Рано или поздно каждый молодой человек сталкивается с важным жизненным вопросом: на кого пойти учиться? Выбор профессии на сегодняшний день очень широк: актёр, дизайнер, юрист, спортсмен. Зачастую бывает так, что родители предлагают для своих детей одну специальность, душа просит другую, а друзья советуют третью. Как не потеряться в этом многообразии возможностей? Правильно, собрать информацию, взвесить плюсы и минусы и сделать выбор. В этой статье мы рассмотрим одно из популярных в наши дни направлений деятельности − архитектуру. Профессия архитектор находится на стыке наук: специалист данной области должен знать не только материаловедение и физику, но и обладать художественным вкусом, творческим мышлением. Архитекторы нужны практически в любой стране, в любом городе, они работают на благо всех граждан.
Где обитают архитекторы
Человечество занимается строительством испокон веков: даже у египетских пирамид был свой архитектор. В настоящее время строительство идет все более масштабными темпами: возводятся новые жилые кварталы, здания вокзалов и гостиниц, деловых и выставочных центров. Над каждым из этих сооружений должны потрудиться: архитектор, дизайнер, инженер, строитель и другие специалисты.
Ниже приведено описание основных этапов строительства здания, в которых задействован архитектор:
- обсуждение с заказчиком всех аспектов и требований к будущему сооружению,
- создание эскиза и предварительного плана проекта,
- составление окончательных чертежей и схем с учетом технических особенностей здания;
- разработка плана выполнения всех работ, подготовка проектной документации,
- после начала строительства – контроль за выполнением всех видов работ,
- устранение дефектов и претензий заказчика.
Также иногда архитекторы делают описание статей расходов и составляют сметы.
Кроме того, в процессе работы потребуется инженер – для просчета технических особенностей (систем вентиляции, противопожарной безопасности и прочности конструкций), дизайнер – для определения размеров и форм внутренних помещений, а также строители, которые будут выполнять работу.
Выполнение этих работ проводят как государственные организации: градостроительные комиссии и комитеты, так и частные конторы: архитектурные бюро, проектные организации, строительные компании и другие. Все они, соответственно, нуждаются в кадрах, в том числе в архитекторах.
Где пройти обучение
Как правило, для приема на работу архитектором требуется диплом о высшем профессиональном образовании. Такой диплом можно получить как в специализированном вузе, например, Московском архитектурном институте, Санкт-Петербургском архитектурно-строительном институте, так и в вузе с широким набором специальностей: лучшие кафедры имеют такие вузы, как Российский университет дружбы народов и Южный федеральный университет.
В большинстве случаев для поступления необходимо сдать обязательные предметы школьной программы – математику и русский язык, а также пройти творческий конкурс. Обычно на таком конкурсе просят выполнить рисунок архитектурной детали и чертеж какого-либо предмета. Таким образом, профессия архитектор требует наличия у претендента не только базовых знаний, но и хороших навыков рисования и черчения.
- дизайнер – создает интерьер и экстерьер строящегося объекта,
- градостроитель – занимается жилыми, общественными и промышленными зданиями,
- реставратор – восстанавливает исторически значимые объекты культурного наследия,
- ландшафтный архитектор – проектирует парки, площадки для отдыха детей и взрослых и другие пространственные объекты.
В зависимости от специализации при поступлении в вуз может добавиться ещё одно вступительное испытание: например, история для архитектора-реставратора.
Как видно, готовиться к учебе на архитектора необходимо заранее, и одного лишь изучения школьной программы будет не достаточно. На данный момент в нашей стране существуют различные профильные школы для детей, где юных учеников обучают графике, художественному рисунку и компьютерному моделированию. Все это позволяет как можно раньше раскрыть талант ребенка и получить преимущество при поступлении в вуз.
Как построить карьеру
Работа архитектора сочетает в себе как технический подход, так и художественный. Следовательно, человек, претендующий на эту профессию, должен быть разносторонне развит: как инженер − обладать пространственным мышлением и владеть современными технологиями проектирования, как дизайнер − знать историю развития своей отрасли, много рисовать, изучать работы мастеров своего дела.
Что касается личностных качеств, то архитектору, бесспорно, необходимо трудолюбие и внимательность – это поможет работать над чертежами, не допускать ошибок в своих расчетах и доводить начатое до конца. Кроме того, при создании и продвижении своих идей необходимо будет уметь отстаивать свое мнение. Добиться успеха в архитектурной среде также поможет оригинальность, художественный вкус и чувство стиля.
Прежде чем молодой выпускник станет главным архитектором, ему предстоит потрудиться: сначала помощником, затем через 5-7 лет ведущим специалистом, далее при наличии организаторских способностей и умении нести ответственность возглавить работу над каким-либо проектом.
Зачастую в архитектуру может прийти специалист из другой смежной области: например, инженер-проектировщик, занимающийся разработкой планов зданий и отдельных его систем. Однако для такой смены деятельности ему понадобится наличие творческой жилки. Кроме того, из архитектуры также можно перейти в другую сферу: например, выбрать и составлять дизайн-проекты квартир, загородных домов, коммерческих и общественных помещений. Дизайнер может работать как в крупной компании, так и после достижения определённой известности организовать собственную частную контору.
Несомненно, этот труд имеет свои плюсы и минусы. Однако он позволяет раскрыть творческий потенциал человека, а деятельность архитектора призвана нести пользу обществу, поскольку направлена на удобство и красоту оформления пространства.
Профессия архитектор перспективна и привлекательна для молодых людей: раскрытие художественных талантов, интересная работа, востребованность на рынке труда и стабильный доход – её несомненные плюсы. Возможные минусы – долгий путь к карьерным вершинам и необходимость дополнительной подготовки к поступлению в вуз, немаловажную роль в которой играют художественно-архитектурные школы для детей. Тем не менее, затраченные усилия не пройдут даром – вы обязательно станете ценным и востребованным специалистом! И не важно, какая у вас будет специальность: архитектор, дизайнер или инженер, главное, чтобы вы занимались любимым делом, которое приносило бы вам удовольствие.
Архитекторы (греч. αρχη - здесь: основа, происхождение; и лат. tectum - дом, укрытие) (народная этимология) - люди, которые занимаются архитектурой, то есть, разработкой планов, объемных форм зданий и расчетом их конструкций.
Изначально это греч. слово означало главу плотников. Плотники в Древней Греции были ещё и каменщиками.
В русском языке слово «архитектор» появилось на рубеже XV и XVI веков; первыми «архитектонами» в летописях записаны итальянцы: Пьетро Антонио Солари, Петрок Малый, Алевиз Новый. До этого использовались термины «муроль» и «палатных дел мастер».
В XX веке архитектурная профессия окончательно разделилась на две ветви: на «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий - «объёмов»), и «градостроительство», ведающее проектированием крупных городских районов или конгломератов разновеликих и разнофункциональных объектов. В конце XX века из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась урбанистика как самостоятельная дисциплина, имеющая своим предметом город и принципы городского развития.
К концу XX века наблюдается изменение значения термина «архитектор» в сторону его обобщения на другие профессии, такие как дизайнер по интерьеру или ландшафтный дизайнер. Архитекторами, в общем случае, называют специалистов, отражающих желания заказчиков в реально технически выполнимые требования и продумывающих принципы реализации этих требований. Это относится как к строительству, так и к другим областям деятельности, таким как программирование или судостроение.
Специалисты шутят, что профессия архитектора более ответственна, нежели врача, поскольку последний может скрыть свою ошибку, а ошибка архитектора остается на всеобщем обозрении многие годы.
Архитектор это технолог окружающей среды. Основная задача архитектора заключается в разработке новых и оптимизации существующих объемно - планировочных решений окружающей среды необходимых для нормального функционирования человека.
Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия, присуждаемая ежегодно за достижения в области архитектуры. Притцкеровская премия считается аналогом Нобелевской премии.
В последнее время практически обязательным требованием к архитекторам становится знание компьютерных программ, позволяющих осуществлять трехмерное проектирование объектов, — AutoCAD и 3D Studio MAX (реже встречаются Arcon и ArchiCAD). Надо отметить, что значительная часть студентов, получающих образование архитектурного профиля, достаточно хорошо знают и обычные программы, позволяющие работать с двухмерной графикой (CorelDraw, PhotoShop и пр.).
Архитектор должен знать:
Методы проектирования и проведения технико-экономических расчетов.
Технические, художественные, экономические, экологические, социальные и другие требования, предъявляемые к проектируемым объектам.
Специфику региональных и местных природных, экономических, экологических, социальных и других условий реализации градостроительных и архитектурных решений.
Виды и свойства строительных материалов и конструкций.
Требования охраны окружающей среды.
Передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства.
Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы по проектированию, строительству и эксплуатации объектов.
Стандарты, технические условия и другие требования к разработке и оформлению проектно-сметной документации.
Технологию строительства.
Технические средства проектирования и строительства.
Основы экономики, организации труда, производства и управления.
Законодательство о труде.
Правила и нормы охраны труда.
Ведущий вуз России, готовящий специалистов подобного рода и имеющий мировую известность — МАРХИ (Московский архитектурный институт). Надо заметить, что с течением времени архитектурное образование становится, условно говоря, менее художественным и более строительным. Лишь небольшой части выпускников удается найти работу именно архитектурного профиля, большинство становится просто дизайнерами.
Требования к квалификации
Архитектор: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.
Места работы - в государственных организациях, частных бюро.
Зарплата архитектора высокая. Заработная плата архитектора частного бюро чаще всего сдельная. Он получает процент от суммы заказа.
Структура, представляющая основные подсистемы профессиональной деятельности архитектора, должна быть дополнена структурой его профессионального развития. Для ее выявления необходим всесторонний учет совокупности факторов, влияющих на становление и развитие архитектора. Комплекс таких внешних и внутренних факторов состоит из четырех основных групп - социально-экономические, социально-психологические, учебно-образовательные и проектно-производственные факторы, и ряда дополнительных - национальные, региональные факторы, социальный статус, престиж профессии и т. д.
Присвоение профессиональной деятельности под воздействием формирующих факторов осуществляется в двух направлениях: развития и формирования профессиональной индивидуальности («субъ- ективация»), т. е. «материализации» в субъекте комплекса специальных знаний, умений и навыков, и развития и формирования личности («профессиональная социализация»), т. е. приобщения будущего архитектора к социокультурному опыту профессии и общества в целом, выработки в нем комплекса качеств, способствующих развитию профессионального самосознания, общественной и творческой активности. Единство «социализации» и «субъективации» означает гармоническое соединение личностного и индивидуального развития архитектора, так как для архитектора как для индивида характерно утверждение себя как специалиста-профессионала, а для архитектора- личности характерна готовность к преодолению профессиональных стереотипов, к саморазвитию и развитию профессии.
Возможность для индивида стать личностью и несоответствие развития личностной и индивидуальной сторон профессиональной деятельности связаны с тем, что это развитие происходит в различных структурах: профессиональная специализация (индивидуальное, точнее, «индивидное» развитие) в настоящее время осуществляется преимущественно в формализованных структурах профессии, архитектор же как личность формируется в неформализованных структурах социокультурной и общественной деятельности.
Выделяя таким образом в процессе развития архитектора «формальную» и «неформальную» структуры, рассмотрим, как они отражаются в этапах процесса развития. На этапе формирования-становления происходят последовательное приобщение субъекта к профессиональному и социокультурному опыту, включение в соответствующие коммуникационные системы в результате специально-организованного обучения. На этапе развития-совершенствования на основе усвоенного ранее профессионального опыта происходят дальнейшая профессионализация и формирование творческой индивидуальности, а также утверждение себя как социально и профессионально значимой личности. При этом этап формирования-становления в большей мере отражает пространственно-временное формирование архитектора (уровни развития), а этап развития-совершенствования - качественные состояния архитектора (его социальные и профессиональные типы).
В целостном процессе формирования названных выше профессиональных характеристик могут быть выделены допрофессионалъный и профессиональный периоды. Рассматривая допрофессиональный период, связанный с некоторыми формами довузовской подготовки (школы, студии и т. д.), необходимо выделить его высший уровень - категоризацию, означающую психологический переход от самых общих недифференцированных (и зачастую неверных) представлений о будущей профессии к профессиональной направленности на освоение структуры профессиональной деятельности.
Период профессионализации, связанный с вузовской формой подготовки, - это период экстенсивного целенаправленного развития, освоения деятельности. Нами выделяются три основных уровня профессионализации: предметный, теоретический и практический, на каждом из которых формируется и закономерно трансформируется определенный набор профессиональных характеристик, необходимых для решения специфического для каждого уровня круга профессиональных задач.
Рассматривая процесс освоения деятельности как процесс интерио- ризации ее внешней предметной формы и экстериоризации внутренних потенций сложившихся возможностей, отметим, что на начальных этапах обучения внешняя предметная деятельность не столько средство объективации содержания мыслительной деятельности индивида, сколько исходный пункт формирования системы профессиональных характеристик. В этом заключается базовая роль «предметного» уровня профессионализации.
Усвоение характеристик предметной деятельности (ее визуальноизобразительных и логико-семантических средств) создает основу для формирования комплекса характеристик идеальных действий, в связи с чем можно говорить о формировании основ архитектурного мышления.
В это время происходит начальное приобщение индивида к социокультурному контексту профессии - формируется комплекс ценностных ориентиров, мотивов, потребностей. Элементарные профессиональные характеристики формируются в виде системы начальных представлений и понятий, причем их реализация на этом этапе возможна лишь в формах, воспроизводящих профессионально значимые аналоги и образцы.
Следующий уровень профессионализации - «теоретический» отражает результаты интериоризации - формирования внутреннего плана действия в формах и методах профессионального мышления и деятельности. Это формирование как процесс и результат освоения содержания профессиональной деятельности осуществляется, как правило, в «искусственных» условиях целенаправленного обучения, отражающего наиболее характерные проектные ситуации, благодаря чему складывается основной каркас профессиональных характеристик, вырабатывается профессионально-определенный тип мышления и нормативно-заданные методы деятельности. Предел этого уровня развития - потенциальная способность к выполнению профессиональной деятельности.
Основы социокультурной деятельности, осваиваемые на данном уровне развития особенно в современных условиях, связаны с ориентацией будущего архитектора на научно-исследовательскую деятельность, однако фактически в сложившихся условиях эта сторона деятельности не выходит за рамки репродуктивной.
Следующий уровень профессионализации - «практический» характеризуется как наиболее значимый в творческой биографии архитектора, так как здесь формируются потенциальные возможности для перехода к качественно иному этапу овладения деятельностью профессионального совершенствования. В этот период происходит формирование ядра зрелой личности специалиста, образуемого складывающейся иерархией ценностей. Эти характеристики в дальнейшем становятся первичными, активизируя, в свою очередь, развитие профессиональных качеств и способностей.
В зависимости от более или менее выраженной установки на развитие в профессиональном плане, отражающей индивидуальные особенности специалиста, можно говорить либо о дальнейшем прогрессе, обеспечивающем переход на новый уровень развития, либо о стабилизации профессионального развития. Однако даже в этом случае сохраняется потенциальная возможность углубления и совершенствования имеющихся профессиональных качеств.
Со вторым этапом в ходе профессионального развития - совершенствованием - связана не столько еще более высокая степень развития профессиональных характеристик, сколько сформированность индивидуальной и личностной направленности творчества архитектора. Условно здесь можно выделить два уровня: индивидуализации и мастерства. Уровень индивидуализации на данном этапе характеризуется «свертыванием» полученных знаний и методов и соответственно укрупнением комплексов профессиональных характеристик, установлением между ними системных связей, что обеспечивает возможности выработки категориальных оснований индивидуального «почерка», стиля деятельности. Интенсивное творческое самоопределение стимулирует формирование способности к управлению собственными и производственными связями в многообразии профессиональных ситуаций, что создает основу для развития организационно-управленческих качеств деятельности.
На этом уровне начинают складываться определенные типы деятельности, которые характеризуются выраженной специализацией как общественных, так и производственных функций.
Важнейшая особенность того или иного типа архитектора - доминирование определенных качеств, связанных с инициативностью и установкой на профессиональное лидерство в избранной сфере деятельности. Профессиональные характеристики на этом уровне организуются в функциональные комплексы, обеспечивающие архитектору возможность оперировать более крупными блоками (единицами) профессионального мышления и являющиеся необходимым условием творческой деятельности. Общие для данного уровня развития личностные и профессиональные характеристики получают конкретную и специфическую реализацию в деятельности архитекторов разных типов.
Следующий уровень - уровень мастерства - определяет высшую степень профессионализма, когда архитектор в равной степени владеет искусством созидания, организации, управления и научного анализа, т. е. сочетает в себе все многообразие типов профессиональной индивидуализации, выделенных характеристик связано с ярко выраженной личностной направленностью и «персонификацией» творчества архитектора и соответственно - с его меньшей зависимостью, «отвязанностью» от внешних условий деятельности. На этом уровне формируется система внутренних принципов творчества, личностная профессиональная культура, выступающая категориальной основой подлинной творческой свободы. Известный советский архитектор И. В. Жолтовский в свое время подчеркивал, что свобода подлинного мастера «дается в результате долгой и упорной работы и... обусловливается не одними техническими навыками, но прежде всего богатством внутреннего содержания, глубокими знаниями, высоким культурным уровнем и зрелым мировоззрением» (154, т. 1, с. 34].
Естественно, что архитектурное проектирование как деятельность сложившаяся, так сказать, «ставшая» по своей структуре и механизмам регуляции качественно отличается от своего «прообраза» - учебного проектирования - ведущей, профилирующей дисциплины в подготовке профессионального архитектора. Но именно от психологически обоснованной организации учебного проектирования существенно зависит будущий творческий потенциал архитектора. Поэтому психолого-педагогическое исследование закономерностей трансформации учебного проектирования в профессиональное творчество архитектора, изучение психологических предпосылок и условий становления творческого метода архитектора, анализ основных средств проектной деятельности студента-архитектора представляются значимыми и актуальными не только для развития психологической теории профессионального обучения в высшей школе и психолого-педагогической науки в целом, но и для практического совершенствования архитектурного образования.
Архитектор
Известны имена античных архитекторов: Иктин и Калликрат , строители Парфенона в Афинском Акрополе , Фидий , скульптор и архитектор, автор статуй Зевса в Олимпии , Афины Промахос , Афины Парфенос и другие.
Древнеримский архитектор и инженер, крупнейший античный теоретик архитектуры Марк Витрувий Поллион (I в. до н. э.) предъявляет достаточно жёсткие требования к квалификации архитектора:
…Он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком , изучить геометрию , всесторонне знать историю , внимательно слушать философов , быть знакомым с музыкой , иметь понятие о медицине , знать решения юристов и обладать сведениями в астрономии и в небесных законах…
…Я не думаю, чтобы кто-нибудь мог внезапно объявить себя архитектором, кроме того, кто смолоду постепенно восходил от одной отрасли образования к другой и, впитав в себя знания многих наук и искусств, дошел до самых высот архитектуры…Десять книг об архитектуре . Книга I
Строители готических соборов эпохи Средневековья неизвестны, делаются только предположения об авторстве, это связано с влиянием церкви, авторское клеймо расценивалось как гордыня. Сохранились, однако, клейма артелей и поставщиков. |
|
, изданный в 1890-1907 гг., приводит историческую справку применительно к понятию архитектора:
Первыми «архитектонами» в российских документах XV-XVI веков названы итальянцы: Пьетро Антонио Солари, Петрок Малый , Алевиз Новый . |
Обязанности архитектора XIX - начала ХХ вв. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона характеризует так:
На архитекторе лежат следующие обязанности: во-первых, он составляет проекты по данным условиям и делает сметы , то есть изготовляет чертежи и рисунки будущих сооружений и определяет их стоимость; во-вторых, он руководит производством работ, то есть иными словами, практически осуществляет проект; и, наконец, в-третьих, он свидетельствует существующие здания и делает им оценку при продажах, залогах, страховках и т. п.
…Он должен превосходно теоретически и практически знать свою специальность; но и помимо этого он должен обладать еще многими разносторонними познаниями…
Во-первых, он должен отлично знать строительную механику , дабы иметь возможность точно рассчитать прочность и устойчивость всех частей своего сооружения…
2) Он должен быть знаком с минералогией , геогнозией и геологией , дабы иметь верное представление о свойствах и качествах разных естественных материалов…
3) Он должен хорошо знать физику и химию , ибо ему на каждом шагу приходится встречаться с ними в вопросах прочности здания…4) Ему нужно иметь еще известные юридические познания , ибо он должен хорошо знать, что разрешается и что воспрещается в строительном деле законодательством его страны …
Работа современного архитектора
Технология строительного производства постоянно усложняется. Профессия архитектора также видоизменяется. Компетенция современного архитектора определяется более чётко, чем раньше.
С одной стороны, круг обязанностей современного архитектора очерчен более узко. Современный архитектор разрабатывает архитектурный раздел проектной документации. При этом в его компетенцию не входят расчёты сложных инженерных конструкций, организация строительства и составление сметной документации для сложных объектов.
С другой стороны, чем сложнее объект, тем больше знаний нужно архитектору, чтобы контролировать весь процесс проектирования и осуществлять авторский надзор при возведении здания.
При этом одному специалисту-архитектору всё труднее одинаково хорошо разбираться во всех видах строительства и во всех типах объектов.
Следует отметить, что при проектировании простых объектов (например, коттеджей) архитектор вполне может справляться со всеми перечисленными обязанностями.
В современных условиях из профессии архитектора выделились отдельные отрасли, например, градостроительство.
Профессия архитектора продолжает разветвляться на более узкие специализации. В современных архитектурных бюро одни специалисты могут осуществлять разработку объёмно-планировочных решений, другие - отвечать, например, за визуализацию.
Развитие вычислительной техники в ХХ веке повлекло революцию в архитектурном проектировании. В настоящее время проектная документация разрабатывается главным образом с помощью систем автоматизированного проектирования (компьютера и специальных компьютерных программ , таких как, например, Autodesk AutoCAD или Graphisoft ArchiCAD). Компьютерное проектирование предоставляет средства двумерной (2D) и трехмерной (3D) графики. Концепция виртуального здания даёт возможность получить представление как о наружном облике, так и о внутреннем пространстве будущего объекта прямо на дисплее или с помощью проектора.
Несомненная польза от внедрения новых технологий имеет и обратную сторону. Чтобы освоить такие сложные программные среды, необходимо время и дополнительные усилия. Иными словами, стало сложнее подготовить квалифицированного специалиста, который владел бы навыками компьютерной графики и при этом не был «оторван» от реального строительного производства.
Наглядность архитектурного проекта может быть обеспечена архитектурным макетом . Однако в настоящее время макетирование осуществляется не только (и не столько) силами архитекторов, сколько с привлечением организаций, специализирующихся на производстве, например, рекламной продукции.
Направления деятельности архитекторов
Проектирование зданий и сооружений
Архитектурная деятельность - профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя:
- творческий процесс создания архитектурного проекта ,
- координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции,
- авторский надзор за строительством архитектурного объекта (ст. 2 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).
Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (ст. 48 ГСК РФ).
Градостроительная деятельность
В исключительных случаях лицензия могла быть выдана лицу, не имевшему высшего архитектурного образования, при наличии стажа работы в области архитектурной деятельности не менее десяти лет.
Однако указанная глава утратила силу в соответствии с ФЗ от 10.01.2003 № 15-ФЗ.
Вместе с тем, на территории еще советского пространства возникали попытки вывести архитектурное проектирование на частный уровень путем создания так называемых «творческих мастерских». Впервые весной 1989 года это удалось группе энтузиастов-предпринимателей с участием Евгения Миронова и Сергея Клижова. Результатом деятельности группы стало создание специальной комиссии Союза архитекторов СССР и появление по результатам проверок «Персональной творческой мастерской архитекторов Миронова и Клижова». «Архитектура всегда вторична. Она всегда отражает в пространстве те общественные, социальные, культурные и экономические условия, в которых создается. Она - зеркало. Поэтому, если кому-то не нравится отражение…» - социальный мотив работы группы, существующей и до сегодняшнего дня, где-то и на грани допустимого законодательством.
Саморегулирование проектной деятельности в России (с 2010 г.)
Работы по подготовке архитектурных решений входят в Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённый Приказом Минрегиона от 30.12.2009 г. № 624 .
Таким образом, лицензирование архитектурной деятельности было заменено процессом получения допуска от СРОП . Допуск к проектным работам выдаётся без ограничения срока и территории его действия (ч. 9 ст. 55.8 ГСК РФ).
Правовое положение архитектора в РФ
Правовое положение архитектора характеризуется наличием у него специфических прав и обязанностей, а также установленной законом ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Архитектор как подрядчик
Подрядные отношения устанавливаются между заказчиком и архитектором по поводу разработки архитектурного раздела проектной документации, контроля за разработкой иных разделов проектной документации на строительство, а также авторского надзора (в части, не урегулированной авторским правом).
По договору подряда на выполнение проектных работ подрядчик (проектировщик) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК РФ).
Так как договор подряда на выполнение проектных работ является простой разновидностью договора подряда , к нему субсидиарно применяются нормы из числа включенных в § 1 гл. 37 ГК РФ «Общие положения о подряде».
Архитектор как менеджер
Архитектор осуществляет управление проектированием и строительством посредством архитектурного проекта . В этом особенность присущего архитектору метода управления.
В специальной литературе выделяют следующие основные функции управления архитектурным проектом:
Права, обязанности и ответственность главного архитектора проекта устанавливают СНиП 1.06.04-85 «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 28.06.1985 № 103, введённые в действие 15.07.1985 и действующие в настоящее время .
Архитектор как автор
В силу прямого указания ст. 1259 ГК РФ произведения архитектуры , градостроительства и садово-паркового искусства (в том числе в виде проектов , чертежей , изображений и макетов) являются объектами авторских прав .
Ст. 2 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» содержит следующие дефиниции:
архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения… в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора;
архитектурный объект - здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.
Архитектор как муниципальный служащий
В Российской Федерации существует специфическая форма профессиональной деятельности архитекторов, когда они являются муниципальными служащими в подразделениях (отделах, управлениях) архитектуры и градостроительства администраций муниципальных образований. Начальники таких подразделений называются главными архитекторами (городов или районов) .
В компетенцию архитекторов-чиновников входят следующие вопросы :
- согласование вопросов по размещению и отводу земельных участков для строительства объектов индивидуального, общественного назначения;
- обеспечение рассмотрения и выдачи градостроительного обоснования по выбору земельных участков, согласования градостроительной документации;
- проведение на территории соответствующего района единой политики в области архитектуры, планирования и развития территорий;
- информирование населения о состоянии среды жизнедеятельности и намерения об ее изменении (строительстве, благоустройстве, прокладке инженерных коммуникаций) через средства массовой информации;
- предотвращение самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в городе и других поселений;
- организация и контроль за ведением информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Архитектурные награды и премии
Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия , присуждаемая ежегодно за наиболее выдающиеся достижения в области архитектуры. Притцкеровская премия считается аналогом Нобелевской премии в архитектуре. Лауреатами премии Притцкера стали такие выдающиеся архитекторы, как японец Кэндзо Тангэ, создававший фантастические проекты городов в стиле метаболизма , американец Бэй Юймин , построивший известную Стеклянную пирамиду в Лувре , датчанин Йорн Утзон , создавший знаменитый проект Оперного театра в Сиднее , англичанин Норман Фостер , автор небоскреба в виде стеклянного яйца в Лондоне, и многие другие.
Профессиональные праздники
По решению Двадцатой Генеральной ассамблеи Международного союза архитекторов (МСА), проходившей в Барселоне в 1996 году, Всемирный день архитектуры назначен на первый понедельник октября - на день, в который под патронажем Организации Объединённых Наций отмечается Всемирный день жилища (Всемирный день Хабитат).
Образ архитектора в художественных произведениях
В литературе
- «Источник» (англ. The Fountainhead ) Айн Рэнд
В кинематографе
Профессия архитектора отображена в десятках художественных фильмов.
См. также
Примечания
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Витрувий. Десять книг об архитектуре. Пер. с лат. Ф. А. Петровского. - М .: Едиториал УРСС, 2003.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
- Ле Корбюзье Три формы расселения. Афинская хартия = Пер. с франц. Ж. Розенбаума. Послесл. Ю. Бочарова и А. Раппапорта . - М .: Стройиздат, 1976. - 136 с.
- «Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 298)
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих , утверждённый Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.09.2009 № 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования»
- «ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст)
- Федеральные государственные образовательные стандарты
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100 Архитектура (квалификация (степень) «бакалавр»)
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100 Архитектура (квалификация (степень) «магистр»)
- Приказ Минрегиона от 30.12.2009 № 624
- Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - Издание дополненное, исправленное. - М .: Издательство "Статут", 2002. - 1038 с.
Архитектура всегда шла рука об руку с искусством. Творения Антонио Гауди, Осипа Бове, Карла Росси и других величайших архитекторов вдохновляют не меньше, чем творения живописцев и симфонии композиторов. Речь не только о старейших памятниках, дворцах и башнях, но и о современных зданиях и сооружениях, которые поражают эстетикой и величием. Архитектор может увековечить свое имя в потрясающих проектах, а может допустить ошибку, в результате которой облик целого города будет безнадежно испорчен. Не боитесь сложной работы и колоссальной ответственности? Тогда эта работа для вас.
Кто такой архитектор? Описание профессии
Архитектор – специалист, осуществляющий проектирование зданий, планировочных и интерьерных решений, а также организацию архитектурной среды. Он отвечает не только за внешний облик сооружений, но и за их функциональные, эксплуатационные характеристики.
При всей сложности профессии и необходимости руководствоваться нормативами, правилами и техническими параметрами, специальность является творческой.
Только от внутреннего мира профессионала и его представлений об эстетике, гармонии и рациональности зависит облик сооружения.
Специалистами могут быть не только архитекторы, разрабатывающие эскизные проекты, документацию и рабочие чертежи, но и организаторы процесса разработки (главные архитекторы), разработчики генеральных планов городов и поселков (градостроители), создатели ландшафтных решений по благоустройству территории (ландшафтные архитекторы). К специальности также относят дизайнеров (разработчиков планировки и интерьеров), реставраторов, экспертов и теоретиков, занимающихся научной и преподавательской деятельностью.
Что входит в обязанности специалиста
С развитием технологий работа архитектора существенно видоизменилась. Причиной тому – усложнение строительных технологий.
Необходимо владеть специальными компьютерными программами (в частности, программами для 3D-проектирования и моделирования зданий), проводить экспертизу документации на соответствие множеству норм. Круг деятельности специалиста при этом не столько ограничивает, сколько направляет вид его деятельности:
- Архитектурное проектирование . Специалист разрабатывает проект, координирует создание строительной документации, осуществляет авторский надзор.
- Градостроительство . По сути это «объемное проектирование», в основе которого лежит разработка генеральных архитектурных планов населенных пунктов.
- Ландшафт . Ландшафтная архитектура включает в себя озеленение – проектирование садов, парков, зеленых насаждений, приусадебных участков и даже заповедных зон.
- Дизайн интерьера . Специалисты специализируются на разработке функциональной и одновременно эстетичной планировки, на проектировании интерьеров.
Круг обязанностей сотрудника также зависит от его опыта, квалификации и организации, в которой он работает. В проекте нуждаются не только грандиозные концертные залы и небоскребы, но и каждый торговый павильон (за исключением быстровозводимых конструкций), каждая поликлиника и каждый жилой дом. Опыт и портфолио играют ключевые роли – очень важно стремится получать действительно важные и сложные проекты, чтобы продвигаться вверх по карьерной лестнице.
Как получить профессию архитектора, где учиться
Эта профессия требует высшего образования, объемных теоретических знаний и успешно выполненной практической работы. Лучше всего поступать в профильный ВУЗ, и чем более авторитетным он будет – тем лучше для вашей будущей карьеры. Выпускников лучших учебных заведений страны с распростертыми объятьями принимают не только российские, но и зарубежные работодатели. Потому подойдите к выбору места обучения ответственно и постарайтесь поступить (или хотя бы попытаться сделать это) в лучшее образовательное учреждение из возможных.
ТОП-5 российских ВУЗов, готовящих архитекторов:
- Московский архитектурный институт.
- Московский строительный государственный университет.
- Архитектурно-строительный университет в Санкт-Петербурге.
- Архитектурно-строительный университет в Нижнем Новгороде.
- Архитектурно-строительный университет в Самаре.
Как сдавать предметы при поступлении? Прием абитуриентов обычно проводится в 2 этапа: первая часть – это анализ (обычно математика, русский язык и история, реже – литература), вторая часть – творческий конкурс, проводимый образовательным учреждением самостоятельно. Кандидаты должны будут подготовить рисунок, композицию и чертеж.
Учебные заведения почти всегда проводят консультацию – здесь преподаватели рассказывают, что именно хотят увидеть в рамках творческого конкурса. Презентация проводится в 1 день, либо отсутствует – результаты проверки работ могут оглашаться и дистанционно. Обязательно сходите на нее. Также заблаговременно уточните перечень экзаменов – он устанавливается каждым ВУЗом индивидуально и может отличаться от приведенного списка.
Какими качествами нужно обладать
- Усидчивость. Каждый чертеж и каждый проект требует длительной, скрупулезной работы, где важны детали и нюансы.
- Творческая натура. Каждый специалист – это творец. Именно в его голове рождается внешний облик зданий, которые могут стать культовыми достопримечательностями
- Развитый интеллект. Необходимо не только обладать опытом и практическими навыками, но и держать в голове огромный объем теории, знать нормативную базу.
- Перфекционизм. Малейшая ошибка в проекте может привести к катастрофе или, как минимум, к не допуску проекта. Важно постоянно стремиться к совершенству.
- Собранность. Умение концентрироваться на работе – это залог успешно выполненного проекта. Архитектура не терпит рассеянности и не прощает ошибок.
Где может работать специалист
Строительная компания . Преимущественно здесь требуются архитекторы-проектировщики, так как большинство компаний занимается возведением рядовых зданий и конструкцией. Типичность работы не делает ее более простой – каждый проект требует многоэтапного согласования и прохождения экспертизы. Часто приходится выполнять разноплановые задачи, так как штат архитекторов почти всегда сжат или урезан.
Архитектурное бюро . Ключевое отличие бюро от строительной компании – направление деятельности. Организация занимается исключительно архитектурным проектированием, экспертизой и разработкой документации. Здесь присутствует четкая градация персонала, и его нехватки не наблюдается. В бюро можно прийти уже в первые годы обучения, получить должность техника, создавать несложные чертежи и набираться опыта, продвигаясь по карьерной лестнице.
Государственные учреждения . Это муниципальные и федеральные организации, которые готовят генеральные планы населенных пунктов, проводят архитектурную экспертизу, составляют профильную документацию, занимаются согласованием проектов и выдачей разрешения на строительство. Лучший вариант для специалистов, которые ищут стабильную работу и хотят пользоваться всеми льготами, положенными государственным служащим.
Плюсы и минусы профессии архитектор
Если в школе вы писали сочинение на тему «Моя будущая профессия – архитектор», то наверняка углублялись в суть специальности. Ее ключевые достоинства – это возможность творить и перспективы высокого дохода. Главный недостаток – практическая сложность. Отметим другие преимущества и недостатки для детального сравнения.
Плюсы профессии архитектор:
- Интересная, творческая работа.
- Высокая оплата труда квалифицированных специалистов.
- Перспективная профессия для иммиграции.
- Высокий социальный статус и признание специальности.
- Реальные перспективы карьерного роста.
Минусы профессии:
- Сложная и крайне ответственная работа.
- Необходимость долго учиться и постоянно развиваться самостоятельно.
- Регулярные переработки, масса стрессов.
- Низкие зарплаты на старте карьеры.
- Частая невозможность самореализации.
Невозможность самореализации заключается в необходимости работать по заказу. Пример: вы хотите реализовать грандиозный проект, который давно живет в вашей голове, но не можете из-за отсутствия спонсора. Либо ваше видение функциональности и эстетики здания не совпадает с мнением руководителя или клиента.