Какова процедура проведения закупки малого объема и какие существуют ограничения? Требуется ли обоснование и отчет па малым закупкам? Требуется ли экспертиза? Какие существуют основания для привлечения к ответственности за нарушения при малых закупках? На все эти вопросы Вы найдете ответы в данной статье.
1. Статья 93 ФЗ № 44-ФЗ как источник оснований закупок у единственного поставщика
Часть 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ содержит перечень оснований по которым заказчик вправе осуществить закупки у ед.поставщика. Используемые определения «закупки малого объема» или «малые закупки» не являются официальными терминами 44-ФЗ и принимаются заказчиками для упрощения терминологии, поскольку официально их стоит называть как закупки согласно п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ. Эти нормы содержат основные ограничения, которые заказчику следует учитывать при осуществлении таких закупок. Так закупки по пункту 5 могут осуществлять не все заказчики, а только определенные этим пунктом. Так же при осуществлении закупки малого объема используется термин «совокупный годовой объём закупок» (СГОЗ), определение которого содержится в статье 3 ФЗ № 44-ФЗ. Государственному или муниципальному заказчику, который осуществляет малые закупки стоит очень внимательно ознакомиться с этими существующими ограничениями.
2. Закупки до 100 000 рублей
Итак, согласно п. 4 части 1 ст. 93 № 44-ФЗ, заказчик может осуществлять абсолютно любые закупки у ЕП в независимости от цели таких закупок. Но стоит помнить, что сумма одной закупки не должна быть больше 100 000 рублей. При этом в соответствии с частью 3 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ заказчику не требуется подготавливать обоснование такой закупки, а также отчет о невозможности закупки иным способом. Это существенно упрощает процедуру такой закупки. Но помимо ограничения суммы одной закупки, существуют также следующие нюансы малой закупки:
В течение года общая сумма малых закупок товаров, работ и услуг до 100 000 рублей не должна превышать 2 000 000 рублей, или сумма закупок малого объема не должна превышать 5% от СГОЗ, но не более 50 000 000 рублей. При этом данные ограничения могут не соблюдать заказчиками при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений;
Ограничение по сумме одной закупки малого объема заказчиками, которые закупают за территорией Российской Федерации, может не соблюдаться;
Если малые закупки осуществляются заказчиками федерального уровня и госорганами для обеспечения деятельности РФ, Правительства РФ, то расчет ограничений годового объема закупок производится раздельно для каждого такого органа.
Когда заказчиком осуществляются малые закупки, то в соответствии со статьей 34 № 44-ФЗ может заключаться любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок, что означает, что заказчик вправе использовать, например, устную форму контракта, а не только письменную или осуществлять закупки на основании платежных документов, поскольку к таким контрактам не применяются обязательные требования Закона 44-ФЗ об ответственности сторон и об обязательном включении в проект контракта порядка и срока оплаты ТРУ, приемки поставленных ТРУ, а также порядка и срока оформления приемки. Согласно ч. 1 ст. 103 № 44-ФЗ в реестр контрактов не должна включатся информация о контрактах, заключаемых как малые закупки. Но при этом информация о малых закупках включается и указывается в плане закупок и плане-графики, правда не конкретно по каждой малой закупке, а отдельной строкой с указанием просто годовой суммы закупок малого объема.
3. Закупки до 400 000 рублей
Для некоторых категорий заказчиков ограничение по сумме закупки увеличено. Перечень таких заказчиков установлен пятым пунктом части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Но, так же как и для малых закупок до 100 000 рублей, при осуществлении этих закупок существуют следующие ограничения: Общая сумма данных закупок не может быть больше 20 000 000 рублей в год; Общая сумма данных закупок не может быть больше 50 % от СГОЗ Заказчика. Стоит отдельно отметить, что основания у малых закупок до 100 000 рублей и 400 000 рублей разные, не стоит их путать. Но при этом малые закупки в независимости от основания не требуют ни извещения, ни обоснования.
4. Экспертиза закупок малого объема
В части экспертизы по малым закупкам, законодательно не сделано никаких исключений. Так же, как и в остальных случаях закупок, в малых закупках экспертиза может быть осуществлена с привлечением внешних экспертов, или проведена заказчиком своими силами. Учитывая небольшой объем малых закупок, второй вариант выглядит более целесообразным.
5. Штрафы при малых закупках
При нарушении условий процедуры малых закупок, установленных п. 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, работник заказчик может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа в соответствии со статьей 7.29 КоАП РФ в размере 30 000 руб. Также существует риск привлечения к ответственности за так называемое «дробление» закупок, когда по сути одна закупка разбивается на несколько, с целью привести их в соответствие с требованиями закона. Но здесь стоит отметить, что Минэкономразвития РФ смотрит на эту ситуацию более благосклонно нежели, чем ФАС РФ, и допускает такую возможность, о чем неоднократно оно сообщало в своих письмах.
Закупки до 100 тыс. по 44-ФЗ
Законодательство о закупках (подробно о нем — ) не содержит определения закупок малого объема, однако данное выражение иногда применяется на практике. Кроме того, в силу п. 4 ч. 1 ст. 93 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ закупки до 100 тыс. руб. выделены в самостоятельную группу.
Они обладают следующими характеристиками и особенностями:
- Заказ может размещаться у единственного поставщика (либо исполнителя услуги, подрядчика).
- Максимальная сумма контракта устанавливается в отношении разовой закупки (не более 100 тыс. руб.).
- Данный вид закупок может быть избран заказчиком до тех пор, пока их доля составляет менее 2 млн руб. или не превышает 5% совокупного годового объема всех закупок (но не более 50 млн руб.).
- Данные рамки не распространяются на муниципальные образования со статусом сельских поселений.
Кроме того, на основании ч. 4 ст. 93 закона № 44 при совершении закупок малого объема в контракт или его приложение должен включаться расчет, обосновывающий стоимость государственного или муниципального заказа. Обоснование следует осуществлять, руководствуясь методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567.
Электронный магазин для малых закупок
С 01.07.2018 у государственных и муниципальных заказчиков появилась возможность использования так называемого электронного магазина для закупок малого объема. Официально он называется единым агрегатором торговли, его функционирование осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства РФ «О создании единого…» от 28.04.2018 № 824-р.
Оператором данного агрегатора правительство определило московскую компанию АО «РТ-Проектные технологии», функционирование площадки осуществляется без участия бюджетных средств, только за счет оператора. Ресурс располагается в интернете по адресу: https://agregatoreat.ru/ и имеет общий доступ для неограниченного круга лиц. Регламент его функционирования размещен на том же сайте, в разделе «Информационные материалы».
Не знаете свои права?
Размещение закупок малого объема на указанном ресурсе для государственных и муниципальных органов на момент написания статьи носит рекомендательный характер. Однако уже с 01.11.2018 для ряда заказчиков (исполнительных органов уровня РФ и федеральных казенных учреждений) малые закупки с использованием агрегатора станут обязательными.
Малый объем по 223-ФЗ
Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ не содержит ни определения малых закупок, ни ограничений по сумме, которые допускают использование особой упрощенной процедуры размещения госзаказа. Вместе с тем ст. 3.6 закона № 223 предусматривает, что заказчик вправе предусмотреть в положении о закупках случаи размещения заказа у единственного поставщика.
Положение о закупках, в соответствии с ч. 1 ст. 2 закона № 223, является правовым актом, который регламентирует правила закупочной деятельности. Документ должен соответствовать требованиям, установленным ч. 3 данной нормы.
Также ч. 2.1 той же статьи допускает принятие типовых положений. Например, Минобрнауки 17.01.2014 было утверждено типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для бюджетных учреждений. Нормы подп. 1 п. 29 данного положения предусматривают размещение заказа у единственного поставщика в случае, когда его цена не превышает определенной суммы. Следовательно, размер малой закупки определяется заказчиком индивидуально в соответствующем положении.
Таким образом, по закону № 44 малой закупкой признается контракт стоимостью до 100 тыс. руб. Правительством РФ рекомендовано размещать такие заказы в едином агрегаторе. При этом в законе № 223 малая закупка не упоминается, размер размещаемого у единственного поставщика заказа может определяться положением о закупках.
Любому государственному заказчику время от времени приходится совершать закупки на небольшие суммы. В некоторых случаях их объем настолько мал, что проведение конкурентных торгов считается нерациональным с экономической точки зрения. Поэтому законодатель разрешает проводить малые закупки по 44-ФЗ
у единственного поставщика.
В этой ситуации работает целый ряд законодательных норм.
Процедура малой закупки
Процедура малой закупки может производиться только при стоимости контракта не выше 100 или 400 тыс. рублей. Величина ценового ограничения напрямую зависит от субъекта закупки, формы его организации, сферы деятельности и годовой величины закупок. Все основания для осуществления таких закупок подробно изложены в п. 4,5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ.Обоснования малой закупки
Основание для закупки у единственного поставщика на сумму менее 100 тыс. рублей имеет абсолютно каждый заказчик. В то время как закупать без проведения конкурсных торгов на сумму до 400 тыс. рублей имеют только определенные виды организаций. Но давайте обо всем по порядку.Итак, в отношении малых закупок в силу вступают ограничения их лимитов по годовому объему. В рамках закона о контрактной системе изложено два варианта расчета максимально возможного объема:
- на сумму не более 2 млн рублей в год;
- на сумму, не превышающую 5% от совокупного годового финансового объема закупок предприятия.
Таким, образом, для компании с большим оборотом, намного выгоднее и удобнее второй вариант расчета, в то время как остальным лучше выбрать фиксированный предел в 2 млн рублей.
Переходим к закупкам у единственного поставщика на суммы до 400 тыс. рублей. Проводить их имеет право ограниченный круг заказчиков. Среди них только муниципальные и государственные организации:
- культурные и образовательные учреждения;
- парки, зоопарки, заповедники, ботанические сады;
- театры, музеи, концертные организации, планетарии, цирки;
- дворцы и дома культуры, клубы;
- архивные и библиотечные учреждения;
- организации, связанные с телевизионным и радиовещанием, имеющие государственное, либо муниципальное финансирование.
Принцип расчета остается тем же: в годовой объем включают не заключенные, а оплаченные за текущий период договоры.
Порядок осуществления закупок малого объема: исключения и ограничения
Порядок осуществления закупок малого объема предполагает определенные исключения.Например, при закупке со стороны учреждений сельскохозяйственного сектора лимиты не рассчитываются. Эту норму закрепляет п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ.
Кроме того, особенными положениями при совершении малых закупок вправе руководствоваться федеральные органы исполнительной власти. Для них ограничения годового объема закупок до 100 тыс. рублей рассчитывают в отдельном порядке.
Наконец, стоит сказать о том, что некоторые заказчики видят в разрешении осуществлять малые закупки у единственного поставщика возможность уклониться от организации тендеров или даже передавать контракты напрямую «своей» фирме. Для этого они применяют искусственное дробление договоров, разбивая один дорогостоящий лот на множество 100-тысячных контрактов и заключая все их с одной организацией. Такое действие может быть квалифицировано как притворная сделка, которая является административным правонарушением и наказывается в соответствии с ч. 1,2 ст. 7.29 КоАП РФ.
Если вы столкнулись с подобными нарушениями со стороны госзаказчиков, о них следует незамедлительно сообщить в Федеральную антимонопольную службу. Не знаете, как правильно составить жалобу или подать ее? Наши специалисты с радостью вам помогут. Вместе с вами мы сделаем тендерный рынок конкурентным и прозрачным!
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Теперь в "Бико" новый пакет услуг полного сопровождения после победы в тендере
24.01.2019
У нас хорошие новости! Вы уже знаете, что компания «Бико» обеспечивает поставщика всем необходимым для победы в тендере и сопровождает до заключения контракта.
Для закупок до 400 000 руб,. помимо ограничения заказчиков по деятельности, установлено ограничение по объему и сумме таких госзакупок - они не должны превышать 50% от СОГЗ организации и их сумма не должна превышать 20 млн. руб. Такие процедуры также должны вноситься заказчиком в план-график закупок, но размещения в ЕИС не требуется. Заказчик самостоятельно ведет их учет и предоставляет отчет по ним в конце годового финансового периода. Штраф за нарушение требований в закупках малого объема Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика. При выявлении ошибок в процедурах до 100 / 400 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30000 руб.
Малые закупки по 44-фз
Закона N 44-ФЗ).При заключении договора, сумма которого не превышает 100 тыс. рублей заказчик вправе руководствоваться пунктом 4 или пунктом 5 части 1 статьи 93 ФЗ-44 Нужно ли регестрировать договора в реестре контрактов 2.0 по п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ В соответствии с частью 1 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ, в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона. 1) Надо ли регистрировать договора до 100 и до 400 тыс (заключенные в Электронном магазине) в реестре госкантрактов на ООС. В соответствии с частью 1 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ, в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона.
Закупки малого объема (до 100 и 400 тыс)
Ответы Разъясните пожалуйста порядок заключения договоров на регулярные услуги, по которым в 2013 году были ежеквартальные пролонгации до 400 т.р. в квартал. Например – бухгалтерское обслуживание, клининг, озеленение и т.д. При заключении контракта с единственным поставщиком, даже при наличии соответствующих правовых оснований, необходимо в письменном отчете обосновать нецелесообразность или невозможность определения поставщика конкурентными способами (часть 3 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ).
Поэтому в настоящее время такие договоры целесообразно заключать путем проведения конкурентных процедур. Заключение дополнительных соглашений к контрактам (договорам) не предусмотрено законом. У учреждения в план-графике все договоры на сумму до 100 000 руб.
Лимита средств 5% не хватает на заключение всех договоров.
Закупки малого объема 44-фз
Внимание
В то время как закупать без проведения конкурсных торгов на сумму до 400 тыс. рублей имеют только определенные виды организаций. Но давайте обо всем по порядку. Итак, в отношении малых закупок в силу вступают ограничения их лимитов по годовому объему. В рамках закона о контрактной системе изложено два варианта расчета максимально возможного объема:
- на сумму не более 2 млн рублей в год;
- на сумму, не превышающую 5% от совокупного годового финансового объема закупок предприятия.
Осуществляя расчеты, необходимо принимать во внимание также контракты, заключенные до начала определенного финансового периода, но оплаченные после того, как он наступил.
Таким, образом, для компании с большим оборотом, намного выгоднее и удобнее второй вариант расчета, в то время как остальным лучше выбрать фиксированный предел в 2 млн рублей.
Лимиты закупок малого объема по 44-фз для бюджетного учреждения
Специальными нормами при проведении закупок небольшого объема пользуются организации исполнительной власти федерального уровня — их годовой лимит объема закупок на сумму до ста тысяч определяют в особенном порядке. При организации малых закупок законодательство РФ избавляет учреждения от нужды:
- отчитываться в документах о невозможности реализовывать закупки другими способами;
- обосновывать контрактную сумму и прочие главные условия его выполнения;
- указывать в документе контракта расчет и обоснование цены;
- указывать в отчетных документах итоги каждого этапа выполнения контракта, сведения о предмете контракта.
Правонарушения Некоторые недобросовестные заказчики усматривают в возможности проводить закупки у одного поставщика способ уклониться от проведения торгов или даже способ заключать контракты напрямую с определенной организацией.
Закупки малого объема
Инфо
Каждый заказчик иногда организует закупки на малые суммы. Зачастую объем закупаемых работ либо товаров очень мал, поэтому организация торгов является экономически и практически неэффективной. Вследствие этого на законодательном уровне разрешены небольшие закупки у единственного поставщика, без организации длительных и сложных торгов.
Важно
Возможность проведения Форма малой закупки возможна исключительно при контрактной цене не более ста либо четырехсот тысяч рублей. Размеры границы цены зависят от формы организации заказчика, видов деятельности и объема закупок в год. Причины для реализации этих закупок детально определены статьей 93 закона №44-ФЗ.
Условия для проведения малой закупки Если закупить у одного поставщика на сумму до ста тысяч рублей может любой заказчик, то закупку до четырехсот тысяч могут проводить только некоторые типы предприятий.
Совокупный годовой объем закупок
При осуществлении малых закупок закон снимает с заказчика обязательство по обоснованию цены контракта, предоставлению отчета о невозможности использовать прочие методы закупки, демонстрации итогов каждого этапа процедуры. Кроме того, организатор может вообще нигде не размещать информацию о проводимой процедуре, в том числе и в ЕИС. Это остается его добровольным правом. Отличие малых закупок по 223-ФЗ В соответствии с частью 15 статьи 4 223-ФЗ малой признается закупка, сумма которой не превышает 100 рублей.
Это справедливо для организаций, годовая выручка которых не превышает 50 миллиардов рублей. В противном случае малой признается закупка на сумму до 500 тысяч рублей. Информацию о таких закупках организатор не обязан размещать в ЕИС.
Каждый заказчик вправе самостоятельно определять перечень закупок, к которым может применять упрощенный порядок проведения процедуры.