Темпы развития деловой авиации в России и, в частности, в Москве настолько велики, что их трудно сопоставить с какой-либо отраслью. По прогнозам экспертов, рынок бизнес-рейсов еще не до конца насыщен, что способствует появлению и развитию новых компаний. Все компании бизнес авиации условно можно разделить на крупных операторов и небольших. У каждой — своя ниша, свой парк самолетов (собственный или арендуемый), своя прослойка клиентов.
Авиакомпании бизнес авиации: поровну российских и зарубежных операторов
В Москве на данный момент зарегистрировано свыше 50 авиакомпаний, которые предоставляют услуги полетов делового класса. Это приблизительно поровну зарубежных и российских игроков. При этом сложно сказать, какой из операторов является «чистым» перевозчиком (оказывающим исключительно услуги бизнес-авиации). Таких операторов — единицы, остальные же для максимального охвата рынка предоставляют брокерские услуги, играют на рынке туристических авиачартеров . Самые крупные игроки рынка предоставляют услугу менеджмента (помогают заинтересованным бизнесменам и компаниям выбрать и приобрести собственный самолет).
Клиенты предпочитают зарубежные самолеты бизнес авиации
Как уже было упомянуто, зарубежные авиакомпании бизнес авиации имеют серьезную долю на рынке авиачартеров Москвы. Эта тенденция была характерна в период начала развития рынка: когда отечественные перевозчики со своими переоборудованными под бизнес-джеты самолетами слабо конкурировали с современными, комфортными, компактными и недорогими зарубежными джетами.
Однако в последнее время закупку и аренду бизнес-самолетов зарубежного производства могут позволить себе и основные российские операторы. Зная потребности своего клиента, московские компании бизнес авиации создают должный уровень комфорта, постепенно расширяя влияние.
Что касается ценовой политики, которую предлагают операторы Москвы — ее можно отнести к категории средних. Однако возрастающий уровень конкуренции, обновление парка техники новые подходы к сервису, по прогнозам экспертов, в скором времени приедут к оптимизации стоимости без затрагивания качества.
Компании бизнес авиации: особенности работы
Самые популярные направления, которые предоставляют столичные авиакомпании бизнес авиации — рейсы из Москвы до Санкт-Петербурга, на Дальний Восток и в западноевропейскую часть континента.
К самолетам делового класса относятся лайнеры, вместимость которых не превышает 19 пассажиров. Это довольно относительное понятие, так как ни в одной стране мира (в том числе и в России) деловая авиация не регламентирована и не имеет юридического статуса. Все рейсы деловой авиации классифицируются аэропортами как гражданская авиация.
Какую авиакомпанию бизнес авиации выбрать?
В Москве самые популярные самолеты бизнес авиации в среднем могут летать на 7-10 тысяч километров и имеют вместительность до 20 пассажиров. Все популярные бизнес-джеты — зарубежного производства. Российские авиазаводы пока не могут предложить ни одного небольшого воздушного судна, которое можно было бы назвать отечественным бизнес-джетом.
Однако московские операторы все же используют для авиарейсов переоборудованные Ту-154 , Ту-134, Як-42 и Як-40. Их ресурс близок к выработке (сталось еще несколько лет), после чего придется искать альтернативную замену. Следует отметить, то клиенты московских деловых авиаперевозчиков предпочитают летать все-таки на зарубежных джетах. Можно перечислить наиболее известные самолеты бизнес авиации в Москве. Это Hawker 800, Challendger 604, Global Express XRS, Gulfstream G200 и другие.
При всем разнообразии авиакомпаний в столице, актуальным остается вопрос выбора подходящего перевозчика. На этом фоне выгодно выделяется оператор Чартер Тур . Компания предоставляет своим клиентам выгодный выбор между российскими и зарубежными самолетами, имеет оптимальный уровень сервиса и справедливые цены. А заказать самолет у этого оператора не сложнее, чем вызвать такси.
Деловая авиация, или бизнес-авиация — это сравнительно молодая отрасль в навигации воздушного пространства во всем мире, что не мешает ей развиваться стремительными темпами и постепенно становиться доступной не только для привилегированных слоев населения, но и для среднего класса.
Любопытно, что на историю развития данного сегмента авиационного рынка оказал влияние… морской флот. Именно опыт, накопленный в этой сфере, во многом способствовал развитию VIP-перевозок первого класса.
Первый лайнер деловой авиации
Итак, какой же самолет был первым в сфере бизнес-перевозок?
Считается, что для нужд частной авиации впервые был сконструирован Boeing 314 а/к Pan American Airways. Произошло это в 1938 году. Однако эти сведения весьма условны, поскольку данная авиакомпания всегда осуществляла именно регулярные перевозки.
Так какой же год считать официальной датой рождения деловой авиации? 1947: именно тогда была открыта знаменитая ассоциация NBAA - Национальная Ассоциация Бизнес-Авиации, членом которой является международный брокер AVIAV TM (Cofrance SARL).
Поговорим немного о машине Боинг-314, которую в народе было принято называть «Лайнером мечты». Он был разработан по инициативе авиаперевозчика, которому была необходима новая модель летающей лодки — клиппера для трансатлантических путешествий. Несмотря на сильную занятость, специалисты Boeing взялись выполнить заказ. В конструкции самолета было задумано использовать наработки бомбардировщика ХВ-15.
Характеристики «Лайнера мечты», который производился вплоть до 1941 года, были следующими: его крейсерская скорость составляла 300 км/ч, пассажировместимость была довольно впечатляющей — 77 туристов. Гидросамолет мог преодолевать расстояние 6 000 км. Его максимальное время нахождения в воздухе составляло 12 часов.
Именно в Боинге-314 впервые появились все атрибуты VIP-авиации: например, все кресла самолета легко трансформировались в спальные места. Для дам и господ были предусмотрены раздельные санузлы. Гостям местного шикарного ресторана предлагалось обширное меню, состоящее из шести блюд. Провести время можно было в комнате отдыха.
Конечно, в те времена воздушное путешествие в таких эксклюзивных условиях было доступно исключительно очень состоятельным пассажирам. Известны расценки на перелет 1939 года: так, добраться из Сан-Франциско в Гонконг на Boeing-314 и в обратном направлении можно было за 760 $.
В общей сложности по заказу Pan American выпустили 12 гидросамолетов, однако к 1946 году производство этих воздушных судов прекратилось. Война была позади, и бомбардировщики уже не были так нужны, как раньше: настало время гражданского флота.
Дальнейшая судьба деловой авиации
В 50-е годы ХХ века начался выпуск абсолютно новых самолетов: реактивных лайнеров JetStar и Sabreliner, а также турбовинтового самолета Gulfstream.
Lockheed JetStar— это административный американский авиалайнер корпорации Lockheed Corporation, выпуск которого продолжался с 1960 по 1978 годы. Именно эта машина была первым реактивным самолетом, спроектированным специально для осуществления административных полетов. По сути, «Локхед»— это первый в мире бизнес-джет.
Экспериментальный полет лайнера состоялся в 1957 году. На новом прототипе самолета установили моторы Bristol-Siddeley Orpheus, на втором джете появились встроенные в крыло топливные баки. Затем на самолете установили двигатели Pratt & Whitney JT12: именно таким образом оснащенные джеты и запустили в 1961 году в серийное производство.
Изначально лайнеры использовали для полетов руководства армии США.
Технические характеристики машины были следующими: длина джета составляла 18,41 м, высота — 6,22 м. Он управлялся двумя пилотами, также на борту работал стюард. Лайнер развивал максимальную скорость 880 км/ч и был способен совершить перелет на расстояние 4 820 км.
Sabreliner впервые совершил полет в 1962 году. Это американский административный самолет разработчика North American, сконструированный по инициативе государственных ВВС.
Первая модификация самолета — N.A.-265-40 (Sanreliner Series 40). Лайнер снабдили двигателем Pratt & Whitney JT12A-6A, который впоследствии заменили на JT12A-8 с тягой 14,7 кН.
Пассажировместимость первого джета составляла 11 путешественников. Лайнер можно было приобрести за 795 000$. Он пользовался большой популярностью, кроме того, на счету данной машины — несколько рекордов: например, воздушное судно совершило беспосадочное путешествие из Ньюфаундленда в Лиссабон на скорости порядка 909 км/ч. Самолет преодолел расстояние 3 845 км.
Компания Gulfstream производит великолепные бизнес-джеты и сегодня, которые вы найдете в базе брокера Кофранс САРЛ. А начиналось все так: по окончании Второй мировой войны соучредитель компании Grummab Aircraft Engineering Corporation Рой Грумман инициировал производство бизнес-джета, опираясь на опыт создания военных лайнеров Grumman.
Первый полет джета GI состоялся 14 августа 1958 года. На Gulfstream I установили 2 турбовинтовых двигателя. Лайнер мог преодолеть расстояние 4 704 км, его вместимость составляла 12 — 24 пассажира, длина — 19,43 м, высота — 6,93 м, крейсерская скорость — 560 км/ч. Джет обслуживали два члена экипажа.
Самолет находился в производстве в течение 11 лет. В общей сложности за это время было выпущено свыше 200 машин, причем многие из них по сей день находятся в эксплуатации.
Следующая модель бизнес-джета, GII, установила мировой рекорд: этот самолет впервые пересек Атлантический океан без единой посадки в 1968 году.
Примерно в те же годы началось производство легких лайнеров, которые также встали на службу бизнес-авиации. Это были такие самолеты, как Dassault Falcon, Cessna, British Aerospace и Lear Jet.
1977 год — знаковый в истории деловой авиации: именно тогда была образована еще одна крупнейшая и уважаемая в данной сфере организация — Европейская ассоциация бизнес-авиации (EBAA), в состав которой также входит брокер AVIAV TM (Cofrance SARL).
Деловая авиация в 90-е годы ХХ века
Новый важный этап развития частной авиации произошел в Европе и Америке на 90-е годы ХХ века. Возрастала необходимость перелетов на дальние расстояния, соответственно, рынку были необходимы дальнемагистральные самолеты.
Именно такими супер-джетами стали Gulfstream V и лайнер Global Express.
Gulfstream V был официально представлен общественности в 1992 году. Первый полет лайнера состоялся в 1995.
Этот самолет стал модификацией модели Gulfstream IV: джет удлинился на целых 2,13 м, благодаря чему возросла вместимость салона: отныне на его борту могли расположиться уже 19 путешественников. Увеличились размеры крыла, а также емкость крыльевых баков и площадь хвостового «оперения» самолета. Стала значительно просторнее кабина экипажа.
На GV появилась спутниковая связь, что само по себе стало революционным явлением. Именно благодаря этому на джете была реализована концепция «воздушного офиса».
На счету этого бизнес-джета — уникальное в своем роде мировое турне. Самолет побывал в таких городах, как Лос-Анджелес, Лондон и Гонконг, Пекин и Токио, Нью-Йорк. В общей сложности джет преодолел расстояние более 35 000 км чуть меньше, чем за 40 часов.
Производство лайнера продолжалось вплоть до 2002 года. К этому времени был выпущен 191 джет. После него было начато производство машин G500 и G550.
Технические характеристики воздушного судна таковы: его длина составила 29,42 м, высота — 7,87 м. На джете установили два двигателя ТРДД BMW Rolls-Royce BR710. Крейсерская скорость самолета — 925 км/ч, практическая дальность полета — 12 046 м.
Global Express - самолет компании из Канады Bombardier, совершивший первый полет в 1996 году. Примерная стоимость лайнера — 50 000 000$. Этот джет относится к семейству реактивных двухдвигательных воздушных судов большой дальности.
О начале разработок самолета было анонсировано еще в 1991 году в ходе конференции NBAA. Компания поставила перед собой задачу создать джет, который стал бы флагманом деловой авиации. Критериями будущего авиационного шедевра должны были стать: повышенная дальность полета вкупе с высокой скоростью, простота и дешевизна эксплуатации и в то же время — высокий уровень комфорта для пассажиров.
Интересно, что над проектом трудились целых три дочерних организации Bombardier: носовую часть джета выпустила Canadair, переднюю часть фюзеляжа — Short Brothers, заднюю — De Havilland Canada. Кроме того, у Bombardier существует и иностранный партнер — Mitsubishi, занимающийся производством центроплана и крыльев.
Global Express - лайнер удивительный: для того чтобы преодолеть расстояние между удаленными друг от друга точками земного шара, ему необходимо сделать всего одну остановку, чтобы дозаправиться. Джет способен осуществлять беспосадочные трансконтинентальные перелеты по таким маршрутам, как Токио-Нью-Йорк или Лос-Анджелес-Сидней.
Основные конкуренты Global Express - это лайнеры Gulfstream G500 и Dassault 7X.
Технические характеристики самолета таковы: вместимость — 19 пассажиров, силовая установка — 2 турбореактивных двигателя Rolls-Royce Deutshchland BR710A2-20, дальность полета — 9 360 км, крейсерская скорость — 904 км/ч. Длина самолета составляет 29,5 м, высота — 7,7 м.
Следует также отметить, что в 90-е годы прошлого века под нужды бизнес-авиации адаптировали такие воздушные суда, как Airbus и Boeing.
Развитие деловой авиации в России
Активное развитие частной авиации в России началось чуть позже, чем в других странах мира, а именно — в 90-е годы ХХ века.
Однако это вовсе не значит, что в нашей стране вообще не существовали перевозки представительского класса. В советское время самолеты, предназначенные для административных перелетов, конечно же, выпускались. В пример можно привести лайнер Салон Як-40, которым пользовались «почетные» пассажиры, например, руководители крупных оборонных предприятий, а также представители власти.
Самолет был разработан в Союзе в 60-е годы ХХ века. Он стал первым во всем мире воздушным судном, предназначенным для местных линий, а также первым джетом советского происхождения, который прошел сертификацию в Европе.
В общей сложности за время производства до 1981 года в нашей стране было выпущено 1 011 этих лайнеров.
Як-40 стал отличной заменой таким «динозаврам» воздушных линий CCCH, как Ил-14 и Ил-12, а также Ли-2.
Вместимость джета составляет от 27 до 40 пассажиров. Длина самолета — это 20,36 м, высота — 6,5 м, крейсерская скорость — это 510 км/ч, перегоночная дальность — 2 500 км. За всю историю эксплуатации самолет перевез более 80 000 000 путешественников и посетил от 300 населенных пунктов.
С годами установленные на джете двигатели АИ-25 заменили на более современные моторы. К сожалению, со временем использование самолета Як-40 признали экономически невыгодным — из-за ограниченного числа туристов, которых он мог перевозить. Так, в 1996 году он был переоборудован под административный самолет и вышел на международные авиалинии. Джет использовался исключительно для VIP-перевозок, и к началу 2000 уже был полностью списан со счетов.
Тем временем бизнес в России развивался активными темпами, в нашей стране стали появляться воздушные суда иностранного производства, а также пассажиры, которые могли себе позволить аренду бизнес-джета. Именно с этих пор в России обосновалось понятие «деловая авиация».
В числе первых компаний-обладателей частных самолетов в России стали «Сургутнефтьгаз» и «Газпром».
Развитие рынка деловой авиации в России шло стремительными темпами, и со временем бизнес-джеты стали использовать не только для осуществления коммерческих перевозок, но и в частных целях: для полетов на курорт, роды, лечение. Если раньше джеты использовались преимущественно как корпоративные чартеры и свидетельствовали об успешной деятельности предпринимателя, то сегодня полет на частном самолете может себе позволить не только руководитель крупной компании.
Статистика гласит, что спрос на услуги деловой авиации в России ежегодно возрастает на 15% и более, а это свидетельствует о том, что все больше пассажиров начинают высоко ценить возможности, предоставляемые деловой авиацией, и готовы заплатить за сэкономленное время и повышенный комфорт во время полета.
Проблемы деловой авиации
Финансовая ситуация в мире, безусловно, сказывается на положении дел в области деловой авиации. Так, экономический кризис, недавно охвативший планету, негативно отразился на рынке и ударил по его основным операторам.
В определенный момент ситуация сложилась таким образом, что деловая авиация практически перестала существовать: бизнес-джет можно было приобрести буквально за копейки, а набор услуг, предлагаемый на еще осуществлявших полеты бортах, буквально был сведен к минимуму.
Однако после кризиса рынок частных чартерных перевозок «пришел в себя» довольно быстро: уже сегодня можно говорить практически о его полном восстановлении.
Деловая авиация: прогнозы
Одно из самых перспективных направлений развития бизнес-авиации — это доступность сервиса. Например, все больше компаний, в том числе и Кофранс САРЛ, предоставляют клиентам возможность заказать полет онлайн, не выходя из дома или офиса. Кроме того, AVIAV TM (Cofrance SARL) принимает заявки по телефону, e-mail или через популярные мессенджеры.
Очень важно, что современные заказчики частных перелетов имеют намного больше возможностей по сравнению со своими предшественниками. Так, сегодня можно самостоятельно выбирать маршрут путешествия, дату и время полета, вне зависимости от графика работы аэропорта.
При необходимости брокер может организовать срочный вылет: найти самолет можно даже за несколько часов до старта.
Расширяется спектр услуг, предлагаемых клиентам на борту: самолет деловой авиации при необходимости превращается сегодня в воздушный офис, кинотеатр, место для проведения вечеринки или даже бракосочетания. Более того, сегодня можно совмещать деловые перелеты с транспортировкой грузов, что тоже очень удобно для клиентов.
Что касается будущего деловой авиации в России, то его эксперты оценивают с точки зрения сдержанного оптимизма. Профессионалы отрасли отмечают, что спрос постепенно смещается в сторону эксклюзивных фешенебельных джетов повышенной вместимости.
Главное событие в области деловой авиации в РФ уже в течение более чем 10 лет является авиационная выставка JetExpo , которая проходит рядом с аэропортом Внуково-3.
В 2017 году «гвоздем» мероприятия стала презентация лайнера Falcon 8X от Dassault Aviation. Этот джет может похвастаться салоном длиной 13 метров, который считается самым протяженным среди лайнеров этого производителя, а также повышенной дальностью полетов — порядка 12 000 км. Интересно и то, что самолет снабжен тремя моторами.
Кроме того, на выставке был представлен премьерный для России джет Falcon 900LX. Модернизированный современный салон, дисплей с фрагментами дополненной реальности системы FalconEye, свободный доступ в Интернет — всё это привлекает покупателей самолета.
Тенденция, характерная для РФ в последний год — это долевое владение самолетами. Стоимость покупки и обслуживания джетов сегодня довольно высоки, соответственно, если вы не нуждаетесь в регулярных полетах, долевое владение — это отличная альтернатива покупке бизнес-джета. Заплатив определенную сумму, пользователь получает возможность совершать оговоренное количество вылетов в течение года, что позволяет оптимизировать использование воздушного судна.
Сегодня крупнейший «игрок» в сфере бизнес-авиации — это США. Статистика свидетельствует о том, что в данной области сегодня сформировано порядка 1,2 миллиарда рабочих мест и более. Ежегодная экономическая активности в сфере бизнес-полетов составляет от 150 миллиардов долларов США.
Соотношение поставок частных самолетов в 2014 году выглядело следующим образом: больше половины пришлось на заказчиков из США, поставки джетов в Европу составляли 15,6 %, в азиатские страны — 11,9 %, в Латинскую Америку — 11,1 %, а в Африку и на Ближний Восток — 9 % соответственно.
После того, как кризис миновал, падение цен на джеты сократилось. К счастью, пока еще можно говорить о том, что рынок находится на стороне покупателя, однако о скидках в размере 50 % говорить уже, к сожалению, нельзя. Основная тенденция сегодня, которая, как полагают эксперты, сохранится и в ближайшие годы, — это стремление вторичного рынка деловой авиации к нормализации цен на самолеты.
Аналитики уверены: сегодня бизнес-джет является уже не роскошью, а необходимостью, в частности, потому что структура регулярных авиасообщений в ряде стран абсолютно не развита. Таким образом, количество летных часов частных джетов увеличивается, а авиационные и технические достижения делают мир теснее. Самолеты деловой авиации эксплуатируются в разных частях нашей планеты, а для многих представителей бизнес-сообщества лайнеры деловой авиации становятся ключевым залогом успеха. По мнению экспертов, данная тенденция сохранит актуальность и в последующие годы.
Смотрите также:
- О некоторых вопросах налогообложения и амортизации…
- Концерн Gulfstream и его путь к успеху
- {:ru}Аренда частного самолета. Что мешает Вам…
- {:ru}Самолеты малой авиации и пассажирские: все…
- {:ru}Чартерный самолет{:}{:en}Private aircraft…
- Сверхзвуковые пассажирские самолёты - вчера, сегодня, завтра
Четверть века российская элита смотрит сверху вниз из иллюминаторов частных самолетов. Бизнес-джет превратился из предмета «понтов» 90-х — в комфортный и выгодный способ передвижения. Расцвет и застой в российской деловой авиации, первые самолеты и современные реалии — об это в статье.
Советская верхушка была слаба - перед страстью к красивой жизни - конечно, ей мечталось не только о товарах из-под прилавка, но и о путешествии с комфортом. Отправить самолет по индивидуальному маршруту и расписанию - в эпоху коммунизма это казалось чем-то за гранью фантастики. Функцию нынешних бизнес-джетов по перевозке ценных кадров брали на себя «административные самолеты», имеющие к современной деловой авиации весьма отдаленное отношение.
Все поменялось в 90-е. Пустить конкурентам пыль в глаза на небольшом, но собственном самолете, бороздя небесные просторы родины, - любимая забава бизнесменов новой страны. Росли потребности, расширялись деловые круги, которым становилось тесно в рамках государственной границы.
Глядя на партнеров за рубежом, бизнес-элита начала осознавать выгоду от собственного авиатранспорта не только в развлекательных, но и рабочих целях. Доход более сотни миллионов долларов в год попросту обязывал приобрести личный кабинет с крыльями.
Залы для официальных делегаций, доставшиеся в наследие с советских времен, спешно перестроили в бизнес-терминалы, сервис и уровень обслуживания начали потихоньку приближать к европейскому уровню.
За неимением качественных иностранных бизнес-джетов местные «левши» взялись за Яки и Ту. В умелых руках они быстро превратились в популярные у элиты люксовые борта. Правда, ненадолго. Как только самолеты стали пересекать границы, европейское небо для них стало сужаться - слишком экологически «нечистыми» они оказались для западного мира. В то же время иностранные борта получали разрешения на взлет и посадку за считанные часы.
Первым всю прелесть бизнес-джетов «распробовало» руководство крупнейших отечественных компаний: «Газпром», «Лукойл», РАО «ЕЭС России» и пр. Поскольку сфера их экономических интересов распростерлась далеко за пределы России, они начали создавать свои дочерние авиакомпании и сеть филиалов за рубежом.
Быстро сориентировалось и Шереметьево - именно этот аэропорт первым стал обслуживать частные воздушные судна еще в 1993 году. В 95-м здесь открылся Центр деловой авиации для корпоративных, медицинских, чартерных и частных рейсов. Он, а также Domodedovo Business Aviation Center и Центр бизнес-авиации Внуково-3 - нынешние три кита деловой авиации Москвы, работающие с vip-пассажиропотоком страны. Сегодня каждый из них ежемесячно обслуживает сотни рейсов бизнес-джетов. Московский аэроузел - один из лидеров в Европе по количеству бизнес-рейсов.
С русским акцентом
Российская деловая авиация, как и любой бизнес по-русски, - вещ неоднозначная. К примеру, на заре 90-х в стране попросту не было квалифицированных пилотов для деловой авиации. Первые частные авиакомпании выделяли огромные средства для обучения кадров за рубежом, для найма
иностранных экипажей. Ситуация с российскими профессионалами у штурвала и сегодня не сильно поменялась в лучшую сторону. «Несомненный недостаток отечественной авиации - небольшое количество специалистов, которые ежегодно выпускаются из летных училищ , - признается управляющий директор Клуба «Бизнес Авиация» Андрей Калинин. - Причин тому немало: это и повсеместное закрытие летных школ в свое время, и высокая популярность у российских собственников европейских экипажей. Их отличительная черта - педантичность, ответственность, знание европейских канонов авиации. Но отмечу, что при схожем опыте наши экипажи ничем не уступают в профессионализме ».
Работа с российской командой пилотов имеет ряд позитивных особенностей - они более лояльны к отхождениям от правил, в отличие от иностранных экипажей, могут легко пойти на уступки заказчику рейса, знают менталитет своего клиента и говорят с ним на одном языке. Правда, бывает и наоборот - заказчик настаивает на иностранном экипаже как раз потому, что не хочет лишних «ушей» на борту во время деловых переговоров.
В 2012 году в России было зарегистрировано почти 160 бизнес-джетов, при том что около 240 самолетов имело зарубежную регистрацию. Связано это с высокой стоимостью наших таможенных пошлин и страховок. Самые популярные модели у крупных российских корпораций - Falcon 900, Gulfstream 450 и 550, а также Embraer Legacy 600 и - для личных перелетов. Строительство бизнес-самолетов у нас так и не было поставлено на поток... Хотя необходимость в этом велика. При столь высоком спросе на частные самолеты в России, уже через 5 лет их потребуется еще как минимум 14000.
Нелетная погода
Политическая обстановка не может не сказываться на бизнес-авиации в России. Персоны, попавшие в «санкционные» списки, прекратили полеты в Европу, присматриваются к внутренним линиям, отдыху и бизнесу на российских просторах, с опаской, но поглядывают в сторону Крыма. Но эксперты сходятся во мнении, что на данный момент деловая авиация не претерпевает катастрофических экономических потерь. «Да, темпы немного снижены , - говорит Андрей Калинин. - Однако общая картина российской деловой авиации не столь удручающая. На фоне санкций заметен спад, больше интереса - к внутренним перелетам. Но все это, на мой взгляд, носит временный характер. Общих поводов для паники нет ».
Мероприятие весьма прибыльное. Однако последние экономические события вносят свои коррективы. «Заметно оживление на рынке продажи частных воздушных судов , - отмечает управляющий директор компании JET 24 Павел Захаров. - Экономическая обстановка способствует тому, что владельцы начали продажу самолетов, стараясь избавиться от лишних финансовых затрат ».
На фоне кризиса третий квартал 2014 отличился едва заметным двухпроцентным ростом активности мировой авиации (по данным компании Jet Support Services). Что же будет с отечественной бизнес-авиацией в ближайшее время? Остается внимательно смотреть в небо.