Что относится к малому бизнесу. Каковы критерии малого и среднего предприятий. Критерии отнесении организации к малым предприятием

Подписаться
Вступай в сообщество «akvabonus.ru»!
ВКонтакте:

Критерии малого предприятия изменились в 2018 году. Теперь еще больше фирм и ИП подпадают под критерии. Статус малого предприятия дает дополнительные права. Проверьте свою фирму или ИП по новым критериям.

Читайте в статье:

Статус малого предприятия

Фирмы и предприниматели, относящиеся к малому бизнесу, пользуются дополнительными правами и льготами. Они могут:

  1. Перечислять меньше налоговых платежей.
  • Скачать справочник по сниженным налоговым ставкам для малых предприятий на УСН.
  1. Вести бухучет упрощенно.
  1. Сдавать сокращенную бухгалтерскую отчетность.
  2. Работать без лимита кассы .
  3. Заключать контракты с госзаказчиками на льготных условиях.
  4. Минимизировать количество обязательных проверок.

Статус малого предприятия имеют фирма или предприниматель, внесенные в единый реестр малого и среднего предпринимательства ФНС в связи с тем, что они соответствуют всем обязательным критериям и лимитам. ФНС самостоятельно включает организации и ИП в реестр, поэтому, чтобы получить статус малого предприятия, подавать заявление или собирать какие-либо документы не нужно. Единый реестр малого и среднего предпринимательства доступен на официальном сайте налоговой службы.

Из реестра можно получить важную информацию о своей фирме или предпринимателе, а также о контрагентах.

Критерии отнесения к малому предприятию

Общих требований к любому субъекту малого бизнеса всего два:

  • по среднему списочному числу сотрудников за прошлый год;
  • по налоговым доходам за год.

Однако для малых акционерных общество и ООО существует дополнительное ограничение - по доле участия в их уставном капитале РФ, регионов, муниципалитетов, религиозных юрлиц, общественных и прочих фондов.

  • Скачать справочник требований к малым и средним предприятиям.

Критерии малого предприятия: таблица

В таблице 1 приведены общие и дополнительные требования для получения статуса малого предприятия фирмами и предпринимателями.

Требования Для всех малых Для малых ООО Для малых АО
Среднее списочное число сотрудников в прошлом году
  • 16 - 100 чел. – для малого предприятия
Налоговые доходы за год
Доля в УК - Не более 25% доля:
  • РФ, регионов, муниципалитетов;
  • общественных образований;
  • религиозных юрлиц;
  • благотворительных и прочих фондов.
Не более 49% доля:
  • иностранных организаций;
  • фирм, не являющихся малым и средним бизнесом

Критерии отнесения к малому предприятию: утрата статуса

ФНС исключит фирму или предпринимателя из реестра, если в течение трех следующих подряд лет не соблюдается какое-либо из общих требований:

  • или среднее списочное число сотрудников за прошлый год;
  • или налоговые доходы за год.

Однако первые исключения произойдут только после 1 июля 2019 года. Это дата истечения первых трех лет с момента первоначального формирования единого реестра малого и среднего предпринимательства.

Малые предприятия: критерии 2018 изменены

В 2018 году внесены поправки в Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Поправки вступаю в силу поэтапно.

С 3 августа 2018 года фирма или предприниматель считаются субъектами малого бизнеса, только если они числятся в реестре ФНС.

А с 1 декабря 2018 года будут уточнены иные критерии отнесения к малому предприятию, а именно:

  • добавлен новый тип юрлиц;
  • снято требование о максимальной доле участия иностранных фирм в капитале АО, ООО и товариществ;
  • изменено содержание единого реестра малого и среднего предпринимательства;
  • уточнен порядок формирования реестра.

Критерии отнесения к малому предприятию: новые с 1 декабря

Нововведения, вступающие в силу в конце 2018 года, представлены в таблице 2.

№ п/п Изменение Станет с 01.12.2018 Сейчас
Норма 209-ФЗ Пояснение
1. Добавлен новый тип малого бизнеса Ч.Ч.1, 1.1 ст. 4 Малыми предприятиями считаются хозяйственные товарищества двух видов:
  • полные – в которых участники ведут деятельность от имени товарищества и отвечают по долгам своим имуществом;
  • командитные – в которых есть участники, не участвующие в деятельности и отвечающие по долгам в пределах своих вкладов
-
2. Общие критерии малого предприятия применены к товариществам П. п. 1, 2, 3 ч. 1.1 ст. 4
  1. Среднее списочное число сотрудников товарищества в прошлом году:
  • 15 чел. и менее – для микропредприятия
  • 16 - 100 чел. – для малого предприятия.
  1. Налоговые доходы товарищества за год:
  • 120 млн р. и менее – для микропредприятия
  • 800 млн р. и менее – для малого предприятия
Рассчитать сведения о численности сотрудников
-
3. Снято требование о доле участия иностранных фирм в капитале АО, ООО и товариществ (не более 49%) Под. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Не ограничена доля участия в капитале для иностранных юрлиц, соответствующих критериям малого предприятия
  • Скачать бланк заявления о подтверждении статуса малого бизнеса
Доля участия в капитале для иностранных юрлиц - не более 49%

Единый реестр малого и среднего предпринимательства: новшества с 1 декабря

Нововведения по формированию и содержанию реестра, вступающие в силу в конце 2018 года, представлены в таблице 3.

Таблица 3. Единый реестр малого и среднего предпринимательства

№ п/п Изменение Станет с 01.12.2018 Сейчас
Норма 209-ФЗ Пояснение
1. Изменено содержание единого реестра П. 5.1 ч. 3 ст. 4.1 В реестре появится информация о среднесписочном числе сотрудников в прошлом году, если эта информация уже опубликована на сайте ФНС в составе открытых данных, не составляющих коммерческую тайну

Рассчитать среднесписочную численность компании

-
2. Уточнены полномочия по включению сведений в реестр П. 12 ч. 3 ст. 4.1 Сведения вносятся в соответствии актами Правительства РФ Сведения вносятся в соответствии с федеральными законами или актами Правительства РФ
3. Уточнен порядок формирования реестра П. 8 ч. 5 ст. 4.1 Сведения в соответствии актами Правительства РФ вносятся в реестр в сроки, установленные Правительством РФ -
4. В реестр внесут АО с единственным акционером и хозяйственные товарищества - 10 декабря 2018 года ФНС включит в реестр:
  • АО с одним акционером;
  • хозяйственные товарищества,
созданные с 1 декабря 2017 года по 1 декабря 2018 года
-

Вложенные файлы

  • Справочник налоговые льготы для малого бизнеса при УСН.doc
  • Справочник требования к малым и средним предпринимателям.doc
  • Бланк заявления о подтверждении статуса малого бизнеса.doc

В связи с законодательными изменениями все чаще предприниматели обращают свое внимание на то, чем же отличаются и чем хороши относительно новые "институции" - микропредприятия.

Ниже рассмотрены вопросы - Что такое микропредприятие и как им стать? А также - о некоторых возможностях и упрощениях в работе для микропредприятияй.

Что такое микропредприятие?

Микропредприятие - это предприятие малого бизнеса (ООО, ИП), которое имеет размер годовой выручки (за прошедший год) и балансовой стоимости активов не более 120 млн руб., а численность работников - не более 15 человек за прошедший год (постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства", ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").

Есть еще условия, при соблюдении которых возможен статус микропредприятия. Это условия, которым должны удовлетворять все субъекты малого и среднего предпринимательства (поскольку микропредприятие - это частный случай предприятия малого бизнеса).

В частности, это - участие в учредителях компании Российской Федерации (не более 25%); иностранных юридических лиц или компаний, не являющихся субъектами малого предпринимательства (не более 49%). Есть и некоторые другие спецусловия, по которым можно говорить об отнесении к малому и среднему бизнесу, например, если цели деятельности компании - внедрение результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат соучредитеям.

Как стать микропредприятием?

Компании на основании отчетных данных заносятся в Реестр малого и среднего предпринимательства, делается это Федеральной налоговой службой.

Итак, чтобы стать микропредприятием (как говорят "перейти на микропредприятие"), ваша компания или ИП должны быть внесены в этот реестр и иметь там категорию «Микропредприятие». В обычной ситуации для этого специально делать ничего не нужно, за вас все сделает ИФНС.

Как узнать, есть ли ваша фирма в реестре? - для этого воспользуйтесь поиском на сайте rmsp.nalog.ru - это и есть Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Если Вы считаете, что все критерии микропредприятия у вас выполнены, а в реестре вашей фирмы нет, задайте вопросы в ИФНС по вашей территории.

Кстати, запросив на указанном сайте в поиске фирму (по названию или ОГРН, ИНН) вы получите ссылку - нажав на нее можно вывести сведения из реестра о данной компании (упрощенный аналог выписки из ЕГРЮЛ), которая подисана электронной подписью и обладает юридической силой.

Микропредприятие является предприятием малого бизнеса? Действуют ли здесь льготы, предусмотренные для малого бизнеса?

Да, микропредприятие является субъектом малого предпримательства, что и говорит названный выше Реестр, куда заносятся все микропредприятия.

Это означает, что на них распространяются все льготы и особенности, имеющиеся в малом бизнесе.

В частности, это

Особый режим бухгалтерского учета и упрощенные формы отчетности;

В ряде случаев замена штрафов на предупреждения, а именно:

ФЗ от 03.07.2016 № 316-ФЗ внес изменения (дополнена статья 4.1, введена новая статья 4.1.1), согласно которым с 03.07.2016 штраф для субъектов малого предпринимательства (значит, и микропредприятий) заменяется на предупреждение, при одновременном выполнении следующих условий:

ИП или организация совершили нарушение впервые;

Не причинен имущественный ущерб, вред жизни и здоровью людей, вред окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;

Не было угрозы чрезвычайной ситуации.

Нужна ли аттестация рабочих мест на микропредприятиях?

Напомним, что аттестация рабочих мест еще с 2014 года заменена специальной оценкой рабочих мест. И согласно Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» она провится для всех, т.е. нигде не сказано, что микропредприятия могут не проводить такую оценку. Но есть одна возможность избежать лишних трат. Согласно статьи 3 этого закона «Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников…»

Итак, заключайте с работником договор о дистанционной работе (в интернете можно найти образцы), в котором не предусмотрено предоставление рабочего места, а также графика работы. И тогда на вашем микропредприятии можно избежать процедур спецоценки на законных основаниях.

Особенности регулирования труда на микропредприятиях. Есть ли особенности ведения документооборота?

Да, для микропредприятий предусмотрены некоторые послабления, которые вступят в силу с начала 2017 года.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 348-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" вводит в трудовой кодекс новую главу 48.1.

В ней сказано, что на микропредприятии можно не вести локальные акты, регулирующие трудовые отношения (но никто не запрещает и создавать такие локальные акты, если это нужно руководителю микропредприятия). Подробнее смотрите выдержку из этой главы.

Глава 48.1. Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям
Статья 309.1. Общие положения

У работодателей - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям (далее - работодатели - субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В случае, если работодатель перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства внесены соответствующие изменения, не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных настоящей главой.

Статья 309.2. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами
Работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие).

При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.".

Таким образом, оказывается, что трудовые договора нужно будет заключить по утвержденной типовой форме, где видимо, нужно будет предусмотреть все то, что сегодня прописывается в локальных нормативных актах. Не факт, что при числе сотрудников с десяток и более легче будет предусматривать всё в трудовых договорах и дополнительных к ним соглашениях. Возможно, издание локальных актов окажется все же удобнее.

Распространяется ли на микропредприятия новый Федеральный закон от 03.07.2016 г. №272-ФЗ?

Новый ФЗ с 1 октября 2016 года вводит штрафы за задержки или невыплаты зарплат. К тому же он требует заключения трудовых договоров вместо распространенной практики договоров гражданско-правовых (договоров услуг). Так, п4 включает в себя следующее:

«Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.»

Есть и еще один пункт в этом ФЗ 272:

"Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей."

То есть, если кто-то в вашей фирме допустил к работе человека, с которым не заключен трудовой договор, он может получить штраф (вместе с вами, если вы должностное лицо, директор).

Нигде не говорится о том, что требования данного закона не относятся к микропредприятиям. То есть на микропредприятия данный ФЗ по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда, распространяется в полной мере .

Предприятия малого и среднего бизнеса имеют ряд преимуществ перед крупными организациями. В частности, они могут пользоваться льготными налоговыми режимами и претендовать на помощь государства на начальных этапах развития. Как определить, кто относится к категории МСП в 2018 году - читайте в этой статье.

Что такое малое предприятие?

Согласно закону №209-ФЗ "О развитии МСП в России" от 24.07.2007 г., субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП) является любая коммерческая структура, зарегистрированная на территории страны и соотвестствующая определенным критериям.

Организационная форма в данном случае не играет существенной роли, то есть к малому бизнесу могут относиться как ИП, так и юрлица. Кроме того, приобрести статус МСП разрешено сельскохозяйственным и потребительским кооперативам, фермерским хозяйствам и хозяйственным партнерствам. Каким же критериям должна отвечать компания или ИП, чтобы считаться малым предприятием?

Критерии МСП

Критерии, позволяющие разграничить малые, средние и микропредприятия, указанны ст. 4 закона №209. Ограничения для субъектов МСП существуют по:
  • числу сотрудников,
  • размеру ежегодной прибыли,
  • доли участия в уставном капитале государства, а также других организаций.
Первые два параметра являются ключевыми и распространяются на все виды юрлиц, фермерских хозяйств и ИП. Рассмотрим критерии для субъектов МСП более детально.

В 2018 году в закон 209-ФЗ были внесены поправки, благодаря которым в России стало больше предприятий, котрые относят к субъектам МСП. Это произошло благодаря тому, что законодатели несколько подняли верхнюю планку по максимальным доходам для малого бизнеса. В частности, для микропредприятий максимальный объем заработка вырос с 60 до 120 миллионов, для малых – с 400 до 800 миллионов.

Показатели максимальной численности работников остались прежними. Для предприятий, занимающихся обработкой текстильных изделий и производством одежды, среднесписочные нормативы численности работников могут доходить до 1000 человек (постановление правительства №209-ФЗ от 22.11.2017 г.).

Изменения коснулись также того периода, в течение которого предприниматель сохраняет статус субъекта МСП после превышения лимита по численности работников или доходу. Ранее этот срок составлял два года, с 2018 года – три. Таким образом, компания, в текущем году перешагнувшая планку по численности или выручке, согласно 209-ФЗ будет входить в категорию субъектов МСП вплоть до 2021 года.

Еще один важный критерий для определения МСП – доля участия в уставном капитале фирмы. Для государственных структур, а также фондов, общественных и религиозных организаций она не может превышать 25% в УК малого предприятия. Другие коммерческие структуры могут занимать теперь до 49% До этого года ограничение составляло, как и для госструктур, - 25%.

Лимиты по доле участия государственных и коммерческих структур в УК не распространяются на:

  • участников проекта «Сколково»;
  • акционеров, работающих инновационном секторе экономики;
  • организации, применяющие на практике передовые технологические разработки их учредителей (научные, бюджетные учреждения).

Реестр субъектов МСП

Проверить статус фирмы можно, обратившись к государственному реестру субъектов МСП. Ресурс начал функционировать с 1 августа 2016 года и включает обширную базу данных по каждому представителю среднего или малого бизнеса.

Список формируется сотрудниками ФНС на основании данных, которые предприниматели подают в налоговую службу. В реестре содержится основная информация о компании: наименование, ИНН, адрес, категория, коды деятельности ОКВЭД, наличие лицензий и их виды.

По желанию бизнесменов в единую базу могут занести сведения о продукции, контакты, количество договоров, заключенных в рамках реализации программы госзакупок. Новые данные подаются в электронном виде на сайте ФНС.

Преимущества МСП

По сравнению с крупными холдингами, малые и средние предприятия обладают существенными привилегиями. Рассмотрим подробнее некоторые их них.

Организационные привилегии

1. Малый бизнес имеет право применять упрощенные режимы налогообложения, в рамках которых проще сдавать отчетность (на попуоярной УСН, сдают раз в год). Послабление не касается ООО или АО, чья выручка превышает 800 миллионов рублей в год. В таких организациях дополнительно проводится аудит.

2. Нет необходимости устанавливать лимит наличных средств по кассе. То есть бизнесмен может хранить в кассе любое количество денег.

3. Субъекты МСП обладают преимуществом перед крупными компаниями в процессе приобретения арендованной недвижимости (муниципальной, государственной).

4. Проверки надзорными органами компаний малого и среднего секторов бизнеса происходят по «щадящей» программе - не более 50 часов ежегодно. Микропредприятия инспектируют 15 часов каждый год.

Плановые проверки обязательны, если фирма или ИП ведет деятельность в области здравоохранения, теплоснабжения, образования, энергетики или общественных проектов

Налоговые льготы

Предприятие, попадающее в категорию субъектов МСП, может значительно снизить сумму налоговых отчислений. У существующих льготных систем налогообложения есть определенные условия, при которых их можно применять. Например, патентом (ПСН) юрлица воспользоваться не могут. По остальным режимам - упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход и единому сельхозналогу - все зависит от соответствия критериям по годовому доходу и численности организации.
Наименование системы налогообложения Лимит годового дохода Количество сотрудников
ЕНВД Не установлен Не более 100
УСН Не более 160 миллионов рублей Не более 100
ПСН (доступна только для ИП) Не более 60 миллионов рублей Не более 15
ЕСХН Доля прибыли от реализации с/х продукции - не меньше 70% от общего дохода Для ИП, предприятий в сфере рыбного хозяйства– до 300 человек, для с/х организаций – не ограничено

В 2016 году в законолательство внесли изменения, благодаря которым власти в российских регионах получили возможность снижать налоговые ставки по ЕНВД и УСН по своему усмотрению. Для единого налога на вмененный доход (ЕНВД) они могут уменьшить ставку с 15 до 7,5%, для УСН – с 7 до 1%. При этом компания или ИП должны без задержек уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды и создать новые рабочие места (расширять шатат).

Налоговые каникулы для МСП

В период с 2015 по 2020 год предприниматели, зарегистрировавшие свою деятельность впервые, вправе снизить налоговую ставку до 0%.

Налоговые каникулы требуют выполнения следующих условий:

  1. выбор ПСН или УСН в качестве системы налогообложения;
  2. документальное оформление компании сроком позднее даты, когда был принят закон о налоговых каникулах в пределах региона;
  3. вид деятельности должен соответствовать списку, зафиксированному в законе, принятом на региональном уровне.
Критерии, позволяющие определить субъекты МСП, в 2018 году не подверглись серьезным изменениям. Российское законодательство по-прежнему дает возможность представителям малого и среднего бизнеса самостоятельно выбирать удобную систему налогообложения и пользоваться льготами.

Законодательно установлено понятие малого и среднего предпринимательства, к которому в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся:

  • зарегистрированные в установленном порядке граждане (в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) или в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ);
  • зарегистрированные в установленном порядке потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий).

Субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать трем критериям.

Критерий 1. Участие в капитале для юридических лиц.

1) Суммарная доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц.

Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов, закрытых паевых инвестиционных фондов и инвестиционных товариществ.

2) Доля участия в капитале иностранных юридических лиц, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% каждая.

Исключение составляют хозяйственные общества (хозяйственные партнерства), деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности 1 , исключительные права на которые принадлежат следующим видам учредителей:

  • бюджетным, автономным научным учреждениям;
  • бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, образовательным организациям высшего образования;
  • юридическим лицам, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности 2 при условии соответствия определенным критериям.

Исключение также составляют юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Критерий 2. По средней численности работников.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий, в том числе до 15 человек для микропредприятий;

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Критерий 3. По выручке от реализации товаров (работ, услуг).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать:

  • для микропредприятий – 120 млн рублей;
  • для малых предприятий – 800 млн рублей;
  • для средних предприятий – 2000 млн рублей.

Указанные значения могут быть пересмотрены Правительством РФ.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению из условий, установленных критерием 2 и критерием 3. Например, если индивидуальный предприниматель, крестьянское (фермерское) хозяйство, юридическое лицо (ОАО, ЗАО и т.д.), удовлетворяющее критерию 1, имеют среднюю численность работников 15 человек, а выручку от реализации или балансовую стоимость активов 500 млн рублей, то такой субъект экономической деятельности попадает в категорию «среднее предприятие».
Или, наоборот, если выручка от реализации или балансовая стоимость активов у субъекта экономической деятельности менее 60 млн рублей, а средняя численность работников свыше 250 человек, то такой субъект не попадает под понятие даже среднего предприятия, то есть является крупным предприятием.

Подробную информацию о статусах субъектов малого и среднего предпринимательства в Москве можно получить на портале «Малый бизнес Москвы» .

1 Программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).
2 В формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Что такое малое предприятие? Для многих главным критерием отнесения фирмы к категории малого бизнеса является численность персонала до 15 человек.

Однако это не всегда так: в такой организации может работать и гораздо больше сотрудников. Давайте подробнее разберемся с этим понятием.

Критерии отнесения к малому бизнесу

Отнесение компании к подобной категории регулируется законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №209ФЗ (далее по тексту – закон №209-ФЗ). В частности, в его ст. 4 указано, что малыми могут быть только зарегистрированные в установленном порядке:

  • хозяйственные общества (например, ООО) и партнерства;
  • кооперативы – производственные, сельскохозяйственные, потребительские;
  • фермерские хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели.

Кроме того, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • среднесписочная численность персонала за прошедший год у указанных выше субъектов не должна превышать 99 человек ;
  • доход от предпринимательской деятельности за истекший год не должен быть более 800 миллионов рублей . При этом сам доход:
    • берется без НДС;
    • определяется по действующему российскому налоговому законодательству;
    • суммируется по всем видам деятельности и системам налогообложения, которые применяются на предприятии.
  • если предприниматель в истекшем календарном году реализовывал деятельность без привлечения работников, его отнесение к категории выполняется только по уровню дохода;
  • если организации в соответствии с налоговым законодательством РФ имеют право не сдавать налоговые декларации, на основе которых можно было бы определить величину дохода за прошедший год, то указанные лица относятся к малым исходя из численности их персонала, которая была зафиксирована по данным истекшего календарного года. Указанное условие применяется с учетом требований, предусмотренных в пункте 3 ст. 4 закона №209-ФЗ;
  • если предприниматель и юридическое лицо независимо от выбранного ими налогового режима были зарегистрированы в период 01.08 текущего года – 31.07 следующего года, то указанные лица признаются микропредприятиями, но с учетом предусмотренных п. 3 статьи 4 закона №209-ФЗ ограничений;
  • к категории микропредприятий относятся предприниматели, находящиеся только на , а также компании с численностью до 15 человек .

Дополнительно к вышеозначенным критериям хозяйственные партнерства и общества должны отвечать еще хотя бы одному из следующих условий, в частности:

  • суммированная доля участия в ООО (если таковая имеется) регионов РФ, муниципальных образований, благотворительных фондов, религиозных и общественных организаций не должна быть свыше 25%, а доля иностранных компаний и (или) организаций, не признаваемых ни малым, ни средним бизнесом — не более 49%;
  • хозяйственные партнерства и общества занимаются внедрением продуктов интеллектуальной деятельности (программного обеспечения, продуктов селекции и т. д.), право на которые принадлежит их учредителям – бюджетным или автономным научным учреждениям;
  • если они имеют статус участника проекта «Сколково».

Иные дополнительные критерии отнесения указанных обществ и партнерств к малым компаниям изложены в п. 1.1 ст. 4 закона №209-ФЗ.

Разница между малым и микропредприятием

Прежде всего, она заключена в численности работников:

  • малой считается компания с численностью до 99 человек (включительно) и не менее 15;
  • микро – с численностью персонала до 15 человек.

Кроме того, существенное различие установлено и в уровне дохода, который определяется суммировано по всем видам деятельности фирмы, ее налоговым системам, но без НДС и на основании только налогового российского законодательства:

  • для малых – в пределах 800 млн. рублей;
  • для микро – до 120 миллионов рублей.

Исходя из этих показателей, соответствие которым должно быть одновременным или с учетом положений закона №209-ФЗ, допускающего возможность использования только одного из условий, устанавливается:

  • порядок сдачи и формы статистической отчетности;
  • порядок сдачи налоговой, бухгалтерской, финансовой и иных форм отчетности;
  • возможность выбора и применения конкретной налоговой системы и т. д.

Плюсы и минусы

Для компаний малого бизнеса предусмотрена государственная поддержка:

  • в виде предоставления в пользование и (или) владение объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • в виде субсидий, гарантий по обязательствам компаний, бюджетных инвестиций;
  • в форме консультаций, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления, либо в виде компенсации затрат по оплате консультаций;
  • в форме содействия для организаций отдельных отраслей в получении патентов и лицензий, в создании условий для подготовки кадров определенной квалификации и т. д.

У таких предприятий есть большие преимущества в сфере налогообложения и ведения бухучета. Им предоставляется государственная поддержка при реализации ими лизинговых программ и т. д.

Также достоинством является и относительно небольшая численность персонала, структура и форма управления, которые:

  • делают фирму более мобильной, то есть компания может переехать без серьезного ущерба по иному адресу или быстро перестроить свою деятельность;
  • позволяют оперативно принимать нужные управленческие решения без ожидания сбора всех акционеров или совета директоров;
  • помогают контролю всех производственных процессов и осуществляемых финансовых потоков;
  • снижают объем документооборота и расходов по его обслуживанию и т. д.

Однако есть и свои недостатки, в частности:

  • как правило, для таких предприятий предусматривается более высокий процент и более строгие условия кредитования;
  • очень часто им даже отказывают в займах;
  • они не всегда получают равный с крупными и даже средними компаниями доступ к участию в тендерах;
  • они не всегда могут обеспечить себя нужным объемом оборотных активов.

Бухгалтерский учет

Представители малого бизнеса имеют множество преимуществ в плане ведения и организации учетного процесса:

  • для таких предприятий предусмотрен упрощенный вариант ведения бухучета, сокращающий объем документации и , а также позволяющий использовать упрощенную систему учетных регистров или вовсе обойтись без них;
  • установлена более простая форма отчетности и сокращен ее объем – достаточно сдать и . При необходимости к этим формам добавляется . Что касается самих форм, то компании могут вносить в них изменения в соответствии с действующими законами;
  • можно не устанавливать , но об этом необходимо издать приказ;
  • руководитель предприятия может принять ведение бухучета на себя, о чем тоже обязательно оформляется приказ.

Что касается предпринимателей, то они могут ограничить свой учет только оформлением и иных показателей. Кроме того, они могут не устанавливать лимит в кассе и не оформлять кассовые документы.

Налогообложение и льготы

В отличие от крупных и даже средних организаций малые компании могут выбирать между и применением спецрежимов, которые имеют свои ограничения по объему выручки, численности, остаточной стоимости активов и видам деятельности .

Самое главное в этом случае – четкий контроль этих ограничений, чтобы предприятие не потеряло право на льготный режим.

Каких-то отдельных льгот в налоговой сфере нет. Если только данные льготы не будут предусмотрены региональным или местным законодательством по налогам, вносимым соответственно в региональный или местный бюджет.

Однако есть налоговые льготы, которые обозначены для результатов или видов деятельности, например:

  • если выручка за 3 календарных месяца не превысила в общей сумме 2 миллиона рублей, то предприятие получает освобождение от , даже находясь на общем режиме;
  • на срок 10 лет участник проекта «Сколково» получает освобождение от и добавленную стоимость и т. д.

Иными словами, наличие льгот необходимо уточнять в положениях налогового законодательства. А что касается выбора системы налогообложения, то наиболее приемлемыми считаются:

  • . Она подходит для всех видов деятельности, предусматривает два варианта расчета сбора – с доходов или с разницы между доходами и расходами, освобождает от уплаты НДС, налога на прибыль.
  • Патентная система. Она доступна только предпринимателям и применяется к закрытому перечню видов деятельности, установленному в Налоговом Кодексе РФ. Удобна тем, что сразу определяет сумму сбора, которую нужно заплатить при получении патента, снимает обязанность по уплате НДС, имущественного налога.
  • . Она подходит только для отдельных видов деятельности, которые определены налоговым законодательством. Заменяет собой уплату налога на имущество, на прибыль и добавленную стоимость.
  • . Эту систему применяют только сельхозпроизводители.

О всех вариантах и нюансах выбора системы обложения налогами вы можете узнать из следующего видео:

Нужно ли подтверждать статус?

Только когда этого напрямую требует закон. Например, для сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности такого подтверждения не нужно, поскольку в налоговой структуре сразу видят объем выручки и численность сотрудников предприятия.

А вот для участия в конкурсе или открытом аукционе потребуется подтверждение статуса малого бизнеса. Для этого компания отражает в заявке на участие свое соответствие необходимым критериям.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «akvabonus.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «akvabonus.ru»