РОССИЯ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ ИНЖИНИРИНГОВЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ)
Объем, динамика и структура экспорта и импорта инжиниринговых услуг в России. Факторы, влияющие на баланс данных услуг
Хотя зарубежный промышленный мир уже больше века оперирует терминами и категориями инжиниринга, в России это направление консультационных услуг в его современном западном понимании появилось относительно недавно. Как результат, в России до сих пор не существует правовой базы, регулирующей этот вид деятельности. Инженерно-консультационные услуги предоставляются на основе законов, стандартов и других нормативных актов, разработанных для отраслей, схожих с инжинирингом: архитектурной деятельности, строительства, консалтинга. Таким образом, правовую основу составляют: Гражданский кодекс (часть 2 - строительный подряд), Градостроительный кодекс Российской Федерации №190-ФЗ от 29.12.2004 и Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 30.12.2009) "О техническом регулировании" (определяющие стандарты и нормы проектирования), Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", а также гражданско-правовые отношения регулируются Гражданским кодексом (часть 1,2), отношения, возникающие по поводу авторства - частью 4, отношения между работниками и работодателями - Трудовым кодексом, большое значение имеют земельное и жилищное право. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию не подлежат:
Проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
Строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращается с 1 января 2009 года. Действие лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен, прекращается с 1 января 2010 года.
Кроме проблемы определения правовой базы функционирования инжиниринговых компаний, возникают трудности при поиске адекватной статистики. В России не принято строительную отрасль разделять на составляющие строительного процесса. Кроме того, как показали результаты рейтинга «Инжиниринг в России - итоги 2008», проведенного журналом «Управление производством», № 5-6 за 2009 год, не все инжиниринговые компании готовы сотрудничать со средствами массовой информации в предоставлении данных о своей деятельности. Для участия в рейтинге была приглашена 101 инжиниринговая компания. В рейтинге приняли участие -- 16,8%; отказались без объяснения причин -- 45,5%, по причине малого масштаба деятельности и минимальной численности персонала -- 18,8%, из-за очень сложной ситуации в компании -- 12,9%, по причине предоставления данных о выручке -- 6% компаний. По опросам участников, на выручке 2008 года кризис практически не отразился, чему послужил не только значительный ее рост до сентября, но и завершение инжиниринговыми компаниями в последнем квартале года работ по уже начатым проектам. В результате рост совокупной выручки у инжиниринговых компаний наблюдался практически во всех отраслях экономики, и в итоге за 2008 год она составила 66 427 164 380 рублей. Что, по словам участников рейтинга, оказалось почти на треть больше, чем в 2007 году, а у некоторых компаний за счет расширения перечня услуг выручка выросла на 100%. В 2008 году совокупная выручка инжиниринговых компаний по всем видам инжиниринга тоже росла, однако самыми быстрыми темпами рос комплексный инжиниринг. По оценкам участников, по сравнению с 2007 годом выручка здесь выросла на 15-20%. Инжиниринг в России - 2008. «Управление производством», № 5-6 за 2009 год
Показателем деятельности инжиниринговых компаний является объем инвестиций на рынке инжиниринговых услуг. На графике 3.1.1 и в таблице 3.1.1. представлены данные об объемах инвестиций в основной капитал. Рост объема инвестиций позволяет увеличивать объемы строительства и производства в будущем, кроме того, он способствует расширению рынка инжиниринговых услуг.
График 3.1.1
Объем инвестиций в основной капитал в России (млрд. руб.)
Особенностью современных реалий является то, что за годы развития рыночной экономики российский капитал создал ничтожно малое количество промышленных объектов на условиях «в чистом поле». По большей части компании эксплуатируют советское наследие. Однако, по мнению некоторых экспертов, следующий экономический цикл неизбежно будет связан с целой серией таких проектов Виньков А., Гурова Т. Завод и воля// «Эксперт», №47 (684) от 7 декабря 2009.
Таблица 3.1.1
Инвестиции в основной капитал в России
Источник: 2002-2005 г. - данные Росстата, 2006-2009 - данные МЭРТ
По причине того, что до кризиса большая часть промышленных объектов нуждалась в реконструкции, а не проектировании с нуля, а также тот факт, что до кризиса рынок был очень перегрет, окупаемость проекта составляла в среднем около пяти лет, хотя нормальным считается срок в 10-12 лет. В условиях кризиса это стало невозможно. Пока рынки не стабилизировались, сделать достоверную экономическую модель проекта, по которой можно рассчитать окупаемость, крайне затруднительно. Это связано с проблемой привлечения необходимого капитала, который ранее могли предоставить кредитные организации.
В 2009 году, несмотря на экономический кризис, тенденция роста рынка инженерно-консультационных услуг не меняется и, по данным ВТО, Россия в 2008 году продемонстрировала самый высокий темп роста экспорта в 34%. Благодаря устойчивому росту в 2008 году Россия вошла в десятку самых крупных экспортеров инженерно-консультационных услуг, поднявшись с тринадцатого места в 2007 году. Данные о странах-импортерах российских инжиниринговых услуг представлены в таблице 3.1.2. Как видно из динамики показателей экспорта, на протяжении четырех лет он был достаточно устойчивым, а темпы роста - высокими. Среди основных контрагентов выступают в основном развитые страны, исходя из чего, можно предположить, что объектами торговли являются высокотехнологичные услуги. Объем импорта также увеличиваются, при этом он значительно превышает экспорт, а именно на 8521 млрд. долл. США (32,5%). Кроме того на 5 стран, основных поставщиков инженерно-консультационных услуг в Россию, приходится 80,5% всего импорта, а на 15 стран - 88,6%, для экспорта цифры следующие: 72,3% и 85,5% соответственно. Таким образом, можно отметить, что импорт и экспорт инжиниринговых услуг достаточно концентрирован. Еще один вывод, который можно сделать из данных таблицы, это то, что для Российского рынка наибольшее значение имеет сотрудничество с Европейским союзом.
Таблица 3.1.2
Российский экспорт и импорт инжиниринговых услуг по регионам (млн. долл. США и %)
Источник: WTO, International trade statistics, 2009
Согласно Диаграмме 3.1.1. объем строительно-монтажных работ и прочих капитальных работ, то есть объем предоставленных инжиниринговых услуг, и затрат в 2007 году составил 3480 млрд. руб. (в 2007 году средний курс доллара США составлял 25 руб., следовательно 3480 млрд. руб. приблизительно равны 139,2 млрд. долл. США). Таким образом, импорт в общем объеме услуг составляет 18,8% предоставленных услуг.
Данные диаграммы также наглядно демонстрируют тот факт, что рынок инженерно-консультационных услуг в России является слабо концентрированным, на крупные компании приходится только 15,5% всего объема услуг, оставшиеся 84,5% приходятся на средний и малый бизнес.
Диаграмма 3.1.1
Структура российского рынка инжиниринговых услуг в 2007 году..
Источник: www.e4group .ru/b11Data/TEK-inginiring_-__16.05.2007-4922.ppt
Даже самые крупные компании в отрасли по своей величине уступают компаниям, занимающимся другими видами деятельности. Среди 17 компаний - лидеров отрасли только в пяти компаниях количество сотрудников превышает 1000 человек (табл. 3.1.3).
Название компании |
Год создания |
Выручка, суммарная по инжиниринговой деятельности, руб. |
Количество аффилированных компаний в группе |
Общая численность сотрудников |
|
ОАО «Группа Е4» |
|||||
ЗАО «Бизнес Компьютер Центр (BCC)» |
|||||
ЗАО «Русская Энергомашиностроительная Компания (ЗАО «РЭМКО»)» |
|||||
ЗАО «Фирма «СТОИК» |
|||||
ООО «Оптима» |
|||||
ООО «ЕвроСибЭнергоинжиниринг» |
|||||
Группа компаний «Энергон» |
|||||
ООО «Инженерно-консалтинговая фирма «Солвер» |
|||||
ООО «Прогресстех» |
|||||
ЗАО «Балтийская инжиниринговая компания» |
|||||
ООО «Р. В.С.» |
|||||
ЗАО «Союзтеплострой Инжиниринг» |
|||||
ЗАО «ЕС-инжиниринг» |
|||||
ООО «Тесар-Инжиниринг» |
|||||
ООО «Вк-инжиниринг» |
|||||
ООО «Первая Инжиниринговая Компания» |
|||||
ООО «МСЯ ПРИСТА» |
Источник: www.pm-j.ru
Тем не менее, одной из тенденций последних лет стало обособление инжиниринговых компаний в рамках крупнейших российских инженерно-строительных холдингов. Этот процесс явился следствием формирующегося восприятия инжиниринга как совершенно особого вида деятельности и бизнеса, который должен развиваться адекватно законам функционирования своего рынка.
При этом только формирующимся российским инжиниринговым компаниям приходится совмещать корпоративное развитие с конкурентной борьбой на одном поле с лидерами зарубежного рынка, причем как на поле зарубежных проектов, так и на российском рынке. Единственным способом выживания российских инжиниринговых компаний в этой ситуации является гибкость и умение выстраивать свою деятельность с учетом международных, региональных и чисто российских рыночных правил, а также способность сохранять и развивать при этом свои ноу-хау.
Международный рынок инжиниринга в той его части, на которой заметно присутствие российских компаний, состоит из трех сегментов, формирующих своего рода смешанную зону между российским рынком с его специфическими традициями и рынком, который образован американскими и европейскими компаниями с их обычаями и практикой. В каждом из этих сегментов компания, являющаяся российской по своим корням, может при соблюдении определенных правил быть вполне конкурентоспособной.
Первый сегмент -- рынки Восточной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, Индии. Это страны, где российский инжиниринг может быть востребован в полной мере. Например, компания Гипромез более 45 лет ведет проектирование металлургических заводов, цехов и агрегатов для зарубежных стран. В частности, компаниями разработаны технико-экономические обоснования и проектная документация на строительство заводов в Швеции, Болгарии, Польше, Венгрии, Китае, Югославии, Румынии, Индии, Индонезии, Египте, Иране, Кубе, Шри-Ланке, Перу и других странах. Гипромез, в частности, выступал генеральным проектировщиком металлургических предприятий в Бхилаи, Бакаро, Визакхапатнаме (Индия), Исфахане (Иран), Раахе (Финляндия) и в других регионах мира. В странах Восточной Европы построены Кремиковский металлургический комбинат в Болгарии, Дунай Вашмю в Венгрии, заводы в Польше, Чехии, Словакии, Румынии Российский инжиниринг: условия международного развития// Журнал «Металлоснабжение и сбыт», 11.07.2005.. Перспективы данного сегмента связаны с его растущим объемом, что сегодня характерно для большинства стран мира. Второе, уже специфическое для российских компаний преимущество можно охарактеризовать как традиционные связи экономического и политического характера, позволяющие российским компаниям получать подряды в названных странах.
С другой стороны, на этих рынках российский бизнес подстерегают весьма многочисленные и разнообразные угрозы, основными из которых являются две. Во-первых, это достаточно высокий уровень квалификации местных компаний, которые к тому же поддерживаются своими правительствами. Их услуги дешевле и с ними очень трудно конкурировать.
Вторая проблема -- в силу специфики требований заказчиков, местного законодательства и прочих условий в тех странах, где приходится работать, многие решения необходимо проводить с нуля. К примеру, разработанные для Алжира уже понятные контрактные схемы, оказываются неприемлемыми для Сирии в силу налогового законодательства и т.п.
Это же относится к нормам проектирования и строительства, процедурам работы и возможностям поставок. По понятным причинам в ряде стран также есть ограничения по странам-поставщикам. Так, в Сирию запрещены поставки из США, причем это запрет со стороны поставщиков Рязанов А.Н. Российский инжиниринг: условия международного развития// Сервиснефтегаз №13, 12.11.2007..
Наконец, различается и менталитет отношений. Этот аспект зачастую недооценивается, и, тем не менее, в каждой стране приходится ориентироваться на людей, которые разбираются в местной конкретике.
Вторым сегментом рынка, который следует отнести к международным, являются проекты зарубежных заказчиков в России.
Примером может служить выполнение электромонтажных работ при строительстве завода «Филип Моррис Ижора» компанией ITM Group (Санкт Петербург), генподрядчиком тогда выступал австрийский концерн VA Tech, а технологическое оборудование поставляла итальянская компания Comas Брешковская Н. От общего к частному// «Эксперт С-3» №27 от 17.07.2006. Во время этого проекта компания ITM Group столкнулась с необходимостью дифференцирования своих услуг, т.к. заказчик нуждался в комплексных инжиниринговых услугах. Одна из причин, заставляющих генподрядчиков переходить от проектирования зданий к комплексному инжинирингу, заключается в том, что за последнее время технологии возведения «коробок» заводов упростились до минимума. В основном, кроме особо сложных объектов, требующих мощных капитальных зданий, используются каркасные металлоконструкции. Зато основные силы перемещаются на проектирование и монтаж внутренней инженерной начинки зданий. Это как системы электроснабжения, противопожарной безопасности, кондиционирования и т.д., так и технологическое оборудование.
Тем не менее в этом сегменте возможности в основном связаны с заинтересованностью зарубежных заказчиков в привлечении российского инженерного ресурса. Это обусловлено не только экономическими или законодательными факторами. Причина заключается в том, что зарубежные инжиниринговые компании зачастую неспособны решить те проблемы, которые в России встают не только перед ними как проектировщиками и инженерами, но и перед заказчиками. По словам А. Лаврентьева, генерального директора ООО «СТГ Инжиниринг», заказчик часто старается переложить на инжиниринговую компанию решение своих проблем и это именно то, в чем российские компании имеют преимущество.
Особенностью данного сегмента до 2008 года был сокращающийся объем проектов зарубежных заказчиков в России на фоне всеобщего бума проектов в топливно-энергетической отрасли. Но после разразившегося кризиса тенденции изменились, в 2009 году объем импорта инжиниринговых услуг вновь вырос. Разумеется, эта особенность влечет за собой специфические риски для участников рынка. Фактически любой проект с зарубежным участием может быть заморожен, остановлен, отобран и т. д.
Западные заказчики в этих обстоятельствах отдают наиболее прибыльные проекты в области инжиниринга не российским компаниям. Примером может служить Харьяга - российская территория, следовательно, и российский проект. Тем не менее, заказчиком по проекту является компания Тоtаl (Великобритания), а подрядчик - Реtrofac (США), который не имеет статуса и опыта работы в России. Другими примерами могут быть Ковыкта, где управляющей компанией также является Реtrofac, Ванкора, с управляющей SNC Lavalin (Канада). Рязанов А.Н. Российский инжиниринг: условия международного развития// «Сервиснефтегаз», №13, 12.11.2007 Ситуация, в целом, меняется, но меняется именно в плане сжимания данного сегмента.
Третий сегмент - это проекты, где российские заказчики по объективным причинам не могут обойтись без привлечения международных инжиниринговых ресурсов, вследствие чего эти проекты в той или иной степени реализуются в соответствии с международными подходами и стандартами.
Для создания самого современного на сегодня в мире вагоностроительного производства полного цикла компания Группа ИСТ привлекла американскую компанию Standard Car Truck. На тележках семейства Barber, спроектированных Standard Car Truck, эксплуатируется более 75 процентов вагонного парка в США, Канаде и Мексике. Если традиционные российские тележки 18-100, которые сегодня используются на российских вагонах, имеют межремонтный пробег 110 тысяч километров, то те, которые начнут производить, будут проходить до миллиона километров, и это при сопоставимой стоимостиВиньков А. ИСТ на стальных колесах// «Эксперт», №47 (684) от 7 декабря 2009.
В качестве еще одного примера можно привести проект создания морской ледостойкой платформы ЛСП-1 для Корчагинского месторождения на Каспийском море. Заказчиком по проекту выступает ЛУКОЙЛ. У российских организаций нет полноценного опыта создания морских платформ, поэтому базовый инжиниринг в рамках данного проекта выполнялся АВВ Lummus Global, а в качестве одной из ключевых инженерных компаний на проект была привлечена финская RR-Offshore.
Когда компания «СТГ Инжиниринг» получила подряд на разработку рабочей конструкторской документации по технологической части этой платформы, оказалось, что оптимальной рабочей группой по этому российскому проекту оказалась группа, которая всегда работала за рубежом -- киевский филиал компании. Как выяснилось, проектные институты в составе головной компании соответствуют проекту в меньшей степени, чем группа, работавшая до этого в Ливии и Греции и имеющая международный опыт.
Еще один проект, который можно отнести к этому сегменту - строительство «Роснефтью» завода в Туапсе. Практически все лицензиары проекта -- зарубежные компании, и в качестве управляющих инжиниринговых компаний приглашены два десятка лидеров мирового инжиниринга -- европейские, американские, японские.
К числу перспектив этого сегмента следует отнести его растущий объем. Основных угроз в данном случае две. Первая заключается в том, что у российских заказчиков нет опыта игры по западным правилам, по которым обязательно будут играть крупные международные игроки.
Это можно наблюдать в уже упомянутом проекте платформы на месторождении имени Корчагина. Первоначальная контрактная стратегия ЛУКОЙЛа была в значительной степени изменена под влиянием реалий, принесенных именно западными участниками.
Вторая угроза -- сложные условия конкуренции, в которых оказываются российские компании, особенно если они не ощущают отличий работы на международных проектах от российских.
Существуют некоторые качества компаний, наличие которых позволяет российской инжиниринговой компании нормально развиваться и обеспечивать себе конкурентные преимущества.
Во-первых, это в принципе наличие опыта участия в зарубежных проектах. Во-вторых, это умение вовлекать в проект дополнительные ресурсы помимо тех, которые могут быть доступны непосредственно в регионе реализации проекта. Иными словами, требуются мобильные кадры и определенная гибкость в выборе средств реализации проекта.
Проектные группы формируются там, где целесообразно выполнять инжиниринг - на месте, например, в Алжире. В этом смысле также выгодно приглашать на работу зарубежных специалистов: из Германии, с Ближнего Востока.
Еще одна сильная сторона, которой обладают крупные компании -- возможность привлечения инвестиций. Наконец, опыт партнерства с западными компаниями в ходе реализации проектов, в ходе тендерных торгов, и даже в рамках контактов на конференциях также часто оказывается очень полезен.
Однако есть и слабые стороны. К сожалению, в России не так уж много специалистов с опытом работы в международных проектах. Хотя Советский Союз активно работал за рубежом, это были проекты во многом очень специфические и строящиеся по особым правилам. Тот факт, что российские компании сегодня находятся на стадии бурного роста и становления тоже может не всегда быть преимуществом.
Еще одним недостатком является высокая налоговая нагрузка на российскую компанию. Например, согласно российскому законодательству при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Украиной, российским подразделениям в Украине приходится платить Единый социальный налог дважды.
Четвертый сегмент - это создание совместных российских и зарубежных предприятий. Обеспечить конкурентоспособность проекта в условиях рынка сегодня можно только за счет использования самых передовых технологий производства. Причем эти технологии, ноу-хау, надо собирать буквально по всему миру. Как, например, в случае с ТВСЗ: поставщик технологии литья из Германии, технологии металлообработки из Испании, разработчик тележки из США и так далее. Все эти технологии надо интегрировать в рамках единого проекта. И имея проект предприятия, надо обеспечить его строительство, заказ и поставку технологического оборудования, его монтаж и наладку Виньков А. ИСТ на стальных колесах// «Эксперт», №47 (684) от 7 декабря 2009.
С точки зрения регулирования рынка на развитие инжиниринга сегодня влияют сразу несколько факторов. В России сохраняется достаточно подробное документирование, а также ценообразование, которое строится на основе нормативов, и, в целом, гораздо более жесткая регламентация со стороны государства, чем во многих странах мира. За рубежом большую роль играет не государство, а заказчик. В отличие от ситуации на большинстве зарубежных рынков в России поставщик оборудования определяется на стадии проектирования, вследствие чего роль инжиниринга в традиционном российском сегменте рынка занижена. Да и технические решения в России в большинстве случаев фиксируются на более ранних стадиях, За рубежом многое, особенно в линейном строительстве, оставляется на усмотрение подрядчика, который в ходе строительства самостоятельно принимает те или иные технические решения.
Барабанова Екатерина Ивановна
студентка группы МВКО4-2
Факультет «Международные экономические отношения»
Финансовый Университет при Правительстве РФ
Рыночные услуги в современном мире впечатляют своим разнообразием, что является следствием активной деятельности практически всех стран по увеличению их доли в валовом национальном продукте. Это является этапом перехода страны в постиндустриальную стадию развития. Данная часть экономики включает в себя почти все виды услуг и занимает первое место по числу занятого населения и величине дохода в целом.
Одним из ключевых составляющих выше представленного в статье сектора экономики является инжиниринг, обособленный в независимую сферу деятельности комплекс услуг, коммерческого характера, по подготовке процесса производства и обслуживанию строительства в промышленных, инфраструктурных и других объектов. Описанный комплекс операций осуществляется специализированными инженерно-консультационными, промышленными, а также строительными компаниями и организациями.
История инжиниринга уходит к проектно-изыскательным организациям, появившимся на свет после Октябрьской революции. Постепенно потенциал специализированных структур увеличивался, что привело к созданию крупных проектных организаций, реализовывавших масштабные государственные планы по строительству стратегических объектов.
К 1990 году активизировался процесс упадка в строительной сфере, связанный с сокращением численности проектных организаций. Случившиеся изменения повлекли за собой технологическое отставание страны от мировых стандартов.
Возрождение инженерии пришлось на начало 21 века, а именно возрождение строительной отрасли в 2000 х годах обеспечило стабильный спрос на предлагаемые ими услуги.
Современный инжиниринг представляет собой уникальную форму международных коммерческих связей в сфере науки, инноваций и техники.
Резкое обострение конкуренции на мировом рынке инженерно-строительных услуг и распространение частных капитальных вложений отраслях (инвестиционные проекты считались государственной прерогативой) стало решающим аргументом для контакторов, решивших все активнее участвовать в прямой инвестиционной деятельности.
Связь между инжинирингом и экономикой в целом невозможно не заметить. Многочисленные строительные компании - вот уже на протяжении более чем 50 лет занимаются не только активным строительством важных объектов, к которым мы можем отнести АЭС, ГРЭС, ГЭС, ЛЭП и тд., но и еще обеспечивают полный надзор и контроль за финансовой стороной любого вновь возникающего или уже введенного в эксплуатацию проекта.
Во-первых, хотелось бы отметить, что благодаря активному развитию инжиниринговых компаний в последнее время резко увеличился спрос на труд, вследствие чего произошло насыщение экономики новыми рабочими местами и соответствующими квалифицированными кадрами в области промышленного дизайна и инжиниринга. Об этом нам говорят статистические данные, в которых чётко прослеживается положительная динамика занятости населения. Для этого рассмотрим такую сферу экономику, как строительство, которое тесно связано с деятельностью инжиниринговых компаний. В 2005 году лишь 6,7% всех рабочих в стране работали в представленной отрасли (как в крупных инжиниринговых организациях, так и в многочисленных подрядных компаниях). К 2015 году эта цифра значительно изменилась, и уже 7,6% предпочитают работать в сфере инженерно-консультационных услуг коммерческого характера. Кроме того, за последние 5 лет было открыто более 500 новых предприятий в различных отраслях промышленности. Как было отмечено ранее, представленные предприятия нашли свое применение не только в сфере строительства электроэнергетических сооружений, но и а таких отраслях промышленности, как машиностроение, металлургия, деревообрабатывающие производства, нефтяная и нефтегазовая промышленность. В этих областях деятельности был заметен аналогичный рост спроса на рабочую силу. Например, количество человек, занятых на производстве и распределении газа и воды с 2,9% до 3,2%, и с 1,8% до 2,2% объем занятых на работах, связанных с добычей полезных ископаемых.
Во-вторых, активная деятельности практически всех компаний, предоставляющих инженерные услуги, зависит от нынешнего состояния экономики в стране. Связано это с тем фактом, что любые производимые ими операции, будь то разработка идеи проекта, пред инвестиционные исследования или осуществления ряда строительных и контрольных функций на объектах, - требуют достаточного финансирования. И многие коммерческие частные организации прибегают к помощи государственных субсидий.
В-третьих, любые качественные изменения геополитической и геоэкономической ситуации в мире могут привести к одному из возможных негативных итогов, каким может оказаться нарушение точки опоры мировых финансов, а центры финансовой стабильности начнут подвергаться политико-экономическим воздействиям. Мировые экономические кризисы как нарушения между спросом и предложением в рыночной системе хозяйства происходят с цикличным постоянством, что не может не оставить отпечатка на направленности деятельности и стратегии поведения. Достаточно часто компании просто лишаются возможности ввести объект в эксплуатацию или же воздать технико-экономическое обоснование проекта из-за нехватки материальных средств.
В последнее время рынок инжиниринговых услуг в Росси испытывает весомые трудности, несмотря на очевидный факт того, что именно он является одним из наиболее доходных «драйверов» экономики. Инжиниринговые компании являются преимущественно узкоотраслевыми (сфера их деятельности - энергообеспечение и добывающая промышленность). В связи с этим многие крупные и масштабные проекты уходят в иностранные инжиниринговые компании. К тому же, рассматривая парадигму международного рынка инжиниринговых услуг, мы можем сделать не радующие нас выводы. Россия почти не принимает участия в интернациональных процессах из-за отсутствия крепкой основы для становления корпораций Engineering Services, способных предоставлять другим государствам инженерно-расчетных, консультационных и инженерно-строительных услуг в процессе проектирования и сооружения за рубежом промышленных и иных объектов. А доля в офшорном инжиниринге практически отсутствует. В России формы самостоятельных организаций и компаний, выполняющий определенный перечень услуг, начали формироваться сравнительно недавно, а предшествующие формы инженерных центров представляли собой лишь внутренние подразделения. Кроме того, специализированные органы и организации, отвечающие за развитие инжиниринга, не были развиты на достаточно высоком уровне.
Возникает актуальный вопрос: как же стране выйти за рубежи отечественных заказов и увеличить национальную долю на рынке международного инжиниринга?
1. Важно появление компаний и организаций, ориентированных под международные стандарты, работающих в разных отраслях и в разных географических рынках.
2. Развитие инфраструктуры поддержки инжиниринга, которые позволят обеспечить крепкое реагирование на рынок за счет расширения аутсорсинга и т.п., формирование крупных исследовательских и проектных консорциумов.
3. Формирование научного потенциала и информационной базы (создание инжиниринговых центров при вузах, научных организациях, стимулирование спроса на услуги, организация реестра оборудования).
Для перехода на следующую ступень развития инженерного дела в стране предпринимаются всевозможные меры. Только в Москве функционирует более 40 высших образовательных учреждений, направленных на профессиональную подготовку инженерных кадров. Таким образом, инженерное образование, как в целом мире, так и в России идет на подъеме. Россия обладает огромным потенциалом, реализовав который, мы сможешь выйти на новый уровень экономического развития.
Список использованной литературы
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (www.gks.ru ). - (Дата обращения: 06.04.2017).
- Инжиниринг в концепц ии промышленной политики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://igduran.ru/files/agn/bergrat/present2014/smetana.pdf ) (Дата обращения: 06.04.2017).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНЖИНИРИНГ: ВНЕДРЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РОССИИ
Грибова Елена Викторовна 1 , Чернецкова Анна Михайловна 2 , Борисов Александр Владимирович 3
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский Государственный технический университет», бакалавр очного отделения, 4 курса по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» ИАиС
2 ФГБОУ ВПО «Волгоградский Государственный технический университет», бакалавр очного отделения, 4 курса по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» ИАиС
3 ФГБОУ ВПО «Волгоградский Государственный технический университет», кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления проектами в строительстве, зам.декана факультета дистанционного обучения ИАиС
Аннотация
В данной статье рассматривается система международного инжиниринга и внедрение зарубежного опыта в отечественную инжиниринговую сферу. Авторами проведен анализ инжиниринга в инвестиционно-строительной деятельности как зарубежных, так и российских компаний. В работе рассмотрены сферы международного инжиниринга, его возможные проблемы и способы внедрения в России.
INTERNATIONAL ENGINEERING: INTRODUCTION OF FOREIGN EXPERIENCE IN RUSSIA
Gribova Elena Victorovna 1 , Chernetskova Anna Michailovna 2 , Borisov Alexander Vladimirovich 3
1 Volgograd State Technical University, bachelor full-time, 4-year training in the direction of 38.03.02 "Management" IAIS
2 Volgograd State Technical University, bachelor full-time, 4-year training in the direction of 38.03.02 "Management" IAIS
3 Volgograd State Technical University, Ph.D. in Economics, Associate Professor, аssociate professor of Economics and project management in construction, deputy Director of the Institute of distance learning
Abstract
This article discusses the system of international engineering and introduction of international experience in the field of domestic engineering. The authors carried out engineering analysis in investment and construction activities of both foreign and Russian companies. The paper discusses the scope of the international engineering and its potential problems and possible implementation in Russia.
Библиографическая ссылка на статью:
Грибова Е.В., Чернецкова А.М., Борисов А.В. Международный инжиниринг: внедрение зарубежного опыта в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]..02.2019).
Одной из важнейших экономических задач является сокращение сроков строительства. Первой причиной является то, что в нестабильных условиях и изменении конъюнктуры рынка продолжительность строительства является достаточно большой. А если учесть, значительные средства будут выведены из оборота на большой промежуток времени, то для инвестора это будет являться большим риском. Вторая причина – сокращение сроков строительства ведет за собой сокращение срока окупаемости, а также улучшение некоторых других показателей экономической эффективности проектов, в чем заинтересованы все участники их реализации. Главным показателем конкурентоспособности фирмы является ее способность организовывать ускоренное строительство.
По данным исследований, примерно 80% общей суммы потерь удорожания в период строительства связано с несовершенством проектных решений. В данных условиях, как отечественные, так и иностранные специалисты, сделали вывод, что необходима реорганизация взаимодействия участников инвестиционного проекта. За счет принципиально другой организации работ, которая позволит повысить качество принимаемых решений, можно добиться сокращения сроков строительства, а также затрат на начальных этапах реализации проекта. Все данные проблемы помогает решить инжиниринг.
Инжиниринг представляет собой профессиональную предпринимательскую деятельность, которая направлена на предоставление интеллектуальных услуг по трансформации научных знаний и достижений в востребованную рынком продукцию с добавленной потребительской ценностью.
Функциями инжиниринга являются: 1) исследования; 2) разработка; проектирование; 3) определение стоимостных и финансовых параметров проекта; 4) строительство; 5) организация производства; 6) производство. Кроме того, функции инжиниринга связаны с функциями менеджмента, главным образом, проектного менеджмента.
Слияние функций инжиниринга и управления очень характерно для России. Уже традиционно, в нашей стране сложилось так, что главный инженер отвечал за технико-технологическую деятельность предприятия, а главный руководитель – за управление предприятием, так как отсутствовала хорошо развитая система подготовки управленческих кадров. Те аспекты, которые в России относят к изысканиям, проектированию, отраслевым НИОКР, за рубежом относят к инжинирингу.
Проекты в строительстве реализуются на всех ступенях управления. Они характерны как для государства, так и для отдельно взятого субъекта – фирмы, организации. Для достижения используется ряд приёмов инжиниринга, среди которых выделяют правовой, стоимостной, финансовый, организационно-управленческий и другие.
Инжиниринг в сфере инвестиционно-строительной деятельности представлен направлением инжиниринга в промышленности. Основная задача промышленного инжиниринга – возведение новых зданий и сооружений, а также их реконструкция с использованием современной научной системы и подходов. Учитывая то, что при строительстве возникает необходимость разрешения многих вопросов, включающие в себя как научные, так и практические составляющие, инвестиционно-строительный инжиниринг выступает как системный инжиниринг. В нём присутствуют такие составляющие как: проектирование, зарождение и развитие производственных систем. Помимо этого, в его состав включены направления инжиниринга в зависимости от его функционального значения.
Эти отрасли включают некоторые области функционирования деятельности любой существующей фирмы и соответственно они могут называться направлением инжиниринга управления.
Виды управленческого инжиниринга включают в себя:1) Инжиниринг на стадии предпроекта; 2) Инжиниринг на стадии проекта; 3) Инжиниринг технологии; 4) Инжиниринг стоимости; 5) Инжиниринг финансов; 6) Инжиниринг в сфере управления проектом; 7) Инжиниринг в сфере информации и технологии; 8) Инжиниринг в сфере производства; 9) Интегрированный инжиниринг.
Хотелось бы поставить в пример несколько российских компаний, занимающихся инжинирингом и успешно реализующих себя на отечественном рынке. Компания NGS-ENGINEERING, занимающаяся продвижением инженерных и технологических решений в сфере автоматизации процесса сварки, зарекомендовала себя на отечественном рынке уже давно. Публичное акционерное общество «Глобалстрой-Инжиниринг» по праву зовётся одной из крупнейших компаний в свере проектировочных работ, а также снабженческих услуг и производства для организаций нефтяной и газовой отрасли, как в Российской Федерации, так и в странах СНГ. На сегодняшний день компания выступает центральным ядром функционального объединения по строительству. Также необходимо выделить компанию “Галс-Девелопмент”, начавшую свою историю в 1994 году. С тех пор компания превратилась в крупнейшую российскую девелоперскую фирму, оказывающую услуги по возведению различных комплексов и жилья премиум-класса, а также гостиничных комплексов в г.Москва.
Рис. 1. Выручка российских инвестиционно-строительных компаний.
Что касается зарубежных компаний, то необходимо выделить следующих: ChevronCorporation,SumitomoCorporation и Eni. ChevronCorporation – крупнейшая из интегрированных энергетических корпораций. Дата основания её 19 июня 1879 г. На сегодняшний день на данном предприятии трудятся 64 тыс. работников. SumitomoCorporation является японской компанией, занимает высокие места в рейтингах. Основана данная компания в 1919 году и в штате сотрудников числятся свыше 5000 человек.Компания Eni является крупнейшей итальянской нефтегазовой фирмой. В рейтинге FortuneGlobal занимается 17 место, что является очень показательным результатом. Высокие оценки компании неразрывно связаны с временем существования на рынке – более 60 лет, а также с количеством сотрудников, трудящихся в стенах компании, которых насчитывают около 80 тыс. человек.
Рис. 2. Выручка зарубежных инвестиционно-строительных компаний.
Источник: Данные Федеральной Службы Государственной Статистики
В таблице 1 указано размещение платежей по инжиниринговым услугам, по параметрам, характерное для американской модели.
Таблица 1. Доля предоставляемых услуг в общей стоимости
Вид предоставляемой услуги |
Доля в общей стоимости, % |
Поиск, сбор и структуризация исходных данных | |
Предпроектные работы, включающие обработку данных и согласование с заказчиком проекта работ | |
Проектирование (предварительное), включающее проработку результатов выполнения работ на этапе предпроекта, а также основного проекта | |
Согласовывание, сверка и утверждение предпроектных работ и работ по основному проекту | |
Проектирование (рабочее) | |
Этап подготовки и выдачи заказов на осуществление строительных работ | |
Этап содействия в проведении торгов – анализ данных, формулирование выводов и предложений, получение предложений от других подрядных фирм; анализ и ТЭО | |
Наблюдение за продвижением СМР | |
Обслуживание выполненного проекта в сроки гарантийного обслуживания |
На мировом рынке выделяют несколько сегментов международного инжиниринга:
1) Рынки Ближнего Востока, Восточной Европы, Северной Африки и Индии.
Эти рынки включают в себя те страны, которые имеют интерес к российскому инжинирингу. Так как данный сегмент расширяется, то он имеет хорошие перспективы для своего развития, что является характерным для многих стран. Еще одним преимуществом, относящимся к российским компаниям, является «традиционные связи», носящие политический и экономический характер, а также позволяющие отечественным исполнителям получать подряды в данных странах.
Однако эти рынки для российского бизнеса представляют некоторые угрозы, две из них особенно опасны. Первой угрозой является довольно высокий уровень квалификации национальных компаний, которые имеют поддержку своего правительства. С ними очень трудно конкурировать, так как они предлагают более дешевые услуги международного инжиниринга.
Во-вторых, если учесть специальные пожелания заказчика, особенности местного законодательства, то большое количество вопросов в указанных странах придется решать с нуля. Например, из-за налогового права в Сирии не применимы контрактные схемы, которые были разработаны для Алжира.
Это является характерным для строительных, проектировочных стандартов, осуществления поставок, а также для рабочих процессов. Конечно, ограничения по аналогичным причинам присутствуют и в других странах. Так, Сирия не разрешает поставки из США, которые запрещены самим же поставщиком. Имеет место и такой фактор, как специфичный «менталитет отношений», часто недооцениваемый.
2) Проекты зарубежных заказчиков в России
Они включают в себя заинтересованность зарубежных компаний в инженерных ресурсах России. Вызвано это не только правовыми и экономическими факторами. Иностранные инжиниринговые фирмы иногда не могут решить проблемы, которые возникают у них в России как у инженеров-проектировщиков, плюс еще проблемы заказчиков. Но наши российские компании преуспевают в том, что заказчики стараются переложить свои трудности на эти компании.
На данный момент, у этого сегмента идет уменьшение количества зарубежных проектов, которые заказываются в России. Этот фактор несет некоторые угрозы участникам рынка. На самом деле, абсолютно любой иностранный проект может быть либо остановлен вовсе, либо заморожен на какое-то время, а может, вообще отобран.
Рассмотренные обстоятельства доказывают, что наиболее желанные позиции снабженческие и инжиниринговые функции достаются далеко не отечественным компаниям. Например, проект по добыче нефти в посёлке Харьягинский в Ненецком автономном округе является отечественным проектом. Несмотря на то, что проект располагается на территории Российской Федерации, его заказчиком выступает французская компания TotalS.A., специализирующаяся на разработке нефти и газа. Харьягинское месторождение на своей второй фазе становления находилось в руках другого подрядчика - компании Реtrofac. Данная компания не проводила свою деятельность в нашей стране и не имела соответствующего опыта. Другим примером может явиться Ковыктинское газовое месторождение (Иркутская область): там управляющая компания – снова Реtrofac, а на Ванкорском нефтегазовом месторождении управлением занимается компания “SNC-LavalinGroupInc”. Конечно, ситуация подвержена изменениям, однако, данный сегмент постоянно сокращается.
3) Проектные разработки, в которых участие российских заказчиков по объективным причинам не может обходиться без помощи международных инжиниринговых компаний. Примером такой разработки может являться возведение нефтеперерабатывающего завода в Краснодарском крае. Заказчиком проекта является ПАО “НК Роснефть”, однако управляющими инжиниринговыми центрами выступают ведущие компании Европы, США и Японии. При таком стечении обстоятельств, необходимость соблюдения правил международных компаний для реализации данного проекта является обязательным.
Перспективой данной сферы выступает быстрорастущий объём. Серьёзные угрозы в данной ситуации две. Первая заключается в слабости российских заказчиков на международной арене. Так, для крупных мировых “игроков” открываются новые возможности на российском рынке. Очень показательна ситуация в г.Туапсе. Крупнейшие зарубежные компании, сотрудничающие с компанией “Роснефть”, ведут деятельность по другим правилам и нормам, именно в связи с этим проект претерпевает некоторые трудности.
Похожая ситуация наблюдается на нефтегазоконденсатном месторождении им. Юрия Корчагина. Оператором данного месторождения является нефтяная компания ПАО “Лукойл”. Стратегия этой компании подвергалась изменениям из-за давления западных партнёров. Другой проблемой выступает конкуренция, которой подвержены наши отечественные компании. В особенно сложной ситуации оказались те компании, кто не дифференцирует особенности международных проектов и российских.
На основании проанализированной информации возможна формулировка следующих выводов.
Зарубежные компании, занимающиеся инжинирингом совмещают в себе также функции управляющих компаний.
Услуги по инжинирингу занимают в фирмах большую долю всей выполняемой ею деятельности – от 25 до 65%.
Удельная доходность зарубежных управляющих компаний в среднем выше (на 20-30%) чем у компаний, занимающихся производственной деятельностью.
Некоторые фирмы характеризуются смешанным характером деятельности – как инжиниринг, так и производство.
Во многих зарубежных фирмах сохраняется высокая степень финансовой прозрачности.
Многие фирмы имеют звенья, которые оказывают помощь деятельности по производству с помощью информационных каналов.
Библиографический список
- Ашнина Ю.А., Борисова Н.И., Борисов А.В. Оценка состояния строительной отрасли на уровне современного города // Экономика и предпринимательство . 2016. № 4-2 (69-2) . С. 922-925.
- Ашнина Ю.А., Борисов А.В., Борисова Н.И.
Денис Мантуров рассказал о положении и перспективах развития отраслей российской промышленности на глобальном рынке. Особое внимание Министр уделил состоянию и задачам развития рынка инжиниринга в России, потенциалу инжиниринговых центров и компаний, подготовке кадров для организации эффективного инновационного производства и обеспечения качественного роста российской промышленности. Министр отметил, что в будущем многие из студентов ВУЗа вполне могут занять высокие позиции в Правительстве и Министерствах и выразил надежду убедить каждого из присутствующих связать свое будущее с российской промышленностью.
В своем выступлении Денис Мантуров, в частности, сказал:
«Тема сегодняшней дискуссии - «Инжиниринг - профессия будущего». Предлагаю построить нашу беседу следующим образом. Сначала я упомяну ставшие уже традиционными страшилки про технологическую отсталость России. Потом расскажу о ситуации в отечественном инжиниринге, проблемах, трендах и перспективах этой сферы. А затем поговорим о формировании научной элиты и развитии высокопрофессиональных кадров. Постараюсь, чтобы мой монолог не был очень длинным, и у нас осталось больше времени для свободной беседы.
Если оценивать экономику нашей страны и образование только по количественным показателям, то все более-менее неплохо. В мировом рейтинге мы находимся в пределах первой десятки по объему ВВП и доле населения с высшим образованием. Теперь посмотрите на результаты исследований Всемирного экономического форума, где отражено мнение руководства компаний из разных стран мира. Оценки наших позиций по важнейшим параметрам - качеству образования, уровню инновационности и профессионализму менеджеров - ужасающие. Обоснованы ли они? Не думаю. Конечно это всего лишь представления о нас. Мы уже привыкли, что они расходятся с реальностью. Но это мнение о стране, которая всегда была и, надеюсь, с Вашей помощью будет в авангарде научно-технического прогресса. И предстоит еще много сделать, чтобы нас воспринимали более адекватно.
Теперь посмотрим более объективную картину. По уровню производительности труда мы пока сильно отстаем от Германии, которая является одним из лидеров по этому параметру. Но более тревожащий факт - это то, что мы начинаем проигрывать Китаю. И прогнозы мировых консалтинговых агентств говорят о том, что этот разрыв может увеличиться.
Хорошие новости - на графике роста средней зарплаты в России. Думаю тех, кто не грезит о лучшей жизни за рубежом, такой тренд вполне устроит. По крайней мере, другие страны БРИКС - не лучшая альтернатива. Хотя на фоне Германии мы смотримся скромно.
А теперь «плохая новость». С ростом зарплат, опережающим повышение производительности, конкурентоспособность наших специалистов на глобальном рынке снижается. Бороться с этой тенденцией можно только одним способом. Естественно не снижать зарплату, а наращивать производительность труда. То есть, повышать и квалификацию рабочей силы, и технологический уровень производства. Что, собственно, и является предметом особого внимания Правительства и нашего Министерства.
У нас мало новых изобретений и новаций. Россия имеет разработки мирового уровня только по 1/3 из 34 важнейших направлений современной науки и техники. Отечественные разработки в экономике внедряются мало. До коммерческого использования доведено лишь 16% новых технологических решений. Из них только половина соответствует мировому уровню.
Сейчас на Российскую Федерацию в лице Минпромторга оформлено порядка 700 патентов. Более 500 заявок на рассмотрении. В Роспатенте зарегистрировано и находится на регистрации более 300 объектов авторского права. Около 7000 результатов НИОКР охраняются как секреты производства (ноу-хау). Эти результаты интеллектуальной деятельности созданы за последние четыре года. Но весь этот массив ввиду законодательных ограничений практически не работал на нашу экономику. Мы делаем все, чтобы снять эти ограничения. И обеспечить доступность информации о созданных результатах интеллектуальной деятельности. Делаем рассылки широкому кругу компаний и организаций, публикуем на своем сайте.
Чтобы это начало воплощаться в жизни мы переходим к модели передачи прав через предоставление безвозмездной лицензии на результаты интеллектуальной деятельности. Это позволит в короткий срок ввести в хозяйственный оборот максимальное число востребованных объектов интеллектуальной собственности, права на которые сейчас закреплены за Российской Федерацией.
Какой текущий инновационный статус в промышленности? В одних отраслях удается добиться прогресса небольшими средствами. В других результативность вложений невысока. В большинстве отраслей главная проблема - недостаток ресурсов для инвестиций в производство. А ставки по кредитам для предприятий носят запретительный характер. Это усугубляется отсутствием актуальных отечественных разработок и оборудования, интересных предприятиям. Налицо разрыв между потребностями экономики в модернизации и возможностями российского научно-исследовательского комплекса. Доля импорта в закупках нового оборудования в металлургии - 48%, машиностроении - 56%, химической промышленности - 60%.
Для уменьшения засилья импорта, мы, конечно же, стимулируем приобретение лучших отечественных средств производства через госзакупки. Но без создания конкурентоспособного на глобальном рынке российского оборудования, наша промышленность не достигнет уровня технологических лидеров. А для этого нужна мощная инжиниринговая отрасль.
Перед тем как говорить о том, что из себя представляет российский инжиниринг, посмотрим на объем рынка пром. инжиниринга в США. Он в 21 раз больше российского. Доли в ВВП также сильно различаются, и не в нашу пользу. В Штатах высококонкурентный рынок, где действует 142 тысячи компаний, при этом крупнейшие из них занимают не более 5% рынка. В России преобладают крупные инжиниринговые компании, а две из них (Стройгазконсалтинг и Стройгазмонтаж) консолидируют 40% объемов заказов. Это связано с тем, что большую часть спроса составляют масштабные капиталоемкие проекты государства и госкомпаний, которые могут выполнить только крупные инжиниринговые компании. Сегмент малых и средних инжиниринговых компаний у нас развит слабо. Как правило, это региональные игроки, специализирующиеся на ЖКХ и электросетевом комплексе.
В технологическом плане - глубокий разрыв. В России инжинирингом считается установка оборудования с пусконаладкой. На рынке США практикуется “продвинутый” инжиниринг, охватывающий весь цикл проектирования и строительства. Это подход учитывающий жизненный цикл продукции. Я еще буду об этом упоминать. А вообще это предмет отдельной лекции. У нас более 70% выручки инжиниринговых компаний формирует нефтегазовый сектор. Но это в основном “низкотехнологичные” работы - строительство нефтегазопроводов и сопутствующей инфраструктуры. Можно сказать о невысокой степени технологического развития ТЭК, несмотря на большие инвестиции. На втором месте по потреблению инжиниринговых услуг - электроэнергетика. Такой спрос вызван обязательствами энергокомпаний перед государством по модернизации мощностей. Это, кстати, служит ярким примером как административными мерами можно стимулировать рынок.
Остальные отрасли пользуются услугами инжиниринга крайне мало. Причин тому масса. Спектр проблем отечественной инжиниринговой отрасли очень широк. Многие из них требуют оперативного вмешательства государства. У большинства компаний-заказчиков отсутствует опыт работы по полному циклу проектирования. Не понимая его ценности, предприятие отказывается от данных услуг в пользу сиюминутной экономии. Крупнейшие компании предпочитают узкий круг аффилированных инжиниринговых структур, что снижает уровень конкуренции. А средние и мелкие заказчики испытывают недостаток собственных средств и проблемы с заемным капиталом.
Со стороны предложения ситуация похуже. Российский инжиниринг пока не отвечает на текущие научно-технологические вызовы. Многие инжиниринговые центры не владеют информацией об актуальных технологиях, методиках проектирования и строительства промышленных объектов. Также не хватает опыта и знаний для реализации контрактов «под ключ». В стране дефицит современного лабораторного оборудования и устаревшая материально-техническая база для НИР и ОКР. Исключение отдельные исследовательские центры крупных частных компаний.
Кадровая ситуация - предмет особого беспокойства. Налицо старение инженерных кадров, т.к. невысокий престиж профессии не обеспечивает приток молодых кадров. Качество инженерного образования на фоне стран-лидеров тоже хромает. Острой проблемой является и дефицит квалифицированных рабочих специальностей.
Наконец, общеэкономические проблемы. Из-за длинного периода окупаемости в ряде отраслей, изыскивать ресурсы на «креатив», т.е. инжиниринг, сложно. Избыточная забюрократизированность, особенно в сфере разрешений на строительство давно стала «притчей во языцех». Наконец, общемировые кризисные явления сильно уменьшили энтузиазм и готовность компаний модернизировать производство.
Какие меры поддержки и развития инжиниринга могут оказать существенное влияние на технологическое перевооружение отраслей? Главная задача государства - это создать условия для развития инжиниринговой инфраструктуры. Министерство промышленности и торговли разрабатывает Дорожную карту по инжинирингу.
Какие меры развития отрасли она включает:
- Прорабатывается вопрос о предоставлении значительных налоговых льгот для инжиниринговых компаний и центров. Речь идет о льготах по налогам на фонд оплаты труда.
- Будет проведена инвентаризация и сформирована база данных по лабораторно-технологическому оборудованию, которым обладают НИИ и университеты. Эта информация будет открыта, и компании будут знать, где можно организовать проведение тех или иных исследований / разработок.
- Совместно с институтами развития мы определяем размер финансовой поддержки в виде госсубсидий, которые будут предоставлены инжиниринговым центрам. Как университетским, так и корпоративным.
- Будет кардинально пересмотрена система нормативов и стандартов, применяемых в инжиниринге с тем, чтобы гармонизировать национальные отраслевые стандарты и классификаторы с международными правилами.
Понятно, что в одночасье все эти вопросы не решить. Но у нас нет другого пути, чтобы ликвидировать технологическое отставание. России необходимо создавать многоуровневую структуру отрасли и завершить переход от традиционной, старой модели к комплексному инжинирингу.
Основные требования к создаваемой инфраструктуре инжиниринга:
- высококачественное комплексное обслуживание заказчиков, нацеленность на реализацию объекта «под ключ»
- использование высокоэффективных технологий и знаний, принадлежащих различным научно-техническим школам и странам.
На вершине инновационной пирамиды - инжиниринговые компании крупного формата, количество которых, в целях повышения уровня конкуренции, должно увеличится. Их задача реализовывать масштабные ресурсоемкие проекты национальных компаний и привлекать в качестве субподрядчиков небольшие компании, инжиниринговые центры, вузы и т.д. Тем самым будет инициировано создание большого числа мелких игроков, которые смогут предложить свои услуги среднему и малому бизнесу. Предпосылки для развития такого сценария уже есть. Нужны дополнительные стимулирующие меры со стороны государства.
За последние годы государство направило значительные средства на реализацию совместных высокотехнологичных проектов вузов и частного бизнеса. Компаниям это дает возможность проводить НИОКР в интересующих областях. А университеты со своей стороны обновляют исследовательскую базу, обеспечивают работой научных сотрудников. Особенно важно привлекать в эти проекты студентов и аспирантов, дать молодёжи шанс самореализоваться, закрепиться в сфере науки и высоких технологий. То есть выполнить основополагающий принцип вашего университета - «Образование через науку». Создание инжиниринговых центров на базе ВУЗов стимулирует появление инновационных продуктов быстрее и дешевле, чем, например, в технопарках или бизнес-инкубаторах. Жизненный цикл новых наукоемких отраслей промышленности часто очень короток, друг друга сменяют целые семейства технологий. В таких условиях «синхронизировать» образование и хай-тек можно через форсайт-исследования, позволяющие рассчитывать будущие запросы рынка. Следуя общей логике развития отраслей и опираясь на новейшие разработки, можно прогнозировать потребность отрасли в специалистах с определенным набором компетенций.
Вообще технические вузы, особенно такие многопрофильные как МГТУ, могут стать настоящим инкубатором новых инжиниринговых центров. Нужно сформировать инициативные группы студентов и оснастить их необходимым оборудованием. В дальнейшем они могут преобразоваться в небольшие центры, которых так не хватает в российском инжиниринге. Мы прорабатываем вопрос финансовой поддержки таких стартапов. По линии Минобразования помощь может быть оказана в части оборудования. По линии Минпромторга через стимулирование активности промышленных предприятий в рамках утвержденных бюджетов по отраслевым государственным программам. Ничуть не сомневаюсь, что в дальнейшем, эти молодые инжиниринговые центры станут активными участниками российского, а самые амбициозные, и глобального рынка. В качестве успешного примера такого рода практики необходимо привести проект политехнического инжинирингового центра и центра стратегического консалтинга, который реализуется в Вашем Университете. Он аккумулирует лучшие мировые практики и технологии по новым материалам, применяемым в оборонной промышленности и гражданском секторе.
Сегодня власть, бизнес, университеты и научные институты должны объединить усилия по развитию инжиниринга. Эффективная диверсифицированная инжиниринговая сеть способна изменить наш индустриальный ландшафт. Она обеспечит рост объемов наукоемкой продукции и высокую локализацию инновационных производств (до 60% добавленной стоимости). Внедрение новых программ и оборудования обновит базовые производственные сектора, сократит цикл разработки перспективных рыночных продуктов.
Это достигается через технологическое партнёрство с инвесторами, цель которого - восстановление недостающих звеньев инновационной цепочки. ВУЗы, НИИ, инжиниринговые центры и компании должны восполнить такие важнейшие элементы технологического процесса как ОКР, прототипирование и мелкосерийное производство наиболее востребованного оборудования. Нужно не только обеспечить внутренние потребности в современных средствах производства. Новая инновационная цепь позволит противостоять натиску иностранных инжиниринговых игроков и расширить российское присутствие на мировом рынке.
Создание инжиниринговых центров и компаний увязано с инициативой государства по формированию сети инновационных кластеров. Сейчас она насчитывает 25 отраслевых кластеров, расположенных в разных уголках страны. Наличие инжиниринговой среды в регионах существенно расширит спрос на данные услуги. Активизирует технологические запросы бизнеса на местном уровне. Кроме того, в госпрограммах развития отраслей мы предусмотрели целый ряд инструментов, стимулирующих рост вложений в инновации.
Программа формирования общероссийской сети инжиниринговых центров позволит:
- создать широкий спектр предприятий инновационного бизнеса - бизнес-юнитов;
- добиться роста инновационной активности компаний и привнести новейшие мировые технологии в инжиниринговую сеть страны.
- сформировать научно-образовательные «технохабы» для подготовки кадров нового поколения, соответствующих проблемам и перспективам XXI века.
Сегодня в России работает модель подготовки кадров, которая способна обслуживать только типовой жизненный цикл технологий традиционных индустрий. Эта модель предполагает длинный промежуток времени от возникновения в экономике новой задачи, осознания потребности в новых специалистах и формирования учебных программ до подготовки и выпуска нужных профессионалов. Она совершенно не годится для новых рынков - вызовов времени.
Мировыми трендами современной промышленности признаны новые материалы, умные среды, планирование жизненного цикла продукта и цифровое моделирование как основа проектирования и инжиниринга. Революционные изменения в этих сферах уже происходят, воплощаясь в реальности.
С вашего позволения, остановлю внимание на рынке композитов, так как он, по оценке экспертов, будет определять более 80% приоритетных разработок новой техники в ведущих областях экономики. Новые, проектируемые композитные материалы позволяют задавать необходимые параметры на микроуровне, Отсюда принципиально новые характеристики привычных изделий. Получаемая продукция имеет широкую, в отраслевом плане, сферу применения. Речь идет о так называемых «сквозных», кросс-отраслевых инновациях, дающих результаты сразу в нескольких областях применения. Кроме того, новые материалы стали родоначальниками так называемой «невозможной геометрии» - недопустимых ранее проектов зданий, особенно в сочетании с цифровым моделированием. Инновационная отрасль композиционных материалов в России находится в начале своего пути. Совсем недавно мы утвердили госпрограмму, в которой определены планы ее развития. Целевая установка программы - увеличение отечественного рынка композитов как минимум в 10 раз. Для ее выполнения предусмотрено создание сети испытательных, инжиниринговых и сертификационных центров, развитие национальной базы НИОКР, участие в реализации важнейших инновационных и инвестиционных проектов отрасли.
Теперь попробуем «заглянуть» за горизонт, чтобы увидеть развитие компетенций инженеров будущего, работающих в отраслях-лидерах. На сегодняшний день в России дефицит специалистов, способных организовать эффективное инновационное производство. Речь идет об «интеграторах» - специалистах, которые управляют проектом от идеи до вывода на рынок. Еще нужны «трансляторы», то есть те, кто умеет увязывать высокотехнологичные процессы разных отраслей. В среднесрочной перспективе встанут задачи по работе с рынком и улучшению инноваций. На этом этапе экономике потребуются специалисты, способные адаптировать новые продукты сообразно нуждам рынка. А также эксперты по выработке межотраслевых стандартов и приведению их в соответствие с международными. Наконец, в долгосрочной перспективе нужно будет создавать новые прорывные технологии и целые системы технологий для кросс-отраслевого применения. Проектировать и поддерживать такого рода инновации могут только люди, умеющие мыслить и работать масштабно. Это «системные архитекторы».
При выходе России на мировые рынки инновационной конкуренции наиболее востребованными будут специалисты, обладающие знаниями и навыками из нескольких научных и технических областей. Кроме того, экономическая компетентность станет универсальным требованием к «технарям». То есть нужен не просто инженер. Значительно большую ценность будет иметь инженер-экономист.
Кроме предметных знаний, есть еще набор необходимых надпредметных компетенций. Они включают умение коммуницировать, быть частью международного творческого коллектива. Специалист будущего должен владеть иностранными языками, понимать другие культуры и глобальные правила игры, уметь выстраивать партнерские отношения на международном уровне. Без этого трудно представить высококвалифицированного и столь же высокооплачиваемого специалиста. А фундамент любого инновационного менеджера - это системное и алгоритмическое мышление, быстрая обучаемость и навыки саморазвития. Думаю, что получение диплома такого вуза как МГТУ будет означать, что вы в полной мере обладаете всеми упомянутыми компетенциями.
Перед нашей страной сейчас стоят важнейшие задачи - преодолеть имеющееся отставание в уровне технологий и создать условия для качественного роста нашей промышленности. Для этого нам нужно вырастить новое поколение специалистов мирового уровня: ученых, конструкторов, инженеров. Эта цель столь же сложна, сколь амбициозна. Достаточно посмотреть на показатели KPI Национальной системы компетенций, разработанной Агентством стратегических инициатив. Эти цифры не шапкозакидательство, а расчет наших возможностей, которые, уверен, безграничны.
Дорогие друзья, в завершение своего выступления, я хочу пожелать Вам творческих успехов. Инженерное дело - это очень увлекательная и перспективная отрасль. Мечтайте и творите, и вместе мы сможем изменить наше будущее. Спасибо вам за то, что пришли на сегодняшнюю лекцию. Отдельные слова благодарности руководству МГТУ за предоставленную возможность выступить в крупнейшем техническом университете страны».