Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Презентацию на тему "Химия и здоровье человека" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Химия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 31 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Химия и здоровье
Учитель химии высшей категории Чекмарева А.М.
Средняя школа №7 г. Сосновый Бор 2004
Слайд 2
Слайд 3
Вопросы здоровьесбережения на уроках химии
Слайд 4
Формы работы
Введение вопросов здоровьесбережения в содержание урока: Уроки здоровья «Питание и здоровье», о наркотических веществах, о табаке и курении; повторно-обобщающие уроки Частичное введение некоторых вопросов в содержание урока – значение изучаемых в теме веществ для организма человека, правила обращения с веществами Введение материала в содержание расчетных задач Факультативные занятия и кружковая работа.
Слайд 5
Задачи на основные понятия и законы химии
Из приведенного ниже перечня выпишите отдельно названия веществ и названия тел, соблюдая порядок, в котором они написаны: ручка, стекло, стакан, олово, карандаш, тарелка, керамика, очки, ртуть, алюминий, тальк. Составив слово из первых букв веществ, вы узнаете, кто является автором строк «Здоровье – это не все, но все без здоровья ничто», Ответ: Стекло, Олово, Керамика, Ртуть, Алюминий, Тальк
Слайд 6
Запишите русские названия химических элементов: Ba, Al, Ni, N, Na. Из первых букв названий вы узнаете фрукт, который рекомендуют для профилактики агрессивных проявлений; Ответ: Банан. но его лучше не есть натощак, так как это способствуют образованию газов. Оказывается, у замороженного фрукта вкус такой же, как и у ванильного мороженного, он не менее сладок, а калорий и жира в нем значительно меньше.
Слайд 7
Определить в каком количестве вещества меди содержится 31 10²³ атомов. Ответ вам подскажет суточную потребность организма в меди (в миллиграммах). Медь участвует в синтезе гемоглобина и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.
Решение: n (Cu) = 31 10²³ / 6,02 10²³ = 5 (моль) Ответ: 5мг
Слайд 8
Зная, количественное содержание химических элементов в организме человека, их значение возможно составление различных задач.
Слайд 9
Какое количество вещества составляет углекислый газ, занимающий объем 134,4 л. Вычислив, вы узнаете, сколько минут жизни забирает одна выкуренная сигарета.
Решение: Vm (CO2) = 22,4 моль/л n (CO2) = 134,4 / 22,4 = 6 (моль). Ответ: Одна выкуренная сигарета отнимает 6 мин. жизни.
Слайд 10
Величину шума в децибелах, ведущего к полной глухоте, если в нем прибывать несколько часов, вы узнаете, вычислив молярную массу сульфида алюминия. Нормальный уровень шума составляет величину, равную массе 0,2 моль сульфида алюминия.
Решение: М (Al2S3)= 150 г/ моль Масса 0,2 моль Al2S3 = 30 г. Ответ: Величина шума, вызывающая глухоту равна 150 дБ. Нормальный уровень шума – 30 дБ. Громкость звука музыкальных усилителей на дискотеках 110 дБ
Слайд 11
Вычислите, какое количество вещества составляет: а) вода массой 162 грамма, б) вода массой 180 граммов. Полученные ответы подскажут вам, какое количество часов для сна необходимо школьнику среднего звена, чтоб полноценно отдохнуть. Ответ: продолжительность сна учащихся среднего звена 9-10 часов, старшеклассников не менее 8,5 часов
Слайд 12
Многовариантные задачи
Вычислите какое количество вещества составляет а) оксид кальция массой 5,6г б) оксид калия массой - 4,7 г в) оксид серы (IV) массой – 16 г г) оксид серы (VI) массой- 5,12г д) оксид цинка – 81г Ответ вам подскажет, сколько мг витаминов содержится в 100г молока. Решение: а) витамина А -0,10 мг б) витамина В1- 0,05 мг в) витамина В2 – 0,17 мг г) витамина РР – 0,08 мг д) витамина С -1,00 мг
Слайд 13
Вычислив массовые доли химических элементов в молекуле этилового спирта, вы узнаете, какие заболевания возникают вследствие злоупотребления алкоголем. Ответы задачи соответствуют цифрам заболеваний: 0,2 – грипп, насморк; 0, 52 – язвенная болезнь, энурез; 0,13 – слабоумие, галлюцинации; 0,48 – плоскостопие; 0,35 - импотенция Решение: M (C2H6O) = 24 + 6 + 16 = 46 ω (С) = 24 / 46 = 0,52 ω (Н) = 6 / 46 = 0,13 ω (О) = 16 / 46 = 0,35 У одноатомных спиртов с увеличением числа атомов углерода в молекуле нарастает их гемолитическое действие (гемолиз - разрушение эритроцитов крови с выделением гемоглобина во внешнюю среду). Спирты – гемолитические яды (как, например, змеиные яды)
Слайд 14
Составьте уравнения химических реакций, и по количеству веществ, участвующих в реакции, вы сможете определить продукты, которые а) стимулируют обмен веществ в мозге и этим облегчают процесс заучивания карбонат натрия и соляная кислота: 1-морковь; 2- ананас; 3- горох; 4 – хлеб б) облегчают восприятие информации и восстанавливают силы алюминий с раствором серной кислоты: 1- помидор; 2- лимон; 3- грейпфрут; 4 – сосиски в) нейтрализуют отрицательные эмоции: железо с хлором: 1- огурец; 2- банан; 3- клубника; 4 - яблоко Ответ: а) морковь и ананас (Na2CO3 + 2 HCl →); б) лимон – облегчает восприятие информации, грейпфрут восстанавливает силы (2Al + 3 H2SO4 →); в) банан и клубника (2Fe + 3 Cl2 →)
Слайд 15
Запишите уравнения химических реакции и по числу электронов, участвующих в процессе окисления, определите, как влияет окружающие цвета на состояние человека: 1. Окисление алюминия красный: 1-грусть, 2-спокойствие, 3-активность и раздражительность, 4 – собранность 2. Взаимодействие цинка с соляной кислотой желтый – 1 рассеянность, 2-активность и оптимизм, 3-пассивность и слабость, 4 – тоска 3. Взаимодействие железа с хлором зеленый- 1- возбуждение, 2 -агрессивность, 3- спокойствие, 4 – утомление 4. Горение серы синий – 1- агрессивность, 2- открытость, 3- раздражительность, 4 – нежность Ответ: 1. Аl – 3e → Al+3 красный: 3 – активность и раздражительность 2. Zn – 2e → Zn+2 желтый: 2 - активность и оптимизм 3. Fe – 3e → Fe+3 зеленый: 3 - спокойствие 4. S – 4e → S+4 синий: 4 - нежность По мнению ученых, цвет и интерьер комнаты отражают привычки человека, во многом определяя его настроение и самочувствие. Выбирая цветовую гамму комнаты, надо принимать во внимание и ее освещенность. Достаточная освещенность снимает утомление.
Слайд 16
Запишите уравнения химических реакции: а) окисления фосфора (V) б) горения аммиака в отсутствии катализатора в) окисления аммиака в присутствии платинового катализатора г) разложения нитрата железа(III) уравняйте, сложите коэффициенты в уравнениях химических реакции и вы узнаете: а) в какое время у человека наивысшая работоспособность. б) в какое время у человека наибольшее утомление в) в какое время у человека вечерний подъем работоспособности г) когда необходимо прекращать всякую деятельность Использование полученных знаний о биологических ритмах при составлении режима дня позволит достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма к утомлению. Ответ: а) 4Р + 5О2 = 2 Р2О5 (11часов) б) 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O (15 часов) в) 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O (19 часов) г) 4Fe (NO3)3 = 2 Fe2O3 + 12 NO2 + 3 O2 (21 час)
Слайд 17
Эвристические задачи
Сульфат бария используют в медицине как рентгено- контрастное средство, но в нем недопустима примесь карбоната бария. Известны случаи отравления, если в сульфате бария присутствовала примесь карбоната бария. Объясните причину отравления и как его избежать. Решение: Сульфат бария считается безвредным, так как он не растворим в воде. Но ион бария очень токсичен, Если в сульфате бария присутствует примесь карбоната бария, то, попав в кислотную среду желудка, ион бария будет переходить в раствор: BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + CO2 + H2O BaCO3 + 2Н+ = Ba²+ + CO2 + H2O Для избавления от примесей возможно приготовление суспензии не в дистиллированной воде, а в сульфатных растворах, например, в растворе сульфата натрия. То есть, необходимо перевести все примеси соединений бария в нерастворимый сульфат.
Слайд 18
Задачи на растворы
Для рентгеновского исследования желудка больному дают выпить суспензию сульфата бария. Почему используют именно сульфат, а не хлорид? Как можно получить сульфат бария, используя серную кислоту? Какую массу 49% серной кислоты нужно взять для получения 100 г сульфата бария?
Решение: Хлорид бария – растворимая соль, она будет в виде ионов, а сульфат бария в виде суспензии возможно «уловить» рентгеновским аппаратом. H2SO4 + BaCl2 = 2НCl + Ba SO4↓ n (Ba SO4) = 100/233 = 0,429 (моль) n (H2SO4) = 0, 429 моль по уравнению. m (H2SO4) = 0,429 98 = 42 (г) m р-ра (H2SO4) = 42 0,49 = 20,6 (г)
Слайд 19
Глюкозу в медицине используют в виде растворов различной концентрации, которые служат источником жидкости и питательного материала, а также способствуют обезвреживанию и выведению ядов из организма. Рассчитайте, в какой массе раствора глюкозы с массовой долей 5 % следует растворить 120г ее, чтобы получить раствор с массовой долей глюкозы 8 %.
Решение: Пусть масса 5% раствора – х, тогда 0,05х + 120 = 0,08х + 120 · 0,08 110,4 = 0,03х х = 3680 необходимо 3680 г 5% раствора.
Слайд 20
Задачи, возникающие из жизнедеятельности школы. ГО и ЧС
В случае загрязнения атмосферы хлором, можно защититься марлевыми повязками, смоченными 5% раствором питьевой соды и подняться на верхний этаж здания школы. Объясните с химической точки зрения это явление. Решение: хлор тяжелее воздуха DвCl2= 71/29 =2,45 гидрокарбонат натрия – соль, образованная слабой кислотой и сильным основанием, идет гидролиз по аниону – среда щелочная, хлор нейтрализуется Сl2 + 2NaOH = NaCl + NaClO + H2O
В случае загрязнения атмосферы аммиаком, надеть марлевые повязки, смоченные 3% раствором уксусной кислоты и располагаться на первых этажах. Объясните с химической точки зрения это явление. Решение: аммиак легче воздуха Dв NH3 = 17/29 = 0,59 аммиак обладает основными свойствами и нейтрализуется уксусной кислотой: NH3 + CH3COOH = CH3COONH4
Слайд 21
Правила техники безопасности
Простейшим способом удаления пролившейся ртути является обработка загрязненного места йодной настойкой. Какую массу йодной настойки, содержащей 5% йода, нужно использовать для уничтожения 2г ртути. Решение: 2Hg + I2 = Hg2I2 n(Hg)/2=n(I2)/1 n (Hg) = m (Hg) / M (Hg) n(I2) = m (I2) / M (I2) = ω (I2) х m (р-ра)/ M (I2) m (р - ра) = m (Hg) х M (I2) / {2 M (Hg) ω (I2) } m (р - ра) = 2.254./ {2.201/0,05}= 25,3 (г)
Слайд 22
« Домашние » задачи
Плохой уход за зубами, особенно несвоевременное удаление остатков пищи, - одна из причин кариеса. Почему для зубов особенно опасна углеводная пища (белый хлеб, печенье, сахар)?
Ответ: многочисленные бактерии, находящиеся во рту, потребляют из пищи сахар. В ходе их жизнедеятельности при разложении углеводов образуется молочная кислота, которая повышает кислотность слюны, что разрушающе действует на эмаль и твердые ткани зубов. Чем больше во рту сахара, тем вероятнее развитие кариеса!!!
Слайд 23
При неправильном уходе за ротовой полостью зубы становятся очень чувствительны к горячей и холодной пище, но эти ощущения проходят, если два раза в день чистить зубы пастой, содержащей фтор. Как с химической точки зрения объяснить этот факт?. Ответ: Соединения фтора переводят Ca5OH(PO4)3 в CaF2 , а он, в свою очередь, адсорбируется на эмали, предохраняя ее от воздействия кислот, образующихся при разложении пищи. Также фторидные соединения подавляют жизнедеятельность бактерий, эмаль не разрушается и становится не чувствительной к горячей и холодной пище.
Слайд 24
В составе желудочного сока содержится соляная кислота. Избыток ее (повышенная кислотность) вызывает изжогу в организме. Если соляной кислоты ниже нормы, то у человека пониженная кислотность. При «изжоге» в домашних условиях часто принимают питьевую соду. Запишите уравнения химической реакции. Возможно ли с помощью питьевой соды навсегда избавиться от «изжоги». Почему?
Ответ: NaHCO3 + HCl = NaCl + CO2 + H2O C помощью питьевой соды нельзя навсегда избавиться от «изжоги» так как временная нейтрализация кислоты ведет к дальнейшему увеличению ее образования: CO2 + H2O + Cl¯ → HCl + HCO3¯
Слайд 25
Перманганат калия –KMnO4 используется в медицине в виде 5% раствора для смазывания обожженных мест и как кровоостанавливающее средство. Определить массу перманганата калия и воды, необходимых для приготовления 50 г данного раствора. Более слабые растворы употребляются для полоскания рта и горла как дезинфицирующее средство вследствие его высокой окислительной способности. Решение: m(KMnO4) = 50 0,05 = 2,5 9 (г). m(H2O) = 50 – 2,5 = 47,5 (г)
Слайд 26
Какие вещества, находящиеся в домашней аптечке, как дезинфицирующие препараты, можно использовать для получения кислорода. Запишите уравнения химических реакций и условия их проведения:
Решение: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 2H2O2 = 2H2O + O2 (tº выше 150º или медленное разложение при комнатной температуре)
Слайд 27
В домашней аптечке хранятся такие вещества как перманганат калия, нашатырный спирт, этиловый спирт. Обсудите возможность взаимодействия между ними. Напишите уравнения возможных реакций, укажите условия, в которых они протекают. Что вы знаете об их использовании, как медицинских препаратов.
Решение: 2KMnO4 + 3С2 Н5ОН = 2MnO2 + С Н3СНО + 2КОН + 2H2O (20-30º) 2KMnO4 + 2(NH3 H2O) конц. = 2MnO2 + N2 + 2KOH + H2O
Слайд 28
Используя вещества из домашней аптечки, ученик попытался провести химические реакции. Какие вещества ему необходимо взять, и при каких условиях провести химические реакции, если он предполагает получить следующие вещества (все продукты реакции указаны без коэффициентов)
MnO2 + СН3СНО + КОН + H2O MnO2 + N2 + KOH + H2O
Слайд 29
Пурген (фенолфталеин) применяют как слабительное средство. Какую окраску приобретет пурген в растворах нашатырного спирта питьевой соды этилового спирта. Ответ мотивируйте. Ответ: Раствор аммиака – щелочь, раствор гидрокарбоната натрия имеет щелочную среду, поэтому, фенолфталеин приобретает малиновую окраску: HCO3- + H2O = H2CO3 + OH-
Слайд 30
Задачи можно:
предложить учащимся как химическую разминку в начале урока при закреплении нового материала как дополнительное задание во время контрольной работы как творческое задание по самостоятельному составлению задач или предложить подобрать к математическим расчетам материал по здоровьесбережению
Слайд 31
Материалы для составления задач:
Присутствие химических элементов в организме человека, в каких органах они находятся, их роль, токсичность, источники, суточная норма О роли некоторых веществ (вода, серебро, витамины) Применение неорганических веществ как лекарственных препаратов О химических явлениях в организме человека (буферные системы, электрохимические явления, явления диффузии и осмоса) Химия и гигиена О пище и пищевых продуктах Знаете ли вы, что…
Слайд 2
Улучшить здоровье детей - задача для школы непосильная. Целью работы школьного коллектива может быть только охрана и сохранение здоровья, мотивация участников образовательного процесса на здоровый образ жизни.
Слайд 3
Вопросы здоровьесбережения на уроках химии
Слайд 4
Формыработы
Введение вопросов здоровьесбережения в содержание урока: Уроки здоровья «Питание и здоровье», о наркотических веществах, о табаке и курении; повторно-обобщающие уроки Частичное введение некоторых вопросов в содержание урока – значение изучаемых в теме веществ для организма человека, правила обращения с веществами Введение материала в содержание расчетных задач Факультативные занятия и кружковая работа.
Слайд 5
Из приведенного ниже перечня выпишите отдельно названия веществ и названия тел, соблюдая порядок, в котором они написаны: ручка, стекло, стакан, олово, карандаш, тарелка, керамика, очки, ртуть, алюминий, тальк. Составив слово из первых букв веществ, вы узнаете, кто является автором строк «Здоровье – это не все, но все без здоровья ничто», Ответ: Стекло, Олово, Керамика, Ртуть, Алюминий, Тальк
Слайд 6
Запишите русские названия химических элементов: Ba, Al, Ni, N, Na. Из первых букв названий вы узнаете фрукт, который рекомендуют для профилактики агрессивных проявлений; Ответ: Банан. но его лучше не есть натощак, так как это способствуют образованию газов. Оказывается, у замороженного фрукта вкус такой же, как и у ванильного мороженного, он не менее сладок, а калорий и жира в нем значительно меньше.
Слайд 7
Задачи на основные понятия и законы химии
Определить в каком количестве вещества меди содержится 31 10²³ атомов. Ответ вам подскажет суточную потребность организма в меди (в миллиграммах). Медь участвует в синтезе гемоглобина и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови. Решение: n (Cu) = 31 10²³ / 6,02 10²³ = 5 (моль) Ответ: 5мг
Слайд 8
Содержание химических элементов в органах человека
Зная, количественное содержание химических элементов в организме человека, их значение возможно составление различных задач.
Слайд 9
Задачи на основные понятия и законы химии
Какое количество вещества составляет углекислый газ, занимающий объем 134,4 л. Вычислив, вы узнаете, сколько минут жизни забирает одна выкуренная сигарета. Решение: Vm (CO2) = 22,4 моль/л n(CO2) = 134,4 / 22,4 = 6 (моль). Ответ: Одна выкуренная сигарета отнимает 6 мин. жизни.
Слайд 10
Величину шума в децибелах, ведущего к полной глухоте, если в нем прибывать несколько часов, вы узнаете, вычислив молярную массу сульфида алюминия. Нормальный уровень шума составляет величину, равную массе 0,2 моль сульфида алюминия. Решение: М (Al2S3)= 150 г/ моль Масса 0,2 моль Al2S3 = 30 г. Ответ: Величина шума, вызывающая глухоту равна 150 дБ. Нормальный уровень шума – 30 дБ. Громкость звука музыкальных усилителей на дискотеках 110 дБ
Слайд 11
Вычислите, какое количество вещества составляет: а) вода массой 162 грамма, б) вода массой 180 граммов. Полученные ответы подскажут вам, какое количество часов для сна необходимо школьнику среднего звена, чтоб полноценно отдохнуть. Ответ: продолжительность сна учащихся среднего звена 9-10 часов, старшеклассников не менее 8,5 часов
Слайд 12
Многовариантные задачи
Вычислите какое количество вещества составляет а) оксид кальция массой 5,6г б) оксид калия массой - 4,7 г в) оксид серы (IV) массой – 16 г г) оксид серы (VI) массой- 5,12г д) оксид цинка – 81г Ответ вам подскажет, сколько мг витаминов содержится в 100г молока. Решение: а) витамина А -0,10 мг б) витамина В1- 0,05 мг в) витамина В2 – 0,17 мг г) витамина РР – 0,08 мг д) витамина С -1,00 мг
Слайд 13
Вычислив массовые доли химических элементов в молекуле этилового спирта, вы узнаете, какие заболевания возникают вследствие злоупотребления алкоголем. Ответы задачи соответствуют цифрам заболеваний: 0,2 – грипп, насморк; 0, 52 – язвенная болезнь, энурез; 0,13 – слабоумие, галлюцинации; 0,48 – плоскостопие; 0,35 - импотенция Решение: M (C2H6O) = 24 + 6 + 16 = 46 ω (С) = 24 / 46 = 0,52 ω (Н) = 6 / 46 = 0,13 ω (О) = 16 / 46 = 0,35 У одноатомных спиртов с увеличением числа атомов углерода в молекуле нарастает их гемолитическое действие (гемолиз - разрушение эритроцитов крови с выделением гемоглобина во внешнюю среду). Спирты – гемолитические яды (как, например, змеиные яды)
Слайд 14
Составьте уравнения химических реакций, и по количеству веществ, участвующих в реакции, вы сможете определить продукты, которые а) стимулируют обмен веществ в мозге и этим облегчают процесс заучивания карбонат натрия и соляная кислота: 1-морковь; 2- ананас; 3- горох; 4 – хлеб б) облегчают восприятие информации и восстанавливают силы алюминий с раствором серной кислоты: 1- помидор; 2- лимон; 3- грейпфрут; 4 – сосиски в) нейтрализуют отрицательные эмоции: железо с хлором: 1- огурец; 2- банан; 3- клубника; 4 - яблоко Ответ: а) морковь и ананас (Na2CO3 + 2 HCl →); б) лимон – облегчает восприятие информации, грейпфрут восстанавливает силы (2Al + 3 H2SO4 →); в) банан и клубника (2Fe + 3 Cl2 →)
Слайд 15
Многовариантные задачи
Запишите уравнения химических реакции и по числу электронов, участвующих в процессе окисления, определите, как влияет окружающие цвета на состояние человека: 1. Окисление алюминия красный: 1-грусть, 2-спокойствие, 3-активность и раздражительность, 4 – собранность 2. Взаимодействие цинка с соляной кислотой желтый – 1 рассеянность, 2-активность и оптимизм, 3-пассивность и слабость, 4 – тоска 3. Взаимодействие железа с хлором зеленый- 1- возбуждение, 2 -агрессивность, 3- спокойствие, 4 – утомление 4. Горение серы синий – 1- агрессивность, 2- открытость, 3- раздражительность, 4 – нежность Ответ: 1. Аl – 3e → Al+3 красный: 3 – активность и раздражительность 2. Zn – 2e → Zn+2желтый: 2 - активность и оптимизм 3. Fe – 3e → Fe+3зеленый: 3 - спокойствие 4. S – 4e → S+4 синий: 4 - нежность По мнению ученых, цвет и интерьер комнаты отражают привычки человека, во многом определяя его настроение и самочувствие. Выбирая цветовую гамму комнаты, надо принимать во внимание и ее освещенность. Достаточная освещенность снимает утомление.
Слайд 16
Многовариантные задачи
Запишите уравнения химических реакции: а) окисления фосфора (V) б) горения аммиака в отсутствии катализатора в) окисления аммиака в присутствии платинового катализатора г) разложения нитрата железа(III) уравняйте, сложите коэффициенты в уравнениях химических реакции и вы узнаете: а) в какое время у человека наивысшая работоспособность. б) в какое время у человека наибольшее утомление в) в какое время у человека вечерний подъем работоспособности г) когда необходимо прекращать всякую деятельность Использование полученных знаний о биологических ритмах при составлении режима дня позволит достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма к утомлению. Ответ: а) 4Р + 5О2 = 2 Р2О5 (11часов) б) 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O (15 часов) в) 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O (19 часов) г) 4Fe (NO3)3 = 2 Fe2O3 + 12 NO2 + 3 O2 (21 час)
Слайд 17
Эвристические задачи
Сульфат бария используют в медицине как рентгено- контрастное средство, но в нем недопустима примесь карбоната бария. Известны случаи отравления, если в сульфате бария присутствовала примесь карбоната бария. Объясните причину отравления и как его избежать. Решение: Сульфат бария считается безвредным, так как он не растворим в воде. Но ион бария очень токсичен, Если в сульфате бария присутствует примесь карбоната бария, то, попав в кислотную среду желудка, ион бария будет переходить в раствор: BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + CO2+ H2O BaCO3 +2Н+=Ba²++CO2+ H2O Для избавления от примесей возможно приготовление суспензии не в дистиллированной воде, а в сульфатных растворах, например, в растворе сульфата натрия. То есть, необходимо перевести все примеси соединений бария в нерастворимый сульфат.
Слайд 18
Задачи на растворы
Для рентгеновского исследования желудка больному дают выпить суспензию сульфата бария. Почему используют именно сульфат, а не хлорид? Как можно получить сульфат бария, используя серную кислоту? Какую массу 49% серной кислоты нужно взять для получения 100 г сульфата бария? Решение: Хлорид бария – растворимая соль, она будет в виде ионов, а сульфат бария в виде суспензии возможно «уловить» рентгеновским аппаратом. H2SO4 + BaCl2 = 2НCl + Ba SO4↓ n(Ba SO4) = 100/233 = 0,429 (моль) n (H2SO4) = 0, 429 моль по уравнению. m (H2SO4) = 0,429 98 = 42 (г) m р-ра (H2SO4) = 42 0,49 = 20,6 (г)
Слайд 19
Задачи на растворы
Глюкозу в медицине используют в виде растворов различной концентрации, которые служат источником жидкости и питательного материала, а также способствуют обезвреживанию и выведению ядов из организма. Рассчитайте, в какой массе раствора глюкозы с массовой долей 5 % следует растворить 120г ее, чтобы получить раствор с массовой долей глюкозы 8 %. Решение: Пусть масса 5% раствора – х, тогда 0,05х + 120 = 0,08х + 120 · 0,08 110,4 = 0,03х х = 3680 необходимо 3680 г 5% раствора.
Слайд 20
Задачи, возникающие из жизнедеятельности школы. ГО и ЧС
В случае загрязнения атмосферы хлором, можно защититься марлевыми повязками, смоченными 5% раствором питьевой соды и подняться на верхний этаж здания школы. Объясните с химической точки зрения это явление. Решение: хлор тяжелее воздуха DвCl2= 71/29 =2,45 гидрокарбонат натрия – соль, образованная слабой кислотой и сильным основанием, идет гидролиз по аниону – среда щелочная, хлор нейтрализуется Сl2 + 2NaOH = NaCl + NaClO + H2O В случае загрязнения атмосферы аммиаком, надеть марлевые повязки, смоченные 3% раствором уксусной кислоты и располагаться на первых этажах. Объясните с химической точки зрения это явление. Решение: аммиак легче воздуха DвNH3 = 17/29 = 0,59 аммиак обладает основными свойствами и нейтрализуется уксусной кислотой: NH3 + CH3COOH = CH3COONH4
Слайд 21
Правила техники безопасности
Простейшим способом удаления пролившейся ртути является обработка загрязненного места йодной настойкой. Какую массу йодной настойки, содержащей 5% йода, нужно использовать для уничтожения 2г ртути. Решение: 2Hg + I2= Hg2I2 n(Hg)/2=n(I2)/1 n(Hg) = m (Hg) / M (Hg) n(I2) = m (I2) / M (I2) = ω (I2)х m (р-ра)/ M (I2) m (р - ра) = m (Hg) хM (I2) / {2 M (Hg) ω (I2) } m (р - ра) = 2.254./ {2.201/0,05}= 25,3 (г)
Слайд 22
« Домашние » задачи
Плохой уход за зубами, особенно несвоевременное удаление остатков пищи, - одна из причин кариеса. Почему для зубов особенно опасна углеводная пища (белый хлеб, печенье, сахар)? Ответ: многочисленные бактерии, находящиеся во рту, потребляют из пищи сахар. В ходе их жизнедеятельности при разложении углеводов образуется молочная кислота, которая повышает кислотность слюны, что разрушающе действует на эмаль и твердые ткани зубов. Чем больше во рту сахара, тем вероятнее развитие кариеса!!!
Слайд 23
« Домашние » задачи
При неправильном уходе за ротовой полостью зубы становятся очень чувствительны к горячей и холодной пище, но эти ощущения проходят, если два раза в день чистить зубы пастой, содержащей фтор. Как с химической точки зрения объяснить этот факт?. Ответ: Соединения фтора переводят Ca5OH(PO4)3 в CaF2 , а он, в свою очередь, адсорбируется на эмали, предохраняя ее от воздействия кислот, образующихся при разложении пищи. Также фторидные соединения подавляют жизнедеятельность бактерий, эмаль не разрушается и становится не чувствительной к горячей и холодной пище.
Слайд 24
В составе желудочного сока содержится соляная кислота. Избыток ее (повышенная кислотность) вызывает изжогу в организме. Если соляной кислоты ниже нормы, то у человека пониженная кислотность. При «изжоге» в домашних условиях часто принимают питьевую соду. Запишите уравнения химической реакции. Возможно ли с помощью питьевой соды навсегда избавиться от «изжоги». Почему? Ответ: NaHCO3 + HCl = NaCl + CO2 + H2O C помощью питьевой соды нельзя навсегда избавиться от «изжоги» так как временная нейтрализация кислоты ведет к дальнейшему увеличению ее образования: CO2 + H2O + Cl¯ → HCl +HCO3¯
Слайд 25
Перманганат калия –KMnO4 используется в медицине в виде 5% раствора для смазывания обожженных мест и как кровоостанавливающее средство. Определить массу перманганата калия и воды, необходимых для приготовления 50 г данного раствора. Более слабые растворы употребляются для полоскания рта и горла как дезинфицирующее средство вследствие его высокой окислительной способности. Решение: m(KMnO4) = 50 0,05 = 2,5 9 (г). m(H2O) = 50 – 2,5 = 47,5 (г)
Слайд 26
Какие вещества, находящиеся в домашней аптечке, как дезинфицирующие препараты, можноиспользовать для получения кислорода. Запишите уравнения химических реакций и условия их проведения: Решение: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 2H2O2 = 2H2O + O2 (tº выше 150º или медленное разложение при комнатной температуре)
Слайд 27
В домашней аптечке хранятся такие вещества как перманганат калия, нашатырный спирт, этиловый спирт. Обсудите возможность взаимодействия между ними. Напишите уравнения возможных реакций, укажите условия, в которых они протекают. Что вы знаете об их использовании, как медицинских препаратов. Решение: 2KMnO4 + 3С2 Н5ОН = 2MnO2+ С Н3СНО + 2КОН + 2H2O (20-30º) 2KMnO4 + 2(NH3 H2O) конц. = 2MnO2 + N2+ 2KOH + H2O
Слайд 28
Используя вещества из домашней аптечки, ученик попытался провести химические реакции. Какие вещества ему необходимо взять, и при каких условиях провести химические реакции, если он предполагает получить следующие вещества (все продукты реакции указаны без коэффициентов) MnO2+ СН3СНО + КОН + H2O MnO2 + N2+ KOH + H2O
Слайд 29
Пурген (фенолфталеин) применяют как слабительное средство. Какую окраску приобретет пурген в растворах нашатырного спирта питьевой соды этилового спирта. Ответ мотивируйте. Ответ: Раствор аммиака – щелочь, раствор гидрокарбоната натрия имеет щелочную среду, поэтому, фенолфталеин приобретает малиновую окраску: HCO3- + H2O =H2CO3 + OH-
Слайд 30
Задачи можно:
предложить учащимся как химическую разминку в начале урока при закреплении нового материала как дополнительное задание во время контрольной работы как творческое задание по самостоятельному составлению задач или предложить подобрать к математическим расчетам материал по здоровьесбережению
Слайд 31
Материалы для составления задач:
Присутствие химических элементов в организме человека, в каких органах они находятся, их роль, токсичность, источники, суточная норма О роли некоторых веществ (вода, серебро, витамины) Применение неорганических веществ как лекарственных препаратов О химических явлениях в организме человека (буферные системы, электрохимические явления, явления диффузии и осмоса) Химия и гигиена О пище и пищевых продуктах Знаете ли вы, что…
Посмотреть все слайды
«Роль химии в жизни человека» - Не ошибись. Химия на дачном участке. Песок. Каков был ответ внучки. Массы. Химия в медицине. Цементный порошок. Масса пергидроля. Раствор. Раствор хлорида кальция. Работник парикмахерской. Химия в быту. Вычислить массы компонентов. Бабушка. Химия в промышленности. Сумма масс. Какой был ответ. Раствор хлорида кальция используется в медицине.
«Полимерные гидрогели» - Синтез полимерных гидрогелей. Полимерные гидрогели в биологии. Набухание и коллапс. Такой «орган» может работать полностью автономно. Полимерные гидоргели. При инфекции в зоне воспаления повышается кислотность среды. Полимерный нерастворимый гидрогель, при нормальном pH крови (7,4) способен удерживать в себе антибиотики.
«Химия и жизнь человека» - Природные токсиканты. Планетарная система. Химические основы жизни. Белок – основа жизни. Круговорот азота в природе. Загрязнение. Химия и жизнь. Биологически активные соединения азота. Компоненты круговорота. Соединения азота. Биогенные элементы. Природные загрязнители. Живое вещество. Элементы. Деятельность человека.
«Химия и окружающая среда» - Отходы. Оксид углерода. На ковровом покрытии скапливается много пыли. Целлюлоза связывает воду. Серная и азотная кислоты, сульфаты, нитраты. Брожение. Смесь газов, которая образуется из органических остатков. Чрезмерный рост водорослей. Повторяющиеся процессы превращения веществ, перемещения атомов.
«Значение химии» - Мыла. Спички и зажигалки. Косметические средства. Химия и пища. Пеностекло. Химия и повседневная жизнь человека. Белки. Свеча и электрическая лампочка. Соли. Дезодоранты. Развитие пищевой промышленности. Карандаши. Предметы и изделия. Химические средства гигиены и косметики. Средства ухода за зубами.
«Химия и здоровье» - Иоганн Рудольф Глаубер установил, что одно открытое вещество обладает сильным слабительным действием. Назвал удивительной солью. Какой процесс используют для получения сливок. Химия и здоровье. Молочнокислые продукты полезны для здоровья. Какое покрытие для пола более благоприятно для здоровья. на Руси всегда любили и умели пить чай.
Всего в теме 25 презентаций
«Роль химии в жизни человека» - Не ошибись. Химия на дачном участке. Песок. Каков был ответ внучки. Массы. Химия в медицине. Цементный порошок. Масса пергидроля. Раствор. Раствор хлорида кальция. Работник парикмахерской. Химия в быту. Вычислить массы компонентов. Бабушка. Химия в промышленности. Сумма масс. Какой был ответ. Раствор хлорида кальция используется в медицине.
«Полимерные гидрогели» - Синтез полимерных гидрогелей. Полимерные гидрогели в биологии. Набухание и коллапс. Такой «орган» может работать полностью автономно. Полимерные гидоргели. При инфекции в зоне воспаления повышается кислотность среды. Полимерный нерастворимый гидрогель, при нормальном pH крови (7,4) способен удерживать в себе антибиотики.
«Химия и жизнь человека» - Природные токсиканты. Планетарная система. Химические основы жизни. Белок – основа жизни. Круговорот азота в природе. Загрязнение. Химия и жизнь. Биологически активные соединения азота. Компоненты круговорота. Соединения азота. Биогенные элементы. Природные загрязнители. Живое вещество. Элементы. Деятельность человека.
«Химия и окружающая среда» - Отходы. Оксид углерода. На ковровом покрытии скапливается много пыли. Целлюлоза связывает воду. Серная и азотная кислоты, сульфаты, нитраты. Брожение. Смесь газов, которая образуется из органических остатков. Чрезмерный рост водорослей. Повторяющиеся процессы превращения веществ, перемещения атомов.
«Значение химии» - Мыла. Спички и зажигалки. Косметические средства. Химия и пища. Пеностекло. Химия и повседневная жизнь человека. Белки. Свеча и электрическая лампочка. Соли. Дезодоранты. Развитие пищевой промышленности. Карандаши. Предметы и изделия. Химические средства гигиены и косметики. Средства ухода за зубами.
«Химия и здоровье» - Иоганн Рудольф Глаубер установил, что одно открытое вещество обладает сильным слабительным действием. Назвал удивительной солью. Какой процесс используют для получения сливок. Химия и здоровье. Молочнокислые продукты полезны для здоровья. Какое покрытие для пола более благоприятно для здоровья. на Руси всегда любили и умели пить чай.
Всего в теме 25 презентаций
«Химия и здоровье человека»МБОУ «Кижингинская средняя
общеобразовательная школа
им.Х.Намсараева»
«ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ
ЧЕЛОВЕКА»
Выполнила: Намсараева Д. 10 «Б»
Руководитель: Манхирова Надежда Романовна
Влияние бытовой химии на здоровье человека
ВЛИЯНИЕ БЫТОВОЙ ХИМИИНА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Стирального порошка, эффективно отстирывающего вещи -
большинство семей используют Миф, Сорти, Тайд, Ариель,
Дени, Персил, Пемос, Дося, Лотос, Аистенок, Ушастый нянь;
Различных видов чистящих и моющих средств на кухне или в
ванной комнате: Пемоксоль, Биолан, Пемолюкс, Доместос, Ас;
Для мытья посуды: Сорти, Фери, Миф, Биолан и пр.;
средств а для очистки окон и зеркал, освежители воздуха,
средства для чистки ковров, для борьбы с насекомыми,
средства личной гигиены.
Вред бытовой химии
ВРЕД БЫТОВОЙ ХИМИИВлияние бытовой химии на экосистему;
Пагубное влияние бытовой химии на здоровье
человека, что приводит к возникновению
хронических заболеваний.
Опасные химические соединения в бытовой химии
ОПАСНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕСОЕДИНЕНИЯ В БЫТОВОЙ ХИМИИ
Самыми опасными для здоровья химическими
соединениями, часто используемыми в товарах
бытового назначения, являются:
Хлор, хлорорганические соединения - в
чистящих, моющих средствах;
Фосфаты и фосфонаты - в стиральных порошках;
ПАВ - в моющих и чистящих средствах;
Формальдегид - в средствах для мытья посуды,
средствах для очистки ковров (formaldehyd или
methanal, methylene oxide, oxymethylene);
Соляная кислота (hydrochloric acid) - в чистящих
средствах.
Хлор и хлорорганические соединения
ХЛОР И ХЛОРОРГАНИЧЕСКИЕСОЕДИНЕНИЯ
Хлор и его соединения находятся во многих средствах:
отбеливатели - АСЕ, БОС (хлорсодержащие отбеливатели)
моющие для посудомоечных машин и ручного мытья посуды (Prill)
дезинфицирующие средства - Белизна, Comet (гель или порошок
с хлоринолом), Доместос (очень сильно концентрированное
средство, практически «яд» для органов дыхательной системы,
использовать в быту нельзя)
средства по борьбе с плесенью.
Заболевании при воздействии хлора на организм
ЗАБОЛЕВАНИИ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИХЛОРА НА ОРГАНИЗМ
Гипертония
Анемия
Заболевания сердечно-сосудистой системы
Развитие атеросклероза сосудов
Влияние на состояние волос и кожи
Аллергия, вплоть до бронхиальной астмы и
эмфиземы
Активация туберкулеза легких
Риск развития онкологии
Раздражающее действие на слизистые
дыхательных путей и глаз.
Другие вредные соединения, опасные для здоровья
ДРУГИЕ ВРЕДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ,ОПАСНЫЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
Гипохлорит натрия
Нефтяные дистилляторы
Нитробензол
Нашатырный спирт
Формальдегид
Фенолы и крезолы
Альтернативная химия
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ХИМИЯМыльный раствор - хорошо отмывает жировые пятна
с посуды;
раствор лимонной кислоты - удаляет налёт, ржавчину
эмалированных поверхностей;
уксусная эссенция - может быть использована,
как дезинфицирующее средство при
мытье сантехники;
сода - борется с окислением металлических
предметов;
Горчичный порошок – для мытья посуды.