Критерии малого предприятия изменились в 2018 году. Теперь еще больше фирм и ИП подпадают под критерии. Статус малого предприятия дает дополнительные права. Проверьте свою фирму или ИП по новым критериям.
Читайте в статье:
Статус малого предприятия
Фирмы и предприниматели, относящиеся к малому бизнесу, пользуются дополнительными правами и льготами. Они могут:
- Перечислять меньше налоговых платежей.
- Скачать справочник по сниженным налоговым ставкам для малых предприятий на УСН.
- Вести бухучет упрощенно.
- Сдавать сокращенную бухгалтерскую отчетность.
- Работать без лимита кассы .
- Заключать контракты с госзаказчиками на льготных условиях.
- Минимизировать количество обязательных проверок.
Статус малого предприятия имеют фирма или предприниматель, внесенные в единый реестр малого и среднего предпринимательства ФНС в связи с тем, что они соответствуют всем обязательным критериям и лимитам. ФНС самостоятельно включает организации и ИП в реестр, поэтому, чтобы получить статус малого предприятия, подавать заявление или собирать какие-либо документы не нужно. Единый реестр малого и среднего предпринимательства доступен на официальном сайте налоговой службы.
Из реестра можно получить важную информацию о своей фирме или предпринимателе, а также о контрагентах.
Критерии отнесения к малому предприятию
Общих требований к любому субъекту малого бизнеса всего два:
- по среднему списочному числу сотрудников за прошлый год;
- по налоговым доходам за год.
Однако для малых акционерных общество и ООО существует дополнительное ограничение - по доле участия в их уставном капитале РФ, регионов, муниципалитетов, религиозных юрлиц, общественных и прочих фондов.
- Скачать справочник требований к малым и средним предприятиям.
Критерии малого предприятия: таблица
В таблице 1 приведены общие и дополнительные требования для получения статуса малого предприятия фирмами и предпринимателями.
Требования | Для всех малых | Для малых ООО | Для малых АО |
Среднее списочное число сотрудников в прошлом году |
|
||
Налоговые доходы за год | |||
Доля в УК | - | Не более 25% доля:
|
Критерии отнесения к малому предприятию: утрата статуса
ФНС исключит фирму или предпринимателя из реестра, если в течение трех следующих подряд лет не соблюдается какое-либо из общих требований:
- или среднее списочное число сотрудников за прошлый год;
- или налоговые доходы за год.
Однако первые исключения произойдут только после 1 июля 2019 года. Это дата истечения первых трех лет с момента первоначального формирования единого реестра малого и среднего предпринимательства.
Малые предприятия: критерии 2018 изменены
В 2018 году внесены поправки в Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Поправки вступаю в силу поэтапно.
С 3 августа 2018 года фирма или предприниматель считаются субъектами малого бизнеса, только если они числятся в реестре ФНС.
А с 1 декабря 2018 года будут уточнены иные критерии отнесения к малому предприятию, а именно:
- добавлен новый тип юрлиц;
- снято требование о максимальной доле участия иностранных фирм в капитале АО, ООО и товариществ;
- изменено содержание единого реестра малого и среднего предпринимательства;
- уточнен порядок формирования реестра.
Критерии отнесения к малому предприятию: новые с 1 декабря
Нововведения, вступающие в силу в конце 2018 года, представлены в таблице 2.
№ п/п | Изменение | Станет с 01.12.2018 | Сейчас | |
Норма 209-ФЗ | Пояснение | |||
1. | Добавлен новый тип малого бизнеса | Ч.Ч.1, 1.1 ст. 4 | Малыми предприятиями считаются хозяйственные товарищества двух видов:
|
- |
2. | Общие критерии малого предприятия применены к товариществам | П. п. 1, 2, 3 ч. 1.1 ст. 4 |
|
- |
3. | Снято требование о доле участия иностранных фирм в капитале АО, ООО и товариществ (не более 49%) | Под. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 | Не ограничена доля участия в капитале для иностранных юрлиц, соответствующих критериям малого предприятия
|
Доля участия в капитале для иностранных юрлиц - не более 49% |
Единый реестр малого и среднего предпринимательства: новшества с 1 декабря
Нововведения по формированию и содержанию реестра, вступающие в силу в конце 2018 года, представлены в таблице 3.
Таблица 3. Единый реестр малого и среднего предпринимательства
№ п/п | Изменение | Станет с 01.12.2018 | Сейчас | |
Норма 209-ФЗ | Пояснение | |||
1. | Изменено содержание единого реестра | П. 5.1 ч. 3 ст. 4.1 | В реестре появится информация о среднесписочном числе сотрудников в прошлом году, если эта информация уже опубликована на сайте ФНС в составе открытых данных, не составляющих коммерческую тайну Рассчитать среднесписочную численность компании |
- |
2. | Уточнены полномочия по включению сведений в реестр | П. 12 ч. 3 ст. 4.1 | Сведения вносятся в соответствии актами Правительства РФ | Сведения вносятся в соответствии с федеральными законами или актами Правительства РФ |
3. | Уточнен порядок формирования реестра | П. 8 ч. 5 ст. 4.1 | Сведения в соответствии актами Правительства РФ вносятся в реестр в сроки, установленные Правительством РФ | - |
4. | В реестр внесут АО с единственным акционером и хозяйственные товарищества | - | 10 декабря 2018 года ФНС включит в реестр:
|
- |
Вложенные файлы
- Справочник налоговые льготы для малого бизнеса при УСН.doc
- Справочник требования к малым и средним предпринимателям.doc
- Бланк заявления о подтверждении статуса малого бизнеса.doc
В связи с законодательными изменениями все чаще предприниматели обращают свое внимание на то, чем же отличаются и чем хороши относительно новые "институции" - микропредприятия.
Ниже рассмотрены вопросы - Что такое микропредприятие и как им стать? А также - о некоторых возможностях и упрощениях в работе для микропредприятияй.
Что такое микропредприятие?
Микропредприятие - это предприятие малого бизнеса (ООО, ИП), которое имеет размер годовой выручки (за прошедший год) и балансовой стоимости активов не более 120 млн руб., а численность работников - не более 15 человек за прошедший год (постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства", ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Есть еще условия, при соблюдении которых возможен статус микропредприятия. Это условия, которым должны удовлетворять все субъекты малого и среднего предпринимательства (поскольку микропредприятие - это частный случай предприятия малого бизнеса).
В частности, это - участие в учредителях компании Российской Федерации (не более 25%); иностранных юридических лиц или компаний, не являющихся субъектами малого предпринимательства (не более 49%). Есть и некоторые другие спецусловия, по которым можно говорить об отнесении к малому и среднему бизнесу, например, если цели деятельности компании - внедрение результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат соучредитеям.
Как стать микропредприятием?
Компании на основании отчетных данных заносятся в Реестр малого и среднего предпринимательства, делается это Федеральной налоговой службой.
Итак, чтобы стать микропредприятием (как говорят "перейти на микропредприятие"), ваша компания или ИП должны быть внесены в этот реестр и иметь там категорию «Микропредприятие». В обычной ситуации для этого специально делать ничего не нужно, за вас все сделает ИФНС.
Как узнать, есть ли ваша фирма в реестре? - для этого воспользуйтесь поиском на сайте rmsp.nalog.ru - это и есть Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Если Вы считаете, что все критерии микропредприятия у вас выполнены, а в реестре вашей фирмы нет, задайте вопросы в ИФНС по вашей территории.
Кстати, запросив на указанном сайте в поиске фирму (по названию или ОГРН, ИНН) вы получите ссылку - нажав на нее можно вывести сведения из реестра о данной компании (упрощенный аналог выписки из ЕГРЮЛ), которая подисана электронной подписью и обладает юридической силой.
Микропредприятие является предприятием малого бизнеса? Действуют ли здесь льготы, предусмотренные для малого бизнеса?
Да, микропредприятие является субъектом малого предпримательства, что и говорит названный выше Реестр, куда заносятся все микропредприятия.
Это означает, что на них распространяются все льготы и особенности, имеющиеся в малом бизнесе.
В частности, это
Особый режим бухгалтерского учета и упрощенные формы отчетности;
В ряде случаев замена штрафов на предупреждения, а именно:
ФЗ от 03.07.2016 № 316-ФЗ внес изменения (дополнена статья 4.1, введена новая статья 4.1.1), согласно которым с 03.07.2016 штраф для субъектов малого предпринимательства (значит, и микропредприятий) заменяется на предупреждение, при одновременном выполнении следующих условий:
ИП или организация совершили нарушение впервые;
Не причинен имущественный ущерб, вред жизни и здоровью людей, вред окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;
Не было угрозы чрезвычайной ситуации.
Нужна ли аттестация рабочих мест на микропредприятиях?
Напомним, что аттестация рабочих мест еще с 2014 года заменена специальной оценкой рабочих мест. И согласно Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» она провится для всех, т.е. нигде не сказано, что микропредприятия могут не проводить такую оценку. Но есть одна возможность избежать лишних трат. Согласно статьи 3 этого закона «Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников…»
Итак, заключайте с работником договор о дистанционной работе (в интернете можно найти образцы), в котором не предусмотрено предоставление рабочего места, а также графика работы. И тогда на вашем микропредприятии можно избежать процедур спецоценки на законных основаниях.
Особенности регулирования труда на микропредприятиях. Есть ли особенности ведения документооборота?
Да, для микропредприятий предусмотрены некоторые послабления, которые вступят в силу с начала 2017 года.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 348-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" вводит в трудовой кодекс новую главу 48.1.
В ней сказано, что на микропредприятии можно не вести локальные акты, регулирующие трудовые отношения (но никто не запрещает и создавать такие локальные акты, если это нужно руководителю микропредприятия). Подробнее смотрите выдержку из этой главы.
Глава 48.1. Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям
Статья 309.1. Общие положения
У работодателей - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям (далее - работодатели - субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В случае, если работодатель перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства внесены соответствующие изменения, не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных настоящей главой.
Статья 309.2. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами
Работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие).
При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.".
Таким образом, оказывается, что трудовые договора нужно будет заключить по утвержденной типовой форме, где видимо, нужно будет предусмотреть все то, что сегодня прописывается в локальных нормативных актах. Не факт, что при числе сотрудников с десяток и более легче будет предусматривать всё в трудовых договорах и дополнительных к ним соглашениях. Возможно, издание локальных актов окажется все же удобнее.
Распространяется ли на микропредприятия новый Федеральный закон от 03.07.2016 г. №272-ФЗ?
Новый ФЗ с 1 октября 2016 года вводит штрафы за задержки или невыплаты зарплат. К тому же он требует заключения трудовых договоров вместо распространенной практики договоров гражданско-правовых (договоров услуг). Так, п4 включает в себя следующее:
«Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.»
Есть и еще один пункт в этом ФЗ 272:
"Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей."
То есть, если кто-то в вашей фирме допустил к работе человека, с которым не заключен трудовой договор, он может получить штраф (вместе с вами, если вы должностное лицо, директор).
Нигде не говорится о том, что требования данного закона не относятся к микропредприятиям. То есть на микропредприятия данный ФЗ по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда, распространяется в полной мере .
Предприятия малого и среднего бизнеса имеют ряд преимуществ перед крупными организациями. В частности, они могут пользоваться льготными налоговыми режимами и претендовать на помощь государства на начальных этапах развития. Как определить, кто относится к категории МСП в 2018 году - читайте в этой статье.
Что такое малое предприятие?
Согласно закону №209-ФЗ "О развитии МСП в России" от 24.07.2007 г., субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП) является любая коммерческая структура, зарегистрированная на территории страны и соотвестствующая определенным критериям.Организационная форма в данном случае не играет существенной роли, то есть к малому бизнесу могут относиться как ИП, так и юрлица. Кроме того, приобрести статус МСП разрешено сельскохозяйственным и потребительским кооперативам, фермерским хозяйствам и хозяйственным партнерствам. Каким же критериям должна отвечать компания или ИП, чтобы считаться малым предприятием?
Критерии МСП
Критерии, позволяющие разграничить малые, средние и микропредприятия, указанны ст. 4 закона №209. Ограничения для субъектов МСП существуют по:- числу сотрудников,
- размеру ежегодной прибыли,
- доли участия в уставном капитале государства, а также других организаций.
В 2018 году в закон 209-ФЗ были внесены поправки, благодаря которым в России стало больше предприятий, котрые относят к субъектам МСП. Это произошло благодаря тому, что законодатели несколько подняли верхнюю планку по максимальным доходам для малого бизнеса. В частности, для микропредприятий максимальный объем заработка вырос с 60 до 120 миллионов, для малых – с 400 до 800 миллионов.
Показатели максимальной численности работников остались прежними. Для предприятий, занимающихся обработкой текстильных изделий и производством одежды, среднесписочные нормативы численности работников могут доходить до 1000 человек (постановление правительства №209-ФЗ от 22.11.2017 г.).
Изменения коснулись также того периода, в течение которого предприниматель сохраняет статус субъекта МСП после превышения лимита по численности работников или доходу. Ранее этот срок составлял два года, с 2018 года – три. Таким образом, компания, в текущем году перешагнувшая планку по численности или выручке, согласно 209-ФЗ будет входить в категорию субъектов МСП вплоть до 2021 года.
Еще один важный критерий для определения МСП – доля участия в уставном капитале фирмы. Для государственных структур, а также фондов, общественных и религиозных организаций она не может превышать 25% в УК малого предприятия. Другие коммерческие структуры могут занимать теперь до 49% До этого года ограничение составляло, как и для госструктур, - 25%.
Лимиты по доле участия государственных и коммерческих структур в УК не распространяются на:
- участников проекта «Сколково»;
- акционеров, работающих инновационном секторе экономики;
- организации, применяющие на практике передовые технологические разработки их учредителей (научные, бюджетные учреждения).
Реестр субъектов МСП
Проверить статус фирмы можно, обратившись к государственному реестру субъектов МСП. Ресурс начал функционировать с 1 августа 2016 года и включает обширную базу данных по каждому представителю среднего или малого бизнеса.Список формируется сотрудниками ФНС на основании данных, которые предприниматели подают в налоговую службу. В реестре содержится основная информация о компании: наименование, ИНН, адрес, категория, коды деятельности ОКВЭД, наличие лицензий и их виды.
По желанию бизнесменов в единую базу могут занести сведения о продукции, контакты, количество договоров, заключенных в рамках реализации программы госзакупок. Новые данные подаются в электронном виде на сайте ФНС.
Преимущества МСП
По сравнению с крупными холдингами, малые и средние предприятия обладают существенными привилегиями. Рассмотрим подробнее некоторые их них.Организационные привилегии
1. Малый бизнес имеет право применять упрощенные режимы налогообложения, в рамках которых проще сдавать отчетность (на попуоярной УСН, сдают раз в год). Послабление не касается ООО или АО, чья выручка превышает 800 миллионов рублей в год. В таких организациях дополнительно проводится аудит.2. Нет необходимости устанавливать лимит наличных средств по кассе. То есть бизнесмен может хранить в кассе любое количество денег.
3. Субъекты МСП обладают преимуществом перед крупными компаниями в процессе приобретения арендованной недвижимости (муниципальной, государственной).
4. Проверки надзорными органами компаний малого и среднего секторов бизнеса происходят по «щадящей» программе - не более 50 часов ежегодно. Микропредприятия инспектируют 15 часов каждый год.
Плановые проверки обязательны, если фирма или ИП ведет деятельность в области здравоохранения, теплоснабжения, образования, энергетики или общественных проектов
Налоговые льготы
Предприятие, попадающее в категорию субъектов МСП, может значительно снизить сумму налоговых отчислений. У существующих льготных систем налогообложения есть определенные условия, при которых их можно применять. Например, патентом (ПСН) юрлица воспользоваться не могут. По остальным режимам - упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход и единому сельхозналогу - все зависит от соответствия критериям по годовому доходу и численности организации.Наименование системы налогообложения | Лимит годового дохода | Количество сотрудников |
ЕНВД | Не установлен | Не более 100 |
УСН | Не более 160 миллионов рублей | Не более 100 |
ПСН (доступна только для ИП) | Не более 60 миллионов рублей | Не более 15 |
ЕСХН | Доля прибыли от реализации с/х продукции - не меньше 70% от общего дохода | Для ИП, предприятий в сфере рыбного хозяйства– до 300 человек, для с/х организаций – не ограничено |
В 2016 году в законолательство внесли изменения, благодаря которым власти в российских регионах получили возможность снижать налоговые ставки по ЕНВД и УСН по своему усмотрению. Для единого налога на вмененный доход (ЕНВД) они могут уменьшить ставку с 15 до 7,5%, для УСН – с 7 до 1%. При этом компания или ИП должны без задержек уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды и создать новые рабочие места (расширять шатат).
Налоговые каникулы для МСП
В период с 2015 по 2020 год предприниматели, зарегистрировавшие свою деятельность впервые, вправе снизить налоговую ставку до 0%.Налоговые каникулы требуют выполнения следующих условий:
- выбор ПСН или УСН в качестве системы налогообложения;
- документальное оформление компании сроком позднее даты, когда был принят закон о налоговых каникулах в пределах региона;
- вид деятельности должен соответствовать списку, зафиксированному в законе, принятом на региональном уровне.
Законодательно установлено понятие малого и среднего предпринимательства, к которому в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся:
- зарегистрированные в установленном порядке граждане (в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) или в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ);
- зарегистрированные в установленном порядке потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий).
Субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать трем критериям.
Критерий 1. Участие в капитале для юридических лиц.
1) Суммарная доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц.
Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов, закрытых паевых инвестиционных фондов и инвестиционных товариществ.
2) Доля участия в капитале иностранных юридических лиц, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% каждая.
Исключение составляют хозяйственные общества (хозяйственные партнерства), деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности 1 , исключительные права на которые принадлежат следующим видам учредителей:
- бюджетным, автономным научным учреждениям;
- бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, образовательным организациям высшего образования;
- юридическим лицам, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности 2 при условии соответствия определенным критериям.
Исключение также составляют юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
Критерий 2. По средней численности работников.
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий, в том числе до 15 человек для микропредприятий;
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Критерий 3. По выручке от реализации товаров (работ, услуг).
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать:
- для микропредприятий – 120 млн рублей;
- для малых предприятий – 800 млн рублей;
- для средних предприятий – 2000 млн рублей.
Указанные значения могут быть пересмотрены Правительством РФ.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению из условий, установленных критерием 2 и критерием 3. Например, если индивидуальный предприниматель, крестьянское (фермерское) хозяйство, юридическое лицо (ОАО, ЗАО и т.д.), удовлетворяющее критерию 1, имеют среднюю численность работников 15 человек, а выручку от реализации или балансовую стоимость активов 500 млн рублей, то такой субъект экономической деятельности попадает в категорию «среднее предприятие».
Или, наоборот, если выручка от реализации или балансовая стоимость активов у субъекта экономической деятельности менее 60 млн рублей, а средняя численность работников свыше 250 человек, то такой субъект не попадает под понятие даже среднего предприятия, то есть является крупным предприятием.
Подробную информацию о статусах субъектов малого и среднего предпринимательства в Москве можно получить на портале «Малый бизнес Москвы» .
1 Программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).
2 В формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Что такое малое предприятие? Для многих главным критерием отнесения фирмы к категории малого бизнеса является численность персонала до 15 человек.
Однако это не всегда так: в такой организации может работать и гораздо больше сотрудников. Давайте подробнее разберемся с этим понятием.
Критерии отнесения к малому бизнесу
Отнесение компании к подобной категории регулируется законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №209ФЗ (далее по тексту – закон №209-ФЗ). В частности, в его ст. 4 указано, что малыми могут быть только зарегистрированные в установленном порядке:
- хозяйственные общества (например, ООО) и партнерства;
- кооперативы – производственные, сельскохозяйственные, потребительские;
- фермерские хозяйства;
- индивидуальные предприниматели.
Кроме того, должны одновременно соблюдаться следующие условия:
- среднесписочная численность персонала за прошедший год у указанных выше субъектов не должна превышать 99 человек ;
- доход от предпринимательской деятельности за истекший год не должен быть более 800 миллионов рублей
. При этом сам доход:
- берется без НДС;
- определяется по действующему российскому налоговому законодательству;
- суммируется по всем видам деятельности и системам налогообложения, которые применяются на предприятии.
- если предприниматель в истекшем календарном году реализовывал деятельность без привлечения работников, его отнесение к категории выполняется только по уровню дохода;
- если организации в соответствии с налоговым законодательством РФ имеют право не сдавать налоговые декларации, на основе которых можно было бы определить величину дохода за прошедший год, то указанные лица относятся к малым исходя из численности их персонала, которая была зафиксирована по данным истекшего календарного года. Указанное условие применяется с учетом требований, предусмотренных в пункте 3 ст. 4 закона №209-ФЗ;
- если предприниматель и юридическое лицо независимо от выбранного ими налогового режима были зарегистрированы в период 01.08 текущего года – 31.07 следующего года, то указанные лица признаются микропредприятиями, но с учетом предусмотренных п. 3 статьи 4 закона №209-ФЗ ограничений;
- к категории микропредприятий относятся предприниматели, находящиеся только на , а также компании с численностью до 15 человек .
Дополнительно к вышеозначенным критериям хозяйственные партнерства и общества должны отвечать еще хотя бы одному из следующих условий, в частности:
- суммированная доля участия в ООО (если таковая имеется) регионов РФ, муниципальных образований, благотворительных фондов, религиозных и общественных организаций не должна быть свыше 25%, а доля иностранных компаний и (или) организаций, не признаваемых ни малым, ни средним бизнесом — не более 49%;
- хозяйственные партнерства и общества занимаются внедрением продуктов интеллектуальной деятельности (программного обеспечения, продуктов селекции и т. д.), право на которые принадлежит их учредителям – бюджетным или автономным научным учреждениям;
- если они имеют статус участника проекта «Сколково».
Иные дополнительные критерии отнесения указанных обществ и партнерств к малым компаниям изложены в п. 1.1 ст. 4 закона №209-ФЗ.
Разница между малым и микропредприятием
Прежде всего, она заключена в численности работников:
- малой считается компания с численностью до 99 человек (включительно) и не менее 15;
- микро – с численностью персонала до 15 человек.
Кроме того, существенное различие установлено и в уровне дохода, который определяется суммировано по всем видам деятельности фирмы, ее налоговым системам, но без НДС и на основании только налогового российского законодательства:
- для малых – в пределах 800 млн. рублей;
- для микро – до 120 миллионов рублей.
Исходя из этих показателей, соответствие которым должно быть одновременным или с учетом положений закона №209-ФЗ, допускающего возможность использования только одного из условий, устанавливается:
- порядок сдачи и формы статистической отчетности;
- порядок сдачи налоговой, бухгалтерской, финансовой и иных форм отчетности;
- возможность выбора и применения конкретной налоговой системы и т. д.
Плюсы и минусы
Для компаний малого бизнеса предусмотрена государственная поддержка:
- в виде предоставления в пользование и (или) владение объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- в виде субсидий, гарантий по обязательствам компаний, бюджетных инвестиций;
- в форме консультаций, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления, либо в виде компенсации затрат по оплате консультаций;
- в форме содействия для организаций отдельных отраслей в получении патентов и лицензий, в создании условий для подготовки кадров определенной квалификации и т. д.
У таких предприятий есть большие преимущества в сфере налогообложения и ведения бухучета. Им предоставляется государственная поддержка при реализации ими лизинговых программ и т. д.
Также достоинством является и относительно небольшая численность персонала, структура и форма управления, которые:
- делают фирму более мобильной, то есть компания может переехать без серьезного ущерба по иному адресу или быстро перестроить свою деятельность;
- позволяют оперативно принимать нужные управленческие решения без ожидания сбора всех акционеров или совета директоров;
- помогают контролю всех производственных процессов и осуществляемых финансовых потоков;
- снижают объем документооборота и расходов по его обслуживанию и т. д.
Однако есть и свои недостатки, в частности:
- как правило, для таких предприятий предусматривается более высокий процент и более строгие условия кредитования;
- очень часто им даже отказывают в займах;
- они не всегда получают равный с крупными и даже средними компаниями доступ к участию в тендерах;
- они не всегда могут обеспечить себя нужным объемом оборотных активов.
Бухгалтерский учет
Представители малого бизнеса имеют множество преимуществ в плане ведения и организации учетного процесса:
- для таких предприятий предусмотрен упрощенный вариант ведения бухучета, сокращающий объем документации и , а также позволяющий использовать упрощенную систему учетных регистров или вовсе обойтись без них;
- установлена более простая форма отчетности и сокращен ее объем – достаточно сдать и . При необходимости к этим формам добавляется . Что касается самих форм, то компании могут вносить в них изменения в соответствии с действующими законами;
- можно не устанавливать , но об этом необходимо издать приказ;
- руководитель предприятия может принять ведение бухучета на себя, о чем тоже обязательно оформляется приказ.
Что касается предпринимателей, то они могут ограничить свой учет только оформлением и иных показателей. Кроме того, они могут не устанавливать лимит в кассе и не оформлять кассовые документы.
Налогообложение и льготы
В отличие от крупных и даже средних организаций малые компании могут выбирать между и применением спецрежимов, которые имеют свои ограничения по объему выручки, численности, остаточной стоимости активов и видам деятельности .
Самое главное в этом случае – четкий контроль этих ограничений, чтобы предприятие не потеряло право на льготный режим.
Каких-то отдельных льгот в налоговой сфере нет. Если только данные льготы не будут предусмотрены региональным или местным законодательством по налогам, вносимым соответственно в региональный или местный бюджет.
Однако есть налоговые льготы, которые обозначены для результатов или видов деятельности, например:
- если выручка за 3 календарных месяца не превысила в общей сумме 2 миллиона рублей, то предприятие получает освобождение от , даже находясь на общем режиме;
- на срок 10 лет участник проекта «Сколково» получает освобождение от и добавленную стоимость и т. д.
Иными словами, наличие льгот необходимо уточнять в положениях налогового законодательства. А что касается выбора системы налогообложения, то наиболее приемлемыми считаются:
- . Она подходит для всех видов деятельности, предусматривает два варианта расчета сбора – с доходов или с разницы между доходами и расходами, освобождает от уплаты НДС, налога на прибыль.
- Патентная система. Она доступна только предпринимателям и применяется к закрытому перечню видов деятельности, установленному в Налоговом Кодексе РФ. Удобна тем, что сразу определяет сумму сбора, которую нужно заплатить при получении патента, снимает обязанность по уплате НДС, имущественного налога.
- . Она подходит только для отдельных видов деятельности, которые определены налоговым законодательством. Заменяет собой уплату налога на имущество, на прибыль и добавленную стоимость.
- . Эту систему применяют только сельхозпроизводители.
О всех вариантах и нюансах выбора системы обложения налогами вы можете узнать из следующего видео:
Нужно ли подтверждать статус?
Только когда этого напрямую требует закон. Например, для сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности такого подтверждения не нужно, поскольку в налоговой структуре сразу видят объем выручки и численность сотрудников предприятия.
А вот для участия в конкурсе или открытом аукционе потребуется подтверждение статуса малого бизнеса. Для этого компания отражает в заявке на участие свое соответствие необходимым критериям.