Отправить
Класснуть
Запинить
Цели: сформировать понятие и выявить знания учеников о народной глиняной игрушке и ее основных видах, таких как филимоновская, дымковская, каргопольская; воспитать любовь к традиционной русской культуре; обучить детей приемам лепки традиционной русской игрушки; развивать фантазию, воображение, моторику кистей рук; формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству народных мастеров.
Материалы: филимоновские, дымковские, каргопольские игрушки, изображения филимоновских, каргопольских и дымковских игрушек; глина, чаши с водой, соленое тесно, простой карандаш, кисти, гуашь, акварель.
Ход урока
1. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)
2. Беседа учителя
Ребята! Сегодня мы будем говорить о русских народных игрушках.
– Как вы думаете, для чего создавались игрушки в древности? Конечно же, для забавы детей, но не только. Игрушки были также составной частью неких обрядов: выполняли функцию оберега людей от злой нечисти. Конечно, в них находили отражение образы, о которых мы говорили с вами на предыдущих уроках, – коня, птицы, женской фигуры. Русская народная игрушка соответствовала той эпохе, в которую жили наши предки. Все они отличались друг от друга, но в то же время были расписаны традиционным орнаментом.
2.1. Филимоновская игрушка
Начнем мы наш урок с рассказа о филимоновской игрушке. В Тульской области (она находится в 250 км от Москвы) существовал знаменитый центр изготовления этих игрушек. По местному преданию, основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон (отсюда и Филимоново). Мастера работали семьями: мужчины делали посуду, а женщины изготавливали и расписывали игрушки. Основную массу игрушек составляли классические свистульки: это были и всадники, и медведи, и петухи, и барыни, и коровы. Люди изображались монолитно, деталей было немного – игрушки эти больше походили на древние примитивные фигурки. Оформление игрушек было довольно простым: юбке- колокол у барыни плавно переходила в узкое тело, замыкала композицию конусообразная голова, которая составляла единое целое с шеей. Юноши были похожи на девушек, только вместо юбки у них были толстые цилиндрические ноги, поверх которых надевались неуклюжие сапоги. Головы фигурок украшали интересные шляпки с неширокими полями. Среди филимоновских игрушек нередко можно встретить несколько слепленных вместе фигурок, которые составляли пару, например «Любота» – излюбленная сцена встречи двух влюбленных. Любимые цвета филимоновских игрушек – малиново-красный, желтый, изумрудно-зеленый.
Филимоновские мастерицы расписывали свои игрушки яр- кими красками, которые они замешивали на яйце и наносили на изделия куриным пером. Таким образом, фигурки получались яркими и веселыми. Животных обычно расписывали разноцветными полосками по туловищу и шее. Голова и грудь раскрашивались однотонными, как правило, зелеными или малиновыми красками, поверх которых наносился довольно простой орнамент.
Филимоновские фигурки девушек и юношей всегда были одеты нарядно и очень ярко, на голове традиционно присутствовала шляпка, украшенная разноцветными полосками, а воротник кофты, юбку и штаны украшали простым, но очень красивым орнаментом. Одежда филимоновских игрушек сложилась под влиянием городского костюма, с одной стороны, и крестьянских сарафанов, с другой, которые обычно дополнялись расшитыми рубахами и поясами-оберегами.
В начале XX столетия производство филимоновских игрушек сильно сократилось. Лишь несколько умелиц не бросили свое ремесло: А.О. Дербенева, Е.И. Карпова и А.Ф. Масленникова. В 60-е гг. XX в. искусствоведы и коллекционеры приложили огромные усилия к возрождению художественных традиций старинного промысла. И сегодня в городе Одоеве работает мастерская филимоновских игрушек.
2.2. Изготовление филимоновской игрушки
Лепка
Сегодня мы будем изучать приемы и способы работы с глиной на приеме лепки русской народной игрушки. Для того чтобы вылепить игрушку, необходимо взять в руки хорошо перемятую глину. Сначала мы сделаем небольшую заготовку для игрушки в форме шара, конуса или лепешки. Данную заготовку мы вытягиваем в нужном месте, придаем изгиб, сжимаем и затем оттягиваем выступающие детали.
Существует два способа лепки – из целого куска или из отдельных деталей, прилепленных друг к другу. При изготовлении русской народной игрушки лучше использовать второй способ, т. е. тщательно прикреплять одну деталь к другой, смочив перед этим места соединения, затем загладить все стыки и придать предмету ровную форму.
Начинать работу стоит с изготовления основной детали игрушки – туловища: большому комку глины придают шарообразную форму, а затем немного вытягивают для устойчивости; если мы изготавливаем свистульку, то игрушка должна быть пустотелой, с отверстием для прохождения воздуха; при изготовлении женской фигуры за основу берется пустая юбка-колокол. Такие детали, как руки, ноги и голова (если это фигурка человека), передние и задние лапы (если это животное), прикрепляются к туловищу. Нередко голова лепится вместе с туловищем как единое целое. При изготовлении свистульки главной деталью служит хвостик-свисток, в котором должно быть отверстие для свиста. После прикрепления основных деталей к фигурке добавляют более мелкие части (глаза, щечки, носик, отдельные детали одежды и украшения). Готовую игрушку необходимо подкорректировать при помощи влажной тряпочки или мягкой беличьей кисти. После этого изделие высушивается.
Сушка
Время сушки зависит от размера изделия. Сушить его необходимо при комнатной температуре, так как неравномерная сушка может привести к деформации предмета. Если игрушка большого размера, то ее следует сушить с осторожностью, прикрыв сверху газетой или поместив в коробку.
Обжиг
Перед обжигом в печи изделие должно быть просушено полностью. Именно поэтому перед обжигом игрушку следует просушить в духовке, печи или другом хорошо нагретом месте. Процесс обжига обычно длится 3–4 часа. Изделие помещают в холодную печь и постепенно разогревают. Чем дольше длится обжиг, тем более прочными получаются изделия. Нередко изделия обжигают на костре (не менее 8 часов). После обжига игрушки должны остывать 6–7 часов, оставаясь при этом в печи.
Декорирование
Существует два вида декорирования – рельефное и гладкое. Рельефное декорирование включает в себя резьбу, тиснение, налепные узоры. Гладкое декорирование включает лощение, чернение, глазурование и роспись.
Рельефное декорирование
Тиснение. Это наиболее простой и доступной вид отделки, приемы которого дошли до наших дней из глубокой древности. Тиснеными орнаментами нередко украшают керамические изделия, а также игрушки. Тиснение может быть выполнено лишь на сырых глиняных изделиях (игрушках).
Гравировка. Для украшения глиняных изделий применяются различные узоры, полученные при помощи палочек или гребенок. Узоры наносятся довольно просто, сразу же после того, как изделие высохнет.
Гладкое декорирование
Глазурование. После обжига игрушки покрывают прозрачной или цветной глазурью, после чего проводится повторный обжиг при высокой температуре. Глазурь при обжиге расплавляется и растекается по игрушке, именно она придает ей декоративный вид.
Роспись. Наиболее простой и доступный способ росписи игрушки – роспись обычными красками. Для такой росписи применяют любые краски: гуашь, темперу, акриловые или масляные краски.
Лакирование. Нередко для большего декоративного эффекта и защитной функции используют бесцветный мебельный лак, который наносится на изделие в несколько слоев.
2.3. Каргопольская игрушка
Другой вид игрушек – это каргопольская глиняная игрушка, родина которой – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Мастера лепили эти игрушки из остатков глины, не придавая данному ремеслу особого значения. Из глины выходили прекрасные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных. И стоило это все совсем недорого, так как особым спросом они не пользовались, и лепили их больше для собственного удовольствия, а не ради заработка. Сначала игрушки, так же как и посуда, были обварными. Закончив обжиг, мастера погружали раскаленную игрушку в болтушку – густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности изделия красивый черный узор. Далее игрушку украшали процарапанным архаичным орнаментом. Такие игрушки напоминали изделия каменного века.
Помимо этого, нередко изготавливались и дорогие изделия – посуда или игрушки. Их называли поливными, так как в конце их покрывали глазурью. В 30-х гг. XX в. этот народный промысел постепенно сошел на нет, и изготовление игрушек практически полностью прекратилось. К тому времени осталось совсем немного мастеров, которые продолжали заниматься любимым делом. Изготавливались, в основном, одиночные фигурки мужчин и барынь, которые раскрашивали известью, сажей и цветными глинами. Их лепка была грубой, лица – плоскими, детали фигуры и одежды напоминали древних каменных баб. В росписи фигурок нередко можно было встретить овалы, кресты, круги, пятна – все это также напоминало древние орнаментальные мотивы.
Сегодняшние мастера сохранили традиционные формы изготовления каргопольских игрушек, но в то же время они делают их более изящными и не жалеют масла и темперы для росписи отдельных деталей. Каргопольские мастера лепят не только фигуры людей, но и коней, медведей, оленей, коров, сказочных героев. Самым популярным персонажем в каргопольской игрушке остается полкан – полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах.
2.4. Дымковская игрушка
Самыми знаменитыми, пожалуй, являются дымковские игрушки. Впервые они появились в Дымковской слободе, которая находилась недалеко от города Киров (ранее – Вятка).
Считается, что возникновение этой игрушки связано с весенним праздником Свистунья, к которому женщины слободы Дымково лепили эти замечательные глиняные свистульки в виде коней, козлов, баранов, уточек. Позднее этот праздник утратил свое значение, но промысел остался и развивался в течение многих лет.
Дымковская игрушка неповторима в своей росписи и красоте, она уникальна. Промысел этот был исключительно женским. По осени на лугах на всю зиму заготавливали красную глину, а на отмелях – чистый речной песок. Глину и песок смешивали, тщательно месили и получали готовый материал для игрушек. Это изделие полностью ручное. Фигурки обычно лепят по частям, используя при этом жидкую глину как связующий материал. Следы лепки обязательно сглаживают, чтобы их не было видно, и изделие приобретает ровную поверхность. После просушки в течение 10–20 дней и обжига при температуре 700–800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в 2–3 слоя. Раньше игрушки белили мелом, разведенным в молоке. В старину дымковские игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце и квасе, а вместо кистей использовали палочки и перья. Для росписи использовали 6–10 тонов. Уже расписанную игрушку покрывали взбитым яйцом для того, чтобы блеклые анилиновые краски заблестели и приобрели яркость. На сегодняшний день для росписи применяют темперные краски и мягкие колонковые кисти. Мастера используют самые различные цвета: красный, желтый, синий, зеленый, алый. Все это придает игрушке особенную яркость и нарядность. Орнамент строится по особым непростым схемам: круги, точки, клетки, полоски наносятся в самых разных сочетаниях. Самые распространенные сюжеты – няньки с детьми, бараны с золотыми рогами, скоморохи, барыни, водоноски, индюшки, петухи, олени, мужички.
В дымковской игрушке редко можно встретить полутона и незаметные переходы. Особенно хороши эти игрушки в паре, в соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке. В наше время мастера дымковской игрушки живут в Кирове и работают в светлых просторных мастерских, обеспеченные всеми материалами и инструментами, вплоть до электрических муфельных печей, в которых обжигаются игрушки.
3. Творческое задание
Давайте вместе из глины и подручных средств попробуем сделать дымковскую игрушку.
Порядок лепки игрушки
Если вы хотите слепить животное, то для этого лучше всего подойдет жгут.
– Согните его, разрежьте, разделив передние и задние ноги. Затем слепите голову животного и остальные детали. Чтобы фигурка получилась красивой, можно прикрепить к голове гриву, рога и ушки.
При лепке барышень используется другая схема. Сначала необходимо замесить глину. Затем слепить из нее шарик и при помощи вытягивания из конусообразной формы получить голову. Затем прикрепить остальные детали.
Сушка
Перед тем как расписывать и украшать наши игрушки, мы должны их просушить и провести процедуру обжига.
– Это будет вашим домашним заданием.
(Подробная информация по сушке и обжигу игрушек дана выше.)
Роспись игрушки
– После того как ваша игрушка слеплена, просушена и прошла этап обжига, переходите к раскраске.
Дымковскую игрушку никогда не спутаешь с другими глиняными игрушками, так как она имеет иной, отличный от всех Цвет. Ее отличает белоснежный фон, на котором выписан простой узор геометрического характера в виде кружков, точек, полосок, крестиков, овалов и т. д. Дымковские мастера наносили узор в свободной кистевой манере.
– Начнем нашу роспись с нанесения черной краской двух прядей волос. Тонкой кисточкой нанесите две точки глаз и тонкие дуги бровей. Далее прорисуйте рот и два красных кружочка на щечках, чтобы игрушка «ожила».
– Далее закрасьте желтой или красной краской головной убор, а другой яркой краской – одежду.
– И в заключение украсьте одежду игрушки узорами (на платье, юбке, переднике) – кружочками, полосками, волнистыми или прямыми линиями, точками и штрихами, из которых сложится геометрический орнамент.
Облик дымковской игрушки отражает природу тех мест, где она была создана.
Завершает украшение игрушки наклеивание поверх узора ромбиков из потали или сусального золота.
– Послушайте стихотворение о дымковской игрушке.
Художница
В Дымково, за Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла!
4. Подведение итогов уроков
(Учащиеся демонстрируют свои работы, рассказывают о своих замыслах и их воплощении, к какому народному промыслу они относятся, каковы отличительные черты игрушки. После этого организуется выставка работ.)
Давайте повторим, чему мы научились на этом уроке.
– С каким материалом вы работали?
– Что нового для себя вы открыли?
– Насколько трудно работать с глиной?
Обратите внимание, насколько ярка филимоновская игрушка! Узоры нанесены прямо на поверхность обожженной глины. А рисунок дополняют радужные полосы. Дымковскую игрушку отличают элементы геометрического орнамента – круги, овалы, клетки, полоски, точки. Но все же наиболее выразительна, пожалуй, каргопольская игрушка, которая сохранила связь с древними мотивами.
Вместе с этим также читают:
Цель : знакомство с древней русской игрушкой, формирование навыков работы с пластическим материалом, развитие интереса и любьви детей к народной игрушке.
Задачи: научить лепить из целого куска пластилина, привить навыки работы над объемной формой, учить видеть и передавать характерные пропорции игрушек.
Оборудование и материалы к уроку : глиняные игрушки. учебные таблицы «Дымковская, филимоновская. абашевская и др игрушки»,презентация, художественные материалы.1. Организационный момент.
Организация рабочего места, учащиеся рассаживаются по группам.
2. Актуализация опорных знаний.
- Мы познакомились с древними образами, наполняющими радостью жизнь русских людей. Назовите предметы, украшаемые древними образами.
- Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта?
3. Формирование новых знаний.
Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, игрушечных дел мастер.
В глубокой древности глиняные игрушки
создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые вам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.
(слайд №1)
Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, но все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.
Мы с ребятами из поисковых групп готовились к этому уроку и составили презентацию, которую вы увидите на экране. Поисковые группы выступят с сообщениями (приложение №1, слайд №3).
Ответы учащихся дополняются учителем.
Д ымковская игрушка (выступление первой поисковой группы).
(слайды №4-14)
Лепили эту игрушку в дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки, затем переименованного в Киров, где теперь и находится фабрика по производству дымковской игрушки. И называют ее люди по-разному - то дымковская, то вятская, то кировская.
По преданию, промысел возник в связи с древним праздником Свистунья - гулянием на берегу реки Вятки, для чего и делали длинными зимними вечерами глиняные свистульки.
Лепили и фигурки барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц. Барыни изображались с зонтиком, с собачкой, с муфтой. Характерны сюжетные изображения - народные гулянья, праздники, дамы с кавалерами, всадники, большая семья, карусель. Также создавались животные-свистульки, собачки, сопровождающие барынь, скоморох на свинье, доярка с коровой, птичница с утятами и неповторимые образы коней, козлов, баранов, оленей. Если изображали козла или барана, то с большими рогами и на ногах оборочки-штанишки. Излюбленными образами являлись сказочные, необычные, незабываемые индюки с расписными хвостами, петухи Характерный образ русского народного искусства - медведь: медведь с вожаком, медведь-охотник.
Лепят эти фигурки из красной глины, они имеют обобщенную статичную форму, традиционную для дымковской игрушки, но у каждой мастерицы свое видение, свой почерк.
После обжига все фигурки покрываются белым цветом, Когда набирается много игрушек, начинают их расписывать.
Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные кольца, круги, полосы - или рассыпаются между ними - точки, черточки, тонкие линии.
Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный, четко прослеживается чередование полос, кругов, колец. Часто используется клетчатая основа, которая заполняется одинаковыми элементами - кругами, овалами или кольцами. Наиболее характерно украшение кольцами, расположенными рядами, в шахматном порядке или свободно.
Особенно характерен образ индюка с большим, распущенным, как у павлина, хвостом. Края и середина хвоста украшенью кольцами и кругами, грудь и крылья выделены узором.
Дымковская игрушка - самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Ее белый цвет подчеркивает красоту и яркость узора. Такой праздничности узора дымковские мастерицы добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый или желтый). Остается много незаполненного пространства белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Роспись веселая, жизнерадостная.
Почти в каждой игрушке присутствует и черный цвет (рога, копыта у животных, украшения из точек, черточек, подчеркивающие яркость крупных элементов узора - колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними).
Очень любят дымковские мастерицы украшать игрушки золотом, наклеивая кусочки на шляпу, муфту барыни, на фигурки животных, птиц.
У каждой дымковской мастерицы свои любимые образы, свои сочетания цветов, но все строго сохраняют традиции древнего промысла.
Рассматривание выставки из наглядного материала на доске.
Филимоновские игрушки (выступление второй группы).
(на экране слайды №14-17)
Это яркая веселая игрушка-свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. Персонажи игрушек многообразны; фигурки нарядных барынь и солдат, всадников, животных - оленей, баранов, коров, коней, птиц. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой.
Игрушки в основном крупные, но бывают и очень миниатюрные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, е ребенком или с птицей-свистулькой, танцуют с кавалером. Образы обобщенные: широкая юбка, тонкая талия, узкие плечи, округлые руки, маленькая головка конусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой шляпкой. Тщательно выполнены налепом серьги. Часто создаются сюжетные композиции; «Солдат кормит курицу», «Доярка с коровой», «Жених и невеста», «Медведь смотрится в зеркало» и др.
У животных-свистулек выделяются уши, у барана рога - круглые завитки, свернутые калачом, у коровы большие рога, крупным месяцем загнутые вверх, у оленя - деревцем. Это отличает одно животное от другого. В остальном фигурки коней, козлов, собак одинаковые: перехваченное в талии туловище, переходящее в длинную шею с маленькой головкой, - то ли это животные, то ли люди ряженые.
Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживают влажной рукой, постепенно вытягивая туловище фигурки.
Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами.
В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки.
Роспись яркая, звучная Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Сплошная окраска кофты барыни, солдата, птицы чередуется с цветными полосами. Яркими мазками оттеняются рога животных. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым. для прочности и блеска окрашенные места обмазываются белком. Игрушки добрые, веселые.
Каргопольская игрушка (выступление третьей группы).
(на экране слайды №18-20)
Раньше эту игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».
Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. В ней сохранилось что-то от древних идолов.
Это по-крестьянски коренастые фигурки людей, а также фигурки, изображающие животных, птиц. Женские фигурки с ребенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственными заботами. На них широкие юбки, кофты
с крупными пуговицами-налепами, разнообразные головные уборы-кокошники или шляпки, на шее бусы. Это барыня, крестьянка, кормилица в старинном наряде.
Мужики с окладистой бородой изображены в длинных кафтанах, украшенных большими пуговицами, на голове шапочка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.
Изображение животных типично для народной игрушки - это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зубах, заяц с морковкой, медведь - хозяин леса.
Самый загадочный образ - Полкан, могучий богатырь с туловищем коня (кентавр).
Сюжетные композиции отображают сцены из деревенской жизни: посиделки, катание в лодке, танцующие пары, кадриль, сельский праздник и др..
Лепят игрушки из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную голову на толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой - в женской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы. Места соединения сглаживают, и фигурки приобретают монолитность.
После обжига в печи и побелки фигурки раскрашивают.
Цветовая гамма приглушенная, северная, для росписи характерны неяркие цвета - серый, розовый, зеленый, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, желтый, оранжевый, красный, гамма сдержанная.
Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов, которые ритмично наносятся на поверхность игрушки. Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли. Фигурки-каргополки как будто позируют в молчаливой важности.
Рассматривание выставки из наглядного материала.
Работа по учебнику (стр 66-75) .Ученики рассматривают фотографии по теме урока и определяются с выбором игрушки которую они будут лепить
IY. Физминутка.
V . Закрепление пройденного материала.
На экране появляется таблица, которую учащиеся заполняют своими ответами.
(на экране слайд № 21)
Выступление учителя.
Ребята, на экране и на столе вы видите еще несколько разновидностей игрушек. Подготовьте рефераты. Это и будет вашим домашним заданием.
(на экране слайд № 22)
В настоящее время в такие игрушки не играют. Их производят как сувениры.
Шеморданская глиняная игрушка производится в пос. Шеморданы, Кукморского района, в соответствии с традициями татарских народных промыслов. Изделия выполняются исключительно вручную в форме мелкой пластики.
(на экране слайды № 23-24)
Актюбинские игрушки. В Азнакаевком районе в пос. Актюба налажено производство изделий из глины: национальные игрушки-сувениры. На сегодняшний день коллекция актюбинской игрушки содержит более 500 сюжетных композиций.
(на экране слайды №25-26)
Как вы думаете, существует ли производство игрушек сувениров в Сергиево – Посадском районе?
Да, конечно, в нашем районе также существует производство игрушек-сувениров. Это: богородская деревянная игрушка, сергиево -посадская матрёшка.
VI. Задание:
Создать из пластилина свой образ игрушки, руководствуясь предложенным рядом предметов, сохраняя традиции промысла,
Учитель знакомит учащихся с методами лепки. Для удобства работы раздает на каждую парту таблицы с различными методами лепки.
(на экране слайды № 28-31)
Материалы:
пластилин, грунтовка (водоэмульсионная краска) или белая гуашь, полимерный флакон для основы.
VII. Повторение.
Для закрепления и повторения полученных знаний составим синквейн.
1. Одним словом назовите тему урока (имя существительное)
игрушка.
2. Двумя словами охарактеризуйте игрушку (2 прилагательных)
народная, русская, красивая, древняя.
3. Опиши действие в рамках данной темы (3 глагола)
обучает, символизирует, радует.
4. Определи отношение к теме фразой из 4-х слов
игрушка это творение человека.
5. Повторение (одним словом)
игрушка-сувенир.
VIII. Анализ работ.
IХ. Домашнее задание.
Список использованной литературы
1.Н. А. Горяева Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского - М.: Просвещение, 2008 2.Н. М. Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе»: учебное пособие для студ.высш.учебн.заведений.-2-у издание., -М.: Издательский центр «Академия», 2003 3.Каталог изделий народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства Республики Татарстан, 2002 4.Дымковская игрушка, Издательство «Мозаика - синтез». 5.Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 20006
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Древние образы в современных народных игрушках.
Всмотритесь в образы глиняных народных игрушек, найдите отличительные черты в форме и росписи игрушек. 1 ряд – изучи текст в учебнике страницы 60 -63 2 ряд – изучи текст в учебнике страницы 60, 64 3 ряд - изучи текст в учебнике страницы 60,65
Народные промыслы Деревня Филимоново в Тульской области. Отличительные черты: - вытянутые пропорции - мягкие очертания форм - выглядят стройными, изящными - игрушки почти всегда со свистком Любимые цвета: Малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый Филимоновская игрушка
Народные промыслы Каргопольская игрушка Ее родина – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Отличительные черты: Приземистые фигурки людей и животных Расписаны: в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами на поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно-красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.
Народные промыслы Дымковская игрушка Родилась она в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки (ныне Киров) Отличительные черты: силуэт отличается плавностью и округлостью множество лепных деталей: косички, жгуты, воланы Украшение: - мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке - элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки - яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым
Приведи в соответствие: Филимоновская игрушка Каргопольская игрушка Дымковская игрушка 1 2 3
Домашнее задание Повторить стр. 60-66 Принести пластилин, стеки, дощечку для лепки, баночку, муку, белую гуашь, кисти
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..
Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть.Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...
Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.
Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.
Очень часто за событиями
И за суетой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним давние обычаи,
Вспомним нашу старину.
Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных игрушках. Тема урока «Древние образы в современных народных игрушках»
Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, думать и рассуждать. Знаю, что каждого ученика ждет успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
Подготовка к творческой работе.
- . Сегодня на уроке мы будем путешествовать по народным игрушкам. А что такое путешествие?
- Кем бы вы хотели быть в путешествии?
(Продавцами, покупателями, мастерами народных игрушек.)
- И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры.
Мы разделимся на группы по видам художественных изделий.
Сначала мы будем мастерами.
Мастера каждой группы изобразят изделия по мотивам народных игрушек.
Потом они представят свой товар на выставку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.
А затем мастера-продавцы станут покупателями изделий других промыслов, хваля или критикуя их мастерство.
В классе работают группы:
Народная игрушка.
«Каргопольская» «Дымковская» «Филимоновская»
Задание мастерам групп:
выполнить эскизы и макеты изделий по мотивам промыслов;
подготовить их к выставке на нашем уроке;
прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей.
Есть одна удивительная профессия , которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только для забавы – они были участниками древних обрядов (магии, волшебства). Им приписывали особую силу защищать людей от всякого зла. Яркий цвет и сильный свист означали магическую роль.
Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга.
Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древни знаки орнамента , которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.
Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи глиняных игрушек.
И помогут нам в этом разобраться наши мастера игрушечники.
Материал для учащихся
Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.
Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки.
Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.
Так весну закликали
Уж ты пташечка,
Ты зеленая,
Ты слетай за сине море
Ты возьми ключи весенние
Замкни зиму –
Отомкни лето.
Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.
Давайте на него посмотрим. (демонстрация слайда).
Что же этот узор означает?
Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека.
Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду.
Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.
Филимоновская игрушка - а теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое?
Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.
Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.
Расписывают такие игрушки анилиновыми красками , растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.
Каргопольская игрушка. Её родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области.
Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.
Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.
Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки?
Конечно! Все они сделаны из глины.
А в чем различия?
Узоры
Форма
Работа с учебником (с 74.)
Внимательно рассмотрите роспись игрушек. Обратите внимание на основные элементы росписи, цвета, используемые мастерами разных промыслов
Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.
Подумайте
Сколько цветов вы будете использовать для росписи выбранной игрушки?
Какие элементы росписи будете использовать?
Приступайте к работе
После выполнения учитель собирает работы для организации выставки, при этом дети читают стишки о каждой игрушке).
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки всякие на все манеры:
Вот и барышни и кавалеры.
У барынь алые щёки и губки,
Нарядные платья и тёплые шубки.
Красна девица в венце
У неё румянец на лице
Собой хороша,
Стоит не дыша!
Посмотрите, что за конь
Ручкой только его тронь
Он с тобою вместе
Ускачет вёрст за двести.
И с хвостом и с гривой
Вот какой красивый!
А вот стоит козёл
На стройных ногах
Вся краса у козла в рогах
Он качает головой
Посмотрите я какой!
Яша-дружок
Дует в рожок,
Сидит на спинке
У красивой свинке!
Индя-индя-индючок!
Ты похож на сундучок
Сундучок то не простой,
Красный, жёлтый, голубой!
Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия».
Благодарю за урок. Вы – молодцы!