Центр одного из самых известных художественных промыслов России. Находится он в Раменском районе Московской области. "Гжельский куст" раскинулся на обширной территории и состоит из 27 деревень, жители которых занимаются изготовлением и росписью изделий из белого фаянса и фарфора. История появления гжельского художественного промысла уходит корнями в 14 век нашей эры, когда в Подмосковье было открыто Кудиновское глиняное месторождение. В верхних слоях залегала "ширевка" - простой красный материал, ниже шли пласты желтой "пушнины" - глины среднего качества, и, наконец, в самой глубине раскинулась нежнейшая "мыловка" - тонкая белая глина, незаменимый материал для производства высококачественного фаянса и фарфора.
Потребности фармацевтики
Шла белая глина на выделку посуды и другой кухонной утвари, пока не появился аптекарский царский указ, который обязывал доставлять всю добытую гжельскую глину в Москву для нужд аптечного приказа. Однако спустя некоторое время под землей обнаружилось еще несколько месторождений, и белого материала стало достаточно для всех потребностей российской столицы и ее окрестностей. Кроме аптечных сосудов и чайных сервизов мастера-умельцы занялись изготовлением художественных изделий. Так появился гжельский народный промысел, известный сегодня во всем мире.
Мировая известность
Это рисунок, сделанный ярко-синей кобальтовой краской по белоснежному фону, традиционно - нанесенные от руки несложные геометрические и растительные орнаменты. Изображения на изделиях также могут носить сюжетный характер, например женщина с ведрами или гармонист в окружении танцующих односельчан. - это, как правило, цветочные мотивы, многократно повторяющиеся на выпуклой или вогнутой поверхности изделия.
Признаком высокого мастерства художника является использование им полутонов, когда центр рисунка заполняется бледно-синими штрихами, а ближе к периферии изображение становится все ярче и ярче. Цветы гжельского рисунка - это особая форма интерпретации, они обязательно повторяют контуры реального растения. На изображении можно увидеть лепестки, пестики, тычинки, стебельки и даже усики, которыми цветок цепляется за своих соседей.
Технологии
Узоры гжельской росписи подчиняются определенной системе нанесения рисунка. Они могут чередоваться или располагаться хаотично, но в любом случае изображение выдерживается в рамках задуманного сюжета. На заводах по выпуску посуды и художественных изделий из фаянса и фарфора узоры гжельской росписи систематизируются. Существует библиотека, в которой собраны многочисленные рисунки, используемые технологами в производстве. Тематика изображений самая разнообразная: от незатейливых картинок из деревенской жизни до сказочных сюжетов с несколькими персонажами.
Современные узоры гжельской росписи сложны и многообразны. Хотя, казалось бы, одноцветные рисунки сами по себе монотонны, и это означает, что красивых сочетаний цветов ждать не приходится. Однако профессионализм художников, владеющих искусством многослойного наложения красок с тончайшими оттенками, делает чудеса. Изделия гжельских мастеров не только красивы, но еще и уникальны, ведь ручная работа предполагает всего один неповторимый экземпляр.
Разновидности
Наносить узоры гжельской росписи - это тонкое и ответственное искусство. Главной задачей мастера является равномерное распределение цвета и оттенков так, чтобы рисунок получился сбалансированным и гармоничным. Каждое изделие представляет собой условный центр композиции, от которого равномерно расходятся составляющие сюжета или элементы В отдельных случаях синие кобальтовые краски дополняются декоративными линиями золотого цвета.
Обычно такая расцветка наносится на так называемый костяной фарфор. Это особый сорт керамики белого цвета с едва уловимым кремовым оттенком, напоминающим цвет топленого молока. Костяной фарфор слегка просвечивает, и это свойство художники используют при росписи. Рисунок располагается таким образом, чтобы оставалось свободное от краски пространство. Тогда чистые светлые участки поверхности изделия начинают взаимодействовать с цветным узором.
Элементы гжельской росписи
Рисунок на бело-синих изделиях всегда стилизованный. Это может быть гротескное изображение чудесных сказочных персонажей или зимний пейзаж в сельской местности. И не потому, что на фаянсе или фарфоре нельзя нарисовать какую-либо реальную картину, а потому, что данный вид народного промысла подчиняется своим законам стилистики, по которым и различаются изделия. Русские промыслы при всем своем разнообразии достаточно строго классифицируются. Перепутать один вид народного искусства с другим практически невозможно.
Известные мастера гжели постоянно совершенствуют свое творчество, их отдельные изделия являются классикой жанра. Эти произведения искусства находятся в музеях и частных коллекциях, они бесценны. Гжельская роспись, посуда это или другие художественные изделия, всегда интересна и неповторима. Ассортимент продукции, ежедневно выпускаемой заводами и небольшими мастерскими, безграничен.
Мастер-класс "Гжельская роспись"
Обучение художественной росписи проводится регулярно в кружках, открытых повсеместно. Однако освоить рисунка невозможно без знакомства с историей этого древнего народного промысла.
На начальном этапе ученики пробуют воспроизвести несложные изображения в гжельском стиле на бумаге. Для этого подойдет обычный ватман или плотные чертежные листы. Краску для начала следует взять акварельную. Если гжельский рисунок на бумаге получился, можно переходить на оригинальную основу - керамическую заготовку. На этом этапе уже не подойдут, потребуется настоящая кобальтовая синь.
Сервизы
В 18-19 веках гжельская посуда была особенно востребована. Очень много изделий уходило за границу. Европейцы закупали фаянс и фарфор российского производства с гжельской росписью в огромных количествах. Так продолжалось до тех пор, пока русский императорский двор не стал основным заказчиком для всех заводов, производящих бело-синие сервизы.
Особым спросом у царя и его приближенных пользовался знаменитый сервиз "Гурьевский" на 150 персон для больших пиров и застолий. Затем следовали "Мономах" и "Царь-батюшка" на 12 персон каждый. Состояли сервизы из 84 предметов, начиная с огромной супницы и заканчивая блюдцами для варенья. Популярными были маленькие сервизы "Тет-а-тет" для двоих и "Эгоист", рассчитанный на одного любителя красивой столовой посуды.
Упадок
В 20-х годах прошлого столетия в гжельском производстве наметился спад. Первыми тревогу забили сами гончары, которые стали предупреждать, что если дело не исправить, то горшки и миски вскоре придется покупать за границей. К счастью, они были услышаны, заводы заработали с новой силой, а в 1933 году особо крупные предприятия взяло на свой баланс государство и таким образом фаянс, фарфор и другие изделия "Гжельского куста" вновь пошли потоком на российский рынок, а затем и за границу.
Знаменитые мастера
Гжель бывает разная, от одного изделия глаз невозможно отвести, а другое интереса не вызывает. Отчего так происходит? Главным критерием, который определяет качество гжельской керамики, является детальная проработка рисунка. Чем подробнее нарисовано изображение, тем ценнее роспись. Знатоки гжели хорошо знакомы с творчеством всех выдающихся мастеров современности. Коллекционеры покупают только их работы, музеи и выставочные комплексы также стараются заполучить эксклюзивные художественные изделия.
Среди наиболее известных мастеров - Денисов, Дунашова, Окулова, Азарова, Розанов и Царегородцева. Высокохудожественные произведения Н.И. Бессарабовой хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга и в Историческом музее в Москве. Бесчисленное количество шедевров рассредоточено по всему миру, все они находятся в частных коллекциях и галереях.
Стало хорошей традицией открывать магазины по продаже гжельских художественных изделий при заводах, выпускающих эти произведения искусства. Спрос на бело-синюю красоту по-прежнему высокий, и тенденции к его снижению нет. Гжель будет процветать до тех пор, пока под землей есть залежи белой глины, а ее запасы на сегодняшний день кажутся неисчерпаемыми.
Гжельская роспись воистину удивительна - всего 2 цвета, но любой узор, выполненный в данной технологии, обладает такой живостью и объемом, что трудно поверить в его природу. Мастера гжели даже из нескольких простых завитков создают настоящие шедевры, и к ним хочется приобщиться. В домашних условиях, без занятия с профессионалом, тоже можно освоить базовые моменты гжельской росписи и попробовать самостоятельно украсить любое керамическое изделие.
Вся красота данного рисунка достигается через смешение 2-х цветов, что позволяет получить большое количество оттенков между чистым королевским синим и ослепительно-белым. При этом технология подразумевает как контрастные их переходы, так и растягивание через тушевку, и даже почти полное затемнение синего в черный. Все это осуществляется как сменой кистей, так и предварительным замешиванием оттенков, и даже их совмещением на ворсе одновременно.
- Сложность гжельской росписи - освоение движений кисти. Ширина и плотность мазка, толщина слоя краска на каждой из частей ворса, его направление - здесь нет незначительных нюансов. Поэтому всем новичкам требуется сначала отработать базовые элементы, где постепенно, ступенька за ступенькой подключаются новые и новые приемы.
- Значимую роль играет и «светотеневое пятно». Если провести анализ рисунков, выполненных по данной технологии, можно заметить, что оттенки располагаются в композиции согласно определенной закономерности. Это почти плавный переход от чистого, светлого пятна (являющегося центром рисунка), до темных каемок, к которым насыщенность и глубина цвета усиливаются. Вполне возможен и обратный вариант, когда мелкие детали по краям уходят в засвеченную дымку, а крупные центральные элементы, напротив, темные, густые.
При этом важно помнить, что элементам гжельской росписи всегда сопутствуют плавность, мягкость, округлость линий, легкость в переходах оттенков, даже если они имеют контрастный стык (в нем всегда будет легкая растяжка), мелкие детали по краю.
Если просмотреть картинки с гжельской росписью, можно заметить, что главными элементами, повторяющимися абсолютно в любых работах, являются мазки и линии, дополненные цветочными орнаментами. Это обуславливается тем, что «растительная» тематика является самым популярным направлением в данной технологии, наряду с «орнаментальной», которая необходима для оформления периферии.
В гжельской росписи существует несколько основных приемов, которые различаются положением кисти, рабочей длиной ее ворса, направлением движения. Из них базовыми считаются следующие:
- «Ситчик». Используется кисть с тонким длинным ворсом, у которого задействован только кончик. Обычно в такой технологии оформляются мелкие детали, являющиеся орнаментом того или иного элемента - завитки, волны и т.д.: базовые узоры гжельской росписи. При этом обычно в ход идет чистый цвет, без перехода между ними.
- «Китайский мазок». Наиболее интересный и наиболее сложный прием, при котором на кисть сразу набираются оба цвета, или 1, но со стягиванием по ворсу, и элементы выполняются неотрывно данной кистью, при этом насыщенность цвета на поверхности постепенно угасает. Затем вновь краска набирается, и опять по мере выведения элементов краски тускнеют, становясь мягче.
- «Мазок с тенью». По некоторым источникам - разновидность «китайки»: краска также набирается на общую кисть, предварительно подбирается правильная пропорция синего и белого, регулируется их толщина на ворсе. Движения кистью осуществляются так, чтобы синяя область всегда была густой, насыщенной, имела тень, а светлая окружала ее легким ореолом, рассеивая цвет.
Поэтапное рисование в технике теневых мазков
Этот прием называют техникой «двойного мазка» или «китайским мазком», и получившиеся элементы эффектно смотрятся не только в классической бело-голубой гамме, но в иных оттенках, а также при выведении фигур, не имеющих отношения к гжельской росписи. Чтобы выполнить такой несложный цветок, Вам понадобятся:
- акриловая краска синего и белого цветов (удобнее всего для тренировки);
- вода в стакане;
- палитра для смешивания;
- лист акварельной бумаги плотной или поверхность для рисования, которую нужно оформить;
- кисти разных размеров с беличьим или таклоновым ворсом, обязательно плоские, срез может быть как в форме лепестка, так и ровным или скошенным: от этого зависит лишь форма элемента, который Вы получите.
Рисунок начинается с отработки самого приема «двойного мазка»: понадобятся краски, кисть и палитра.
- Капнуть на палитру рядом друг с другом по порции белой и синей краски. Осторожно стянуть их края друг к другу, чтобы ввести оттенки друг в друга. Приложить кисть к каплям так, чтобы насыщенный темный синий оказался у основания ворса, самый чистый белый - у его края. Плоскостью кисти нужно сделать пару ласкающих движений по палитре, чтобы окончательно оттушевать переход между оттенками.
- Простой мазок выполняется через обычное укладывание плоскости кисти на поверхность и проведение ей перпендикулярно волосу. То естьмазок должен не смешивать цвета, как это было при оттушевке на ворсе, а выводить их параллельно. Следите за нажимом кисти, чтобы не оставались проплешины цвета.
- Получилось провести равномерную линию? Можно начать ее деформировать. Положите кисть так же плоско, но теперь перераспределите вес так, чтобы большая его часть оказалась у конца ворса, и осторожно поведите кисть в сторону, совершая ей легкое вращение на 180 градусов. Подходя к концу вращения, переместите вес к основанию ворса и повторите то же действие, но теперь относительно новой точки опоры. Должна получиться волна или уложенная на бок буква «S». Продолжая чередовать зоны с весом, выводите длинную мягкую волну.
- Когда этот узор будет освоен, к нему добавляется угловатость: сделайте восходящую волну, но опустившись в нижнюю точку, не переносите вес на др. зону - оставьте его там же, на краю ворса, и вновь выведите волну вверх. То же самое отдельно нужно будет повторить наоборот. Именно из таких элементов складываются лепестки большинства цветов в гжельской росписи.
- «Капли» в технике теневого мазка выполняются сложнее всего за счет особого положения и поворота кисти, а также необходимости быстро и изящно снять ее с листа или иной поверхности. Там, где будет «головка» капли, кисть ставится полным весом, зачастую - основанием ворса, затем проворачивается вокруг него и начинает тянуться в сторону. Одновременно с этим давление уменьшается, и линия сужается. Как только она достигнет минимальной толщины, ворс нужно снять с поверхности, позволив ему еще 0,5-1 мм пройти для максимально изящного обрыва.
- Когда одиночные «капли» будут освоены, пробуйте выполнять их друг рядом с другом: это будут боковые лепестки цветка.
- Последняя задача, которая ставится перед Вами при освоении теневого мазка, совместить все отработанные приемы в едином цветке. Верхний и нижний полукруг в качестве его центра, капли в качестве обрамляющих лепестков. И самые простые элементы - точки и линии - в сердцевине, для тычинок.
\
Алена Чуприна
Мастер -класс для воспитателей (изобразительное творчество) по теме «Гжель-синяя сказка » .
Место проведения : МДОУ д/с №10 г. Подольск.
Целевая аудитория : Воспитатели всех групп МДОУ д/с №10.
Количество участников : 11 человек.
Цели : повышение профессионального уровня педагогов .
Задачи : - знакомство воспитателей с историей промысла Гжель ;
Ознакомление с инструментами и особенностями нанесения краски при росписи Гжель ;
Повышение профессионального уровня педагогов ;
Формирование положительного эмоционального фона, психологический отдых.
Оборудование : белые альбомные листы, кисти разного диаметра и назначения (толстая круглая, средняя заостренная (для примакивания, тонкая контурная, синяя гуашь на палитре, стаканчики с водой, доска для показа образца рисования,образцы рисунков.
Гжель
Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!
Словно детская рука на кусочках глины
Рисовала в три мазка синие картины.
Чашек круглые бока расписав в колечки,
В лепестки и облака – изразцы для печки,
Голубые кружева, кобальтовый иней,
Будто вьюга намела завитушки линий.
Налепила для игры синие фигурки,
Для забавы детворы, зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.
На Руси живёт века промысел старинный.
Поколенья мастеров бело-синей Гжели –
Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!
Ход занятия : Уважаемые коллеги, Гжель - село , название которого стало узнаваемым символом неповторимого искусства и народного мастерства . Также гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.
В селе ведется добыча глин, которые используются для производства посуды. Изначально, из гжельской глины создавали аптекарские сосуды, по указу 1663 года царя Алексея Михайловича «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».
История промысла начинается с XVIII века. Мастера Гжели делали обычную посуду, кирпич, изразцы для печей, детские игрушки. Все это пользовалось спросом в Москве (везти было недалеко и качество было очень хорошее) . Умельцы делали из глины все, что необходимо в быту хозяйке - кувшины, миски, тарелки, квасники и т. д. Расписывалось все это великолепие в стиле Майолика
Работа требовала большого терпения и мастерства - роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. Многие образцы хранятся теперь в коллекциях Эрмитажа,Государственном объединенном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее, Останкинском дворце-музее творчества крепостных, Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева и многих других.
Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров . Кувшины, кумганы (сосуды, чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративную форму. Все эти мотивы мастера выполняли с хорошим пониманием декоративного характера рисунков, смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры.
Кстати, Здесь изготовлялись и изделия промышленно-хозяйственного назначения, как, например, канализационные трубы для московских улиц.
Около 1800 года в селе Володино Бронницкого уезда был открыта гончарня Петра Куликова, где впервые стали создавать фарфор. Дабы не рассекретить производство чуда чудного фарфора. Куликов работал на гончарне сам и в помощь ему были два работника. Этот заводик славен тем, что от него пошла Гжель фарфоровая , а не глиняная.
К 1812 году в истории гжельского промысла уже насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Н . Гусятников, И. Срослей, И. Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Мотивами росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. роспись сложна тем , что краска моментально впитывается в черепок и исправить ничего уже нельзя.
Из фарфора стали делать масленки, молочники,чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов.
История синей, кобальтовой гжели началась только в 40-х годах XX века. Гжельское искусство пришло в упадок и, казалось было забыто навсегда. Но, после ВОВ одна из мастериц гжельского производства представила на Всесоюзной выставке свои работы, расписанные в знакомой нам сине-белой гамме, используя серый кобальт, который при обжиге становится щемяще-синим. На заводе работы были приняты без восторга, но на выставке они получили высшее признание - премию Ильи Репина. С этого момента началась история знакомой всем Гжели - синей сказки .
(Методика рисования основных элементов была получена на Мастер -классе преподавателя Гжельского государственного университета, члена Союза художников России, члена Международного Союза художников Коршуновой Ирины Викторовны)
Для начала, нам надо научиться правильно набирать краску. Важно! Рисуем только одной стороной кисти, не переворачиваем ее. Для этого берем толстую кисть и смачиваем ее в воде, отжимаем о край стаканчика и движением «от себя» проводим рядом с краской, таким образом, на одну сторону кисти набирается краски больше,чем на другую.
Упражнение 1. Полоски.
Набрав краску, проводим полоску от себя.
Упражнение 2. Листья вверх-вниз
Набрав краску, приставляем кисть параллельно верхнему листу и с легким нажимом, закругляем мазок вверх или вниз.
Упражнение 3. Лепесток вниз.
Набрав краску, приставляем кисть параллельно верхнему листу, с легким нажимом проводим линию вниз, чуть в сторону и поднимаем кисть.
Упражнение 4. Лепестки вправо и влево.
Набрав краску, приставляем кисть перпендикулярно верхнему листу и с легким нажимом, закругляем мазок влево или вправо.
Упражнение 5. Розан
С помощью изученных элементов собираем розан.
Тонкой кистью и кистью для примакивания оформляем и дополняем рисунок.
Упражнение 6 - элементы декора Гжель и орнаменты , которые использует роспись .
В гжельской росписи используются различные орнаменты из линий, полос, цветов, точек и т. д. Давайте попробуем воспроизвести их или придумать что-то свое. Для этого мы будем использовать кисть для примакивания и тонкую кисть.
Ну, вот мы и закончили наш мастер-класс , давайте посмотрим на работы, оценим их, что получилось лучше, что хуже, какие элементы давались труднее?
Теперь очевидно, что научиться рисовать элементы гжельской росписи не так уж и трудно , важны годы и годы упорного труда, тысячи повторов для того, чтобы умение переросло в мастерство . Вы, как педагоги , сможете научить детей сине-белой росписи , прекрасной гжельской сказке . Спасибо!
Гжель - это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.
Название деревня получила от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» - привычного термина из лексикона гончаров.
Голубое на белом.
История
В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.
Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды.
Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств.
В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике Майолика - в то время она была популярной.
К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии.
Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.
Особенности гжельской росписи
Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.
Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.
В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.
Ёжик, коровка и лошадка.
Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.
Гжель в настоящее время
Сегодня в России роспись гжелью весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод.
Гжельский фарфоровый завод.
На предприятии трудятся сотни мастеров, сохранивших опыт и традиции предков.
На заводе производятся, расписанные ручной кобальтовой росписью:
- посуда;
- вазы;
- подсвечники;
- статуэтки;
- лампы;
- часы;
- шкатулки;
- камины;
- люстры;
- чайники, и пр.
Ассортимент продукции завода достигает 600 наименований.
Не только посуда и звери, но и всё-всё-всё…
Профессионалы высокого класса - технологи и художники умело сочетают в производстве изделий технологические новшества и вековые традиции искусства.
Магазин фарфора в селе Гжель.
Как отличить подлинное изделие от подделки
Гжель - это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.
Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам:
- поверхность керамики или фарфора - идеально гладкая, а фон - белоснежный;
- на донышке изделия должен присутствовать фирменный штамп гжели - лебедь или же чёткими крупными буквами написано и обведено в овал слово «гжель»;
Фирменное клеймо.
- на особо ценных изделиях может присутствовать пометка «расписано вручную», и даже стоять фамилия мастера;
- настоящая гжель удивительно прочная, так как изготавливается из уникальных сортов белой глины с добавлением кварцевого песка;
- рисунок, нанесенный мастером, отличается качеством прорисовки деталей;
- форма изделий проста, без излишней вычурности.
Данное методическое пособие познакомит Вашего ребенка с историей и традициями искусства Гжели. Изучая особенности данного вида искусства, ребенок освоит основные принципы построения орнамента и законы композиции. Уроки на страницах альбома научат Вашего ребенка воспроизводить традиционные для Гжели элементы узора: сеточки и линии, точки, мазки и бордюры, а также чувствовать игру света, тени и оттенки красок.
Цель. Знакомство с традиционным русским художественным промыслом — «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки и сеточки).
Организация занятия.
Это вводное занятие, на котором дети получают самое общее представление о данном виде народного промысла, его истории и этапах развития. Прежде чем приступать непосредственно к рисованию, следует рассказать детям о промысле, показать иллюстрации или изделия гжельских мастеров, воспользоваться материалами из ов, слайдов, плакатов, открыток. Хорошо, если есть возможность сводить детей в музей прикладного искусства.
Выполнение задания.
Сначала дети на отдельном листке бумаги учатся получать различные оттенки синего цвета, разбавляя краску водой и белилами. Затем выполняют задание в тетради - учатся проводить прямые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, повторяя и дорисовывая предложенные узоры. Для этой работы лучше воспользоваться тонкой кистью (№ 20-4).
Цель. Освоение простого гжельского орнамента-сеточки.
Организация занятия.
Детям следует рассказать, чем отличается большое красивое блюдо для праздничных застолий от повседневной посуды, которой люди пользуются каждый день. Затем дети внимательно рассматривают узор на блюде и пытаются уловить закономерность расположения орнамента.
Выполнение задания.
Дети должны, уловив закономерность расположения орнамента, закончить оформление блюда. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Лист () можно смело вращать так, чтобы рука с кистью находилась в естественном и удобном положении.
Цель. Освоение традиционных гжельских орнаментов и бордюров.
Организация занятия.
Дети внимательно рассматривают представленные образцы орнаментов, слушают рассказ педагога о принципах построения орнамента в народном искусстве.
Выполнение задания.
Дети выполняют упражнения на повтор главных элементов гжельской росписи. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом.
Цель. Освоение традиционных форм гжельской росписи в полосе.
Организация занятия.
Практическое занятие предваряет короткий рассказ педагога, в котором он акцентирует внимание детей на том, что именно в гармоничном сочетании посудной формы и скульптуры заключается прелесть гжельской художественной майолики.
Гжельские мастера всегда искали какую-нибудь интересную форму для посуды, и еще они очень любили делать из глины маленькие фигурки людей, животных и птиц. Довольно часто они объединяли два своих увлечения, и тогда получались такие изделия, как масленка, изображенная в тетради. Рядом приведены орнаменты, какими часто украшали посуду.
Выполнение задания.
Это упражнение на импровизацию - детям предлагается самостоятельно расписать масленку, используя или не используя полученные навыки и приведенные примеры.
Цель. Знакомство с традиционным элементом гжельской росписи - «капелькой».
Организация занятия.
Учитель объясняет значение данного мазка в росписи. Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся «капельки» расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется от больших в основании стебля до совсем мелких на верхушке.
Выполнение задания.
Дети рисуют в тетради по образцам простейшие элементы росписи. Для воспроизведения мазка необходим определенный навык, который появится в процессе работы над ом.
Цель. Освоение простейших видов растительных орнаментов.
Организация занятия.
Дети знакомятся с вариантами построения простых орнаментов в розетке с использованием мазков «капелька».
Выполнение задания.
Дети украшают центральную часть блюдца, избрав произвольно любой из трех примеров для подражания, или придумывают свой узор.
Цель. Знакомство с традиционной техникой гжельского мазка - мазок с тенью.
Организация занятия.
Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями - это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти - к краю ее должно быть больше, а к середине меньше.
Выполнение задания.
Дети стараются воспроизвести предложенные образцы линий, обращая особое внимание на переход тона внутри мазка. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, № 10) с тупыми закругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия.
Цель. Освоение техники гжельского письма - мазок с тенями.
Организация занятия.
Очень часто гжельские мастера использовали посуду для того, чтобы писать настоящие картины на излюбленные темы. А любили они изображать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения. Не составляет большого труда найти на изделиях мастеров самые разные здания, мосты, дворцы, избы, храмы.
Выполнение задания.
В данном случае художник нарисовал сказочный терем, причем левая его половинка зеркально похожа на правую. Дети должны дорисовать рисунок и восстановить сказочный терем.
Цель. Освоение мазковой техники гжельской росписи. Традиционное изображение цветка.
Организация занятия.
Синяя роза - один из главных мотивов гжельской керамики. Дети внимательно рассматривают изображения различных типов цветов в изделиях гжельских мастеров. Основой их изображения служит, как правило, мазок с тенью или тонированный мазок, по-другому - «агашка».
Выполнение задания.
Для мазковой росписи используется кисть среднего размера (№6-№8). Дети учатся наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа, при работе можно вращать так, чтобы удобно было наносить мазки.
Цель. Освоение традиционного мотива гжельской мазковой росписи - цветка.
Выполнение задания.
Дети, используя в качестве примера изображенные в правой части листа расписанные чашку и сахарницу, аналогичным образом расписывают чайник. Изображение гжельской розы наносится с использованием традиционной техники, изученной на предыдущем занятии.
Цель. Знакомство с традиционной техникой декоративного изображения гжельских птиц.
Организация занятия.
Птица- один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими или сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы. Мастера живо схватывали и передавали позы и повадки пернатых.
Выполнение задания.
Дети берут чистый лист бумаги и пробуют на нем воспроизвести гжельскую птицу.
Цель. Освоение главного мотива гжельского народного промысла - птицы.
Организация занятия.
«Синяя птица» - птица счастья. Педагог рассказывает детям о роли птиц в русской мифологии, о символике и суевериях, связанных с птицами.
Выполнение задания.
Детям предлагается рамка, в которой каждый из них может нарисовать свою птицу счастья. Готовый рисунок можно подарить маме или бабушке.
Цель. Используя ранее полученные знания и навыки, самостоятельно выбрать композицию и красиво расписать кумган.
Организация занятия.
На этом занятии применяются все ранее полученные навыки и знания. Детям предлагается самостоятельно расписать кумган. Кумган - это сосуд для питья с носиком, ручкой и крышкой.