурсами, имеют общее руководство и общие цели.
3. Группа людей, деятельность которых сознательно, направленно или спонтанно координируется для достижения определенной цели.
4. Группа лиц, которые имеют общее руководство.
10. Какие из нижеприведенных понятий относятся к целям по содержанию.
1. Долгосрочные.
3. Территориальные.
4. Экономические
11. Выберите правильные ответы:
1-В; 2-Б; 3-А; 4-Г
12. Функция организации базируется на таких категориях:
1. Полномочие, ответственность, стимулирование, делегирование.
2. Полномочие, ответственность.
3. Полномочие, ответственность, делегирование.
13. Полномочия – это:
1. Возложена на должностное лицо обязанность выполнять постановленные задания и обеспечивать их позитивное решение.
2. Ограниченное право использовать ресурсы предупреждения и направлять усилия подчиненных на выполнения задания.
14. Ответственность – это:
2. Ограничения права использовать ресурсы предприятия и направлять усилия подчиненных на выполнение задания.
3. Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.
15. Делегирование – это:
1. Возложенная на должностное лицо обязанность выполнить поставленные задачи, обеспечить их позитивное решение.
2. Ограничения права использовать ресурсы предприятия и направлять усилия подчиненных на выполнение задания.
3. Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.
17. Управленческое решение это:
1. Формы влияния на исполнителей.
2. Организационный инструмент в руках работников управления.
3. Творческая деятельность по анализу проблемной ситуации, выбор средств от разрешения.
4. Разрешение.
18. Дайте определение понятий:
1 – В; 2 – А; 3 – Ь; 4 – Г.
Тест № 19. Какие качества должны быть присущи менеджеру?
1. Знание по специальности.
2. Практичность ума.
3. Спонсорство.
4. Любовь к чтению художественной литературы.
20. Что Вы понимаете под словом «группа».
1. Количество людей, едущих в одном автобусе.
2. Личности, имеющие одинаковые наклонности к какому-то процессу.
3. Две и больше личности, что взаимодействуют одна с одной.
4. Четко определенное количество людей.
21. Кто такой формальный лидер:
1. Один из членов группы, что владеет силой личного влияния на других.
2. Руководитель коллектива, который пользуется данной ему служебной властью.
3. Целеустремленный менеджер.
4. Главный специалист.
22. Группы работников делят на такие категории:
1. Формальные и неформальные.
2. Простые и сложные.
3. Открытые и закрытые.
23. Отметьте какие из нижеперечисленных предложений не являются признаками коллектива.
1. Наличие непосредственных производственных связей.
2. Наличие высокой активности.
3. Психологический климат.
4. Общность целей и задач.
24. Назовите причины конфликтов:
1. Психологическая совместимость
2. Конкуренция.
3. Режимы труда и отдыха.
4. Сотрудничество.
25. Путь разрешения конфликтов:
1. Премирование.
2. Компромисс.
3. Поездка на природу.
4. Гласное обсуждение.
26. Стресс – это:
1. Перегрузка нервной системы.
2. Рассеянность.
3. Вегетативно-психологическое состояние.
4. Увольнение с работы.
1. Много работает, требует этого от других.
2. Много работаем сам.
3. Делится властью с подчиненными.
4. Ценить подчиненных.
28 - Тест. Руководитель демократического стиля руководства.
1. Не терпит критики.
2. Ждет указаний сверху.
3. Избегает конфликтов.
4. Коллегиально решает проблемы коллектива.
29. Технология принятия управленческих решений в порядке их разрешения.
1. Одобрение.
2. Реализация.
3. Подготовка.
30. Что относится к методам принятия управленческих решений:
1. Мозговая атака.
2. Организация.
3. Формулировка.
4. Форма контроля.
Принципы менеджмента — это правила, основные руководящие идеи, нормы поведения и ориентиры деятельности управленческого персонала, которыми они руководствуются и в рамках которых реализуются цели организации.
Принципы менеджмента определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, построению органов управления и методам осуществления его функций. Принципы менеджмента делятся по субъектам и объектам применения. Согласно этому критерию возможно классифицировать принципы управления обществом в целом, экономикой, социальной и политической сферами. Принципы менеджмента разделяют на общие и конкретные: общие — это принципы управления обществом в целом (объединение интересов личности, коллектива и общества, преимущественное значение экономического управления и т.п.); конкретные — это принципы экономического, социального и политического видов управления.
Принципы должны не только соответствовать целям , но и учитывать современные требования к предпринимательской деятельности и прогрессивные тенденции возможных изменений, иметь достаточную законность. Принципы менеджмента впервые были определены Г.Эмерсоном в 1912 году в книге «Двенадцать принципов производительности».
В ходе исторического развития принципы менеджмента обобщались и конкретизировались и наука определила современные принципы менеджмента.
Современные принципы менеджмента
1. Принцип сочетания демократизма и целесообразного экономического централизма
Сущность принципа сочетания демократизма и целесообразного экономического централизма заключается в том, что работники, занятые в предпринимательстве, свободно выбирают форму собственности и форму хозяйствования. Все вопросы хозяйственной деятельности решаются их трудовыми коллективами с учетом экономической политики государства, запросов рынка и возможностей максимального удовлетворения потребностей работников. Управленческий персонал осуществляет исключительно функции координации, регулирования, трудовой деятельности коллективов, использование производственного потенциала, создания экономических фондов.
Демократизация управления и ее формы должны постоянно совершенствоваться, что обусловлено изменением форм собственности, усовершенствованием технологической оснащенности отраслей, необходимостью внедрения инновационно-интенсивных технологий.
2. Принцип достижения высокой экономической эффективности
Принцип достижения высокой экономической эффективности предполагает результативность, успех в достижении цели, а также экономичность, или минимальные затраты для получения соответствующего результата, что обусловлено в рыночных условиях высокой степенью .
Основу эффективности производства составляют: внедрение инновационных технологий, интенсификация производства, внедрение эффективных форм хозяйствования и управления, ускорение структурных изменений, наиболее прогрессивных форм организации труда и производства. Повышение эффективности требует широкого внедрения в управленческом процессе экономико-математических методов и современной вычислительной техники для принятия оптимальных решений.
3. Принцип материального и морального стимулирования
Принцип материального и морального стимулирования предполагает учет потребностей и интересов работников, без которых никак не возможно решать сложные задачи и правильно управлять в организации.
Материальная заинтересованность работников повышается при внедрении гибкой системы оплаты труда, расширении системы премиальных выплат в зависимости от результатов работы конкретного подразделения, введении компенсационных выплат при выходе в отставку, продажи работникам акций предприятия. В американских фирмах существуют надбавки к заработной плате в связи с ростом стоимости жизни, для компенсации влияния временной , а также помощь при болезни.
Важным в коллективе является и моральное стимулирование, как средство обозначения заслуг отдельных работников. Целесообразно применять различные его формы, обеспечивая социальное равенство и диверсификацию в оплате труда, правильное сочетание общественных, групповых и личных интересов.
4. Принцип единоначалия и коллегиальности
Принцип единоначалия и коллегиальности предполагает умелое использование в управленческом процессе единоначалия и коллегиальности.
Единоначалие предоставляет высшему руководству определенную полноту власти и соответственно персональную ответственность за порученное дело. Необходимость единоначалия обусловлена потребностями самого производства, которое предполагает единство всех работающих. Она означает подчиненность в трудовом процессе одному лицу, имеющему на это необходимые права. Единоначалие позволяет устранять безответственность.
Управление предприятиями имеет коллективный характер, поэтому единоначалие должно умело сочетаться с коллегиальностью. Коллегиальность предусматривает отработку коллективных решений на основе мнений руководителей разного уровня управления. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной их реализации, но снижает оперативность управления.
5. Принцип научности
Принцип научности предполагает полное использование во всей системе управления новых концепций науки, прогрессивного опыта лучших организаций и предприятий. Научное управление несовместимо с субъективизмом.
Соблюдение этого принципа позволяет избегать проявлений волюнтаризма и субъективизма при принятии управленческих решений. Менеджмент должен основываться на глубоком познании объективных экономических законов, закономерностей и принципов управления. Научность управления предполагает также широкое применение математических методов, особенно при решении производственных задач, критическую оценку эффективности принятых решений, а также внедрение современных средств оргтехники и связи.
При внедрении в жизнь принципа научности важно бороться с шаблоном, индивидуально подходить к каждому объекту управления.
6. Принцип подготовки и расстановки кадров
Принцип подготовки и расстановки кадров предусматривает обеспечение стабильности кадров и профессионализации управления.
Подготовка, подбор и расстановка кадров должна осуществляться так, чтобы каждый специалист или руководитель на занимаемой должности мог наиболее эффективно выполнять порученную работу. Это требует целенаправленной деятельности в данном направлении и правильном использовании кадров.
7. Принцип ответственности
Принцип ответственности означает создание четкой ; разработку положений о подразделениях организации, права и обязанности руководителей, должностные инструкции исполнителей; установление хозрасчетных подразделений за упущения в работе; разработку положений о премировании работников; четкое принятие приказов и распоряжений; проведение других организационных мероприятий.
В развитых странах большое признание получила социальная ответственность предпринимательства, производство качественной и безопасной для здоровья потребителей продукции, соблюдение моральных принципов.
8. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления
Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления предполагает наиболее рациональное размещение и развитие производительных сил, требует учета экологии, степени эффективности использования рабочей силы, занятости населения, развития социальной инфраструктуры, соответствия производства этническим особенностям региона, удовлетворение материальных и духовных потребностей населения.
Отраслевое управление характеризует необходимость развития диверсификации производства, углубления его специализации и концентрации. Территориальное управление выходит из других целевых установок.
9. Принцип преемственности хозяйственных решений
В основе принципа преемственности хозяйственных решений лежит единство экономических явлений и процессов, как последовательности количественных и качественных изменений, которые осуществляют во времени и пространстве. Этот принцип имеет различные формы проявления.
Наследственность хозяйственных решений необходима при разработке и особенно реализации планов, для того чтобы информация сохраняла сравнительность. Наследственность необходима в организационных решениях, оптимальность которых предполагает анализ прошлого, максимальное сохранение положительного опыта. Она необходима и в кадровой политике, которая должна предусматривать сочетание опытных работников и молодых инициативных специалистов, обладающих скоростью реакции и консервным мышлением.
10. Принцип подчинения личных интересов общим
Принцип подчинения личных интересов общим предполагает приоритет общеколлективных интересов перед индивидуальными, которые в менеджменте очень трудно осуществлять. Дело в том, что с точки зрения управления достичь общих целей в организации возможно только при удовлетворении личных интересов работников. При достижении работниками своих потребностей проблема соотношения между общими и личными интересами не упрощается, а напротив, имеет выраженную тенденцию к усложнению. Чем более разнообразны личные интересы работников, тем труднее становится поиск с целью повышения эффективности их труда.
11. Принцип экономичности и эффективности
В производстве необходимо достигать не только эффективного сочетания человеческих и материальных ресурсов, но и значительной экономии сил, наиболее продуктивного применения труда. Общество заинтересовано в сокращении затрат общественного производства с целью увеличения объемов инвестиционных ресурсов и накоплений.
12. Принцип доминанты развития (принцип основного звена)
Принцип доминанты развития (принцип основного звена) заключается в том, что до принятия управленческого решения должны быть определены: основные перспективы, а также главный фактор, от которого зависит достижение поставленных целей.
Этот принцип позволяет минимизировать временные и финансовые затраты на исследования различных направлений развития организации. Выделение главного фактора позволяет сосредоточить все виды ресурсов (в основном ограниченных) на разработку основной задачи.
В целом, приведенные выше принципы менеджмента характерны в основном для систем и подсистем управления в целом. Вместе с тем каждая структура на уровне организации должна формироваться на основе еще и специфических принципов, к которым можно отнести:
- приоритет интересов собственников;
- направленность на демократизацию управленческих структур и управление собственностью;
- равенство прав организаций в экономической сфере рыночных и партнерских взаимоотношений;
- оптимальность организационных структур управления;
- эффективное материальное стимулирование управленческого труда;
- современное информационное обеспечение аппарата управления;
- наличие квалифицированных кадров управления и тому подобное.
Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, договорных обязательствах. Соблюдение требований этих принципов является основой для эффективного функционирования аппарата управления.